Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка в рамках ФГОС»
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Учитель : Евсеева Л.П.
Программа по русскому языку для основной школы составленная на основе Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения реализует его основные идеи:
основа образовательного процесса – компетентностный подход, который обеспечивает формирование и развитие метапредметных и предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой;
усиление метапредметной образовательной функции;
утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом;
приоритет системно-деятельностного подхода в обучении: демонстрация внутрипредметных связей явлений языка и формирование на этой основе системы метапредметных и предметных компетенций в процессе интенсивной учебной деятельности.
Компетенция -актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем (в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом )
Компетентность - качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование в практической деятельности (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности )
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу: ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Традиционный
Компетентностный
Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.
Решение проблем – смысл образовательной деятельности.
Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.
Главная идея: знания приводят к личностному успеху.
Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний.
Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала.
Результат традиционного образования
Результат компетентностного образования
Знания – это информация, присвоенная человеком
Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки
Навыки – это действия, выполняемые автоматически
Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями
Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически
Компетенции
ключевые — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные — относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов.
Ключевые образовательные компетенции:
Ценностно-смысловая
Общекультурная
Учебно-познавательная
Информационная
Коммуникативная
Социально-трудовая
Личностного самосовершенствования
Проблемная
Три задачи курса русского языка:
Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций
Виды заданий
Основа основ – работа с текстом!
Задания направленные на систематизацию и обобщение
Работа в парах и группах
Проекты, исследования
Рассыпанные предложения
Соберите текст из рассыпанных предложений, после того как соберёте, подчеркните слова с ...
Самоинструкции
Как списывать без ошибок.
Прочитайте предложение вслух, отчётливо проговаривая каждое слово по слогам, т.е. произносите слово так, как оно пишется
Прочитайте предложение по слогам про себя
Просмотрите его ещё раз, чтобы глазами запомнили, как пишутся слова (особенно трудные). При этом проговаривайте трудные слова по слогам
Закройте глаза и мысленно напишите каждое слово крупно, разборчиво, яркими буквами
Теперь можно записать предложение в тетрадь. Работайте так: проговорите слово, запишите и проверьте его - и так с каждым словом
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
1. Проверяю, есть ли в слове буквосочетание с чередованием гласных
Если ДА : Определяю с чем связано написание безударной гласной(с полногласием/неполногласием – вывод: пишу –оро- -ра-); с согласным звуком- вывод пишу –раст- -ращ-
с суффиксом а – вывод: пишу – бир- -тир- и т.д.
Если НЕТ Определяю можно ли поставить гласный под ударение- если ДА, пишу как слышится под ударением;
Если НЕТ, проверяю по орфографическому словарю
Распределительные упражнения
Заполни таблицу, выбрав из текста нужные слова с орфограммой в корне(гласные после шипящих, чередующиеся, проверяемые, непроверяемые)
Закончи предложение:
Простыми называются предложения в которых…, а сложными…
Все части речи делятся на…
Безударные окончания прилагательных проверяются по …
Задание с ловушкой: Найди слова, в которых нет ни одной трудности в написании согласных звуков. Остальные слова запишите, подчёркивая «ошибкоопасные места»: воздухоплавание, невесомость, небосвод, траектория, космонавтика, галактика
Игра «словесный мячик»: Один из учащихся «кидает» слово другой «бросает» проверочное
Игра: Орфографическая дуэль!
Задание для любопытных: (Прочтите предложение. Сделайте графический разбор, начертите схему.
Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды.
Понятен ли вам смысл предложения? Что это за хвост, который можно приладить к мысу Доброй Надежды?) Найдите на географической карте мыс Доброй Надежды
Работа с тестами: тестовое задание – некоторая учебная задача, которую приходится решать самостоятельно (самостоятельным способам решения языковой задачи, выбору адекватного способа действий необходимо обучать)
Проект: Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить 1) профессию персонажа;2)характер. Соберите все примеры вместе. Итогом проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которым смогут воспользоваться ученики вашего класса
Бюро прогнозов: Вам предстоит поработать не с целыми предложениями, а только с отдельным его фрагментом(«отрезком»). Но в этом отрезке есть знак- подсказка, который позволит вам прогнозировать (предсказывать) знаки препинания, правильно расставлять их. Что можно сказать о предложении, если в нём есть один из следующих отрезков:
1) Он почувствовал что 2) обернулся но никого 3) отправились чтобы 4) Чтобы сын не опоздал отец 5) небо на котором
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}