Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, бережное отношение к слову.
Тип урока: урок-повторение
Оборудование: интерактивная доска, слайды, учебный фразеологический словарь русского языка.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Проверка домашнего задания
Упр.330 стр.146
-Для начала давайте проверим дом.задание.
ІІІ.Обобщение пройденного материала
-Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с фразеологизмами. И сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Фразеологизмы и их значение». Прежде чем мы с вами запишем тему урока, я хочу процитировать вам одну восточную мудрость:
«Приобретать знания – храбрость, приумножить их – мудрость,
а умело применять – высшее искусство».
Эти строки послужат эпиграфом к нашему уроку.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение данной темы и обобщим наши знания. Постараемся применить все те знания
и умения, которые уже получили и получим на данном уроке.
- Итак, не будем бить баклуши
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
Сейчас наша задача – вспомнить все, что мы изучали на прошлом уроке по теме «Фразеологизмы»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, бережное отношение к слову.
Тип урока: урок-повторение
Оборудование: интерактивная доска, слайды, учебный фразеологический словарь русского языка.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Проверка домашнего задания
Упр.330 стр.146
-Для начала давайте проверим дом.задание.
ІІІ.Обобщение пройденного материала
-Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с фразеологизмами. И сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Фразеологизмы и их значение». Прежде чем мы с вами запишем тему урока, я хочу процитировать вам одну восточную мудрость:
«Приобретать знания – храбрость, приумножить их – мудрость,
а умело применять – высшее искусство».
Эти строки послужат эпиграфом к нашему уроку.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение данной темы и обобщим наши знания. Постараемся применить все те знания
и умения, которые уже получили и получим на данном уроке.
- Итак, не будем бить баклуши
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
Сейчас наша задача – вспомнить все, что мы изучали на прошлом уроке по теме «Фразеологизмы»
Ответьте на вопросы:
- Что такое фразеологизмы?
- Для чего мы их используем в речи?
- В какой науке о языке изучается фразеологизмы?
- Какие фразеологизмы вы знаете?
- Где разъясняется значение фразеологизмов?
Пока мы отвечали на вопросы, к нам на урок пришло письмо. Давайте прочитаем его.
(Чтение письма).
-Кто написал это письмо?
-Что мы узнали о мальчиках?
-Какие фразеологизмы есть в письме? Прочитайте.
-Вам эти фразеологизмы понятны? Попробуйте объяснить их значение.
Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре. На прошлом уроке мы уже с вами работали со словарем. Итак, обратим внимание на значение данных фразеологизмов из фразеологического словаря
Сведения из словаря Водой не разольёшь – очень дружны, неразлучны, всегда вместе. Жить как кошка с собакой – быть в постоянной ссоре, вражде. Как без рук – совсем беспомощен, ничего не в состоянии сделать.
-Запишите данные сведения в тетрадь
-Давайте поможем ребятам помириться! Для этого нужно выполнить несколько заданий.
- Итак, вы готовы!
1-ое задание, которое мы с вами выполним, называется «Знаешь ли ты?» Сейчас я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение. Эти фразеологизмы взяты с прошлого урока.
Душа в пятки ушла - очень испугаться
Как в воду опущенный – грустный человек
Ни пуха ни пера – пожелание удачи, успеха
Висеть на телефоне – долго говорить по телефону
Ломать голову – усиленно думать, решать что-либо трудное.
На скорую руку – наспех, быстро
Ни свет ни заря – рано
Сквозь землю провалиться – пропасть, исчезнуть
Держать язык за зубами – молчать, не говорить лишнего
Молодцы! Вы не забыли значения этих фразеологизмов.
-Итак, идем дальше. 2-ое задание называется «Найди свою пару». В данном задании вы должны правильно указать соответствующие пары и соединить их на доске линией. Задание выполняется устно у доски.
-Итак, к слову кое-как какой фразеологизм соответствует? и т.д.
-Опираясь на данное задание, какой вывод мы сможем сделать?
(Фразеологизмы по значению можно заменить одним словом)
Молодцы! С данным заданием справились успешно. Переходим к следующему заданию.
Допишите предложения, употребляя фразеологизмы.
Ученик прочел книгу… - Что означает данный фразеологизм? (целиком, полностью)
Они работали … (работали хорошо, прилежно)
На уроке нельзя… (бездельничать)
Данные предложения по ходу записываем в тетради.
Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют фразеологические синонимы. Попробуйте найти их, используя слова для справок, и на доске передвиньте их ручкой.
Бить баклуши – Водить за нос – Зарубить на носу –
Бок о бок –
Слова для справок: плечом к плечу, валять дурака, намотать на ус, обвести вокруг пальца
(бездельничать, обманывать, запомнить, совсем рядом, очень близко)
Вспомните, какие слова называются синонимами?
-А теперь точно также подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы.
Рта не закрывает – Во весь дух –
Засучив рукава- Одержать победу –
Слова для справок: черепашьим шагом, спустя рукава, потерпеть поражение, слово не вытянешь.
(все время болтает-все время молчит, работать хорошо-работать плохо, небрежно, очень быстро-очень медленно, победить-проиграть).
-Давайте вспомним, какие слова мы называем антонимами?
Следующее задание вы должны выполнить самостоятельно. На экране выведены 6 фразеологизмов
с разными значениями.
ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать»,
3-ий – «быстро»
Сломя голову Во весь дух
Сидеть сложа руки Вводить в заблуждение
Водить за нос Бить баклуши
-Итак, выписали, давайте проверим.
-Какие фразеологизмы со значением «бездельничает» выписал 1-ый ряд? Кто из вас прочитает?
-Кто из 2-го ряда прочитает фразеологизмы со значением «обманывать»?
И 3-ий ряд прочитайте фразеологизмы со значением «быстро».
-А теперь проверьте, все ли правильно выписали?
Исходя из данного задания, мы также сможем сделать вывод, что лексическое значение
фразеологизма часто можно заменить одним словом. Запомнили! Идем дальше.
- А теперь мы с вами поиграем в игру «Аплодисменты». Я буду читать вам данные словосочетания,
а вы должны определить фразеологизм одним хлопком.
дрова разгорелись, глаза разгорелись, волчий аппетит, волчий хвост.
- Что означают данные фразеологизмы? Кто не знает, обратитесь к краткому фразеологическому словарю на конце вашего учебника.
- Скажите, чем отличаются фразеологизмы от обычных свободных словосочетаний?
(Фразеологизмы являются устойчивыми неделимыми сочетаниями, т.к. они имеют единое лексическое значение, их нельзя изменить, вставить слово между ними. А слова
в свободных словосочетаниях можно заменять другими словами).Например, золотые зубы, золотые серьги, повесить пальто, повесить полотенце.
-А теперь вспомните фразеологизмы на казахском языке. Попробуйте найти соответствующие русским фразеологизмам, и по ходу объяснить их значение. (Данные фразеологизмы на доске будем передвигать ручкой).
Как снег на голову – (неожиданно, внезапно)
Волосы стали дыбом – (волосы становятся дыбом, когда человека охватывает страх, ужас)
Рукой подать – (очень близко, рядом)
Золотые руки – умеющий делать все, за что не возмется)
Заячья душа – (трусливый человек, так говорят, когда человек всего боится)
Слова для справок: Бармағынан бал тамған, басына жай түскендей, шашым тік тұрды, қоян жүрек,
қол созым жер.
-А теперь поработаем с учебником. Выполним упражнение 337 на стр.148
Попробуйте найти подходящие по смыслу фразеологизмы на русском языке. (уч. читают по цепочке)
(повесить голову, ломать голову, думать своей головой, закружилась голова, с головы до ног, задирать нос).
-Попробуйте составить с любыми фразеологизмами предложения. Давайте-ка 2 предложения запишем
на доске и разберем по членам предложения, определяя синтаксическую функцию фразеологизмов.
Опираясь на данные предложения, мы сможем сделать вывод. Какой? Как вы думаете?
Фразеологизмы являются одним членом предложения. Это вы должны запомнить.
-А теперь попробуйте отгадать фразеологические загадки.
Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не свое дело. (Нос)
Они вянут, когда слышат что-либо глупое, нелепое; ими хлопают, когда не понимают содержания услышанного; их развешивают доверчивые люди. (Уши).
-Какие фразеологизмы вы знаете с данными словами-отгадками? (Держать язык за зубами, находить общий язык, повесить нос, задирать нос, не суй нос в не свое дело, вешать лапшу на уши).
Обратите внимание на следующее задание. Фразеологизмы можно изобразить на картинке.
Внимательно посмотрите на картинки. В некоторых фразеологизмах многих людей сравнивают
с животными по их поведениям, повадкам. С помощью рисунков-подсказок вы должны подобрать соответствующие фразеологизмы. Итак, какой фразеологизм подходит к 1-ой картинке? (Крутиться как белка в колесе). Почему так говорят?
(Крутиться как белка в колесе - так говорят, когда человек постоянно суетится, хлопочет, т.е. все время в работе).
- Ребята, по ходу записывайте данные фразеологизмы в тетрадь.
Прочитайте фразеологизм к следующей картинке.
- Скажите, что означает данный фразеологизм?
(Жить как кошка с собакой - так говорят, когда люди все время между собой враждуют, ссорятся).
– И что же означает следующий фразеологизм?
(Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-нибудь).
- А теперь обратите внимание на текст, который называется «Рыбалка».
- Акнур, прочитай данный текст. (читает).
- А теперь попробуйте найти фразеологизмы в данном тексте и объяснить их значение.
Пальчики оближешь – очень вкусно
Голову потерял – обрадовался
- Обратите внимание, сколько их еще есть в тексте.
Покою не давал – надоедал
Собаку на этом деле съел – хорошо знающий свое дело, имеет большой опыт
Попались на удочку – давать себя обмануть
Запомните значение данных фразеологизмов.
- А теперь попробуйте закончить фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными.
Голоден как… Здоров как… Хитёр как… Грязный как… Труслив как Нем как…
И последнее задание «Собери фразеологизмы». Составьте из данных слов известные вами фразеологизмы.
(В двух шагах -очень близко, рядом, зарубить на носу - запомнить, как две капли воды – очень
похожи друг на друга, на все руки мастер – умеющий сделать все, в одну минуту – мгновенно,
внезапно)
И вот наш урок подходит к концу. Мы с вами на уроке выполнили много различных видов работ, которые помогли Игорю, приславший нам сегодня письмо, помириться со своим другом Димой. Будем надеяться, что ребята больше не будут ссорятся.
IV. Итоги урока
- Итак, подведем итоги урока.
Что мы с вами делали на уроке?
Какие новые фразеологизмы вы узнали на уроке?
- Для чего нужно изучать фразеологию? (Фразеологизмы обогащают нашу речь, делают её выразительной, образной, богатой)
V. Задание на дом Упр.338 стр. 149
- А теперь, ребята, пусть каждый из вас оценит свою работу с помощью данных фразеологизмов.
-Итак, кто как у нас работал на уроке? Акнур, как ты работала сегодня на уроке? и т.д.