kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аннотации по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

аннотации на написание программ знаний учебников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аннотации по русскому языку»

Аннотация к рабочим программам
по русскому языку


Класс: 5


Уровень изучения учебного материала: базовый

УМК, учебник

Настоящая рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (5 – 9кл. базовый уровень) соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена

на основе

  • примерной программы основного общего образования, утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации, гуманитарный цикл,( Смотри : Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» №3 2005г. Издательство «Просвещение»);

  • «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы», М., «Просвещение» (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 8 издание), авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Учебник по русскому языку для 5 кл. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский


Количество часов для изучения: 204


Основные разделы (темы) содержания:

1. Язык – важнейшее средство общения.

2. Повторение пройденного в 1 – 4 кл.

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

4.Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

5.Лексика. Культура речи.

6. Морфемика. Орфография. Культура речи

7.Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи.

  • Имя существительное.

  • Имя прилагательное.

  • Глагол.

8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе



Требования к уровню подготовки учащихся 5класса:


Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.


РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аудирование

-понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

-выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение

-владеть техникой чтения;

-выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

--отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

-владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

-прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

-извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

-правильно расставлять логические ударения, паузы;

-выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение

-доказательно отвечать на вопросы учителя;

-подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи

-создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

-выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо

-подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

-создавать письменное высказывание разных типов речи;

-составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;

-определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

-делить текст на абзацы;

-писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

-выражать своё отношение к предмету речи;

-находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

-подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;

-использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

-исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ

-выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

-различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

-находить в художественном тексте явления звукописи;

-правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

-работать с орфоэпическим словарём.

ГРАФИКА

-правильно произносить названия букв русского алфавита;

-свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

-проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

МОРФЕМИКА

-выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

-подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;

-учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

-пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;

-объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

-объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

-пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

-распределять слова на тематические группы;

-употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

-различать прямое и переносное значение слов;

-отличать омонимы от многозначных слов;

-подбирать синонимы и антонимы;

-выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

-находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

-владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

-использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

МОРФОЛОГИЯ:

-различать части речи;

-правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

-уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

-правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

ОРФОГРАФИЯ:

-находить орфограммы в морфемах;

-группировать слова по видам орфограмм;

-владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

-устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;

-самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

-выделять словосочетания в предложении;

-определять главное и зависимое слово;

-составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

-выделять основы предложений с двумя главными членами;

-конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

-характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

-составлять простые и сложные предложения изученных видов;

-соблюдать верную интонацию конца предложений;

-опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;

-находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

-владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;

-устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

-самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.






Аннотация к рабочей программе
по русскому языку


Класс: 6


Уровень изучения учебного материала: базовый

УМК, учебник:

Рабочая программа составлена на основе

  • Федерального государственного стандарта,

  • примерной программы основного общего образования по русскому языку и

  • программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Количество часов для изучения: 204


Основные разделы (темы) содержания:

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5 КЛАССЕ

РАЗДЕЛ III. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ IV. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

РАЗДЕЛ V. МОРФОЛОГИЯ (122 часа)

  • Имя существительное

  • Имя прилагательное

  • Имя числительное

  • МЕСТОИМЕНИЕ

  • Глагол

РАЗДЕЛ VI. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 6 КЛАССА


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:

знать/ понимать:

- определения изученных в 6 классе основных языков единиц, речеведческих понятий;

-орфографические, пунктуационные правила;

Уметь:


РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АУДИРОВАНИЕ:

- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

ЧТЕНИЕ:

- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;

- Дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;

- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

- прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

- выразительно читать художественные и научно – учебные тексты.

ГОВОРЕНИЕ:

-пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;

- подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;

- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;

- соблюдать последовательность и связность изложения.

ПИСЬМО:

- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

- строить письменные высказывания на заданную тему;

- соблюдать последовательность и связность изложения;

- собирать материал к сочинению и систематизировать его;

- составлять сложный план и на его основе создавать текст;

- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова, местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.


ТЕКСТ

- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;

- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;

- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

ФОНЕТИКА И ОФОЭПИЯ

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

- использовать транскрипцию;

- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

- пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;


МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

- давать структурно – грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

- давать комментарии к словообразовательному гнезду;

- объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;


ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

- употреблять слова (термины, заимствованные и т.д.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

- подбирать синонимы и антонимы;

Выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;

- пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.)

- анализировать примеры использования слов в переносном значении;

- проводить лексический разбор слова.

МОРФОЛОГИЯ

- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

ОРФОГРАФИЯ

-обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

- объяснять суть основного принципа русской орфографии(единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;

- свободно пользоваться орфографическим словарем;

- владеть приёмом морфемного письма.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

Анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

- определять синтаксическую роль изученных частей речи;

- правильно применять изученные пунктуационные правила;

- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

























Аннотация к рабочей программе
по русскому языку


Класс: 7


Уровень изучения учебного материала: базовый

УМК, учебник:

Рабочая программа составлена на основе

  • Федерального государственного стандарта,

  • примерной программы БАЗОВОГО УРОВНЯ в “Сборнике нормативных документов. Русский язык”. “Дрофа” Москва,

  • авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, опубликована в сборнике “Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы». Москва. “Просвещение”

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М.


Количество часов для изучения: 136


Основные разделы (темы) содержания:

  • Русский язык как развивающееся явление

  • ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

  • МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

  • Причастие

  • Деепричастие

  • Наречие

  • Категория состояния

  • СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

  • Предлог

  • Союз

  • Частица

  • Междометие. Звукоподражательные слова

  • ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ


Требования к уровню подготовки учащихся


1. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изучен­ных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил,

обосновывать свои от­веты, приводя нужные примеры.

2. К концу VII класса учащиеся должны о в л а д е т ь сле­дующими у м е н и я м и и н а в ы к а м и:

- производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами

(в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и

исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По с в я з н о й р е ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты

с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные

сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.




Аннотация к рабочей программе
по русскому языку


Класс: 8


Уровень изучения учебного материала: базовый

УМК, учебник:


Рабочая программа составлена в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта на основе

      • примерной программы БАЗОВОГО УРОВНЯ, опубликованной в “Сборнике нормативных документов. Русский язык”. “Дрофа” Москва

  • авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, опубликована в сборнике “Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы». Москва. “Просвещение”.

Учебник. С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю Максимов, Л.А.Чешко.. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение


Количество часов для изучения: 102



Основные разделы (темы) содержания:


  • Русский язык в современном мире

  • Повторение изученного в 5-6 классах

  • Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

  • Словосочетание

  • Простое предложение

  • Простые двусоставные предложения

  • Главные члены предложения

  • Второстепенные члены предложения

  • Односоставные предложения

  • Простое осложнённое предложение

  • Обособленные члены предложения

  • Слова, грамматически не связанные с членами предложения

  • Чужая речь

  • Повторение и систематизация изученного в 8 классе


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен: знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам­матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:


АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста ив соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и
художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и
основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической
связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное

использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курс русского

языка;
ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);


ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения

орфоэпических норм;


МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати­ки, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот ребления;

-проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

-правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче­ского и пунктуационного анализа;


ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове­ряемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;


  • проводить орфографический анализ текста.


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;


  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос­венной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой; интонационной, грамматической и пунктуа­ционной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо­значения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.




Аннотация к рабочей программе по литературе. 5-9 классы.

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе с учетом рекомендаций программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5- 9 классов под редакцией В.Я.Коровина (Москва «Просвещение » 2010г.) с учетом требований образовательного стандарта по литературе.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности, с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно- историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основная задача литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов изучения литературы в V – VIII классах из расчета 34 учебных недели , в IХ классах - 99 часов из расчета 33 учебных недели.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В том числе в V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). Так как в 2013-2014 учебном году 34 учебные недели, то рабочие программы составлены на 68 часа в 5-8классах , в 9 классах- 33 учебные недели, рабочие программы составлены на 66 часов. При этом содержание программы будет изучено полностью.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Программа

Класс

Учебник

Примерная программа основного общего об-разования по литера-туре.

В.Я.Коровина « Прог-раммыОУ.Литература.5-11 классы» Москва, «Просвещение» 2010г

5

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин « Литература.5 класс. Учебник в 2 частях» Москва, « Просвещение» 2013г.

6

В.П.Полухина,В.Я.Коровина, В.П.Журавлев «Литература.6 класс. Учебник в 2 частях» Москва «Просвещение» 2013 г.

7

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература.7 класс. Учебник в 2 частях для ООУ» Москва «Просвещение» 2009 г.

8

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература.8класс. Учебник для ООУ.Москва. «Просвещение» 2013г.

9

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.И.Коровин

« Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях для ООУ» Москва,

« Просвещение» 2010г.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

















Аннотация к рабочим программам по технологии

 

5-7 классы (основное общее образование)

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко (М. Вентана-Граф, 2012).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Технология. Обслуживающий труд: 5 класс:  учебник для учащихся общеобраз. учрежд./ Ю.В Крупская, О.А Кожина, Н.В. Синица и др.; под ред. В.Д. Симоненко М.: Вентана-Граф;

Технология. Обслуживающий труд: 6 класс:  учебник для учащихся общеобраз. учрежд./ Ю.В Крупская, О.А Кожина, Н.В. Синицаи др.; под ред. В.Д. Симоненко М.: Вентана-Граф;

Технология. Обслуживающий труд: 7 класс:  учебник для учащихся общеобраз. учрежд./ Н.В. Синица, О.В. Табурчак, О.А. Кожина и др.; под ред. В.Д. Симоненко М.: Вентана-Граф.

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цель обучения технологии:

– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

– развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

– воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

– получение опыта применения политехнических  и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- овладение способами деятельностей:

умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;

- освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде 11 тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В 1-м блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся. Во 2-м – «Интерьер жилого дома» – представлены дидактические единицы, отражающие становление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности учащихся. В 3-м и 4-м блоках дидактические единицы содержат сведения об ассортименте и свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине.Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции учащихся. В 5–6-м блоках сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции. В 7-м блоке представлены дидактические единицы, отражающие технологические сведения о кулинарии и обеспечивающие развитие учебно-познавательных, коммуникативных, культурно-эстетических, социально-трудовых компетенций. В 9-м блоке «Гигиена девушки. Косметика» развитие культурно-эстетической, личностно-развивающей компетенции.В 10–11-м блоках «Знакомство с профессиями» – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитиятехнологических процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства.

При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 5-7 классах 34 учебных недель. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68 часов для каждого класса (2 учебных часа в неделю).










Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык», 9 класс. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский — М.: Просвещение, 2006. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов С.Е. Крючков и др./ - М.: Просвещение, 2010. Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: · воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; · совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; · освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; · формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Курс 9 класса включает систему понятий, относящихся к синтаксису (сложные предложения): - сложносочиненные; - сложноподчиненные; - бессоюзные. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане: Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Базисный учебный план школы отводит 102 часа (32 урока – блока) для обязательного изучения учебного предмета "Русский язык" в 9 классе, рассчитан на 34 учебные недели. Рабочая программа содержит следующие разделы: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание курса. 3. Требования к уровню подготовки. 4. Учебно-тематическое планирование. 5. Календарно-тематическое планирование. 6. КИМы. 7. Учебно-методическое обеспечение. 8. Система оценивания.








А.С. Грибоедов «Горе от ума». Знакомство с героями. Анализ 1-го

действия

Цель:

- помочь ученикам понять замысел комедии

- познакомить учеников с действующими лицами комедии, дать общее

представление об их характерах

- прочитать 1 действие, сделать вывод о его месте в комедии

- выяснить какие конфликты намечены в 1 действии

Оборудование: текст пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» у каждого ученика на парте;

портреты Софьи, Лизы, Чацкого, Фамусова

На доске: дата, тема, портреты, термины-ответы на терминологический диктант

Прогнозируемые результаты:

- учащиеся знают содержание 1 действия, замысел

- анализируют, дают оценку героям

- выйдут на конфликт

- выбирают героев для подражания

- учатся быть верным своим убеждениям


Ход урока

Основные пункты урока

Слово учителя

Мы познакомились с удивительным человеком А.С.

Грибоедовым, узнали о его талантах и способностях, о

судьбе этого человека. Главным произведением в его

творчестве стала комедия «Горе от ума».

Сам Грибоедов говорил, что «Нелепость» изучать свет в

качестве зрителя. Наблюдать деятельность, других можно

не иначе как участвуя лично в делах. Поэтому поэт

пустился в большой свет: бывал на многих балах, почти на

всех праздниках, пикниках и собраниях праздной вечно

веселящейся Москвы.

Зачем, как вы думаете?

(знать московское барство изнутри)

А лето 1823г он провёл в деревне, писал: вставал с

солнцем, ложился поздно, работал, впечатления от

барской Москвы легли в комедию.

Однако цензура 1824г известила, что комедия к

постановке и напечатанию «дозволена быть не может».

Сложная обстановка в стране.

Историческая справка (ученик)

В те дни в Петербурге была сложная политическая

обстановка. Вызревал заговор против царизма. Шла

подготовка к изменению государственного строя. Точно

не известно, был ли Грибоедов в ряду тех людей, но тем

не менее данная ситуация тоже повлияла на запрет

напечатать комедию «Горе от ума». Его тоже арестовали,

но почти сразу отпустили.

Тем не менее, в 1833г комедия напечатана с большими

поправками и ограничениями, а полностью только 1862г.

Вспомнить литературные

понятия

На доске слова: диалог, монолог, ремарка, реплика героя,

комедия – один из видов драматического произведения.

Экспозиция, завязка, развязка, кульминация, замысел

комедии. Конфликт


Работа с письмами

Грибоедова друзьям (см.

приложение №1)

Предлагаю 2 письма: Бегичеву и Катенину «О замысле

комедии». Прочитать данные письма, ответить на

вопросы.

Бегичеву – 1 вариант Катенину – 2 вариант

Письмо к Бегичеву

«В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не

сопряжённые ни с малейшим чувством к чему-нибудь

хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в

пренебрежении; ни в ком любви к чему-нибудь изящному,

притом «несть порок без чести, токмо в отечестве своём, в

сродстве и в дому своём». Отечество. Сродство и дом в

Москве. Все тамошние помнят во мне Сашу, милого

ребёнка, который теперь вырос, много повесничал,

наконец, становится к чему-то годен, определён в Миссию

и может со временем попасть в статские советники, а

больше во мне ничего видеть не хотят. В Петербурге я по

крайне мере имею несколько таких людей, которые…

судят обо мне и смотрят с той стороны, с которой хочу,

чтоб на меня смотрели. «…» Ты, мой друг, поселил в меня,

или, лучше сказать, развернул свойства, любовь к добру, я

с тех пор только начал дорожить честностью и всем, что

составляет истинную красоту души, с того времени, как с

тобою познакомился. И ей-богу! Когда с тобою побываю

вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее».

А.С. Грибоедов - С. Н. Бегичеву, 18 сентября 1818г

1) Что Грибоедову не нравится в Москве?

2) Какую роль Бегичев сыграл в жизни Грибоедова?

3) Впечатления Грибоедова от Москвы на ваш взгляд,

связан как-то с будущей комедией?

Письмо к Катенину

«Ты находишь главную погрешность в плане; мне кажется,

что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка сама

не глупая предпочитает дураку умному человеку (не

потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен,нет! и

в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего

человека); и этот человек, разумеетсяс с обществом, его

окружающим, его никто не понимает, никто простить не

хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он

весел, и это порок: « Шутить и век шутить, как вас на это

стане!» - Слегка перебирает странности прежних

знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей

заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его

не взбесить, но всё-таки: «Не человек! змея!», а после,

когда вмешивается личность, «наших затронули»,

предаётся анафеме: « Унизить рад, кольнуть, завистлив!


горд и зол!» Не терпит подлости: «Ах! Боже мой, он

карбонарий!» Кто- то со злости выдумал о нём, что

сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос

общего недоброходства и до него доходит, притом и

нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно

он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и

всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже

разочарована на счёт своего сахара медовича. Что же

может быть полнее этого?

А.С. Грибоедов – П.А. Катенину (первая половина

января- 14 февраля 1825г.)

1) Озвучьте план комедии, который дан в письме?

2) Что в этом плане он считает главным?

3) какое выражение вы бы записали из данного письма?

Работа учащихся, ответы на вопросы

Итак, главное конфликт, противоречие

Обращение к слайду или к

доске

Анализ I действия

Конфликт как основа произведения.

Конфликт – это противоречие, которое оказывается

движущейся силой, пружиной сюжета в литературном

произведении. Это столкновение интересов, чувств,

характеров героев, разность их убеждений и чувств.

Без конфликтов нет произведения

Виды конфликтов:

- человек против человека

- человек против природы

- человек против общества

- человек против самого себя

Тогда нам сегодня, чем предстоит заниматься?

- найти конфликты, выйти на конфликт

Какой конфликт дан в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Задание в парах: заполнение (в ходе урока записываются

основные черты характера героев по инструкции)-

Софья Фамусов

Фамусовская Москва

ГЕРОИ

Чацкий

Молчалин

Язык


Инструкция для заполнения

таблицы

Работа с текстом

Мини- театр

Представление групп своё

явление

- социальное положение

- черты характера

- отношение к работе

- идеалы героя

Вопросы

1 явление (+6)

1. Назвать главные действующие лица

2. Чем они занимаются?

3. Какие черты характера проявляются у неё в данном

явлении?

4. Каковы взаимоотношения героев в 1 явлении вы

заметили?

5. Какую запись рекомендуете в схему?

2 явление (+6 явл)

1. Что узнали о герое, представьте нового героя

классу.

2. Как его выходки принимает Лиза?

3. Чем оказывается, Софья занималась ночью?

4. Какова реакция Фамусова на то, что Софья «ночь

целую читала»?

5. Какое впечатление складывается о доме Фамусова?

6. Здесь есть крылатое выражение, которое ушло в

народ. Найдите, зачитайте. Как вы понимаете

данное выражение.

7. Рекомендуйте запись в схему о вашем герое.

3 явление

1. Лиза упрекает Софью в безрассудстве, какие слова

произносит Софья

2. Счастлива Софья, на ваш взгляд?

3. Рекомендуйте слова в схему

4 явление (+6)

1. Понимает ли Фамусов, почему Софья, Молчалин и

Лиза оказались в гостиной в такое раннее утро?

2. Почему Фамусов говорит Молчалину такие слова:

Нельзя ли для прогулок

Подальше выбрать закоулок

3. Найдите слова, которые стали замечанием Софье

4. Кого обвиняет Фамусов во всех проблемах

5. Фамусов хороший отец, по вашему мнению.

Прочитайте монолог Фамусов: ( Вот попрекать мне

станут и до… монашеским известен поведеньем)

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Знакомство с героями. Анализ 1-го

действия

Цель:

- помочь ученикам понять замысел комедии

- познакомить учеников с действующими лицами комедии, дать общее

представление об их характерах

- прочитать 1 действие, сделать вывод о его месте в комедии

- выяснить какие конфликты намечены в 1 действии

Оборудование: текст пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» у каждого ученика на парте;

портреты Софьи, Лизы, Чацкого, Фамусова

На доске: дата, тема, портреты, термины-ответы на терминологический диктант

Прогнозируемые результаты:

- учащиеся знают содержание 1 действия, замысел

- анализируют, дают оценку героям

- выйдут на конфликт

- выбирают героев для подражания

- учатся быть верным своим убеждениям


Ход урока

Основные пункты урока

Слово учителя

Мы познакомились с удивительным человеком А.С.

Грибоедовым, узнали о его талантах и способностях, о

судьбе этого человека. Главным произведением в его

творчестве стала комедия «Горе от ума».

Сам Грибоедов говорил, что «Нелепость» изучать свет в

качестве зрителя. Наблюдать деятельность, других можно

не иначе как участвуя лично в делах. Поэтому поэт

пустился в большой свет: бывал на многих балах, почти на

всех праздниках, пикниках и собраниях праздной вечно

веселящейся Москвы.

Зачем, как вы думаете?

