kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фразеология и фразеологические единицы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В русском языке (как и в ряде других языков) слова соединяются друг с другом, образуя словосочетания. Одни из них свободные, другие — несвободные. Ср., например, употребление словосочетания вверх дном в предложениях: Там обшивали досками челн; там, переворотивши его вверх дном, конопатили и смолили (Г.). — Ночью в домик Тараса ворвались полицейские. Они перевернули вверх дном все комнаты и чуланы (Горб.). В первом предложении это словосочетание свободное, каждое слово в нем сохраняет самостоятельное значение и выполняет определенную синтаксическую функцию. Оба слова могут свободно сочетаться с другими словами: вниз дном, с прочным дном; вверх боком, вверх кормой, вверх и вниз и т.д. Подобные сочетания создаются в процессе речи в соответствии с личными восприятиями, впечатлениями как результат определенной ситуации. Такие сочетания в нашей памяти не сохраняются: изменятся обстоятельства — возникнут новые свободные сочетания. Во втором предложении это же сочетание имеет совсем иное значение: «привести что-либо в беспорядок, в состояние хаоса». Оно уже несвободно. Самостоятельное значение слов-компонентов в нем ослаблено, так как утрачена соотнесенность с предметом, исчезли номинативные свойства слов, поэтому смысл всего оборота уже почти не связан с семантикой каждого слова в отдельности. Лексически такое сочетание является неделимым и в речи воспроизводится как готовая речевая единица.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фразеология и фразеологические единицы »

Фразеологические  обороты (мультимедийное приложение к уроку русского языка  в 5 классе) .

Фразеологические

обороты

(мультимедийное приложение к уроку русского языка

в 5 классе)

.

Фразеологические обороты «Живописный способ выражаться посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений» Э.А.Вартаньян

Фразеологические обороты

«Живописный способ выражаться посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений»

Э.А.Вартаньян

Сравните сочетания слов в левой и в правой колонках: вешать пальто вешать голову сесть в лодку сесть в калошу гонять мяч гонять лодыря клевать пшено клевать носом

Сравните сочетания слов в левой и в правой колонках:

вешать пальто вешать голову

сесть в лодку сесть в калошу

гонять мяч гонять лодыря

клевать пшено клевать носом

Устойчивые сочетания , или несвободные сочетания, называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ. Фразеологизм: фраза – «логос», т.е фраза – слово.

Устойчивые сочетания , или несвободные сочетания, называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

Фразеологизм: фраза – «логос», т.е

фраза – слово.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами»,  « российскими пословиями », предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами»,

« российскими пословиями », предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология.

Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи

« Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится» - говорят в народе. И действительно, каждое выражение, ставшее фразеологизмом, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории народа . Со значением фразеологизмов можно познакомиться в специальном словаре фразеологизмов – «Фразеологическом словаре».

« Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится» - говорят в народе. И действительно, каждое выражение, ставшее фразеологизмом, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории народа .

Со значением фразеологизмов можно познакомиться в специальном словаре фразеологизмов – «Фразеологическом словаре».

Многие устойчивые обороты пришли к нам из мифов  и стали принадлежностью нашего языка.   Яблоко раздора    На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера . Желая поссорить их между собой, богиня раздора Эрида бросила в толпу золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено ей. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите – богине красоты. Разгорелась кровопролитная война. С тех пор мы называем повод для разногласий, спора ЯБЛОКОМ РАЗДОРА

Многие устойчивые обороты пришли к нам из мифов и стали принадлежностью нашего языка.

Яблоко раздора

На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера . Желая поссорить их между собой, богиня раздора Эрида бросила в толпу золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено ей. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите – богине красоты. Разгорелась кровопролитная война.

С тех пор мы называем повод для разногласий, спора ЯБЛОКОМ РАЗДОРА

Ахиллесова пята Ахилл- герой легенд Древней Греции. Непобедимый воин. Мать Ахилла, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищённой. В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. Всякое слабое, уязвимое место человека ( в характере, привычках, склонностях) называют АХИЛЛЕСОВОЙ ПЯТОЙ .

Ахиллесова пята

Ахилл- герой легенд Древней Греции. Непобедимый воин.

Мать Ахилла, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищённой.

В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Всякое слабое, уязвимое место человека

( в характере, привычках, склонностях) называют АХИЛЛЕСОВОЙ ПЯТОЙ .

К фразеологическим выражениям многие учёные относят пословицы, поговорки, а также меткие выражения писателей, которые настолько часто стали употребляться в речи, что их называют « крылатыми »: А воз и ныне там. (И.Крылов) Слона-то я и не приметил. (И.Крылов) Счастливые часов не наблюдают. (А.Грибоедов ) Есть специальный словарь «Крылатые слова» , его авторы  Н.С.Ашукин и М.Г. Ашукина.

К фразеологическим выражениям многие учёные относят пословицы, поговорки, а также меткие выражения писателей, которые настолько часто стали употребляться в речи, что их называют « крылатыми »:

А воз и ныне там. (И.Крылов)

Слона-то я и не приметил. (И.Крылов)

Счастливые часов не наблюдают. (А.Грибоедов )

Есть специальный словарь

«Крылатые слова» , его авторы

Н.С.Ашукин и М.Г. Ашукина.

Товарищ твой просит украдкой Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут: Ответы списать из тетрадки. От этой песни Не надо, ведь этим ты другу  Уши вянут Окажешь  Медвежью услугу.     Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят:  Водой не разольёшь     Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк, И так устали мы в дороге, что еле  Волочили ноги.

Товарищ твой просит украдкой

Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

Ответы списать из тетрадки.

От этой песни

Не надо, ведь этим ты другу

Уши вянут

Окажешь Медвежью услугу.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой не разольёшь

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк,

И так устали мы в дороге, что еле

Волочили ноги.

Замени фразеологизмы одним словом.  Всегда ли это возможно? Рука об руку - … На руках носить - … Держать в ежовых рукавицах - … Золотые руки - … Рукой подать - … Прибрать к рукам - … Быть правой рукой - … Дать руку на отсечение - … Быть под рукой - … Дружно Баловать Не давать воли Умелые руки Близко Завладеть чем-то Быть нужным кому-то Ручаться за кого-то Близко

Замени фразеологизмы одним словом.

Всегда ли это возможно?

Рука об руку - …

На руках носить - …

Держать в ежовых рукавицах - …

Золотые руки - …

Рукой подать - …

Прибрать к рукам - …

Быть правой рукой - …

Дать руку на отсечение - …

Быть под рукой - …

Дружно

Баловать

Не давать воли

Умелые руки

Близко

Завладеть чем-то

Быть нужным кому-то

Ручаться за кого-то

Близко

ПОДБЕРИ КАРТИНКУ 3 3 2 2 1 Делать из мухи слона Жить как Медведь Кошка с собакой на ухо наступил 5 4 4 Вертеться как белка Ехать зайцем в колесе

ПОДБЕРИ КАРТИНКУ

3 3

2 2

1

Делать из мухи слона

Жить как

Медведь

Кошка с собакой

на ухо

наступил

5

4 4

Вертеться как белка

Ехать зайцем

в колесе

Закончи фразеологизм, используя слова для справок Смотреть как …на новые ворота Голодный как … Пустить … в огород Купить … в мешке Ползти как сонная …

Закончи фразеологизм, используя слова для справок

Смотреть как …на новые ворота

Голодный как …

Пустить … в огород

Купить … в мешке

Ползти как сонная …

Подведём итоги 1. Что такое фразеологизмы? 2. Чем они отличаются от свободных сочетаний слов? 3. Приведите примеры фразеологических оборотов.

Подведём итоги

1. Что такое фразеологизмы?

2. Чем они отличаются от свободных сочетаний слов?

3. Приведите примеры фразеологических оборотов.

Оцените, как вы работали на уроке Не покладая рук Тяп-ляп Засучив рукава В поте лица Рука об руку Через пень колоду

Оцените, как вы работали на уроке

Не покладая рук

Тяп-ляп

Засучив

рукава

В поте лица

Рука об руку

Через пень колоду


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фразеология и фразеологические единицы

Автор: ТАРАСЕВИЧ АННА БОРИСОВНА

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136701

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Презентация открытого урока по русскому языку по теме "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление." "
    ["seo_title"] => string(130) "priezientatsiia-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-frazieologhiia-frazieologhichieskiie-iedinitsy-i-ikh-upotrieblieniie"
    ["file_id"] => string(6) "232619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442866132"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Фразеология. Фразеологические единицы."
    ["seo_title"] => string(46) "frazieologhiia_frazieologhichieskiie_iedinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "441877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512301786"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Исследовательская работа МАН   "ОСОБЕННОСТИ СПОСОБОВ ПЕРЕВОДА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ПРОИЗВЕДЕНИИ LILY HIDE “DREAM LAND” "
    ["seo_title"] => string(132) "issliedovatiel-skaia-rabota-man-osobiennosti-sposobov-pierievoda-frazieologichieskikh-iedinits-v-proizviedienii-lily-hide-dream-land"
    ["file_id"] => string(6) "210626"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431460188"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnyi-plan-na-tiemu-povtorieniie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "147024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419307959"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства