Программа курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначена для учащихся 9-х классов, рассчитана на 11 часов и ориентирована на осмысление системы знаний о языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Трудные случаи орфографии и пунктуации»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» с. МОНАСТЫРИЩЕ ЧЕРНИГОВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Утверждено
Директор_________Журихина Н.Е.
«___»_________20__
Программа элективного курса
для учащихся 9 класса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Программу составила: Ганина Т.А.,
учитель русского языка и литературы
Программа рассмотрена на заседании
МО МБОУ СОШ №4 с. Монастырище
Протокол №__ от «___» ______20__г.
Руководитель МО________________
Согласовано «___» __________20___
Зам.директора по УВР _____________
Сковпина Д.В.
С. Монастырище
20___г.
Пояснительная записка.
Программа курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначена для учащихся 9-х классов, рассчитана на 11 часов и ориентирована на осмысление системы знаний о языке. Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии, морфологии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Дополнительный курс помогает учителю привести знания учащихся в определенную систему, углубить отдельные разделы и темы, способствует развитию пытливости, любознательности каждого ученика, воспитывает любовь к знаниям, интерес к познавательной деятельности. Ориентирован на подготовку к итоговой аттестации.
Цель курса:
- обобщить, закрепить и углубить знания по орфографии и пунктуации, полученные в курсе основной школы.
Задачи курса:
- при анализе трудных случаев правописания уделить внимание этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания отдельных морфем, а также пунктуации простого предложения (так как синтаксис сложного предложения изучается в основном в 9 классе и в первом полугодии будет изучен не полностью);
-развить умение применять теоретические знания на практике на основе анализа текстов с активным применением лингвистических словарей.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников
Данный курс нацелен на расширение познавательных интересов учащихся. Практика показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают такие темы, как правописание сложных слов ( в частности, сложных прилагательных), наречий, производных предлогов. Поэтому в программе в качестве главных содержатся следующие темы: « Иноязычные морфемы ( архи-, пан-, квази-, и другие) в качестве приставок»., «Написание глаголов с приставкой недо-, частицей не и приставкой до-», « Модели образования сложных прилагательных», « Правописание производных предлогов и предложных сочетаний», « Слитное, дефисное и раздельное написание наречий» .
Данный материал сопровождается лингвистическим и орфографическим словарем, а также пунктуационным анализом текстов и другими упражнениями для закрепления материала.
Изучение языка, особенно грамматики, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико- синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. В связи с этим особое место отводится формированию грамотного письма, которое носит практическую направленность.
Элективный курс предлагается для всех учащихся по степени обученности и обучаемости. Его программа предусматривает углубление полученных знаний по правописанию за 5-8 классы.
Образовательные технологии:
- личностно-ориентированная;
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающая.
Формы контроля
- тематические тесты
- итоговый тест
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать языковые нормы в письменной речи.
Владеть основами культуры письменной речи.
Выполнять синтаксический, орфографический, пунктуационный анализ текста.
Анализировать особенности употребления основных единиц языка.
Учебно- тематический план
№
ТЕМА
ЧАСЫ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1
Правописание приставок, правописание частиц (иноязычные морфемы АРХИ-, ПАН-, КВАЗИ-, АНТИ-, ИНФРА-, ЭКСТРА-, КОНТР-, ПСЕВДО- в качестве приставок)
1
Ознакомление с особенностями правописания и употребления в речи слов с иноязычными приставками.
2
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
1
Группировка материала. Выявление и исправление орфографических ошибок.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982
Львова С.И. Там, где кончается слово… ( о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.
Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001
Рахимкулова Г.Ф. и др. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку. – Ростов- на Дону., 2004
Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в ВУЗы Учеб. Пособие. – М.: Дрофа. 1994
Для учащихся
Воителева Т.М., Войлова К.А. и др. Большой справочник Русский язык для школьников и воступающих в ВУЗы. – М., 1998
Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. – М., 1990.
Книгина М.Г. Русский язык. Подготовка к государственному централизированному тестированию 9 класс. – Саратов, 2004.