- Ребята, сегодня на уроке мы будем писать, думать на нашем родном языке и сделаем в области русского языка открытие.
А для этого мы сегодня отправимся в страну Речь. Нам предстоит трудный путь, где подстерегают разные опасности. (Слайд № 1)
2. Минутка чистописания.
- Но прежде чем мы совершим увлекательное путешествие давайте сядем правильно откроем тетради и запишем букву Р, (Слайд № 2)
3. Словарная работа.
- Вот мы и готовы, к увлекательному путешествию. А на чём мы туда доберёмся, вы узнаете, записав словарные слова. (Слайд № 3)
- Отгадайте загадки, а отгадки запишите в тетрадь. (Слайд 4 – 12)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль.)
Маленькие домики
По улицам бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автобус)
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)
В жёлтом море корабль плывёт.
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт. (Комбайн.)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор.)
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор.)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки.)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд. (Ракета.)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной… (медведь).
- Вот мы с вами и оказались в стране Речь. Но смотрите, вот мост, чтобы попасть в это государство. Нужно отгадать загадку (Слайд №13)
Давно живу я в мире этом,
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы кто? и что?
Всегда отвечает.
(имя существительное)(Слайд № 14)
4 Повторение изученного материала
1. Повторение признаков имени существительного.
-Что такое имя существительное? Приведите примеры.
-Как изменяется имя существительное? (имена существительные изменяются по числам, например…)
-Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?
-Каким членом предложения может быть существительное?
-Что мы узнали о существительном вчера на уроке? (имена существительные бывают собственные и нарицательные; собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные – с маленькой)
2. Повторение и закрепление знаний об именах существительных одушевлённых и неодушевлённых .
Река Волга, город Новоалександровск, озеро Байкал, царь Петр Первый, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское.(Слайд № 15)
- Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (одушевленные и неодушевленные).
3. Закрепление правила написания собственных и нарицательных имён существительных.
- А на какие ещё две группы можно разделить слова? Назовите. Очень хорошо. (нарицательные и собственные). (Слайд 17)
- Выполняем самостоятельно, а потом проверим. Назовите из этого упражнения нарицательные имена существительные, собственные.
река город, озеро, царь, улица, писатель, село. (Слайд 18)
- Теперь назовите нарицательные имена существительные? Молодцы.
5.Физминутка.
Покажите все ладошки. И похлопайте немножко Хлоп- хлоп- хлоп,
Хлоп- хлоп- хлоп. На меня теперь смотрите Точно всё вы повторите. Раз-два-три, раз-два-три. А теперь покажем ножки И потопаем немножко. Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Покажи мне ручки, ножки, Ими поиграй немножко Раз-два-три, раз-два-три.
6.Сообщение темы урока
В русском языке очень много тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача - раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.
(Ответы детей).
7. Изучение нового материала
- А чтобы ответить на этот вопрос, разделите эти же слова на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор) (Слайд19)
-К каким из этих слов можно поставить слова он, мой? (царь, писатель ) Это имена существительные мужского рода.
- К каким из этих слов можно поставить слова она, моя? (улица, река) Это имена существительные женского рода.
- К каким из этих слов можно поставить слова оно, моё? (озеро, село) Это имена существительные среднего рода.
-Запишите эти слова в тетрадь по образцу на экране.
-Что узнали сегодня об имени существительном? ( они бывают м.р., ж.р., с.р.)
- Какая же тема сегодняшнего урока? (род имен существительных).
- Какой вывод мы можем сделать? (Слайд № 20)
- А сейчас, я расскажу вам сказку « Как род появился у имени существительных».
В одном королевстве жили муж и жена. Были они очень жадные. Решили между собой все слова поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили до конца. Стали слова, которые забрал себе муж мужского рода, а слова которые оказались у жены – женского рода. А те что остались неопределёнными – среднего рода.
-Давайте ,ребята, запомним правило определения рода имени существительного. (Слайд № 21)
Заменяем имя существительное одним из слов: он, она, оно.
Определяем род имени существительного.
Если сложно, обращаемся к словарю.
- Прочитайте правило в учебнике и скажите, совпадает ли наш вывод с правилом и что нового вы из него узнали. ( ответы детей)
- Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных. (Слайд № 22-23)
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение: (Слайд №24)
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой.
Средний род: оно, моё.
Это правило твоё.
8. Физминутка для глаз. (Слайд 25)
9. Первичное закрепление изученного материала.
- Давайте проверим, насколько внимательно вы меня слушали. Спишите слова, распределяя их в три столбика по родам. Работа у доски. (Слайд № 26)
Завтрак лагерь облако земляника деревня кровать лестница яблоко трамвай метро
10. Работа по теме урока.
- Откройте учебники. Работаем в парах. (Слайд № 27)
- Найдите упражнение 31 на странице 63.Прочитайте стихотворение.
Над соседней хатой
Грянул гром раскатом
По стеклу со звоном
Брызнул дождь с разгона.
Старенькие ели
Вдруг позеленели
В лужицах- оконцах
Заиграло солнце.
-Назовите имена существительные.
- Выпишите имена существительные, поставленные в начальную форму
1 ряд - мужского рода
2 ряд – женского рода
3 ряд – среднего рода
- Проверим.
М. р. – гром, раскат, звон, дождь, разгон
Ж.р.- хата, ель, лужица,
С.р.- стекло, оконце, солнце. (Слайд № 28)
11. Итог урока.
- Ребята, давайте поиграем. Игра называется «Верю — не верю». (Слайд № 29)
- Вы кивком головы должны согласиться со мной, или не согласиться.
имена существительные изменяются по числам (да);
имена существительные изменяются по родам (нет);
имена существительные имеют род (да);
на число и род имен существительных указывает приставка (нет);
новые знания помогут мне в дальнейшей учебе и в жизни (да)
12. Домашнее задание.
-Мы хорошо поработали и я могу предложить творческое домашнее задание — выписать из словаря по 5 слов мужского, среднего и женского рода
13. Рефлексия.
-Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).
-Кто не доволен? Чем? Почему?
-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине клетки карандашом, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.