Тема: «Дифференцированное домашнее задание
как способ повышения качества знаний ». (Слайд1)
Цель: Показать на примерах, что дифференцированное домашнее задание способствует повышению качества знаний и формирует положительное отношение к учебной деятельности школьников. (Слайд2)
(Слайд3)Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.
На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.
В расчете, на какого ученика давать нам домашнее задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще мы даем домашнее задание с учетом на среднего ученика.
Учеными установлена закономерность 1 : 6, что означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.
Одно и то же задание для сильных может быть легким, для слабых - трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом. А ведь домашняя работа будет эффективна только тогда, когда все дети будут готовы к самостоятельному ее выполнению.
Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференцированный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Он необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений. В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. (Слайд4)
Как говорил поэт Басё: Сколько цветов на лугу,
и каждый красив
по-своему…
В этом подвиг цветка!
Басё.
Так и мы говорим о наших детях: их много и все они разные, и в этом их богатство, Просто необходимо найти индивидуальный подход к каждому. В этом, конечно же поможет дифференциация.
А основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости. (Слай5)
Выделяются три группы школьников(Характерные особенности групп и задачи по работе с ними):
1) Школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности.
Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.
Главная задача - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы. (Слайд6)
2) Школьники со средними учебными возможностями.
При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников.
Задача - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.(Слайд 7)
3) Учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.). При работе с такими учащимися следует уделять им особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока учащиеся 1 и 2 групп работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух.
У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.
(Слайд8)Таким образом, дифференцированный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся.
Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:
способность ребенка к учебной деятельности(быстрое усвоение учебного материала, глубину его осмысления);
умение выражать свои мысли;
познавательную активность(проявление интереса к знаниям);
организованность в работе(умение доводить начатое донца).
(Слайд9).Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познавательной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности. Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности).
Выделяются три группы сложности:
1)Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки-3-4;
2)Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5;
3)Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку - 5.
Для группы сильных учащихся часто даются опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)
(Слайд10) Но нельзя допускать перегрузку школьников домашними заданиями.
Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
В 5 – 6 классах – до 2,5 часов;
В 7 классе – до 3 часов;
В 8 – 11 классах – до 4 часов.
(Слайд11).В заключение необходимо сказать, что дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
- уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
- решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;
- становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика.
Дифференциация домашних заданий позволяет увидеть и развить способности школьника, оценить его внутренний мир.
Таким образом, домашнее задание является очень сложной, но в тоже время важной структурой в учебном процессе, где наблюдается закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках и воспроизводство своего жизненного опыта. Именно домашние задания позволяют успешно использовать психологические особенности и учитывать склонности учащихся.