kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка 8 класс на тему : "Вводные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 80                  Дата :

Тема:"Вводные предложения"

Оборудование: Презентация в Power Point

Цели урока:

1. Дать понятие вводных предложений, их значений, особенностей постановки знаков препинания.

2. Развивать умение находить в художественном тексте вводные конструкции, выделять устно с помощью интонации, на письме – знаками препинания.

3. Воспитывать интерес к художественной литературе, к слову. Через произведения В.Солоухина пробуждать у учащихся самые лучшие качества человека: доброту, милосердие

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше
Ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?

(Вл. Солоухин)

Воспользовавшись стихотворением В.Солоухина (слайд 2), я хотела бы поприветствовать всех присутствующих и предложить доброжелательное общение.

- Если выразить главную мысль стихотворения с помощью предложения с вводным словом, как оно будет выглядеть?

По словам В.Солоухина, “здравствуйте” имеет огромное значение для общения. (слайд 3)

- Запишите это предложение в тетрадь.

2. Повторение.

- Сегодня мы продолжим работу с вводными конструкциями. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения.

- Дайте определение вводных слов. На какие группы по значению делятся вводные слова? (слайд 2)

- Определите значение у вводного слова в записанном предложении.

Очевидно – различная степень уверенности; во-первых, во-вторыхнаконец – порядок мыслей и их связь; к сожалению – различные чувства; таким образом – замечания о способах оформления мыслей.

- Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают?”

-Постройте предложение таким образом:

Люди читают, я думаю, чтобы…

(чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире.; чтобы “убить время”.

3. Новый материал

- Таким образом, мы записали предложение на новую тему.

Назовите вводное предложение. По значению к какому вводному слову оно близко? (по-моему – источник сообщения).

Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией.

(читаем вслух еще раз с учетом правила)

Вводные предложения могут на письме выделяться скобками, реже – тире, если они выражают дополнительные замечания или пояснения.

Убедимся мы в этом на примере отрывка из рассказа В.Солоухина “Закон набата”. (слайд 4)

- В этом рассказе В.Солоухина говорится о пожаре и поведении людей во время бедствия. Автор показал наше отношение к чужому горю. Как часто мы проходим мимо тех, кому нужна помощь, а если даже и замечаем, то успокаиваем свою совесть словами: “Это не наше дело”. К сожалению, беды случаются все чаще, и это уже не только пожары, но и катастрофы, террористические акты, которые заставляют содрогаться весь мир. Этим рассказом В.Солоухин убеждает нас, что только вместе мы сила.

Напомню, что набат – сигнал тревоги в случае каких-либо бедствий.

Закон набата (слайд 5)

…Мужики и бабы побросали косы и серпы (стояло жнитво), полумертвые прибежали в село, кое-кто от самого Самойловского леса.

Велик и непреложен закон набата: старый ли ты, усталый ли, занятой ли ты человек – бросай все и беги на зовущий голос.

Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь. И бегут с топорами, с лопатами, с ведрами. Кое-кто с вилами – на всякий случай. Неизвестно, что за беда. Не ровен час, пригодятся и вилы.

И поднимется в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что непреложен и велик закон набата.

Закон набата будет современен всегда, пока в мире случаются несчастья. И пока у человека есть душа, набат будет звучать для него.

- Выпишите из текста предложения, которые включают в себя вводные, со скобками и тире. (1,5)

По учебнику читаем теоретический материал с примерами.

Упр. 275 (у доски)

Метель, кажется, нескоро утихнет (различная степень уверенности) – Метель, я думаю, нескоро утихнет.

Наши шахматисты добьются, несомненно, больших успехов на олимпиаде. – Наши шахматисты добьются, в этом никто не сомневается, больших успехов на олимпиаде.

Земледельцы Кубани, по сообщению газет, успешно ведут весенние полевые работы (источник сообщения) – Как сообщают газеты, земледельцы Кубани успешно ведут весенние полевые работы.

4. Комментирование Д/З. Упр. 503

- При слабом желтом огне лампы лицо ееказалось, излучало какой-то необыкновенный свет. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. Вера, казалось,забыла обо всем на свете. К разочарованию прибавилась обида.  К своему полному разочарованию, мальчик не видел ни плачущих ив, ни серого неба. К случившемуся несчастью он отнесся мужественно. К несчастьючастые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. Районправдабыл очень приличный , лучший в городе. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Правда , смех Лизы показался мне принужденным. Виза действительна в течение трех месяцев. Действительно погода стала меняться к лучшему. Действительно ли отец хочет знать о нем?

5. Итог урока. Выставление оценок.

- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием “вводные предложения”, с особенностями постановки знаков препинания при них.

А также с помощью В.Солоухина постигли непреложные истины.

Закончить урок я хотела бы также словами В.Солоухина: “Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.

Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко”.

В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения:

Всякая черта характера взрослого человека, как утверждал В.Солоухин, имела в детстве свой зародыш, свое семечко. (слайд 6)

- Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена.

Использованная литература:

1.      Русский язык. Учебник для 8 класса. Автор: С.Г.Бархударов.

2.      “Уроки литературы”. Приложение к журналу “Литература в школе”, №12, 2004.

3.      Л.Н.Пастухова “Время набата”. Ученический анализ рассказа В.Солоухина “Закон набата”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка 8 класс на тему : "Вводные предложения"»

Урок 80 Дата :

Тема:"Вводные предложения"

Оборудование: Презентация в Power Point

Цели урока:

1. Дать понятие вводных предложений, их значений, особенностей постановки знаков препинания.

