№ | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основные понятия, умения | Подготовка к ГИА | Словарная работа |
1 | Международное значение русского языка | Комбинированный урок | Знать содержание понятия «мировые языки», критерии выдвижения языка на роль мирового; знать, что русский язык – один из мировых языков | Ведущая функция языка, причина необходимости межнационального и международного языка. Русский язык – один из развитых языков мира. | | ЮНЕСКО, ООН, СНГ, сообщество, сотрудничество, олимпиада, |
Повторение изученного в V-VIII классах (7+3) |
2 | Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. §1-2 | Урок развития речи | Повторение об устной и письменной речи | Сходство и различие устной и письменной речи; признаки устной и письменной речи. Монологическая и диалогическая формы речи. Знаки препинания при диалоге | | Оптимальный Интернет, инфрасфера, аксиома, адресат |
3 | Р.Р. Стили языка. §3 | Урок развития речи | Повторение и обобщение о стилях речи, углубление знаний об устной и письменной формах речи | Стили языка. Набор языковых средств, характерных для текстов научного, публицистического, книжного, разговорного стилей | Решение тестовых задания части А | Работа с толковым словарем |
4 | Простое предложение и его грамматическая основа. §4 | Повторительно-обобщающий | Повторение сведений по синтаксису и пунктуации простого предложения, закрепление умений выполнения синтаксического разбора предложения, способов графического обозначения членов предложения, интонационных навыков | «Синтаксис и пунктуация», «пунктограммы», словосочетание и предложение, грамматическая основа Виды простых предложений. Умение распознавать осложнения простого предложения и расставлять знаки препинания.. | Решение тестовых задания части В | Олифа, обкорнать |
5-6 | Предложения с обособленными членами. §5 | Повторительно-обобщающий | Повторить понятие обособления, виды обособленных членов предложения; условия обособления/ необособления согласованных определений и обстоятельств | Обособленные члены, умение определить тип текста | Решение тестовых задания части В | Работа с толковым словарём, архаизмы, историзмы |
7-8 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6 | Повторительно-обобщающий | Повторение о способах выражения обращения, правил выделения обращений, вводных слов и вставных конструкций | Умение увидеть и выделить в тексте обращения, вводные слова и вставные конструкции | Решение тестовых задания части В | Веретено, уникальный, трепетный |
9-10 | Контрольный диктант и его анализ | Контрольный Урок анализа работы | Проверить уровень ЗУН на начало учебного года | Навык правильного орфографического и пунктуационного написания текста диктанта | | |
11 | Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста. | Урок развития речи | Повторение умения анализировать текст; знакомство с понятием «тезис» и «конспект» | Навык связного изложения мысли, умения выделять главное, существенное; усвоение способов сжатия текста | Подготовка к написанию сжатого изложения | Тезисы, конспект |
Сложное предложение. Культура речи (4+3) |
12 | Понятие о сложном предложении. §7 | Урок изучения нового материала | Научить отличать простое предложение от сложной синтаксической конструкции; углубить понятие о сложном предложении; совершенствовать умения определять способы и средства связи в сложных предложениях | Основные виды сложных предложений. Умение различать основные виды сложных предложений и расставлять знаки препинания | | Маргаритки, миниатюр-ный, предикатив-ный |
13 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | Урок изучения нового материала | Дать общее представление об основных видах сложных предложений; совершенствовать навык постановки знаков препинания в СП | Основные группы СП по значению и союзам. Навык постановки знаков препинания в СП. | | Овсы, горохи, отчий дом |
14-15 | Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения | Урок развития речи | Обучение написанию сжатого изложения | Умение писать сочинение данного вида | По материалам ГИА | |
16 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | Урок закрепления знаний | Закрепить умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП | Основные группы СП по значению и союзам. Навык постановки знаков препинания в СП. | Решение тестовых задания части В | Абонемент, авторитарный вернисаж, кенкет, колонна, колонка |
17 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. §9-10 | Урок изучения нового материала | Дать понятие о назначении знаков препинания в сложном предложении, об употреблении знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения | Закрепить знания о СП. Навык постановки знаков препинания в СП. Умение употреблять СП в речи. Умение произносить сложное предложение с правильной интонацией | | Колонна, колонка Интонация, миллион |
18 | Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» | Урок развития речи | Обучение написанию сочинения данного вида | Умение писать сочинение данного вида | КА текста на основе упр.52 | Репродукция |
Сложносочинённые предложения (6+2) |
19 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12 | Комбинированный урок | Научить распознавать ССП, выявлять группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении; объяснять постановку запятой в ССП | Умение видеть ССП в тексте, определять средства связи; средства связи частей ССП; навыки постановки знаков препинания в ССП, составление схем | | Сложносочи-ненное Комментарий, Комментатор, Популярный, интенсивный. гостиная |
20-21 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13 Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14 Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15 | Уроки изучения нового материала | Знать перечень соединительных, разделительных, противительных союзов, разновидности смысловых отношений между частями ССП, связанными сочинительными, разделительными, противительными союзами | Умение понимать роль соединительных, разделительных, противительных союзов | | Соединитель-ный Разделитель-ный, взаимоисключения Источенные (солнцем) |
22 | Р.р. Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» | Урок развития речи | Обучение написанию текста с использованием СП | Умение создать текст по картине с использованием СП | | Репродукция |
23 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17 | Комбинированный урок | Знать условия постановки запятой в ССП; научить опознавать ССП с общим второстепенным членом; научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор ССП | Умение пунктуационно оформить ССП | | Реактивный, реакция |
24-25 | Повторение | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний о ССП, закрепление навыков постановки знаков препинания в ССП | Умение пунктуационно оформить ССП | | |
26 | Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненное предложение» | Контрольный | Проверить знания учащихся по теме: «Сложносочинённое предложение» | Умение применять полученные знания на практике | по материалам ГИА | |
27 | Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Урок развития речи | Познакомить с критериями оценивания части С2 экзаменационной работы, формирование навыка написания сочинения на лингвистическую тему. | Знание основных элементов написания сочинения на лингвистическую тему; умение создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте. | по материалам ГИА | |
Сложноподчинённые предложения |
28 | Понятие о сложноподчиненном предложении. §18 | Комбинированный урок | Знать определение СПП, уметь находить главное и придаточное предложения в СПП | Умение видеть СПП в тексте, определять средства связи. | Работа с текстом на основе упр. 92 | Сложноподчиненное |
29 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §19 | Урок изучения нового материала | Научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в СПП, правильно ставить знаки препинания, строить схемы СПП | Умение найти главное и придаточное предложения, поставить правильно знаки препинания | | Интернет, безответствен-ность |
30 | Союзы и союзные слова в СПП. §20 | Урок изучения нового материала | Научить различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в СПП | Умение отличать союзы и союзные слова | | Прообраз, образ |
31 | Роль указательных слов в СПП. §21 | Урок изучения нового материала | Научить определять в СПП указательные слова, с помощью вопросов к ним определять синтаксическую роль придаточного предложения | Умение определить, каким членом предложения и какой частью речи являются указательные слова | решение тестовых заданий типологии А | Этимология, этимологи-ческий |
32 | Контрольный диктант | Контрольный | Проверить уровень ЗУН по изученным темам | Умение применять полученные знания на практике | | |
33 | Р.р. Устное обучающее сжатое изложение (упр.95) | Урок развития речи | Развитие умений сжато пересказывать текст | Умение применять способы сжатия текста | Подготовка к вы-полнению части С1 | |
Основные группы сложноподчиненных предложений (23+8) |
34 | СПП с придаточными определительными. §22 | Комбинированный урок | Познакомить с данной группой придаточных предложений, их признаками; учить определять придаточные определительные, ставить к ним вопросы | Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. | | Афоризм |
35-36 | СПП с придаточными определительными. §22 | Урок закрепления знаний | Углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с изученным видом придаточных | Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи СПП с придаточными определительными | Работа с текстом на основе упр.100 | Аккомпане-мент, аккомпаниро-вать, аромат |
37 | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | Урок изучения нового материала | Познакомить с данной группой придаточных предложений, их признаками; учить определять придаточные изъяснительные, ставить к ним вопросы | Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП | | Коммуника-ция |
38-39 | Р.р. Сжатое изложение (по упр. 106) | Урок развития речи | Совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, сжато его пересказывать по плану | Умение писать изложение данного вида | | |
