Просмотр содержимого документа
«Знатоки русского языка»
Круглый стол «Знатоки русского языка»
Цель: 1. обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность. 2. развить навыки логического мышления.
Оборудование:карточки с заданием, «умная ромашка», карточки с пословицами, плакаты с высказываниями великих писателей о русском языке и литературе, чистые листы и ручки, «умы» для награждения участников, реквизиты для разыгрывания пантомим.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово.
- «Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.
- «Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком!»- писал якутский поэт С. Данилов.
- Наш круглый стол посвящен знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодится».
И.С.Тургенев о русском языке сказал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
- Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.
Итак, начинаем I тур. (3 участников).
1-е задание - Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня сесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил. - Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится? – Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.
- Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса». А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. 5 участников будут пантомимой показывать фразеологизмы, а вы должны отгадать их и объяснить их значение. Называет тот, кто первым поднял руку. - Как кошка с собакой. - Съесть вместе пуд соли. - Держать камень за пазухой. - Дело в шляпе. - Набрать в рот воды. - Водить за нос. - Переливать из пустого в порожнее. - В час по чайной ложке. - Лететь на всех парусах. - Сесть в калошу.
2-е задание С русского на русский.
- В языке есть слова, ограниченные по употреблению. Одни устарели, другие огрубляют нашу речь. Что это за слова? (устаревшие, жаргонизмы) С такими словами вы сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык.
1 группа: Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клево оторваться на хате. (Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу, и мы можем отдохнуть у меня.)
- «Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков»
- Так говорил Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т. Сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы и загадки.
1-е задание. Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете. Отвечает тот, кто первый поднял руку. Загадки Как не петляет, где ни бродит – Все ж к морю синему приходит . Пускай дорога далека, Но не заблудится она. (река)
Бредут вразвалку по тропинке К воде подушки и перинки. Они пловцы прекрасные, На лапках – ласты красные. (гуси)
Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно, Ты беседуй чаще с ней - Станешь во 100 раз умней. (книга)
Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя как ночь настанет, Все равно к себе притянет. (подушка)
Пять ступенек – лесенка, На ступеньках – песенка. (ноты)
Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра – акробатка? Если на голову станет Ровно на три меньше станет. (девять)
Я сильней десяти коней. Где в полях пройду весной, Летом станет хлеб стеной. (трактор)
Годовой кусточек Каждый день роняет листочек, Год пройдет Весь лист опадет. (календарь)
Шагаешь – впереди лежит Оглянешься – домой бежит. ( дорога)
Что за зверь: зимой ест, летом спит, тело теплое, а крови нет. Сесть на нее сядешь, а с места не свезет. (печь)
На дворе горой, А в избе водой. (снег)
Я травянистое растение С цветком сиренево цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (ирис)
Всех кормит, а сама не ест. (ложка)
Кто носит шляпу на ноге? (гриб)
Ушком не слышит, носиком не дышит, Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)
2- е задание этого тура - разгадать пословицы.
- Вам даны карточки со словами. Ваша задача – составить из этих слов пословицы и расшифровать их значение. - Не спеши языком, торопись делом. - Одежда лучше новая, а друзья старые. - Когда друг просит, не существует завтра. - Руки поборют одного, знания – тысячу. - Под лежачий камень вода не течет.
III тур (4 участника)
1-ое задание этого тура называется «умная ромашка». Каждый из участников получает лепесток от ромашки, на обороте которого написаны слова. Ваша задача – расположить буквы в правильном порядке.
Весна + рок =… (русский поэт)
Лик + пена = … (птица)
Том + вата = …(оружие)
Бар + соки = …(фрукт) (Некрасов, пеликан, автомат, абрикос)
2 –е задание: Вам даются карточки с отрывком из произведения А. С. Пушкина, в котором допущена масса ошибок. Ваша задача – их исправить. У вас есть две минуты.
Царица с царём простилася, В путь-дорогу снарядилася, И царица у окна Сел ждать её один. Ждет-пождет с ночи до утра, Смотрит в поле, инда очи глядючи разболелись С белой ночи до зори; Не видать милой подруги! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на землю. Все белешеньки поля, Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице сына. Рано утром гость желанный, ночь и день так долгожданный, Воротился царь-отец
Издалеча наконец. Тяжелёшенько вздохнула, , И к обедне умерла Восхищенья не снесла, На него она взглянула.
3-е задание:О каком правиле правописания шла речь в детской передаче «Радио – няня»
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на – ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.
5-е задание Веселая перемена.
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
- В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два)
- В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)
Жюри подводит итоги.
Заключительное слово. - Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
- Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений. Будьте на самом деле любителями русского языка.