закрепить знания учащихся по теме «Глагол», «Время глагола»;
совершенствовать умения учащихся в выполнении различных видов грамматического разбора;
актуализация сведений учащихся о прошедшем и настоящем времени глагола.
развивающие:
развитие связной речи учащихся; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
формирование орфографической зоркости учащихся;
воспитывающие:
воспитание интереса к изучению русского языка
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, изменять глаголы настоящего времени, правильно ставить ударение в данных глаголах
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
РегулятивныеУДД - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
КоммуникативныеУДД - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания, стремятся к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Ход урока
I. Организационный момент (психологический настрой)
Прозвенел уже звонок, Тихо стало в коридоре, Мы начнём сейчас урок И закончим его в срок. Поприветствуем гостей – Из других школ учителей. Тихо сядем все за парту И запишем быстро дату.
Открываем тетради, записываем число, классная работа и оставляем строчку для темы урока.
II. Актуализация знаний
Мы друг к дружке повернулись,
Мы друг дружке улыбнулись.
И с хорошим настроеньем
Начинаем повторенье.
-Ребята, отгадайте загадку.
Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, или забивает гол, варит, жарит, моет, чистит – все расскажет нам… (глагол)
- Верно. Какую часть речи мы продолжим изучать? (глагол)
У каждого на столе лежит карточка 1 с цифрами. Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».
Глагол в предложении согласуется с подлежащим.
Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
Глагол согласуется с существительным и изменяется по падежам.
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
- Проверяем (взаимопроверка самостоятельной работы по эталону)
1 2 3 4 5
+ - - + +
(самооценка – светофор)
- Сделаем вывод.
(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета
и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
III. Подготовка учащихся на основном этапе. Стадия осмысления. Введение нового материала.
Орфографическая минутка. (Карточки 2 у каждого ученика)
Запишите, вставив пропущенные буквы, графически объясните свой выбор (по цепочке):
Если вы сделали 0 ошибок, то на полях указываем 5 баллов, если 1-2, то 4 балла, если 3 – 3 балла, больше 4 – 2 балла. (самооценка)
- Сделаем вывод (для чего мы выполняли орфографическую минутку).
- Ребята, подумайте и скажите, что объединяет все эти слова (это глаголы)
- О каком времени глагола мы сегодня будем говорить? (настоящее время глагола)
Запись темы урока в тетрадь. Настоящее время глагола
- Давайте поставим перед собой цели.
Ученики определяют цель: Знать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени, какое действие они обозначают, и глаголы какого вида имеют форму настоящего времени. Уметь задавать вопросы к глаголам настоящего времени.
- Как вы догадались? (ответы учеников)
- Работаем в группах по осмыслению теоретического материала в учебнике на стр.118 и заполняем кластер (карточка 3). (5 мин)
- Проверяем.
1. Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит когда? (в момент речи)
2. На какие вопросы отвечают? (что делаешь? что делают?)
3. Глаголы какого вида имеют форму настоящего времени (несов. в.)
4. Как изменяются глаголы настоящего времени? (по числам и лицам)
5. Синтаксическая роль? (сказуемое)
- Чья группа справилась?
Если всё было понятно – поднимите зелёный светофор, если не очень понятно – поднимите жёлтый, а если совсем ничего не поняли – красный.
Вывод по кластеру (для чего делали?)
IV.Физкультминутка
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро-быстро поморгаем
И немножечко потрем
V. Закрепление (Карточка 4 с заданиями дифференцированного уровня)
Спишите.
1 уровень. Глаголы в скобках поставь в настоящем времени.
2 уровень. Определи их вид и число.
3 уровень. Определи спряжение глаголов.
Ледяной ветер (гулять) в открытом поле. И камни, и травы (петь) под дождём, (блестеть) озёрные воды. Вы (проходить) мимо дерева – оно не (шелохнуться). Над глухой степью в неизвестный путь (пролетать) журавлиный клин.
Проверка выполнения.
Критерии оценивания: Задания 1 уровня – «3»,
Задания 1 и 2 уровня – «4»,
Задания всех трёх уровней – «5»
Кто себе поставил оценку «5»? Пожалуйста, прокомментируйте свою работу.
Карточка 5 – самостоятельная работа (5мин.)
1. Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
2. Выпишите из текста глаголы: настоящего времени (I вариант), прошедшего времени ( II вариант).
Застуч…ла за окошком звонкая капель потеплел воздух потемнел снег. Умч…лись зимние дни. В лесу всё дышит весной. Летают грачи плывут по реке первые льдинки весенние руч…и наполняют лес звонким журчанием.