40 | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | Урок закрепления знаний | Углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с изученным видом придаточных | Умение определять значение придаточного предложения. Навык постановки знаков препинания, построения схемы. Употребление в речи различных видов СПП | Синтаксический и пунктуационный анализ текста | Мозаика |
41-42 | СПП с придаточными обстоя-тельственными. СПП с придаточ-ными времени и места. §24-25 | Комбинированный урок | Познакомить с видами придаточных обстоятельственных; углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках СПП с придаточными обстоятельственными времени и места | Придаточные обстоятельственные, их виды. Умение составить предложения с придаточными времени и места | | Перед тем как, с тех пор как, в то время как |
43 | Р.р. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений | Урок развития речи | Закрепление навыков анализа текста | Умение производить синтаксический и пунктуационный анализ текста | Решение заданий типологии В5 -В12 | |
44-46 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26 | Комбинированный урок | Углубить и расширить знания о СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия; совершенствовать умение составлять их | Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП | Сжатый пересказ на основе упр.134. Языковой анализ текста упр.141; Решение заданий типологии А | Репродукция, подлинник, копия Традиции Чествовать Оранжерея Канонада |
47 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27 | Урок изучения нового материала | Углубить и расширить знания о СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными; совершенствовать умение составлять их | Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП | | Как будто, подобно тому как |
48 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27 | Урок закрепления знаний | Углубить и расширить знания о СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными; совершенствовать умение составлять их | Умение отличать типы придаточных обстоятельственных. Навык постановки знаков препинания в СПП Умение создать собственный текст с использованием СПП | Составление текста с использованием СПП (основе упр.166) | Балет |
49 | Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений» | Контрольный | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение на практике применять полученные знания | | Лаконизм |
50 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | Урок изучения нового материала | Дать понятие о СПП с несколькими придаточными, о разных случаях употребления в них знаков препинания | Умение распознавать многочленные предложения. Навык постановки знаков препинания в СПП. Употребление в речи СПП. | | Псевдоним |
51-52 | Р.р. Сжатое изложение | Урок развития речи | Совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, сжато его пересказывать | Умение писать изложение данного вида | По материалам ГИА | |
53-55 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | Урок закрепления знаний | Закрепить понятие о СПП с несколькими придаточными, с разными случаями употребления в них знаков препинания | Умение распознавать многочленные предложения. Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение определять виды подчинительной связи | | Соподчине-ние |
56 | Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?» | Урок развития речи | Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | Уметь композиционно правильно оформлять сочинение-рассуждение | По материалам ГИА | |
57 | Анализ письменных работ | Урок анализа работы | Выполнение анализа письменных работ | Навык выполнения работы над ошибками | Решение заданий типологии В6, В7, В9-В12, В14 | |
58 | Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. §29-30 | Комбинированный урок | Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП | Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение употреблять в речи СПП | | Конкурент, консервато-рия, кооператив |
59 | Р.р. Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему. | Урок развития речи | Развитие умений анализировать текст и создавать высказывание на лингвистическую тему. | Умение правильно анализировать текст, составлять высказывание на лингвистическую тему | Решение заданий части А, С2 | |
60 | Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» | Повторительно-обобщающий | Обобщение и систематизация изученного по данной теме | Умение пунктуационно оформить ССП и СПП | | |
61 | Контрольный диктант | Контрольный | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение отличать придаточные. Навык постановки знаков препинания в СПП. Умение определять виды подчинительной связи | | |
Бессоюзные сложные предложения (7+2) |
62 | Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32 | Урок изучения нового материала | Познакомить учащихся с основными признаками БСП | Различие между союзными и бессоюзными предложениями, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с ОЧП. | | Тысячелетие |
63 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33 | Урок изучения нового материала | Познакомить с основными признаками этих конструкций и знаками препинания в них | Умение постановки знаков препинания в БСП. | | Совершенныйсовершённый |
64-65 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | Урок изучения нового материала | Показать учащимся выразительно-изобразительные возможности БСП, изучить правила постановки двоеточия в данных конструкциях | Умение постановки знаков препинания в БСП. | | Амфитеатр, палисадник |
66-67 | Р.р. Сжатое изложение с дополнительным заданием | Урок развития речи | Обучение выполнению письменной работы данного вида | Умение писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему о роли запятой и точки с запятой в предложении. | |
68-69 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35 | Урок изучения нового материала | Изучить правила постановки тире в данных конструкциях | Умение постановки знаков препинания в БСП | | Электрификация |
70 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного. §36 | Повторительно-обобщающий | Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП; обобщение и систематизация изученного о БСП | Проверить и обобщить знания по теме. Проверить умение применить эти знания на практике | | Искусство, искусный |
71 | Контрольный диктант | Контрольный | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение применять полученные знания на практике | По материалам ГИА | |
Сложные предложения с различными видами связи (6+4) |
72 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37 | Урок изучения нового материала | Дать понятие о многочленных предложениях, виды синтаксической связи в таких предложениях | Предложения сложной конструкции. Навык постановки знаков препинания в предложениях сложной конструкции. | | Силуэт |
73-74 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38 | Комбинированный урок | Познакомить с правилами постановки/ непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи | Умение расстановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях. | | Храбрость |
75 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39 | Повторительно-обобщающий | Научить последовательно производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП; обобщение и систематизация изученного о БСП | Умения и навыки постановки и объяснения знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, умение составлять схему | | Употреблены, использованы |
76-77 | Р.р. Сжатое изложение (упр.129) | Урок развития речи | Совершенствование умения сжато пересказывать текст | Умение сжато пересказывать текст | Подготовка к ГИА | |
78 | Р.р. Публичная речь. §40 | Урок развития речи | Научить выступать публично, учитывая требования к устной публичной речи | Создание монологического высказывания публичного характера | Выполнение заданий типа С2 | Публичный, публицисти-ческий |
79 | Повторение и закрепление изученного | Повторительно-обобщающий | обобщение и систематизация изученного о сложном предложении | Систематизация полученных знаний | | Лингвистика Языкознание |
80-82 | Контрольная тестовая работа | Контрольный | Проверить знания учащихся по изученному материалу | Умение применять полученные знания на практике | | |
83 | Анализ письменных работ | Урок анализа работы | Выполнение анализа письменных работ | Навык выполнения работы над ошибками | | |
84 | Р.р. Языковые средства выразительности | Урок развития речи | Обобщение и углубление знаний о языковых средствах выразительности | Умение применять полученные знания на практике | Тексты материалов ГИА | |
Повторение и систематизация изученного в классах (10 ч) |
85 | Фонетика и графика. §41 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по фонетике | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |
86 | Лексикология (лексика) и фразеология. §42 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по лексикологии и фразеологии | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |
87 | Морфемика. Словообразование. §43-44 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по морфемике и словообразованию | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |
88-89 | Морфология. §45 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по морфологии | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |
90-92 | Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний о синтаксисе словосочетания и предложения; повторение о способах передачи чужой речи | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |
93-95 | Орфография. Пунктуация. §47 | Повторительно-обобщающий | Обобщение знаний по орфографии и пунктуации | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |
96 | Контрольный диктант | Контрольный | Проверить знания учащихся по изученному в 9 классе | Умение применять полученные знания на практике | | |
97-102 | Повторение, обобщение | Повторительно-обобщающий | Повторение и обобщение полученных знаний | Умение применять полученные знания на практике | Решение заданий по материалам ГИА | |