kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Части речи. Имя числительное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на освоение имени числительного как части речи. Изучение общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли в предложении имени числительного. Предусмотрено выполнение тестовых заданий по орпеделению имени числительного как части речи, выполнение упражнений по правописанию количественных и порядковых числительных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Части речи. Имя числительное. »

Части речи.  ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Части речи. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

числительные Обозначают порядок при счете КАКОЙ? КОТОРЫЙ? Обозначают количество, число СКОЛЬКО? количественные порядковые

числительные

Обозначают

порядок при счете

КАКОЙ?

КОТОРЫЙ?

Обозначают количество,

число

СКОЛЬКО?

количественные

порядковые

По структуре, особенностям словообразования числительные делятся на

По структуре, особенностям словообразования числительные делятся на

  • простые (пять, тысяча);
  • сложные (семнадцать, тридцать, пятьсот);
  • составные (двадцать пять, сто первый)
А3.Склонение имён числительных

А3.Склонение имён числительных

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
  • более пятиста человек
  • инженеры
  • наисложнейший
  • в день именин
Неверная форма - более пятиста человек . Числительное в родительном падеже имеет форму пятисот: Им.п. пятьсот книг Род.п. пятисот книг Дат.п. пятистам книгам Вин.п. пятьсот книг Тв.п. пятьюстами книгами П.п. о пятистах книгах
  • Неверная форма - более пятиста человек . Числительное в родительном падеже имеет форму пятисот:
  • Им.п. пятьсот книг
  • Род.п. пятисот книг
  • Дат.п. пятистам книгам
  • Вин.п. пятьсот книг
  • Тв.п. пятьюстами книгами
  • П.п. о пятистах книгах
(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7)Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.
  • (1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7)Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

А 11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНА из первого (1) предложения текста:

1) местоимение

2) порядковое числительное

3) краткое прилагательное

4) количественное числительное

4

В2 Из предложений 32-35 выпишите числительное.  (32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати.  (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала. двадцати

В2 Из предложений 32-35 выпишите числительное.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати.

(35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

двадцати

Склонение количественных числительных

Склонение количественных числительных

  • Числительное один согласуется с существительным во всех косвенных падежах, как прилагательное : один стол, одного стола, одному столу.
  • Числительные два ( две ), три , четыре имеют особые формы: два , три, четыре дома ; двух , трёх , четырёх домов ; двум , трём , четырём домам и др.
  • У числительных один , два , три , четыре винительный падеж сходен с именительным, если существительное обозначает неодушевлённый предмет ( растёт одно дерево – вижу одно дерево ), и с родительным, если существительное обозначает одушевлённый предмет( играют две девочки – вижу двух девочек ).
  • Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения ( пять , без пяти, к пяти , пятью , о пяти )
  • Числительные сорок , девяносто , сто при склонении имеют лишь две формы: в именительном и винительном падежах - сорок , девяносто , сто , а в остальных падежах – с окончанием – а – сорока , девяноста , ста .
  • Сложные числительные от пятидесяти до восьмидесяти изменяют обе части по образцу существительных 3-го склонения: семьдесят гектаров , около семидесяти гектаров , о семидесяти гектарах .
  • Числительные от двухсот до девятисот при склонении так также изменяют обе части: двести , пятьсот , девятьсот центнеров ; около двухсот , пятисот , девятисот центнеров ; к двумстам , пятистам , девятистам центнерам .
  • Числительные тысяча , миллион , миллиард склоняются подобно существительным соответствующего склонения.
  • Составные числительные имеют свои особенности склонения. У составных числительных, обозначающих целое число, склоняются все слова, из которых они состоят. При этом число существительных зависит от последней цифры: двести один солдат , двухсот одного солдата (единственное число); сто две страны (единственное число), но ста двух стран (множественное число); двести тридцать пять дней , к двумстам тридцати пяти дням .
Склонение составных количественных числительных И.п девятьсот шестьдесят пять Р.п девятисот шестидесяти пяти Д.п к девятистам шестидесяти пяти В.п девятьсот шестьдесят пять Т.п девятьюстами шестьюдесятью пятью П.п о девятистах шестидесяти пяти

Склонение составных количественных числительных

И.п

девятьсот шестьдесят пять

Р.п

девятисот шестидесяти пяти

Д.п

к девятистам шестидесяти пяти

В.п

девятьсот шестьдесят пять

Т.п

девятьюстами шестьюдесятью пятью

П.п

о девятистах шестидесяти пяти

Склонение дробных числительных

Склонение дробных числительных

  • При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель - как прилагательное во множественном числе.
Склонение дробного числительного И.п три седьмых дома Р.п трёх седьмых дома Д.п к трём седьмым дома В.п три седьмых дома Т.п тремя седьмыми дома П.п о трёх седьмых дома

Склонение дробного числительного

И.п

три седьмых дома

Р.п

трёх седьмых дома

Д.п

к трём седьмым дома

В.п

три седьмых дома

Т.п

тремя седьмыми дома

П.п

о трёх седьмых дома

Образование форм числительных   Числительное Пример ошибок собирательные Правило Двое девчонок, семеро женщин, трое кошек Правильный вариант Эти числительные употребляются только Две девчонки, семь женщин, три кошки а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот; б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц; в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении «человек»): пятеро подозрительных лиц, трое ребят; г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро; д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж; д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат. Обратите внимание! Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!

Образование форм числительных

Числительное

Пример ошибок

собирательные

Правило

Двое девчонок, семеро женщин, трое кошек

Правильный вариант

Эти числительные употребляются только

Две девчонки, семь женщин, три кошки

а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот;

б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц;

в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении «человек»): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;

г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро;

д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж;

д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат.

Обратите внимание! Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!

Образование форм числительных   Числительное Пример ошибок оба-обе Правило К обоим старушкам, у обеих мальчиков Правильный вариант Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям). к обеим старушкам, у обоих мальчиков

Образование форм числительных

Числительное

Пример ошибок

оба-обе

Правило

К обоим старушкам, у обеих мальчиков

Правильный вариант

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям).

к обеим старушкам, у обоих мальчиков

Склонение числительных оба- обе И.п оба Р.п обе обоих Д.п обоим В.п обеих обеим оба (для неодуш.) Т.п обоих (для одуш.) обоими обе (для неодуш.) П.п Обеих (для одуш.) обеими об обоих об обеих

Склонение числительных оба- обе

И.п

оба

Р.п

обе

обоих

Д.п

обоим

В.п

обеих

обеим

оба (для неодуш.)

Т.п

обоих (для одуш.)

обоими

обе (для неодуш.)

П.п

Обеих (для одуш.)

обеими

об обоих

об обеих

Склонение порядковых числительных

Склонение порядковых числительных

  • И.п.- тясяча девятьсот тринадцатый
  • Р.п. - тясяча девятьсот тринадцатого
  • Д.п. - тясяча девятьсот тринадцатому
  • В.п. - тясяча девятьсот тринадцатый
  • Т.п. - тясяча девятьсот тринадцатым
  • П.п. - тясяча девятьсот тринадцатом
Синтаксическая роль числительного

Синтаксическая роль числительного

  • Семь – нечетное число
  • Пятью пять – двадцать пять
  • В пятых классах прошли контрольные диктанты
  • Двадцать не делится на шесть без остатка
  • Школа находится в двух шагах от дома
Правописание числительных И.П. и В.П. 5-20, 30 Ь на конце слова И.В.п 50-80, 500-900 Ь в середине слова

Правописание числительных

И.П. и В.П. 5-20, 30 Ь на конце

слова

И.В.п 50-80, 500-900 Ь в середине слова

И.В.п. трист а , четырест а

И.В.п. трист а , четырест а

И.В. – сорок, девяност о , ст о Р., Д., Т., П.. – сорок а , девяност а , ст а

И.В. – сорок, девяност о , ст о

Р., Д., Т., П.. – сорок а , девяност а , ст а

Ми лл ион , ми лл иард

Ми лл ион , ми лл иард

В2 Из предложений 16–18 выпишите числительное.  ( 16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию...

В2 Из предложений 16–18 выпишите числительное.

( 16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию...

(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7)Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.
  • (1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. (7)Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

А 11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВПЕРВЫЕ из второго (2) предложения текста:

1) числительное

2) наречие

3) краткое причастие

4) деепричастие несовершенного вида

2

Из предложений 9–12 выпишите порядковое числительное.   (9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что путь индивидуализма противоречит живой природе человека, с её действительными запросами. (10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего ХIХ века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости. (11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины. (12) Так же, как и трезвость мысли, реалистичность взгляда на мир, глубинное знание человеческого сердца. первых

Из предложений 9–12 выпишите порядковое числительное.

  • (9) Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что путь индивидуализма противоречит живой природе человека, с её действительными запросами. (10) Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего ХIХ века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости. (11) Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретённая человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины. (12) Так же, как и трезвость мысли, реалистичность взгляда на мир, глубинное знание человеческого сердца.

первых

Выбери правильный вариант

Выбери правильный вариант

  • в две тысячи девятьсот девяносто девятом году или в двух тысяча девятьсот девяносто девятом году
  • восьмидесяти или восемьдесяти
  • два седьмых или две седьмых
  • двое сестёр или две сестры
  • к полтора часам или к полутора часам
  • к трём пятым или к трём пятых
  • от обоих мальчиков или от обеих мальчиков
  • от обоих сестёр или от обеих сестёр
  • пятеро дней или пять дней
пятидесятью или пятьюдесятью пятистами или пятьюстами пятидесяти или пятьюдесяти тремя пятых или тремя пятыми три пятым или три пятых три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью трое котят или три котята трое собак или три собаки шестьюстами или шестистами нас двоих или нас двух нас обоих или нас двух
  • пятидесятью или пятьюдесятью
  • пятистами или пятьюстами
  • пятидесяти или пятьюдесяти
  • тремя пятых или тремя пятыми
  • три пятым или три пятых
  • три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
  • трое котят или три котята
  • трое собак или три собаки
  • шестьюстами или шестистами
  • нас двоих или нас двух
  • нас обоих или нас двух
Проверь себя

Проверь себя

  • в две тысячи девятьсот девяносто девятом году
  • восьмидесяти
  • две седьмых
  • две сестры
  • к полутора часам
  • к трём пятым
  • от обоих мальчиков
  • от обеих сестёр
  • пять дней
  • пятьюдесятью
пятьюстами пятидесяти тремя пятыми три пятых тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью трое котят три собаки шестьюстами нас двоих нас обоих
  • пятьюстами
  • пятидесяти
  • тремя пятыми
  • три пятых
  • тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
  • трое котят
  • три собаки
  • шестьюстами
  • нас двоих
  • нас обоих
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Части речи. Имя числительное.

Автор: Федорова Ольга Владимировна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок исследования новой части речи “Имя числительное”3кл "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-issliedovaniia-novoi-chasti-riechi-imia-chislitiel-noie-3kl"
    ["file_id"] => string(6) "148354"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419675281"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(108) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty"
    ["file_id"] => string(6) "280370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368049"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Имя числительное как часть речи»  с применением технологии  проблемного обучения,  исследовательской работы"
    ["seo_title"] => string(109) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniiaissliedovatielskoiraboty1"
    ["file_id"] => string(6) "280371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368062"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«Имя числительное как часть речи» с применением технологии проблемного обучения"
    ["seo_title"] => string(84) "imiachislitielnoiekakchastriechisprimienieniiemtiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280375"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453368549"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "10 класс имя числительное"
    ["seo_title"] => string(25) "10klassimiachislitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "276926"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452797216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства