Содержание факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания.
Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематич еское планирование факультатив»
Просмотр содержимого документа
«Литература и средства обучения»
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя 1. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная, М., 2005г.
2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2001г.
3. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. С.Пб., 2002г.
4. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). М., 2004г.
5. Словарь литературоведческих терминов. Сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев,
М., 2003г.
6. Семенюк А.А. Уроки углублённого изучения русского языка. 9 кл. – М., 2004г.
Литература для обучающихся
1. А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М. Творческий центр. 2013 г.
2. А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. М. Творческий центр, 2013 г.
3. А.Б.Малюшкин . Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.Творческий центр, 2011г.
4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М., 2004.
5. Современный словарь иностранных слов. СПб., 2000.
6.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь., 2001.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2001.
8.Словарь синонимов. (Справочное пособие). Л., 2003.
Мультимедийные средства и интернет-ресурсы
1. http://ru.wikipedia.org/
2. http://wcomega.ru/icons/index.htm
Просмотр содержимого документа
«Основное содержание»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (28 Ч.)
Орфография (8ч.)
Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Употребление прописных букв. Правописание сложных слов. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Правописание НЕ и НИ со всеми частями речи. Правописание производных предлогов и союзов.
Знать: цели и задачи факультатива, названия исторических эпох, событий, памятников старины, произведений искусства; слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных, разграничение причастий и отглагольных прилагательных по формальным признакам и по смысловому значению, правописание отглагольных прилагательных и причастий в составе сложных слов, разграничение правописания кратких отглагольных прилагательных, кратких страдательных причастий, правописание НЕ и НИ со всеми частями речи; правописание производных предлогов и союзов.
Уметь: работать со словарём «Прописная или строчная?»; самостоятельно составлять тематические словари собственных наименований; работать со словарём «Слитно или раздельно?»; коллективно составлять словарь наиболее часто употребляемых в литературоведении сложных прилагательных; работать с «Фразеологическим словарём русского языка»; различать правописание производных предлогов и самостоятельных частей речи; отличать союзы от омонимичных сочетаний слов.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Синтаксис и пунктуация (19ч.+1ч.)
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные, присоединительные конструкции. Вводные слова и словосочетания. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Сложные предложения смешанной конструкции. Запятая перед КАК. Сочетание знаков препинания. Контрольный диктант по теме: «Синтаксис и пунктуация». Анализ контрольного диктанта. Урок развития речи. Сочинение - отзыв о прочитанном произведении. Итоговое контрольное тестирование.
Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; постановку тире в эллептическом предложении; тире в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения; признаки однородных членов, способы их связи, правила постановки знаков препинания, интонационные особенности предложений с однородными членами; интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами; правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, вводными конструкциями; знать грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам, виды придаточных , способы их различения; знать грамматические признаки БСП, структурные особенности сложных предложений с различными видами связей; знать постановку знаков препинания перед союзом КАК.
Уметь: ставить тире в нужных случаях между главными членами; самостоятельно подбирать тексты из художественных произведений на все случаи постановки тире в простом предложении; объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами; опознавать предложения с обособленными членами; объяснять постановку знаков препинания; использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы; владеть интонацией и пунктуацией предложений с вводными словами; правильно ставить знаки препинания при вводных словах, предложениях и вводных конструкциях, определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП, определять место придаточного по отношению к главному; производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами и СПП; уметь производить замену подчинительных союзов и их синтаксических конструкций; уметь опознавать БСП в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания, обосновывая их выбор; составлять схемы, конструировать БСП по схемам; опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости от сочетания видов связи ; уметь составлять словарь устойчивых сравнений со словом КАК, правильно расставлять знаки препинания при их сочетании.
Применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Просмотр содержимого документа
«Титульный лист»
Просмотр содержимого документа
«Требования к уровню подготовки»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения факультатива «Трудные случаи орфографии и пунктуации» обучающиеся должны
знать: названия исторических эпох, событий, памятников старины, произведений искусства; слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных, разграничение причастий и отглагольных прилагательных по формальным признакам и по смысловому значению, правописание отглагольных прилагательных и причастий в составе сложных слов, разграничение правописания кратких отглагольных прилагательных, кратких страдательных причастий, правописание НЕ и НИ со всеми частями речи; правописание производных предлогов и союзов; условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; постановку тире в эллептическом предложении; тире в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения; признаки однородных членов, способы их связи, правила постановки знаков препинания, интонационные особенности предложений с однородными членами; интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами; правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, вводными конструкциями; знать грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам, виды придаточных , способы их различения; знать грамматические признаки БСП, структурные особенности сложных предложений с различными видами связей; знать постановку знаков препинания перед союзом КАК;
уметь: работать со словарём «Прописная или строчная?»; самостоятельно составлять тематические словари собственных наименований; работать со словарём «Слитно или раздельно?»; коллективно составлять словарь наиболее часто употребляемых в литературоведении сложных прилагательных; работать с «Фразеологическим словарём русского языка»; различать правописание производных предлогов и самостоятельных частей речи; отличать союзы от омонимичных сочетаний слов; ставить тире в нужных случаях между главными членами; самостоятельно подбирать тексты из художественных произведений на все случаи постановки тире в простом предложении; объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами; опознавать предложения с обособленными членами; объяснять постановку знаков препинания; использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы; владеть интонацией и пунктуацией предложений с вводными словами; правильно ставить знаки препинания при вводных словах, предложениях и вводных конструкциях, определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП, определять место придаточного по отношению к главному; производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами и СПП; уметь производить замену подчинительных союзов и их синтаксических конструкций; уметь опознавать БСП в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания, обосновывая их выбор; составлять схемы, конструировать БСП по схемам; опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости от сочетания видов связи; уметь составлять словарь устойчивых сравнений со словом КАК, правильно расставлять знаки препинания при их сочетании;
применять: приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, при выполнении письменных работ по русскому языку.
Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация».
Цель занятий: повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Задачи курса:
1) обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
2) способствовать развитию коммуникативных умений и навыков умений и навыков.
В ходе занятий учащиеся должны:
1) овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2) работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
3) четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Программа рассчитана на 28 часов.
Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНО-ТЕМ.ПЛАН»