kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык и речь. Культура речи.10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной презентации - познакомить учащихся с  основными качествами хорошей речи и сформировать умения применять полученные знания на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Язык и речь. Культура речи.10 класс»

Презентация к уроку  русского языка в 10 классе. Приготовила учитель русского языка Манаенко Татьяна Вадимовна МБОУ СОШ №1 г. Ессентуки Язык и речь.

Презентация к уроку русского языка в 10 классе.

Приготовила учитель русского языка

Манаенко Татьяна Вадимовна

МБОУ СОШ №1 г. Ессентуки

Язык и речь.

Как вы понимаете эти слова?  «Самое удивительное и мудрое творение человечества – это язык, и по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».  (К. Г. Паустовский)

Как вы понимаете эти слова?

«Самое удивительное и мудрое творение человечества – это язык, и по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

(К. Г. Паустовский)

ТЕМА Язык и речь Культура речи

ТЕМА

Язык и речь

Культура речи

Каковы цели нашего урока? Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке?

Каковы цели нашего урока?

Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке?

Цели урока познакомиться с основными качествами хорошей речи; формировать умения применять  знания на практике; воспитывать уважение к русскому языку.

Цели урока

  • познакомиться с основными качествами хорошей речи;
  • формировать умения применять

знания на практике;

  • воспитывать уважение к русскому языку.

Какой должна быть речь? Словарный запас А. Пушкина составлял примерно 21 тыс. слов, у современного взрослого образованного человека – примерно 10-12 тыс. слов. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже. О каком качестве идёт речь? Как определить, бедна или богата речь? 

Какой должна быть речь?

Словарный запас А. Пушкина составлял примерно 21 тыс. слов, у современного взрослого образованного человека – примерно 10-12 тыс. слов. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже.

О каком качестве идёт речь? Как определить, бедна или богата речь? 

Какой должна быть речь?

Какой должна быть речь?

  • Короче , г уляет князь Гвидон по берегу моря, а навстречу ему, прикинь, по волнам царевна-лебедь как бы плывёт.
  • Я не парюсь об экзамене, у меня есть шпоры.
  • Что вы заметили? Исправьте
Избегай!  Слова-паразиты не несут никакой информации и никак не влияют на содержательность речи. Это бессмысленные слова. Употребление в речи слов,  лишённых смысловой нагрузки,  превращает их в речевой мусор!

Избегай! Слова-паразиты не несут никакой информации и никак не влияют на содержательность речи. Это бессмысленные слова. Употребление в речи слов,  лишённых смысловой нагрузки,  превращает их в речевой мусор!

Избегай!   СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

Избегай! СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

Избегай!  ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.

Избегай! ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.

Избегайте!  Пустословие -пустые, бессодержательные и бесплодные разговоры

Избегайте! Пустословие -пустые, бессодержательные и бесплодные разговоры

Компоненты хорошей речи

Компоненты хорошей речи

  • Содержательность
  • Богатство
  • Чистота
Как правильно сказать?

Как правильно сказать?

  • Предоставить отпуск ввиду болезни.
  • или
  • Предоставить отпуск вследствие болезни
  • Одеть на встречу смокинг
  • или
  • Надеть на встречу смокинг.
Как правильно сказать?

Как правильно сказать?

  • Прочтите предложения, выберете из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор.
  • Прочтите предложения, выберете из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор.
  • (ГУ­МА­НИ­ТАР­НАЯ , ГУМАННАЯ) по­мощь была до­став­ле­на в ДНР.
  • (ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖ­ДЕБ­НАЯ) обо­ро­на была слом­ле­на благодаря сплочённости всех народов.
  • Этот че­ло­век был да­ле­ко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИН­СТВЕН­НЫЙ) в своём роде.
  • (ГУ­МА­НИ­ТАР­НАЯ , ГУМАННАЯ) по­мощь была до­став­ле­на в ДНР.
  • (ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖ­ДЕБ­НАЯ) обо­ро­на была слом­ле­на благодаря сплочённости всех народов.
  • Этот че­ло­век был да­ле­ко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИН­СТВЕН­НЫЙ) в своём роде.
  • Как называются такие слова?
  • Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
  • Как называются такие слова?
  • Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?
Компоненты хорошей речи

Компоненты хорошей речи

  • Точность
  • Логичность
Анализ ситуации   «Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров»

Анализ ситуации

«Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования.

В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров»

Компоненты хорошей речи

Компоненты хорошей речи

  • Уместность
Компоненты хорошей речи Правильность «Культура речи – это степень соответствия речи нормам  литературного языка»

Компоненты хорошей речи

  • Правильность

«Культура речи – это

степень соответствия

речи нормам

литературного языка»

Назовите нормы РЛЯ  определяет правила произношения слов и постановку  ударения в них («свёкла», а не «свекла»)    орфоэпическая

Назовите нормы РЛЯ определяет правила произношения слов и постановку ударения в них («свёкла», а не «свекла»)

  • орфоэпическая

Расставьте ударение в словах  1)намерения, договор, документ.  2) хозяева, облегчить.

Расставьте ударение в словах

  • 1)намерения, договор, документ.

  • 2) хозяева, облегчить.

  • 3)эксперту, одновременно, углубить.
Проверьте себя.

Проверьте себя.

  • Орфоэпия
  • 1)намЕрения, договОр, докумЕнт.
  • 2) хозЯева, облегчИть.
  • 3)экспЕрту, одновремЕнно, углубИть.
Назовите нормы РЛЯ  определяет правила образования слов и форм слов ,  употребления частей речи и их форм построения синтаксических конструкций

Назовите нормы РЛЯ определяет правила образования слов и форм слов , употребления частей речи и их форм построения синтаксических конструкций

  • грамматическая
Исправьте грамматические ошибки 1. «Он всегда ложит локти на стол». 2. «Кругом – никакого движения, только мельница махает своими крыльями». 3. «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».

Исправьте грамматические ошибки

1. «Он всегда ложит локти на стол».

2. «Кругом – никакого движения, только мельница махает своими крыльями».

3. «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».

Проверьте себя

Проверьте себя

  • 1) «Он всегда кладет локти на стол».
  • 2) «Кругом – никакого движения, только мельница машет своими крыльями».
  • 3) «Родители были уверены, что их ребенок продолжит семейное дело».
Назовите нормы РЛЯ  определяет правила употребления слов в соответствии  с их значением и сочетания слов в речи

Назовите нормы РЛЯ определяет правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи

  • лексические
Исправьте лексическую ошибку Мысль развивается на продолжении всего текста Не стоит менять историю вспять. Он щелкнул щиколоткой калитки. Плюшкин ходил в дряхлом халате.

Исправьте лексическую ошибку

  • Мысль развивается на продолжении всего текста
  • Не стоит менять историю вспять.
  • Он щелкнул щиколоткой калитки.
  • Плюшкин ходил в дряхлом халате.

Проверьте себя Лексика Мысль развивается на протяжении всего текста Не стоит поворачивать историю вспять. Он щелкнул щеколдой калитки. Плюшкин ходил в старом халате.

Проверьте себя

  • Лексика

Мысль развивается на протяжении всего текста

Не стоит поворачивать историю вспять.

Он щелкнул щеколдой калитки.

Плюшкин ходил в старом халате.

Назовите нормы РЛЯ  определяет правила употребления слов в соответствии  с их значением и сочетания слов в речи

Назовите нормы РЛЯ определяет правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи

  • речевые
Найти речевые ошибки В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Найти речевые ошибки

  • В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
  • В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Избегайте!  Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов.  (Масло масляное)

Избегайте! Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов. (Масло масляное)

Избегайте!  Плеоназмы - словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.

Избегайте! Плеоназмы - словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.

Компоненты хорошей речи

Компоненты хорошей речи

  • выразительность
Работа с текстом

Работа с текстом

  • Утро было праздничное, жаркое; .., … трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в … воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор … над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё … пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и … погнала её против течения по … воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так …  в это … утро.
Оригинал текста Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно   в это милое утро. - Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?

Оригинал текста

  • Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно   в это милое утро.
  • - Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?

Написать эссе «Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления».  ( Ф. Ницше)

Написать эссе

  • «Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления».

( Ф. Ницше)

Рефлексия Наш урок подошёл к концу. Мы выяснили, какие составляющие включает в себя культура речи.   Вы проделали большую работу, имеющую несомненное значение. Берегите свой язык!  Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие.

Рефлексия

  • Наш урок подошёл к концу. Мы выяснили, какие составляющие включает в себя культура речи.   Вы проделали большую работу, имеющую несомненное значение. Берегите свой язык!  Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Язык и речь. Культура речи.10 класс

Автор: Манаенко Татьяна Вадимовна

Дата: 25.12.2022

Номер свидетельства: 621534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа по русскому языку в 1-4 классах"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_v_1_4_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "393084"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487396902"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тема: Общие сведения о русском языке. Язык и культура "
    ["seo_title"] => string(62) "tiema-obshchiie-sviedieniia-o-russkom-iazykie-iazyk-i-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "237527"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444325484"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа кружка по английскому языку для 3- 4 класса "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-kruzhka-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-3-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "221857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435638964"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Роль кружковой работы в изучении английского языка в 5-6 классах "
    ["seo_title"] => string(70) "rol-kruzhkovoi-raboty-v-izuchienii-anghliiskogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "134706"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416771659"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства