kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на Всероссийской конференции "Внутришкольная система оценки образовательных результатов обучающихся как инструмент повышения качества образования"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы

Результаты мониторинга  сформированности метапредметных УУД  в 5 классе МАОУ «СОШ№14»

Результаты мониторинга сформированности метапредметных УУД в 5 классе МАОУ «СОШ№14»

Результаты мониторинга в 5 «А» % Познавательные УУД 19,0% Умение устанавливать аналогию 23,8% Умение устанавливать причинно-следственные связи 23,8% Умение анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации 4,8% Умение выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение. 23,8% Умение определять проблемы и их составные части, а также определять концептуальное соотношение этих частей друг с другом.

Результаты мониторинга в 5 «А»

%

Познавательные УУД

19,0%

Умение устанавливать аналогию

23,8%

Умение устанавливать причинно-следственные связи

23,8%

Умение анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации

4,8%

Умение выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение.

23,8%

Умение определять проблемы и их составные части, а также определять концептуальное соотношение этих частей друг с другом.

Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания, в рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность учащихся производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, умение устанавливать аналогию и др.

Логические универсальные учебные действия

  • имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания,
  • в рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность учащихся производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, умение устанавливать аналогию и др.

Задания  на формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий

Задания на формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий

Анализ и синтез. 7 класс. “ Составь слово”.  - Возьмите приставку из глагола «пр…обрести»; - Корень – из наречия «часто»; - Суффикс – из прилагательного «волчий»; - Окончание – из существительного «решение».  причастие

Анализ и синтез. 7 класс.

  • Составь слово”. 

- Возьмите приставку из глагола «пр…обрести»;

- Корень – из наречия «часто»;

- Суффикс – из прилагательного «волчий»;

- Окончание – из существительного «решение».

причастие

Сравнение, классификация и обобщение. 7 класс.   Вставить н или нн в словах:  Ледя(н,нн)ой, клюкве(н,нн)ый, песча(н,нн)ый,  чище (н,нн)ый, обществе(н,нн)ый, связа(н,нн)ый, коше(н,нн)ый, веществе (н,нн)ый, затея(н,нн)ый. Ответ учеников:  клюкв енн ый, чищ енн ый, кош енн ый  А это уже совсем другое правило!  Правильный ответ: клюкв енн ый, чищ ен ый, кош ен ый

Сравнение, классификация и обобщение. 7 класс.

  • Вставить н или нн в словах:

Ледя(н,нн)ой, клюкве(н,нн)ый, песча(н,нн)ый,

чище (н,нн)ый, обществе(н,нн)ый, связа(н,нн)ый, коше(н,нн)ый, веществе (н,нн)ый, затея(н,нн)ый.

  • Ответ учеников:

клюкв енн ый, чищ енн ый, кош енн ый

А это уже совсем другое правило!

Правильный ответ: клюкв енн ый, чищ ен ый, кош ен ый

Абстрагирование. 7 класс. Сколько вариантов написания имеет слово с(сс)уже(н,нн)ый.  Ответ поясните примерами словосочетаний.

Абстрагирование. 7 класс.

  • Сколько вариантов написания имеет слово с(сс)уже(н,нн)ый.

Ответ поясните примерами словосочетаний.

Анализ, сравнение. 8 класс. Одинакова ли синтаксическая роль выделенных курсивом слов? Чудесный день. – День чудесный . Интересная история. - История интересная . Грустно слушать вьюгу. – Слушать вьюгу грустно. Дочь любит мать. – Мать любит дочь .

Анализ, сравнение. 8 класс.

  • Одинакова ли синтаксическая роль выделенных курсивом слов?

Чудесный день. – День чудесный .

Интересная история. - История интересная .

Грустно слушать вьюгу. – Слушать вьюгу грустно.

Дочь любит мать. – Мать любит дочь .

Преобразование модели. 8 класс.    Подобрать синонимичные синтаксические конструкции. Малиновое варенье - … Лист бумаги - … Курганы скифов - … Змеиная кожа - … Сравнение . Сравнивая полученные словосочетания, приходим к новому знанию:  1) общее – синонимичны, зависимые слова являются определениями, относятся к существительным; 2) различия – тип связи в словосочетаниях разный: в одних – управление, в других – согласование, поэтому одни определения согласованные, а другие - несогласованные, причём зависимые слова в них могут являться дополнениями (явление синкретизма), но предпочтительнее - согласованное определение, так как можно заменить конструкцию с несогласованным определением.

Преобразование модели. 8 класс.

  • Подобрать синонимичные синтаксические конструкции.

Малиновое варенье - …

Лист бумаги - …

Курганы скифов - …

Змеиная кожа - …

Сравнение . Сравнивая полученные словосочетания, приходим к новому знанию:

1) общее – синонимичны, зависимые слова являются определениями, относятся к существительным;

2) различия – тип связи в словосочетаниях разный: в одних – управление, в других – согласование, поэтому одни определения согласованные, а другие - несогласованные, причём зависимые слова в них могут являться дополнениями (явление синкретизма), но предпочтительнее - согласованное определение, так как можно заменить конструкцию с несогласованным определением.

Преобразование модели. 9 класс.   Упражнение на замену причастного оборота придаточной определительной, деепричастного оборота - придаточной обстоятельственной и наоборот. Передо мной был пруд, который порос по краям болотной растительностью. Возвращаясь с рыбалки, мы всегда забегали к дедушке похвастаться уловом.

Преобразование модели. 9 класс.

  • Упражнение на замену причастного оборота придаточной определительной, деепричастного оборота - придаточной обстоятельственной и наоборот.

Передо мной был пруд, который порос по краям болотной растительностью.

Возвращаясь с рыбалки, мы всегда забегали к дедушке похвастаться уловом.

Моделирование. 9 класс.   Смоделируйте по данным схемам предложения:   [ ] , ( потому что …) . [ ] : [ ]  ( Если …), [ ] [ ] - [ ] .

Моделирование. 9 класс.

Смоделируйте по данным схемам предложения:

[ ] , ( потому что …) . [ ] : [ ]

( Если …), [ ] [ ] - [ ] .

Абстрагирование. Синтез. 9 класс.    Ниже приведены слова из русской литературы, которые стали афоризмами и часто употребляются уже вне контекста тех произведений, из которых они пришли. Объясните основной смысл каждого из них, используя тип речи — рассуждение. « У сильного всегда бессильный виноват» (И. А. Крылов «Ларчик») «…Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!» (Н.В.Гоголь «Ревизор»)  «Поспорят, пошумят и… разойдутся»(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Абстрагирование. Синтез. 9 класс.

Ниже приведены слова из русской литературы, которые стали афоризмами и часто употребляются уже вне контекста тех произведений, из которых они пришли. Объясните основной смысл каждого из них, используя тип речи — рассуждение.

  • « У сильного всегда бессильный виноват» (И. А. Крылов «Ларчик»)
  • «…Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!» (Н.В.Гоголь «Ревизор»)
  • «Поспорят, пошумят и… разойдутся»(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Абстрагирование. 9 класс.   Подберите пару. Поясните принцип группировки литературных персонажей. 1. Онегин — 2. Обломов — 3. Базаров — 4. Чацкий – 5. Родион Раскольников – 6. Грушницкий – 7. Наташа Ростова –

Абстрагирование. 9 класс.

Подберите пару. Поясните принцип группировки литературных персонажей.

1. Онегин —

2. Обломов —

3. Базаров —

4. Чацкий –

5. Родион Раскольников –

6. Грушницкий –

7. Наташа Ростова –

Аналогия.  6 - 9 класс.  Продолжите по аналогии. Костёр зари – метафора Зима недаром злится – ? Белеет парус одинокий – ? Как серна гор, пуглив и дик – ? Ночь чёрной волчицей пробиралась в село – ? Его глаза каждый день встречали меня за углом – ? Все флаги в гости будут к нам - ?

Аналогия. 6 - 9 класс.

  • Продолжите по аналогии.
  • Костёр зари – метафора
  • Зима недаром злится – ?
  • Белеет парус одинокий – ?
  • Как серна гор, пуглив и дик – ?
  • Ночь чёрной волчицей пробиралась в село – ?
  • Его глаза каждый день встречали меня за углом – ?
  • Все флаги в гости будут к нам - ?

Аналогия.  8 - 9 класс. Продолжите предложение.  «Эпитеты – одежда слов» (В.А. Солоухин). Инверсия…  «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». (Н.С. Валгиной). При помощи многоточия…

Аналогия. 8 - 9 класс.

Продолжите предложение.

  • «Эпитеты – одежда слов» (В.А. Солоухин). Инверсия…
  • «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». (Н.С. Валгиной). При помощи многоточия…

Анализ и синтез, умение устанавливать причинно- следственные связи. 6 класс.   Восстановите недостающие звенья в словообразовательных цепочках. Решить→….→решительность→… Дождь→… →дождевик→… Мысль → … → смыслить → смышленый→ …→ несмышленыш.

Анализ и синтез, умение устанавливать причинно- следственные связи. 6 класс.

  • Восстановите недостающие звенья в словообразовательных цепочках.

Решить→….→решительность→…

Дождь→… →дождевик→…

Мысль → … → смыслить → смышленый→ …→ несмышленыш.

Умение создавать обобщения. 6 класс.   Что объединяет данные понятия? Поясните. Время, вид, лицо, число, род Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы Эпитет, сравнение, олицетворение

Умение создавать обобщения. 6 класс.

Что объединяет данные понятия? Поясните.

Время, вид, лицо, число, род

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы

Эпитет, сравнение, олицетворение

Оценка  познавательных (логических) универсальных учебных действий

Оценка познавательных (логических) универсальных учебных действий

Задания для оценки познавательных (логических) УУД Традиционные задания для оценки предметных результатов Вставьте пропущенные буквы Сколько слов здесь записано?  сп…ши слово,  сп…ши в школу, пол…скать бельё, пол…скать котёнка, прим…рить врагов, прим…рять костюм. Прож…вать Разр…дить Посв…тить Сп…ши Пол…скать Прим…рять

Задания для оценки познавательных (логических) УУД

Традиционные задания для оценки предметных результатов

  • Вставьте пропущенные буквы
  • Сколько слов здесь записано?
  • сп…ши слово,
  • сп…ши в школу,
  • пол…скать бельё,
  • пол…скать котёнка,
  • прим…рить врагов,
  • прим…рять костюм.
  • Прож…вать
  • Разр…дить
  • Посв…тить
  • Сп…ши
  • Пол…скать
  • Прим…рять

Традиционные задания для оценки предметных результатов Задания для оценки познавательных (логических) УУД   Подчерните прилагательные в переносном значении. Железные трубы, железные нервы, сладкая жизнь, сладкая конфета. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.  __________________ трубы  __________________ нервы  _________________ жизнь ____________________ конфета

Традиционные задания для оценки предметных результатов

Задания для оценки познавательных (логических) УУД

  • Подчерните прилагательные в переносном значении.
  • Железные трубы, железные нервы, сладкая жизнь, сладкая конфета.
  • К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
  • __________________ трубы

__________________ нервы

  • _________________ жизнь ____________________ конфета

Традиционные задания для оценки предметных результатов  Задания для оценки познавательных (логических) УУД  Объясните значение фразеологизмов. Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Артём знал городские переулки как свои пять пальцев. Максим врёт как сивый мерин. У себя во дворе Вася как рыба в воде. Устойчивые словосочетания заблудились. Верни их на место. Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Артём знал городские переулки как рыба в воде. Максим всегда врёт как по маслу. У себя во дворе Вася был как свои пять пальцев.

Традиционные задания для оценки предметных результатов

Задания для оценки познавательных (логических) УУД

  • Объясните значение фразеологизмов.
  • Дождь лил как из ведра.
  • Скоро дело наладилось и пошло как по маслу.
  • Артём знал городские переулки как свои пять пальцев.
  • Максим врёт как сивый мерин.
  • У себя во дворе Вася как рыба в воде.
  • Устойчивые словосочетания заблудились. Верни их на место.
  • Дождь лил как снег на голову.
  • Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
  • Артём знал городские переулки как рыба в воде.
  • Максим всегда врёт как по маслу.
  • У себя во дворе Вася был как свои пять пальцев.

Традиционные задания для оценки предметных результатов  Задания для оценки познавательных (логических) УУД  Определите лексическое значение слов: лук, ключ, ручка. Как они называются? Вставь слово, которое означает то же, что и слова, стоящие вне скобок. Помни, что число точек равно числу букв. Головной убор (……) страна Оружие ( … ) овощ Кровеносный сосуд ( ….) столица Австрии

Традиционные задания для оценки предметных результатов

Задания для оценки познавательных (логических) УУД

  • Определите лексическое значение слов: лук, ключ, ручка. Как они называются?
  • Вставь слово, которое означает то же, что и слова, стоящие вне скобок. Помни, что число точек равно числу букв.
  • Головной убор (……) страна
  • Оружие ( … ) овощ
  • Кровеносный сосуд ( ….) столица Австрии

Традиционные задания для оценки предметных результатов Задания для оценки познавательных (логических) УУД   Какие языковые единицы изучает фонетика, морфемика, морфология, синтаксис? Продолжите высказывание. 1. Звук — фонетика 2. Часть слова — … 3. Часть речи — … 4. Словосочетание и предложение — …

Традиционные задания для оценки предметных результатов

Задания для оценки познавательных (логических) УУД

  • Какие языковые единицы изучает фонетика, морфемика, морфология, синтаксис?
  • Продолжите высказывание.

1. Звук — фонетика

2. Часть слова — …

3. Часть речи — …

4. Словосочетание и предложение — …

Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух слов, стоящих рядом. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобки нижнего ряда.   РОТА (ТОРТ) ТРОН РОСТ ( ) АВТО СУХАРЬ (ПАРУС) КЛОП НАТУРА ( ) ГРИБ ФАНЕРА (ШКАФ) КОШКА КОЛЕСО ( ) РЯСКА

Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух слов, стоящих рядом. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобки нижнего ряда.

  • РОТА (ТОРТ) ТРОН
  • РОСТ ( ) АВТО
  • СУХАРЬ (ПАРУС) КЛОП
  • НАТУРА ( ) ГРИБ
  • ФАНЕРА (ШКАФ) КОШКА
  • КОЛЕСО ( ) РЯСКА

Посмотри на предложения и скажи, чем они интересны. Олесе весело. Мокнет Оксана с котёнком. Коту тащат уток.

Посмотри на предложения и скажи, чем они интересны.

  • Олесе весело.
  • Мокнет Оксана с котёнком.
  • Коту тащат уток.

Оценивая такие задания и сравнив их с результатами внешнего мониторинга, я пришла к следующим выводам: У большинства учащихся уровень сформированности предметных и метапредметных результатов совпадает.  Но есть ученики, которые имеют отличные отметки по отработанному предметному материалу, но далеко не всегда справляются с подобными заданиями, потому что у них не сформировано какое – либо УУД, и наоборот есть те, у которых низкий предметный результат, но высокий уровень сформированности УУД, причём ноябрьский мониторинг это подтверждает. Такие диагностические работы нужно составлять и проводить, по словам самих детей, им «такие контрольные было решать сложно, но интересно», потому что «они развивают логику», «они похожи на сканворды» (цитаты детей).

Оценивая такие задания и сравнив их с результатами внешнего мониторинга, я пришла к следующим выводам:

  • У большинства учащихся уровень сформированности предметных и метапредметных результатов совпадает.
  • Но есть ученики, которые имеют отличные отметки по отработанному предметному материалу, но далеко не всегда справляются с подобными заданиями, потому что у них не сформировано какое – либо УУД, и наоборот есть те, у которых низкий предметный результат, но высокий уровень сформированности УУД, причём ноябрьский мониторинг это подтверждает.
  • Такие диагностические работы нужно составлять и проводить, по словам самих детей, им «такие контрольные было решать сложно, но интересно», потому что «они развивают логику», «они похожи на сканворды» (цитаты детей).

Список литературы:   Метапредметные и личностные образовательные результаты: новые практики формирования и оценки: Учебно – методическое пособие./Под общей редакцией О.Б.Даутовой, Е.Ю.Игнатьевой.-Санкт – Петербург; 2015, 160 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО). В.В. Шаповалов «О познавательном интересе и приёмах его активизации» Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования

Список литературы:

  • Метапредметные и личностные образовательные результаты: новые практики формирования и оценки: Учебно – методическое пособие./Под общей редакцией О.Б.Даутовой, Е.Ю.Игнатьевой.-Санкт – Петербург; 2015, 160 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
  • В.В. Шаповалов «О познавательном интересе и приёмах его активизации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мисюрева Светлана Николаевна

Дата: 15.12.2018

Номер свидетельства: 490937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Статья "Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_formirovanie_poznavatelnykh_logicheskikh_universalnye_uchebnykh_deistvii_"
    ["file_id"] => string(6) "493849"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1546680181"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Развитие критического мышления  через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "229502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441743137"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "281110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453470601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства