«Д.С.Лихачев – живая совесть России».(Рекомендации для подготовки к сочинению-рассуждению по русскому языку в формате ОГЭ (15.3) «Что такое гражданственность?»Материалы для беседы. Подготовка к сочинению-рассуждению 15.3 ОГЭ по русскому языку (9 класс) с опорой на текст Натальи Элиасберг о человеке-легенде - Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, о его вкладе в воспитание молодежи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что такое гражданственность?»
Д.С.Лихачев – живая совесть России». (Рекомендации для подготовки к сочинению-рассуждению по русскому языку в формате ОГЭ (15.3)«Что такое гражданственность?»Автор: Алиева Аида Фикрат кызы,учитель русского языка и литературыМБОУ СШ № 63 город Ульяновск
Жизнь – это драгоценнейший дар…
Он дается для какой-то огромной,
великой цели.
Чтобы заложить в годы
детства основы человечности
и гражданственности,
надо дать ребенку правильное
видение добра и зла.
В. Сухомлинский
Гражданственность
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Философский словарь
Уроки гражданственности академика Лихачеваактуальны всегда
Если о чем Дмитрий Сергеевич Лихачев не думал вообще, так это о том, что когда-нибудь ему, возможно, поставят памятник. Он памятник воздвиг себе сам – давно и прочно. Этот памятник – его научные труды, внесшие огромный вклад в сокровищницу гуманитарного знания.
Имя Лихачева широко известно далеко за рамками академических кругов, прежде всего, благодаря егогражданской позиции.Это не была позиция политического трибуна. Ему не нужна была власть, ему не нужно было почитание. Он думал о России и служил ей всю свою жизнь.
В самые сложные моменты нашей новейшей истории его слово звучало как камертон, напоминающий о том, что у нас
одна страна,
одна история
и одна культура,
и никто не имеет права ради собственных амбиций покушаться на самые основы жизни народа.
Сегодня такого камертона, увы, нет.
Зато есть памятник, который будет
напоминать каждому о таких простых
вещах, как
совесть, достоинство,
уважение к истории и культуре и
умение оставаться человеком
влюбых обстоятельствах.
Напишите сочинение- рассуждение на тему:
«Что такое гражданственность?»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Структура сочинения 15.3
1. Вступление – формулирование понятия, предложенного для размышления.
2. Основная часть:
а) формулирование тезиса;
б) приведение аргументов (один – из предложенного текста, другой из жизненного опыта).
3. Заключение (вывод).
Этапы подготовки к сочинению – рассуждению
(15.3)
Насколько актуально сегодня это понятие?
Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера)?
Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
Чем существенным я могу дополнить это определение?
Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?
Сегодня, читая и перечитывая мудрые и эмоционально насыщенные
страницы книг Д.С.Лихачева, мысленно проходя вместе с ним его жизненный
путь, ясно представляешь то бесценное, что оставил он нам в наследство –
неиссякающий источник воспитания у детей и юношества патриотизма и
гражданственности.
Дмитрий Сергеевич был подлинным патриотом своего Отечества.
Его любовь к России была глубокой, неизменной и действенной.
Все научное творчество Д.С.Лихачева до последних дней его жизни – не
просто деятельность блестящего ученого, глубоко увлеченного избранной для
исследования темой, но и объяснение в любви своей Родине, служение
истории и культуре.
Издательство «Просвещение» выпустило в 1983 году публицистическую
книгу Д.С.Лихачева «Земля родная». В ней автор на широком
историческом фоне раскрывает ценность и значимость памятников культуры.
Обращаясь к молодому читателю, академик писал: «Человека создает
земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека
зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства.
От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться,
расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально
богатыми и интеллектуально здоровыми... А люди должны жить с
достоинством. Достоинство –это уважение к семье, к самому себе, это
опрятность, это наша одежда, одежда нашего города.
«Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря: не для мелочей, не
для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин.
(26) Он дается для какой-то огромной, великой цели. (27) Вы подумайте,
природа создавала человека миллионы лет. (28) И человек обязан
отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить
созидательную деятельность. (29)Она может быть продолжена в
маленькихобластях и в больших, в очень престижных и в не очень
престижных. (30) Но нужно продолжать накапливать в жизни добро,
накапливать все то, что способствует созиданию. (31) И тогда человек
будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря».
Вся долгая жизнь Д.С.Лихачева
явилась подтверждением этих слов.
Наталия ЭЛИАСБЕРГ ,
доктор педагогических наук,
профессор
Клише для первого аргумента:
Обратимся к тексту....
Сущность данного понятия, по мнению автора текста, сводится к...
Автор строит свое рассуждение о данном понятии на...
Автору (писателю, ученому, лингвисту..) данного текста было важно показать, что...
Автор текста заставляет нас задуматься о том, что...
Как справедливо замечено автором данного текста: «....»..
Клише для второго аргумента:
Я думаю...
Данное понятие заставляет нас задуматься над тем, что...
Разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного понятия....
Высказывая свое отношение к данному понятию, хочу отметить...
Я вполне разделяю общепринятую точку зрения о том, что...
Приводя пример из жизни, хочу обратиться к...
Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее…
Клише для заключения:
Вводные слова: таким образом, итак, в заключение, как видим, следовательно, значит…;
Синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что...;
В результате рассуждения мы пришли к выводу
о том, что...;
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Можно сделать вывод, что..., из вышесказанного следует…
Cоветы экспертов по подготовкек сочинению
Начать подготовку к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку рекомендуется со знакомства с различными темами сочинений и подбора материалов по каждой возможной теме.
Для написания сочинения на высокий балл школьникам рекомендуется отыскать в тексте интересные слова и выстроить аргументы на их основе. Также для аргументации следует подобрать глаголы.
В ходе написания сочинения учащимся необходимо обращать внимание на такие лексические единицы, как синонимы, неологизмы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова и строить доказательства на их основе.
.
Кроме этого, выпускники могут отыскать в тексте лексические единицы, которые созданы на основе переносного значения слов (метафору, олицетворение, эпитет), на основе которых затем выстроить аргументацию.
Материалы для беседы
Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.
Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и
правовой культуры человека.
Гражданственность – это осознание человеком своих
обязанностей по отношению к родной стране.
Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства,
ведущее человека к совершенству.
Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и
Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.
Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.
Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.
Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.
Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.
Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.
Проявления гражданственностив повседневной жизни
Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
Речевые клише
для
основной части
сочинения-рассуждения 15.3:
Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей
жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных
Обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной
дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.
Как развить в себе гражданственность
Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.
Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.
Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.
Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – человек воспитывает в себе и гражданственность.