Просмотр содержимого документа
«"Фразеологизмы в речи современных школьников"»
Проект
«Фразеологизмы в речи современных школьников».
Гипотеза : для большинства детей, говорящих на русском языке, фразеологизмы являются знакомым
и понятным материалом, так как с раннего детства в семье с ними разговаривали родные,
употребляя различные устойчивые сочетания.
Цель :
выявление особенностей употребления фразеологизмов в речи современных школьников .
Задачи:
-изучить теоретический материал по теме «Фразеология» (значение термина, происхождение, особенности употребления в речи);
провести социологический опрос, чтобы узнать используют ли учащиеся школы в своей речи фразеологизмы, если да, то какие;
выявить степень использования фразеологизмов в детской литературе и мультипликационных фильмах;
Объект исследования: материалы анкетирования школьников 5, 9 и 11 классов.
Предмет исследования : особенности употребления фразеологизмов.
Учащимся 5-а, 9-а и 11 классов нашей школы были заданы следующие вопросы:
Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?
Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?
Какие чаще всего фразеологизмы вы используете в речи?
Как вы думаете, для чего нужны фразеологизмы?
Определить значение фразеологизмов
Используете ли вы фразеологизмы в речи?В 5 классе
Для чего нужны фразеологизмы?
для богатой, выразительной речи;
точнее выразить мысль;
сделать речь интереснее;
не знают для чего.
Какие же фразеологизмы чаще всего в речи используют 5-классники , 9-классники и учащиеся 11 класса?
Учащиеся 5, 9 и 11 классов используют в своей речи несколько одинаковых фразеологизмов:
Льет, как из ведра;
Не вешай нос;
Бить баклуши;
Медведь на ухо наступил;
Вешать лапшу на уши.
Употребляют в речи 9-классники и 11-классники:
Экзамены на носу;
Как об стенку горох;
Как гора с плеч свалилась.
Употребляют в речи 9-классники и 5-классники:
Из головы вылетело.
Употребляют в речи 5-классники и 11-классники:
Снег на голову.
Значение фразеологизмов
Фразеологизм
5 класс
Мартышкин труд
0
9 класс
Медведь на ухо наступил
11 класс
0
2
Гордиев узел
0
6 чел (100%)
6
Дамоклов меч
Троянский конь
0
6 чел (100%)
0
6 чел (100%)
3
0
6 чел (100%)
3
6 чел (100%)
Использование фразеологизмов в литературных произведениях .
Название произведения
Обнаруженные фразеологизмы
Рассказ К.Паустовского «Барсучий нос»
Количество фразеологизмов
На пушечный выстрел
В. Лагин «Старик Хоттабыч»
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк»
1
Свежая голова
Лиса и журавль»
2
Глаз не смыкал.
Как в воду канул
Служить верой-правдой.
4
Не солоно хлебавши
Пустился наутёк.
1
С пустыми руками.
«Гарри Поттер» Дж. Роллинг .
Название произведения
Обнаруженные фразеологизмы
«Гарри Поттер» Дж. Роллинг
Количество фразеологизмов
Камня на камне не оставят. Белая ворона. Как в воду глядел. Как сквозь землю провалился.Соломоново решение. Из рук вон Быть на седьмом небе. Как по маслу. Кромешная тьма. Как воды в рот набрал. Сломя голову. Быть на седьмом небе. Держать язык за зубами. Держи карман шире. Согнуть в три погибели. Как вкопанный. Лезть на стенку. Пропустил мимо ушей. Стиснув зубы. Потупив голову. Пулей вылетел. Быть начеку. Как в воду канул и др.
28
Использование фразеологизмов в мультипликационных фильмах
Название произведения
Обнаруженные фразеологизмы
«Ну, погоди!»
Количество фразеологизмов
-
«Приключения кота Леопольда»
0
-
«Каникулы в Простоквашино»
0
Живём душа в душу
«Илья Муромец и Соловей - разбойник»
1
Откуда ни возьмись.Проходу не давать.Придёт мой час.Что хочу, то и ворочу. Оглянуться не успеешь.Собравшись с духом. Не по вкусу.Вновь распоясался. Чтоб тебе пусто было.Идти налегке.Что-то пронюхать. Бить челом. Удача улыбнулась. Крепок в ногах. Идти своим чередом. Снизошла божья благодать. Проворонить (что-либо). Глаза разуй. Чует сердце.
19
Фразеологизмы делают нашу речь более интересной, эмоциональной и живой.