kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деепричастие

Нажмите, чтобы узнать подробности

От того как мы говорим, можно судить об уровне воспитанности человека в целом. На уроке необходимо показывать практическую значимость речи, культуры общения. Используя разные методы объямнения материала- учитель добивается большего усвоения и понимания материала.

Ученик должен сам понять необходимость в образовании, стремлении быть всесторонне развитым человеком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие »

Деепричастие. Турецкова Марина Александровна МОУ ООШ с.Миткирей Бековского района Пензенской области
  • Деепричастие.
  • Турецкова Марина Александровна
  • МОУ ООШ с.Миткирей Бековского района Пензенской области
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: «Чуф! Ши!» М.Пришвин

Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: «Чуф! Ши!»

М.Пришвин

сел  стал расцветать, подпрыгнул  крикнул  устроившись завидев показав глаголы ?

сел стал расцветать, подпрыгнул крикнул

устроившись

завидев

показав

глаголы

?

ДЕЕ ПРИЧАСТИЕ Дея тель,  дее способный,  дей ствие В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу –и сразу поймёшь, что оно как-то связано с причастием.

ДЕЕ ПРИЧАСТИЕ

Дея тель, дее способный, дей ствие

В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу –и сразу поймёшь, что оно как-то связано с причастием.

ДЕЕ ПРИЧАСТИЕ «дее» (деяти, т.е делать) + причастие (ср. причастность) (Термин введён в Грамматику М.Смотрицким в начале 18 века) А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу –и сразу поймёшь, что оно как-то связано с причастием. -не как-то, а напрямую…. засеянное поле – поле засеяно выполненная работа – работа выполнена

ДЕЕ ПРИЧАСТИЕ

«дее» (деяти, т.е делать) + причастие (ср. причастность)

(Термин введён в Грамматику М.Смотрицким в начале 18 века)

А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу –и сразу поймёшь, что оно как-то связано с причастием.

-не как-то, а напрямую….

засеянное поле – поле засеяно

выполненная работа – работа выполнена

Когда? Что сделав? ×  гл. Устроившись, стал расцветать. ДЕЕПРИЧАСТИЕ: 1.Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие основного глагола. 2. Не изменяется 3. В предложении - обстоятельство

Когда? Что сделав?

× гл.

Устроившись, стал расцветать.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ:

1.Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие основного глагола.

2. Не изменяется

3. В предложении - обстоятельство

Суффиксы деепричастий:  -а, -я, - учи, -ючи настоящее время - в, - вши, - ши прошедшее время  давай тренироваться. Напева ть – напева я Игра ть – игра ючи Опусти ть - опусти в

Суффиксы деепричастий:

-а, -я, - учи, -ючи

настоящее время

- в, - вши, - ши

прошедшее время

давай тренироваться.

Напева ть – напева я

Игра ть – игра ючи

Опусти ть - опусти в

« Инструкция» по выявлению деепричастий 1 . Ищи в в тексте слово с суффиксом - а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, -ши-.  2. Если такие слова есть, задай к ним вопрос обстоятельства от глагола.  3. Попробуй определить, от какого глагола они образованы.

« Инструкция» по выявлению деепричастий

1 . Ищи в в тексте слово с суффиксом - а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, -ши-.

2. Если такие слова есть, задай к ним вопрос обстоятельства от глагола.

3. Попробуй определить, от какого глагола они образованы.

Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы : Держа указку Рассматривающий картину Пригибаясь к земле Проверив себя Вернувшаяся из поездки Громко крича

Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы :

Держа указку

Рассматривающий картину

Пригибаясь к земле

Проверив себя

Вернувшаяся из поездки

Громко крича

Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:
  • Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:

Держа указку - держа ть

Оглянувшись назад - огляну ться

Пригибаясь к земле - пригиба ться

Проверив себя - провери ть

Громко крича - крича ть

Давай тренироваться. Я хочу познакомить тебя с пародией А.Розенберга на стихотворение Н.Некрасова

Рассматривающий картину,

Вернувшаяся из поездки

От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли глаголов образуются деепричастия?

От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли глаголов образуются деепричастия?

  • Показаться -
  • Бегать-
  • Сделать -
  • Жечь -
  • Знать -
  • Шить
От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов, составь с ними любые словосочетания. От всех ли глаголов образуются деепричастия? Показаться - показавшись Бегать- бегая Сделать - сделав Жечь - Знать - зная Шить  – Рвать, лгать, ждать, врать Как называется причастие с зависимыми словами? Как обособляются?А как могут называться деепричастия с зависимыми словами? Одиночные деепричастия обособляются почти всегда, а деепричастные обороты всегда

От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов, составь с ними любые словосочетания. От всех ли глаголов образуются деепричастия?

  • Показаться - показавшись
  • Бегать- бегая
  • Сделать - сделав
  • Жечь -
  • Знать - зная
  • Шить

Рвать, лгать, ждать, врать

Как называется причастие с зависимыми словами? Как обособляются?А как могут называться деепричастия с зависимыми словами? Одиночные деепричастия обособляются почти всегда, а деепричастные обороты всегда

Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия     Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.

Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.

Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найти в предложении деепричастия. Указать, от каких глаголов и с помощью каких суффиксов они образованы .  1.Множество обломков плавало вокруг, по_вляясь и снова и_чезая. 2. Изм_нив курс, корабль подош_л к гибнущ_му великану. 3. На мостик_, крепко вросши ногами в настил пола, ст_ял капитан.

Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найти в предложении деепричастия. Указать, от каких глаголов и с помощью каких суффиксов они образованы .

1.Множество обломков плавало вокруг, по_вляясь и снова и_чезая.

2. Изм_нив курс, корабль подош_л к гибнущ_му великану.

3. На мостик_, крепко вросши ногами в настил пола, ст_ял капитан.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.      Сидя у окна, в комнату влетел воробей .     Возвращаясь домой, пошёл дождь.

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Сидя у окна, в комнату влетел воробей . Возвращаясь домой, пошёл дождь.

Добавочное действие Синтаксическая роль вид ДЕЕПРИЧАСТИЕ глагол наречие вопрос Тебе осталось выполнить несложную и уже знакомую работу. Рассмотри схему, а потом проведи стрелочки от родителей Деепричастия к тем признакам, которые они по наследству передали своем чаду. возвратность неизменяемость

Добавочное действие

Синтаксическая роль

вид

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

глагол

наречие

вопрос

Тебе осталось выполнить несложную и уже знакомую работу. Рассмотри схему, а потом проведи стрелочки от родителей Деепричастия к тем признакам, которые они по наследству передали своем чаду.

возвратность

неизменяемость

Добавочное действие Синтаксическая роль вид ДЕЕПРИЧАСТИЕ наречие глагол вопрос неизменяемость

Добавочное действие

Синтаксическая роль

вид

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

наречие

глагол

вопрос

неизменяемость

*  Списать, вставить пропущенные орфограммы.  * Выписать словосочетания деепричастие + глагол, поставить вопрос, указать вид и деепричастий.  Змея зап…лзая в кибитку выгоняет хозя…на. Не разбивши яиц не …делаеш… яичницы. Избавляясь от дыма, (не) бросай в огонь. Не узнав горя не узнаеш.. и радости. Изучая прошлое поймёш… настоящее. Посеяв ячмень пшеницы не жди. Едучи на день хлеба бери на неделю.

* Списать, вставить пропущенные орфограммы. * Выписать словосочетания деепричастие + глагол, поставить вопрос, указать вид и деепричастий.

Змея зап…лзая в кибитку выгоняет хозя…на. Не разбивши яиц не …делаеш… яичницы. Избавляясь от дыма, (не) бросай в огонь. Не узнав горя не узнаеш.. и радости. Изучая прошлое поймёш… настоящее. Посеяв ячмень пшеницы не жди. Едучи на день хлеба бери на неделю.

Когда? Что сделав? Нельзя увидеть долину, /не   взобравшись на гору/. Имея хорошие семена рано радоваться хорошему урожаю.

Когда? Что сделав?

Нельзя увидеть долину, /не взобравшись на гору/.

Имея хорошие семена рано радоваться хорошему урожаю.

Когда? Что сделав? Нельзя увидеть долину, /не   взобравшись на гору/.  /  Имея хорошие семена /, рано радоваться хорошему урожаю. Когда? Что делая?

Когда? Что сделав?

Нельзя увидеть долину, /не взобравшись на гору/.

/ Имея хорошие семена /,

рано радоваться хорошему урожаю.

Когда? Что делая?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Деепричастие

Автор: Турецкова Марина Александровна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Портрет деепричастия" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-portriet-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "139902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417813659"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока по теме: Деепричастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dieieprichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "239743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444844449"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Деепричастие как часть речи"
    ["seo_title"] => string(31) "deeprichastie_kak_chast_rechi_4"
    ["file_id"] => string(6) "624485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675102630"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "146404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства