В русском языке (как и в ряде других языков) слова соединяются друг с другом, образуя словосочетания. Одни из них свободные, другие — несвободные. Ср., например, употребление словосочетания вверх дном в предложениях: Там обшивали досками челн; там, переворотивши его вверх дном, конопатили и смолили (Г.). — Ночью в домик Тараса ворвались полицейские. Они перевернули вверх дном все комнаты и чуланы (Горб.). В первом предложении это словосочетание свободное, каждое слово в нем сохраняет самостоятельное значение и выполняет определенную синтаксическую функцию. Оба слова могут свободно сочетаться с другими словами: вниз дном, с прочным дном; вверх боком, вверх кормой, вверх и вниз и т.д. Подобные сочетания создаются в процессе речи в соответствии с личными восприятиями, впечатлениями как результат определенной ситуации. Такие сочетания в нашей памяти не сохраняются: изменятся обстоятельства — возникнут новые свободные сочетания. Во втором предложении это же сочетание имеет совсем иное значение: «привести что-либо в беспорядок, в состояние хаоса». Оно уже несвободно. Самостоятельное значение слов-компонентов в нем ослаблено, так как утрачена соотнесенность с предметом, исчезли номинативные свойства слов, поэтому смысл всего оборота уже почти не связан с семантикой каждого слова в отдельности. Лексически такое сочетание является неделимым и в речи воспроизводится как готовая речевая единица.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фразеология и фразеологические единицы »
Фразеологические
обороты
(мультимедийное приложение к уроку русского языка
в 5 классе)
.
Фразеологические обороты
«Живописный способ выражаться посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений»
Э.А.Вартаньян
Сравните сочетания слов в левой и в правой колонках:
вешать пальто вешать голову
сесть в лодку сесть в калошу
гонять мяч гонять лодыря
клевать пшено клевать носом
Устойчивые сочетания , или несвободные сочетания, называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.
Фразеологизм: фраза – «логос», т.е
фраза – слово.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами»,
« российскими пословиями », предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология.
Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи
«Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится» - говорят в народе. И действительно, каждое выражение, ставшее фразеологизмом, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории народа .
Со значением фразеологизмов можно познакомиться в специальном словаре фразеологизмов – «Фразеологическом словаре».
Многие устойчивые обороты пришли к нам измифови стали принадлежностью нашего языка.
Яблоко раздора
На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера . Желая поссорить их между собой, богиня раздора Эрида бросила в толпу золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено ей. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите – богине красоты. Разгорелась кровопролитная война.
С тех пор мы называем повод для разногласий, спора ЯБЛОКОМ РАЗДОРА
Ахиллесова пята
Ахилл- герой легенд Древней Греции. Непобедимый воин.
Мать Ахилла, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищённой.
В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.
Всякое слабое, уязвимое место человека
( в характере, привычках, склонностях) называют АХИЛЛЕСОВОЙ ПЯТОЙ .
К фразеологическим выражениям многие учёные относят пословицы, поговорки, а также меткие выражения писателей, которые настолько часто стали употребляться в речи, что их называют « крылатыми »:
А воз и ныне там. (И.Крылов)
Слона-то я и не приметил. (И.Крылов)
Счастливые часов не наблюдают. (А.Грибоедов)
Есть специальный словарь
«Крылатые слова» , его авторы
Н.С.Ашукин и М.Г. Ашукина.
Товарищ твой просит украдкой
Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
Ответы списать из тетрадки.
От этой песни
Не надо, ведь этим ты другу
Уши вянут
ОкажешьМедвежью услугу.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой не разольёшь
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге, что еле
Волочили ноги.
Замени фразеологизмы одним словом.
Всегда ли это возможно?
Рука об руку - …
На руках носить - …
Держать в ежовых рукавицах - …
Золотые руки - …
Рукой подать - …
Прибрать к рукам - …
Быть правой рукой - …
Дать руку на отсечение - …
Быть под рукой - …
Дружно
Баловать
Не давать воли
Умелые руки
Близко
Завладеть чем-то
Быть нужным кому-то
Ручаться за кого-то
Близко
ПОДБЕРИ КАРТИНКУ
3 3
2 2
1
Делать из мухи слона
Жить как
Медведь
Кошка с собакой
на ухо
наступил
5
4 4
Вертеться как белка
Ехать зайцем
в колесе
Закончи фразеологизм, используя слова для справок
Смотреть как …на новые ворота
Голодный как …
Пустить … в огород
Купить … в мешке
Ползти как сонная …
Подведём итоги
1. Что такое фразеологизмы?
2. Чем они отличаются от свободных сочетаний слов?