2. Развивать умение находить в художественном тексте вводные конструкции, выделять устно с помощью интонации, на письме – знаками препинания.

3. Воспитывать интерес к художественной литературе, к слову. Через произведения В.Солоухина пробуждать у учащихся самые лучшие качества человека: доброту, милосердие

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше
Ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?

(Вл. Солоухин)

Воспользовавшись стихотворением В.Солоухина (слайд 2), я хотела бы поприветствовать всех присутствующих и предложить доброжелательное общение.

- Если выразить главную мысль стихотворения с помощью предложения с вводным словом, как оно будет выглядеть?

По словам В.Солоухина, “здравствуйте” имеет огромное значение для общения. (слайд 3)

- Запишите это предложение в тетрадь.

2. Повторение.

- Сегодня мы продолжим работу с вводными конструкциями. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения.

- Дайте определение вводных слов. На какие группы по значению делятся вводные слова? (слайд 2)

- Определите значение у вводного слова в записанном предложении.

Очевидно – различная степень уверенности; во-первых, во-вторыхнаконец – порядок мыслей и их связь; к сожалению – различные чувства; таким образом – замечания о способах оформления мыслей.

- Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают?”

-Постройте предложение таким образом:

Люди читают, я думаю, чтобы…

(чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире.; чтобы “убить время”.

3. Новый материал

- Таким образом, мы записали предложение на новую тему.

Назовите вводное предложение. По значению к какому вводному слову оно близко? (по-моему – источник сообщения).

Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией.

(читаем вслух еще раз с учетом правила)

Вводные предложения могут на письме выделяться скобками, реже – тире, если они выражают дополнительные замечания или пояснения.

Убедимся мы в этом на примере отрывка из рассказа В.Солоухина “Закон набата”. (слайд 4)

- В этом рассказе В.Солоухина говорится о пожаре и поведении людей во время бедствия. Автор показал наше отношение к чужому горю. Как часто мы проходим мимо тех, кому нужна помощь, а если даже и замечаем, то успокаиваем свою совесть словами: “Это не наше дело”. К сожалению, беды случаются все чаще, и это уже не только пожары, но и катастрофы, террористические акты, которые заставляют содрогаться весь мир. Этим рассказом В.Солоухин убеждает нас, что только вместе мы сила.

Напомню, что набат – сигнал тревоги в случае каких-либо бедствий.

Закон набата (слайд 5)

Мужики и бабы побросали косы и серпы (стояло жнитво), полумертвые прибежали в село, кое-кто от самого Самойловского леса.

Велик и непреложен закон набата: старый ли ты, усталый ли, занятой ли ты человек – бросай все и беги на зовущий голос.

Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь. И бегут с топорами, с лопатами, с ведрами. Кое-кто с вилами – на всякий случай. Неизвестно, что за беда. Не ровен час, пригодятся и вилы.

И поднимется в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что непреложен и велик закон набата.

Закон набата будет современен всегда, пока в мире случаются несчастья. И пока у человека есть душа, набат будет звучать для него.

- Выпишите из текста предложения, которые включают в себя вводные, со скобками и тире. (1,5)

По учебнику читаем теоретический материал с примерами.

Упр. 275 (у доски)

Метель, кажется, нескоро утихнет (различная степень уверенности) – Метель, я думаю, нескоро утихнет.

Наши шахматисты добьются, несомненно, больших успехов на олимпиаде. – Наши шахматисты добьются, в этом никто не сомневается, больших успехов на олимпиаде.

Земледельцы Кубани, по сообщению газет, успешно ведут весенние полевые работы (источник сообщения) – Как сообщают газеты, земледельцы Кубани успешно ведут весенние полевые работы.

4. Комментирование Д/З. Упр. 503

- При слабом желтом огне лампы лицо ееказалось, излучало какой-то необыкновенный свет. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. Вера, казалось ,забыла обо всем на свете. К разочарованию прибавилась обида.  К своему полному разочарованию, мальчик не видел ни плачущих ив, ни серого неба. К случившемуся несчастью он отнесся мужественно. К несчастьючастые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. Районправдабыл очень приличный , лучший в городе. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Правда , смех Лизы показался мне принужденным. Виза действительна в течение трех месяцев. Действительно погода стала меняться к лучшему. Действительно ли отец хочет знать о нем?

5. Итог урока. Выставление оценок.

- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием “вводные предложения”, с особенностями постановки знаков препинания при них.

А также с помощью В.Солоухина постигли непреложные истины.

Закончить урок я хотела бы также словами В.Солоухина: “Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.

Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко”.

В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения:

Всякая черта характера взрослого человека, как утверждал В.Солоухин, имела в детстве свой зародыш, свое семечко. (слайд 6)

- Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена.

Использованная литература:

  1. Русский язык. Учебник для 8 класса. Автор: С.Г.Бархударов.

  2. “Уроки литературы”. Приложение к журналу “Литература в школе”, №12, 2004.

  3. Л.Н.Пастухова “Время набата”. Ученический анализ рассказа В.Солоухина “Закон набата”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
урок русского языка 8 класс на тему : "Вводные предложения"

Автор: Дрога Валентина Михайловна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока русского языка по теме: "Вводные слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_vvodnye_slova_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "514867"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560602445"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Знаки препинания в осложнённом простом предложении"."
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokarusskoghoiazykav10klassiepotiemieznakipriepinaniiavoslozhnionnomprostompriedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "261502"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449148653"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: " Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "161337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422202873"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства