Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы
Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы
Презентация к выступлению на Всероссийской конференции "Внутришкольная система оценки образовательных результатов обучающихся как инструмент повышения качества образования"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы»
Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка и литературы
Результаты мониторингасформированности метапредметных УУДв 5 классе МАОУ «СОШ№14»
Результаты мониторинга в 5 «А»
%
Познавательные УУД
19,0%
Умение устанавливать аналогию
23,8%
Умение устанавливать причинно-следственные связи
23,8%
Умение анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации
4,8%
Умение выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение.
23,8%
Умение определять проблемы и их составные части, а также определять концептуальное соотношение этих частей друг с другом.
Логические универсальные учебные действия
имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания,
в рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность учащихся производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, умение устанавливать аналогию и др.
Заданияна формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий
Сравнение . Сравнивая полученные словосочетания, приходим к новому знанию:
1) общее – синонимичны, зависимые слова являются определениями, относятся к существительным;
2) различия – тип связи в словосочетаниях разный: в одних – управление, в других – согласование, поэтому одни определения согласованные, а другие - несогласованные, причём зависимые слова в них могут являться дополнениями (явление синкретизма), но предпочтительнее - согласованное определение, так как можно заменить конструкцию с несогласованным определением.
Преобразование модели. 9 класс.
Упражнение на замену причастного оборота придаточной определительной, деепричастного оборота - придаточной обстоятельственной и наоборот.
Передо мной был пруд, который порос по краям болотной растительностью.
Возвращаясь с рыбалки, мы всегда забегали к дедушке похвастаться уловом.
Моделирование. 9 класс.
Смоделируйте по данным схемам предложения:
[ ] , (потому что…) . [ ] : [ ]
(Если…), [ ] [ ] - [ ] .
Абстрагирование. Синтез. 9 класс.
Ниже приведены слова из русской литературы, которые стали афоризмами и часто употребляются уже вне контекста тех произведений, из которых они пришли. Объясните основной смысл каждого из них, используя тип речи — рассуждение.
« У сильного всегда бессильный виноват» (И. А. Крылов «Ларчик»)
«…Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!» (Н.В.Гоголь «Ревизор»)
«Поспорят, пошумят и… разойдутся»(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
Абстрагирование. 9 класс.
Подберите пару. Поясните принцип группировки литературных персонажей.
Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух слов, стоящих рядом. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобки нижнего ряда.
РОТА (ТОРТ) ТРОН
РОСТ ( ) АВТО
СУХАРЬ (ПАРУС) КЛОП
НАТУРА ( ) ГРИБ
ФАНЕРА (ШКАФ) КОШКА
КОЛЕСО ( ) РЯСКА
Посмотри на предложения и скажи, чем они интересны.
Олесе весело.
Мокнет Оксана с котёнком.
Коту тащат уток.
Оценивая такие задания и сравнив их с результатами внешнего мониторинга, я пришла к следующим выводам:
У большинства учащихся уровень сформированности предметных и метапредметных результатов совпадает.
Но есть ученики, которые имеют отличные отметки по отработанному предметному материалу, но далеко не всегда справляются с подобными заданиями, потому что у них не сформировано какое – либо УУД, и наоборот есть те, у которых низкий предметный результат, но высокий уровень сформированности УУД, причём ноябрьский мониторинг это подтверждает.
Такие диагностические работы нужно составлять и проводить, по словам самих детей, им «такие контрольные было решать сложно, но интересно», потому что «они развивают логику», «они похожи на сканворды» (цитаты детей).
Список литературы:
Метапредметные и личностные образовательные результаты: новые практики формирования и оценки: Учебно – методическое пособие./Под общей редакцией О.Б.Даутовой, Е.Ю.Игнатьевой.-Санкт – Петербург; 2015, 160 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
В.В. Шаповалов «О познавательном интересе и приёмах его активизации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}