kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык и речь. Основные составляющие языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к Вводному уроку обобщающего курса Русский язык.

Различие языка и речи. Система языка. Общенациональный и литературный язык.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Язык и речь. Основные составляющие языка»

Презентация  по русскому языку автор Замятина Светлана Викторовна Иркутск, ФГБОУ ВО ИрГУПС СИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА 2018

Презентация по русскому языку

автор Замятина Светлана Викторовна

Иркутск, ФГБОУ ВО ИрГУПС

СИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА

2018

Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной… Пётр Андреевич Вяземский.

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

Пётр Андреевич Вяземский.

Соотношение понятий Уровни языка РЕЧЬ ЯЗЫК Глокая куздра штеко бодланула бокра. синтаксис лексикология морфология морфемика фонетика

Соотношение понятий

Уровни языка

РЕЧЬ

ЯЗЫК

Глокая куздра штеко бодланула бокра.

синтаксис

лексикология

морфология

морфемика

фонетика

ЯЗЫК РЕЧЬ Речь — 1) форма общения, опосредованная языком;  2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности ,  способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации…

ЯЗЫК

РЕЧЬ

Речь — 1) форма общения, опосредованная языком;

2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива

Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности , способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации…

ЯЗЫК РЕЧЬ Риторика Грамматика Культура речи фонетика Стилистика словообразование морфемика Речевой этикет морфология Ораторское искусство риторика (узк.) синтаксис

ЯЗЫК

РЕЧЬ

Риторика

Грамматика

Культура речи

фонетика

Стилистика

словообразование

морфемика

Речевой этикет

морфология

Ораторское искусство

риторика (узк.)

синтаксис

Функция общения Функция сообщения Функция воздействия Разновидности речи  по форме использования языка  Устная форма Письменная форма
  • Функция общения
  • Функция сообщения
  • Функция воздействия

Разновидности речи

по форме использования языка

Устная форма

Письменная форма

Речь существует также в форме монолога или диалога

Культура речи – это наука, изучающая владение нормами устного и письменного литературного языка  (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи  Речевая норма – это наиболее распространённый, закреплённый практикой вариант  произношения , написания, изменения.

Культура речи – это наука, изучающая владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи

Речевая норма – это наиболее распространённый, закреплённый практикой вариант произношения , написания, изменения.

РЕЧЬ ЯЗЫК ВИДЫ НОРМ:  1. орфоэпические  – нормы произношения слов и их форм.  2.  морфологические – нормы формообразования слов .  3.  лексические – нормы употребления слова в речи в соответствии с его значением . 4. синтаксические – нормы построения словосочетаний и предложений . 5. орфографические – нормы правописания слов.  6. пунктуационные  – нормы расстановки знаков препинания . синтаксис лексикология морфология морфемика фонетика Уровни языка

РЕЧЬ

ЯЗЫК

ВИДЫ НОРМ:

1. орфоэпические – нормы произношения слов и их форм.

2. морфологические – нормы формообразования слов .

3. лексические – нормы употребления слова в речи в соответствии с его значением .

4. синтаксические – нормы построения словосочетаний и предложений .

5. орфографические нормы правописания слов.

6. пунктуационные нормы расстановки знаков препинания .

синтаксис

лексикология

морфология

морфемика

фонетика

Уровни языка

Критерии выбора нормы: языковая аналогия – соответствие вариантов системе языка .  Например, норма произношения слова шофёр  продиктована соответствием вариантов актёр, лифтёр, монтёр;  слово  биржевáя имеет ударение на предпоследнем слоге по аналогии со словами  годовáя, групповáя ; ударение в слове дедовщина  вызвано аналогией с произношением  слов групповщúна, штурмовщúна, чертовщúна. культурная традиция – предпочтение варианта образованной частью общества .  Если первый критерий выбора норм не даёт ответа, то обращаются к критерию «культурная традиция». Так, например, культурный человек негативно воспринимает вариант ложить, поэтому в литературном языке закрепились вариант глагола несовершенного вида класть и вариант глагола совершенного вида положить.

Критерии выбора нормы:

  • языковая аналогия – соответствие вариантов системе языка .

Например, норма произношения слова шофёр продиктована соответствием вариантов актёр, лифтёр, монтёр; слово биржевáя имеет ударение на предпоследнем слоге по аналогии со словами годовáя, групповáя ; ударение в слове дедовщина вызвано аналогией с произношением слов групповщúна, штурмовщúна, чертовщúна.

  • культурная традиция – предпочтение варианта образованной частью общества .

Если первый критерий выбора норм не даёт ответа, то обращаются к критерию «культурная традиция». Так, например, культурный человек негативно воспринимает вариант ложить, поэтому в литературном языке закрепились вариант глагола несовершенного вида класть и вариант глагола совершенного вида положить.

  • общепринятость – частотное употребление варианта в речи («все так говорят»).
Общенациональный язык Общенациональный язык – это общий язык всей нации. Литературный язык состоит из  функциональных стилей Нелитературные типы речи Городское просторечие Книжные стили Разговорный  стиль Территориальные диалекты  (сельский говор) Научный стиль Социальные диалекты Публицистический стиль Арго Официально-деловой стиль Жаргон Сленг Литературно-художественный стиль Профессиональные диалекты

Общенациональный язык

Общенациональный язык – это общий язык всей нации.

Литературный язык

состоит из

функциональных стилей

Нелитературные

типы речи

Городское просторечие

Книжные стили

Разговорный

стиль

Территориальные диалекты

(сельский говор)

Научный стиль

Социальные диалекты

Публицистический стиль

Арго

Официально-деловой стиль

Жаргон

Сленг

Литературно-художественный

стиль

Профессиональные

диалекты

Общенациональный язык Общенациональный язык – это общий язык всей нации. Нелитературные типы речи Литературный язык состоит из  функциональных стилей Городское просторечие Книжные стили Разговорный  стиль Территориальные диалекты  (сельский говор) Научный стиль Социальные диалекты Публицистический стиль Арго Официально-деловой стиль Жаргон Сленг Литературно-художественный стиль Профессиональные диалекты

Общенациональный язык

Общенациональный язык – это общий язык всей нации.

Нелитературные

типы речи

Литературный язык

состоит из

функциональных стилей

Городское просторечие

Книжные стили

Разговорный

стиль

Территориальные диалекты

(сельский говор)

Научный стиль

Социальные диалекты

Публицистический стиль

Арго

Официально-деловой стиль

Жаргон

Сленг

Литературно-художественный

стиль

Профессиональные

диалекты

Литературный язык – это высшая форма развития национального языка. Признаки литературного языка:

Литературный язык это высшая форма развития национального языка.

Признаки литературного языка:

  • письменная фиксация;
  • общепринятость;
  • общеобязательность;
  • полифункциональность;
  • нормирóванность;
  • кодификация (узаконéние норм в словаре, учебнике, грамматике).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Язык и речь. Основные составляющие языка

Автор: Замятина Светлана Викторовна

Дата: 09.05.2018

Номер свидетельства: 468849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Роль аудирования в развитии коммуникативной компетенции в обучении английского языка"
    ["seo_title"] => string(83) "rolaudirovaniiavrazvitiikommunikativnoikompietientsiivobuchieniianghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "278599"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453114388"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая учебная программа по английскому языку для 4 класса на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-uchiebnaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-4-klassa-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132026"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416258248"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства