4) Тетрадь для печатания(карандаши: синий, красный, зеленый) – у каждого ученика
5) Плакат на доске для тестирования
6) Запись пословицы
ХОД УРОКА
1. Учитель: Сегодня совершим путешествие в страну «Буквы и звуки». Путешествие будет веселым и интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые встретятся вам на пути. А справиться с этими заданиями вам помогут верные помощники. Назовите их. Дети: Внимание и память У: А ещё хорошая дисциплина. Ведь на борт самолета берутся самые надежные товарищи, самые ответственные люди. Девизом нашего полета станет пословица Дети читают хором: «Не беда ошибиться, беда не исправиться»
2. Наша первая станция: «Разминка»
Запись на доске:
НОС ЛАК ЗИМА СОН СОБАКА РИС РАМА КОНИ ЛЕС
1) Прочитайте 1 столбик, 2 столбик, 3 столбик 2) Прочитайте верхнюю строчку, нижнюю, среднюю 3) Найдите и прочитайте односложные слова. Д: Нос, сон, лак, рис, лес. У: Двусложные Д: Рама, кони, зима У: Слово состоящее из трех слогов Д: Собака 4) Назовите двусложные слова, где первый слог стоит в сильной позиции Д: Рама, кони 5) Какие слова начинаются с глухого согласного? Д: Сон, собака, кони 6) А какие со звонкого согласного? Д: Нос, рама, лак, зима, рис, лес 7) Прочитайте слова, которые начинаются с парного согласного. Д: Собака, кони, сон, зима У: С непарного согласного Д: Нос, рама, лак, рис, лес 8) Назовите слова, где первый звук в слове звучит мягко. Д: Зима, рис, лес У: Где звучит твердо Д: Нос, сон, рама, лак, собака, кони Вывод: У: Согласный звук может быть каким? Д: Твердым или мягким, парным или непарным, глухим или звонким У: Что определяет гласный в слове? Д: Количество слогов, влияет на мягкость или твердость согласного, может быть в сильной или в слабой позиции
3. Смекалкино (работа в парах)
1) Дети по карточкам в тетрадях для печатанья составляют слова (1 – 2 минуты). 2) На обратной стороне карточки ответы (самопроверка) 3) Выполняют задание: в первом слове а) обвести красным кружком букву обозначающую гласный звук; б) согласные подчеркните, если звук согласный мягкий – зеленым, твердый – синим.
Обмениваются друг с другом тетрадями, проверяют, дают друг другу советы, откладывают печатные тетради в сторону. Учитель проверяет работу, после сдачи тетрадей на проверку.
4. Угадай-ка
Игра «Найди лишнюю букву» (работа в парах)
На доске плакат:
АОУР АОУИ СКНО РНЛС
Совещаются в парах и показывают свою готовность: а) 1 ученик: лишняя буква Р 2 ученик: Буква Р обозначает согласный звук, а АОУ гласные и т.д. б) Лишняя буква И Этот звук делает согласный мягким, а АОУ твердым.
в) Лишняя буква О. Это гласный, а СКН – обозначают согласные звуки. г) РНЛС – С – парный глухой согласный, а РНЛ – непарный звонкий согласный. Вы подключили к работе зрительное внимание, а теперь подключим слуховое внимание.
5. Игровая (с помощью сигналов) ответ обосновывается.
Игра: «Нет или да, а не знаешь, так беда»
У: Звук мы видим? Д: Нет У: Букву мы можем написать? Д: Да У: Гласный звук произносится легко, его можно спеть? Д: Да У: Сколько согласных, столько и слогов? Д: Нет У: Согласные бывают парные и непарные? Д: Да У: Гласные бывают звонкие и глухие? Д: Нет У: Сколько гласных столько и слогов? Д: Да У: Продолжите цепочку: звуки –– Д: Звуки –– слог –– слово –– предложение –– речь. Начали со звука, закончили цепочку речью. Это звенья. Все они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, учимся мыслить, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем и грамотно писать. В страну «Буквы и звуки» мы вернемся ещё не раз. А наше путешествие не заканчивается. На следующем уроке мы попадем в страну: «Развитие речи»
6. Конечная
С помощью сигнальных карточек дети оценивают свою работу. Высказывают своё мнение по поводу своей работы.
– Что особенно понравилось на уроке? – Какие трудности возникли?