(знать московское барство изнутри)

А лето 1823г он провёл в деревне, писал: вставал с

солнцем, ложился поздно, работал, впечатления от

барской Москвы легли в комедию.

Однако цензура 1824г известила, что комедия к

постановке и напечатанию «дозволена быть не может».

Сложная обстановка в стране.

Историческая справка (ученик)

В те дни в Петербурге была сложная политическая

обстановка. Вызревал заговор против царизма. Шла

подготовка к изменению государственного строя. Точно

не известно, был ли Грибоедов в ряду тех людей, но тем

не менее данная ситуация тоже повлияла на запрет

напечатать комедию «Горе от ума». Его тоже арестовали,

но почти сразу отпустили.

Тем не менее, в 1833г комедия напечатана с большими

поправками и ограничениями, а полностью только 1862г.

Вспомнить литературные

понятия

На доске слова: диалог, монолог, ремарка, реплика героя,

комедия – один из видов драматического произведения.

Экспозиция, завязка, развязка, кульминация, замысел

комедии. Конфликт


Работа с письмами

Грибоедова друзьям (см.

приложение №1)

Предлагаю 2 письма: Бегичеву и Катенину «О замысле

комедии». Прочитать данные письма, ответить на

вопросы.

Бегичеву – 1 вариант Катенину – 2 вариант

Письмо к Бегичеву

«В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не

сопряжённые ни с малейшим чувством к чему-нибудь

хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в

пренебрежении; ни в ком любви к чему-нибудь изящному,

притом «несть порок без чести, токмо в отечестве своём, в

сродстве и в дому своём». Отечество. Сродство и дом в

Москве. Все тамошние помнят во мне Сашу, милого

ребёнка, который теперь вырос, много повесничал,

наконец, становится к чему-то годен, определён в Миссию

и может со временем попасть в статские советники, а

больше во мне ничего видеть не хотят. В Петербурге я по

крайне мере имею несколько таких людей, которые…

судят обо мне и смотрят с той стороны, с которой хочу,

чтоб на меня смотрели. «…» Ты, мой друг, поселил в меня,

или, лучше сказать, развернул свойства, любовь к добру, я

с тех пор только начал дорожить честностью и всем, что

составляет истинную красоту души, с того времени, как с

тобою познакомился. И ей-богу! Когда с тобою побываю

вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее».

А.С. Грибоедов - С. Н. Бегичеву, 18 сентября 1818г

1) Что Грибоедову не нравится в Москве?

2) Какую роль Бегичев сыграл в жизни Грибоедова?

3) Впечатления Грибоедова от Москвы на ваш взгляд,

связан как-то с будущей комедией?

Письмо к Катенину

«Ты находишь главную погрешность в плане; мне кажется,

что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка сама

не глупая предпочитает дураку умному человеку (не

потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен,нет! и

в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего

человека); и этот человек, разумеетсяс с обществом, его

окружающим, его никто не понимает, никто простить не

хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он

весел, и это порок: « Шутить и век шутить, как вас на это

стане!» - Слегка перебирает странности прежних

знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей

заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его

не взбесить, но всё-таки: «Не человек! змея!», а после,

когда вмешивается личность, «наших затронули»,

предаётся анафеме: « Унизить рад, кольнуть, завистлив!


горд и зол!» Не терпит подлости: «Ах! Боже мой, он

карбонарий!» Кто- то со злости выдумал о нём, что

сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос

общего недоброходства и до него доходит, притом и

нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно

он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и

всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже

разочарована на счёт своего сахара медовича. Что же

может быть полнее этого?

А.С. Грибоедов – П.А. Катенину (первая половина

января- 14 февраля 1825г.)

1) Озвучьте план комедии, который дан в письме?

2) Что в этом плане он считает главным?

3) какое выражение вы бы записали из данного письма?

Работа учащихся, ответы на вопросы

Итак, главное конфликт, противоречие

Обращение к слайду или к

доске

Анализ I действия

Конфликт как основа произведения.

Конфликт – это противоречие, которое оказывается

движущейся силой, пружиной сюжета в литературном

произведении. Это столкновение интересов, чувств,

характеров героев, разность их убеждений и чувств.

Без конфликтов нет произведения

Виды конфликтов:

- человек против человека

- человек против природы

- человек против общества

- человек против самого себя

Тогда нам сегодня, чем предстоит заниматься?

- найти конфликты, выйти на конфликт

Какой конфликт дан в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Задание в парах: заполнение (в ходе урока записываются

основные черты характера героев по инструкции)-

Софья Фамусов

Фамусовская Москва

ГЕРОИ

Чацкий

Молчалин

Язык


Инструкция для заполнения

таблицы

Работа с текстом

Мини- театр

Представление групп своё

явление

- социальное положение

- черты характера

- отношение к работе

- идеалы героя

Вопросы

1 явление (+6)

1. Назвать главные действующие лица

2. Чем они занимаются?

3. Какие черты характера проявляются у неё в данном

явлении?

4. Каковы взаимоотношения героев в 1 явлении вы

заметили?

5. Какую запись рекомендуете в схему?

2 явление (+6 явл)

1. Что узнали о герое, представьте нового героя

классу.

2. Как его выходки принимает Лиза?

3. Чем оказывается, Софья занималась ночью?

4. Какова реакция Фамусова на то, что Софья «ночь

целую читала»?

5. Какое впечатление складывается о доме Фамусова?

6. Здесь есть крылатое выражение, которое ушло в

народ. Найдите, зачитайте. Как вы понимаете

данное выражение.

7. Рекомендуйте запись в схему о вашем герое.

3 явление

1. Лиза упрекает Софью в безрассудстве, какие слова

произносит Софья

2. Счастлива Софья, на ваш взгляд?

3. Рекомендуйте слова в схему

4 явление (+6)

1. Понимает ли Фамусов, почему Софья, Молчалин и

Лиза оказались в гостиной в такое раннее утро?

2. Почему Фамусов говорит Молчалину такие слова:

Нельзя ли для прогулок

Подальше выбрать закоулок

3. Найдите слова, которые стали замечанием Софье

4. Кого обвиняет Фамусов во всех проблемах

5. Фамусов хороший отец, по вашему мнению.

Прочитайте монолог Фамусов: ( Вот попрекать мне

станут и до… монашеским известен поведеньем)


6. Какие стороны личности Фамусова раскрываются в

этом монологе

7. Подумайте, почему Фамусов, на попытку Лизы

возразить, раздражается, Зачитайте:

Молчать! Ужасный век!

И будь не…..

8. Почему «ужасный век»?

9. Какую информацию получили из уст Фамусова о

Молчалине?

10. Как вышли из поколения (сложившейся ситуации)

Софья и Молчалин?

11. О какой черте характера Фамусова вы узнали?

12. Почему позволяет себя обмануть?

13. Рекомендуйте запись в схему.

7 явление

1. Понаблюдайте за первым появлением Чацкого в доме

Фамусова (как входит, какие слова произносит, какая

мимика, жесты)

Докажите, что он эмоциональный, умеет говорить,

в нём кипит жизнь, у него радостные чувства, он не

похож на остальных

2. Проследите за диалогом Чацкого и Софьи. Как

отвечает Софья на эмоциональную речь Чацкого

Чацкий Софья

а) С жаром говорит, целует руку ?

б) Задаёт вопросы

в) Вспоминает былое, дружбу

г) Дарит комплименты

д) говорит об изменениях в Москве с гневом

3. Чацкий начинает понимать, что его здесь не ждали, и

отвечает тоже дерзко

- прочитайте монолог Чацкого и скажите, что критикует

герой?

4. Прокомментируйте следующие слова Чацкого:

- И дым Отечества нам сладок и приятен…

5. Какие слова говорит Чацкий о Молчалине

6. Какова реакция Софьи, каков её ответ?

Какой тон (враждебный, почему?)

7. Чацкий не раздражается, почему?

8. Подтвердите словами из текста (любит без памяти)

9. Как вы думаете, будет мир между:

- Чацким и Фамусовым

- Чацким и Софьей? (вряд ли, конфликты будут)

5 явление (+6 явл)

1. Какого зятя желает Фамусов дочери, по словам

Лизы?

+ как это его характеризует?


2. Отношение Софьи к Скалозубу, какое?

3. Найдите и прокомментируйте слова Лизы и Софьи о

Чацком?

4. Рекомендуйте слова в схему

6 явление

Почему, на ваш взгляд, в данном явлении только одна

реплика?

Итак, кто в комедии здравомыслящий человек?

- Какой конфликт назрел между героями? Любовный:

Чацкий – Софья

(прежде были дружны, веселы, проводили много времени

вместе, теперь – холод, непонимание, конфликт очевиден)

1) Прочитать 2-е действие комедии

2) Ответить на вопрос: в чём увидели разногласие

между Чацким и Фамусовым.

Индивидуальное задание: сильный ученик анализирует

«А судьи кто!


6. Какие стороны личности Фамусова раскрываются в

этом монологе

7. Подумайте, почему Фамусов, на попытку Лизы

возразить, раздражается, Зачитайте:

Молчать! Ужасный век!

И будь не…..

8. Почему «ужасный век»?

9. Какую информацию получили из уст Фамусова о

Молчалине?

10. Как вышли из поколения (сложившейся ситуации)

Софья и Молчалин?

11. О какой черте характера Фамусова вы узнали?

12. Почему позволяет себя обмануть?

13. Рекомендуйте запись в схему.

7 явление

1. Понаблюдайте за первым появлением Чацкого в доме

Фамусова (как входит, какие слова произносит, какая

мимика, жесты)

Докажите, что он эмоциональный, умеет говорить,

в нём кипит жизнь, у него радостные чувства, он не

похож на остальных

2. Проследите за диалогом Чацкого и Софьи. Как

отвечает Софья на эмоциональную речь Чацкого

Чацкий Софья

а) С жаром говорит, целует руку ?

б) Задаёт вопросы

в) Вспоминает былое, дружбу

г) Дарит комплименты

д) говорит об изменениях в Москве с гневом

3. Чацкий начинает понимать, что его здесь не ждали, и

отвечает тоже дерзко

- прочитайте монолог Чацкого и скажите, что критикует

герой?

4. Прокомментируйте следующие слова Чацкого:

- И дым Отечества нам сладок и приятен…

5. Какие слова говорит Чацкий о Молчалине

6. Какова реакция Софьи, каков её ответ?

Какой тон (враждебный, почему?)

7. Чацкий не раздражается, почему?

8. Подтвердите словами из текста (любит без памяти)

9. Как вы думаете, будет мир между:

- Чацким и Фамусовым

- Чацким и Софьей? (вряд ли, конфликты будут)

5 явление (+6 явл)

1. Какого зятя желает Фамусов дочери, по словам

Лизы?

+ как это его характеризует?


2. Отношение Софьи к Скалозубу, какое?

3. Найдите и прокомментируйте слова Лизы и Софьи о

Чацком?

4. Рекомендуйте слова в схему

6 явление

Почему, на ваш взгляд, в данном явлении только одна

реплика?

Итак, кто в комедии здравомыслящий человек?

- Какой конфликт назрел между героями? Любовный:

Чацкий – Софья

(прежде были дружны, веселы, проводили много времени

вместе, теперь – холод, непонимание, конфликт очевиден)

1) Прочитать 2-е действие комедии

2) Ответить на вопрос: в чём увидели разногласие

между Чацким и Фамусовым.

Индивидуальное задание: сильный ученик анализирует

«А судьи кто!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Аннотации по русскому языку

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 24.01.2018

Номер свидетельства: 452100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экзамен по русскому языку как речевая задача "
    ["seo_title"] => string(51) "ekzamien-po-russkomu-iazyku-kak-riechievaia-zadacha"
    ["file_id"] => string(6) "228444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441301114"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое и гражданское воспитание школьников на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-i-ghrazhdanskoie-vospitaniie-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "238671"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444629769"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Раб. программа и КТП по русскому языку для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rab-proghramma-i-ktp-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "240136"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444936741"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Поурочное планирование Русский язык  5 класс ФГОС Образовательная система "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(91) "pourochnoie-planirovaniie-russkii-iazyk-5-klass-fgos-obrazovatiel-naia-sistiema-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "116400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412448539"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства