Тема: Звук и буква А.
Образовательная область: Речевое развитие.
Интегрированные образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности. Познакомить с гласным звуком А, буквой А.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русскому языку; закреплять навык соблюдения правил поведения в детском саду; развивать способность оказать помощь сверстнику.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику, фонематический слух детей, связанную речь, память, умение анализировать. Совершенствовать звуковую культуру речи детей. Развивать грамматический строй речи. Развивать способность сохранять устойчивый познавательный интерес. Развивать умение высказывать умозаключения.
Образовательные: Способствовать развитию звуко – буквенного анализа. Познакомить с условным обозначением звука А– красный квадрат. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце). Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Планируемый результат: Проявляют интерес в процессе образовательной деятельности, умеют вести диалог, высказывать свою точку зрения. Узнает звук [А] в словах, умеет определять местонахождения звуков в слове (в начале, в середине, в конце).
Методы и приемы: показ, просмотр презентации, объяснение, вопросы, рассматривание, сравнение, физкультминутка, игра, работа по тетрадям.
Наглядные средства обучения: Демонстрационный материал: проектор, доска, ноутбук, презентация, мультфильм; картинки: чашка, стул, бант, стол, шапка; раздаточный материал: цветные карандаши; рабочие тетради, листочки с заданием «Найди и закрась букву А».
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, д/и: «Найди место звука в слове», «Скажи наоборот», «Продолжи фразу», «Узор из звуков», «Мои первые буквы», рассматривание иллюстраций в прописях.
Структура НОД
I. Орг. момент.
II. Знакомство с новым звуком. Просмотр презентации «Звук и буква А»
Звук [А] гласный. Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.
III. Основная часть
1.Игра «Найди и обведи»
Назвать предметы, нарисованные на картинке: чашка, стул, бант, стол, шапка; в каких есть звук А; произнести слова, интонационно выделяя звук А.
2. Игра «Определи место звука в слове» (по тетради)
Слова на рисунке обозначены прямоугольником. Звук [А] будем обозначать красным квадратом.
Определите, где находится звук [А]: в начале, в середине или в конце слова.
3.Игра «Кто внимательный»
Чтение стихотворения, предложить запомнить слова, в которых есть звук [А].
Аист азбуку учил
И пятерку получил.
И сегодня без подсказки
Сам себе читает сказки.
4. Физкультминутка - игра «Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Аист бодро отвечает:
-Топай правою ногой.
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
Потом - правою ногой,
Потом - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
5. Рисуем матрешек, пишем букву [А] (по тетради)
6. Игра «Определи место буквы в слове» (по тетради)
IV. Итог.
Просмотр мультфильма «Азбука – малышка» (Буква А)
Задание «Найди и закрась букву А» (в свободное время)