kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока русского языка в 3 классе с компьютерной поддержкой по теме «Однокоренные, или родственные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока русского языка в 3 классе с компьютерной поддержкой по теме "Однокоренные или родственные слова"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка в 3 классе с компьютерной поддержкой по теме «Однокоренные, или родственные слова»»

Сценарий урока русского языка в 3 классе с компьютерной поддержкой по теме «Однокоренные, или родственные слова»

Гусенкова В.В., учитель начальных классов МАОУ СОШ №16 г. Балаково Саратовской области

Класс: 3

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма проведения: урок взаимного обучения

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Содержательная цель: расширить понятие об однокоренных словах; сформировать умение определять отличительные признаки, выработать умение отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся подбирать родственные слова, объяснять их лексическое значение и уметь находить их по отличительным признакам.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять учебные действия на знаковом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату, контроль по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Фиксировать индивидуальные затруднения в любом пробном действии.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Осуществлять постановку и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. Уметь ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с различными субъектами образовательного процесса – учителем, одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении. Быть терпимыми к другим мнениям, учитывая их в совместной работе. Уметь деликатно доносить свою позицию до других.

Личностные: понимание важности ученика, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов. Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий на основе имеющихся знаний, интереса к родному языку , его истории.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в научных группах (научной, исследовательской, творческой и юных филологов).

Методы: словесный, наглядный, практический.

Педагогические технологии: технология педагогической поддержки, проблемно-поисковая, технология опережающего обучения, технология творческой продуктивной деятельности, технология лично-ориентированного обучения, воспитания и развития, технология организации «ситуации успеха», ИКТ, интенсификации учебно-воспитательного процесса, здоровьесберегающая, игровая и др.

Средства обучения:

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 5 класса под редакцией С.И. Львовой, материалы для работы в группах, записи музыкальных физминуток, знаковая таблица, лист-планшет, набор иллюстраций: Солнышко, Сова, доктор Айболит, дерево, снегирь, гуси, гусеница, берёза. Словари: толковый, этимологический, орфографический (на партах), энциклопедии («стол помощи»). Бейджики для работы по группам: научной, поисковой, исследовательской, творческой, группы любителей и знатоков русского языка. Карточки с индивидуальным домашним заданием повышенной сложности.

Оборудование:

Нетбуки для индивидуальной работы учащихся (на рабочих столах).

Фишки 4-х цветные для парной и групповой работы.

Использование ИКТ на данном уроке даёт возможность :

- использовать на уроке дополнительный материал;

- с помощью теста быстро провести проверку знаний обучающихся по усвоению материала урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка. Символом урока выбрала солнышко: оно несёт людям свет и тепло.

Девиз урока давайте прочитаем хором: «Понял сам, помоги друзьям».

Для вас школа –это храм науки?

Тогда повернитесь друг к другу и, улыбнувшись, прикоснитесь ладошками вот так. Я очень рада!

- Ваши знания вместе со мной сегодня будет контролировать мудрая Сова, за осанкой и настроением понаблюдает добрый доктор Айболит, дежурными во всех словах весь урок будут безударные гласные, проверяемые ударением.

Помните о том, что красиво писать - людей уважать.

На уроке будут работать научная, поисковая, творческая группы и группа юных филологов.

Цвет фишек на ваших столах соответствует цвету вашей принадлежности к группе.

Представьте себе, что вы сейчас находитесь в «научной лаборатории».

Вы учёные - исследователи, и вам надо попытаться доказать правильность ваших научных открытий. Попробуем?

Кому из вас хорошо знакомо слово «родственники»?

Кого вы считаете своими родственниками?

А у тебя есть семья? Перечисли, пожалуйста, нам их. Вы между собой, получается, тоже родственники. В семье родственники всегда чем-то похожи: цветом глаз, волос, формой носа, т. е. у них много общего .

Значит, родственники - это люди от одного рода или нет?

Кто-нибудь хочет возразить?

Тогда давайте вместе сделаем вывод. (Ответы учащихся).

Вывод. Родственники - это люди, которые произошли от одного рода, от одних корней. Молодцы, правильно мыслите.

II.Актуализация и формирование индивидуальных затруднений.

- Как вы думаете, а у слов бывает семья?

А у тебя какое мнение?

Ты также думаешь!

Выскажи своё предположение о том, как называется семья у слов.

-Вы когда-нибудь слышали про дерево из слов?

Поисковая группа нашла интересную грамматическую сказку «Семья слов», прослушав которую, вы ещё раз убедитесь в том, что и у слов, оказывается, есть родня.

Поисковая группа , вы готовы её прочитать?

Грамматическая сказка «Семья слов»

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными.

А так как они все были дети одного корня- папы, то ещё их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем.

- Посмотрите на экран. Давайте организуем наблюдение.

Что вы заметили?

Эти слова - с разными или одинаковыми основами? (Да, с разными)

Я хочу убедиться, вы так же думаете. Кто-нибудь хочет поспорить?

2) В этих основах есть общая часть? (Да, есть)

- Вы хотите высказать другое мнение?

Назовите эту общую часть (-вод-)

3) А общая часть основ должна быть общей по смыслу или нет? (да)

- А может быть, эти общие части только звучать должны одинаково? (обязательно важен смысл)

Вывод. (Да, общая часть родственных слов должна быть обязательно общей по смыслу).

Признаки родственных слов

1.Это слова с разными основами, но в них есть общая часть

2.Общая часть основ является общей по смыслу

1) Родственные слова – это слова с разными основами, но в них есть общая часть. Общая часть основ родственных слов является общей по смыслу.

2) Общая часть основ родственных слов, в которой содержится их общий смысл, называется корнем слова.

Пояснение №1. Актуализация и формирование индивидуальных затруднений.

Формируемые УУД

Результат

Познавательные:

анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III.Выявление места и причины затруднений.

- Перед вами лист - планшет для выполнения практических заданий.

Поставьте фишку на задание №1 и отметьте верное утверждение. У родственных слов есть: а) общая часть; б) общий смысл; в) общая часть и общий смысл.

Для взаимопроверки поменяйтесь листами. Кому было трудно найти верное утверждение? Это меня радует.

IV.Построение проекта выхода из затруднений.

Игра «Засели домики»

Сейчас некоторым из вас предстоит выполнить дифференцированные задания у доски.

- Одновременно к 3 домикам подъехали «родственники» и начали в них заселяться. (У нас - это родственные слова, как вы понимаете).

Наша задача: проконтролировать, правильно ли они заселились. Может быть, кто-то из «родственников» перепутал домики. Тогда выселите чужака из дома. Обсуждайте заселение в группе, парах.

  1. Дом №1 (контроль за вселением жильцов проводит группа учёных - исследователей из 3 чел).

  2. Дом №2 (индивидуальное поручение выполняет представитель поисковой группы)

  3. Дом №3 (парная работа предлагается творческой группе)

Выходите на свой объект работы и следите за заселением

4)Работа в научной группе.

- Сейчас 2 представителя научной группы попробуют поработать над новым научным открытием. В помощь - словари, справочники, энциклопедии.

Является ли слово «снегирь» родственным? Да или нет? Докажите.

На доске

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам
Песню просвистели

- Пока они выполняют задание, класс работает со мной. Нам с вами предстоит посадить дерево родственных слов. Без чего дерево не может жить? (Без корней)

Найдите задание №2 (Лист-планшет)

- Что называется корнем? Соедините линией начало высказывания и конец.

Корень – это а) главная часть предложения; б) общая часть родственных слов, в которой содержится их общий смысл; в) общая часть родственных слов.

Задание №3 (Лист-планшет). Приложите модель дерева.

Напишите у корня слово «сад». Затем на ветках и кроне образуйте родственные слова . Не забывайте девиз урока: помогайте друг другу.

Проверка и выводы.

Ведь не зря так говорится:

Дело мастера боится.

Музыкальная физминутка для глаз.

Пояснение №2. Построение проекта выхода из затруднений.

Формируемые УУД

Результаты

Регулятивные

постановка учебной задачи

Личностные

Формирование интереса к новому материалу, способность к самооценке

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные

постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы

V.Реализация построенного проекта.

Проверка дифференцированных заданий у доски

- Теперь послушаем представителей от научной, поисковой и творческой групп (к доске выходят по 1 представителю). Если кто-то из вас с ответом будет не согласен, можно будет высказать своё мнение.

Работать в группе полезно? (Надо уметь считаться с мнением других!)

А в паре? (Есть огромная польза от взаимообучения и взаимопомощи).

Индивидуально? (Полезно проверить свои знания ).

Предполагаемые результаты :

1 домик. Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Можно ли их заселить в один домик? (Ответ: нет, т.к. слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни).

2 домик. Вы какого чужака выселили?

Морской, моряк, море, мороз.

3 домик. Все ли у вас родня?

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка (Да)

- Это уже успех!!!

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проверка «научного» открытия.

- Давайте послушаем мнение наших учёных. Является ли слово «снегирь» родственным к словам «снегам» и «снежные». Научное открытие получилось? Доказали? «Снегирь» - родственное слово или нет?

Вы воспользовались толковым словарём? Давайте побывает в гостях у этих слов («снег» и «снегирь»).

(Снег-это атмосферные осадки в виде хлопьев.

Снегирь – это небольшая певчая птичка из отряда воробьиных).

Что здесь общего? (Снег, снежные, снегири)

(Дискуссионные качели: столкнулись два мнения. Отстаивать свою точку зрения это же здорово!)

О ком загадка?

Чернокрылый, красногрудый.

Он везде найдёт приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут.

Этимологическая справка.

-У каждого слова своя длинная история. Когда-то эти слова были близкими родственниками. Теперь их никто не считает роднёй. Вывод: надо нам всем побольше знать о родстве. Но в этой загадке таится удивительная тайна написания этого слова. Услышав эту загадку, букву «и» в слове «снегирь» теперь уже точно никто не напишет.

-Молодцы, доказали, что учёным ошибаться нельзя. Как вы думаете, «исследование» проводить полезно или нет»? (Конечно, полезно! ) Я очень довольна вашей работой!

Пояснение №3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Формируемые УУД

Результаты

Регулятивные

контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция

Познавательные

выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий

Коммуникативные

участие в коллективном обсуждении проблемы, работа в группе

Музыкальная физминутка (для снятия физического напряжения)

VII.Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.

Сценка «Родственники»

- А теперь представьте, что кто-то из вас режиссёр, и вам предстоит поставить на сцене спектакль «Родственники».

Актёры должны сыграть свою роль так, чтобы зрителям была понятна идея и тема спектакля. _Кто-то сам пожелал показать своё мастерство?



-Роли исполняют: гу’сеница___, гусь___, гусыня____ , гусята_______.

- Актёры, выходите на сцену. Надевайте свои костюмы. А мы, зрители, встречаем вас аплодисментами. Итак, представление начинается.

- Увиденный этот мини-спектакль у вас не вызывает никаких споров, сомнений?

По – вашему, слова « гусь», «гусыня», «гусята», «гу’сеница» родственные?

Или среди них есть лишнее? Какое? Докажите!

-Может, и в самом деле они родственники? Все слова здесь так похоже звучат! Рассудить спор нам помогут ваши знания с уроков природоведения. Из учебника вы узнали некоторые секреты названий этих слов. Хорошо ведь, когда знания других предметов помогают!

Вывод. Много слов в русском языке. И если к ним внимательнее присмотреться, найдёшь среди них немало просто похожих по звучанию слов.

Тест - исследование с последующей самопроверкой и взаимопроверкой (Проверка по ключу, записанному на доске)

  1. Укажите однокоренные слова

а) Вода, водитель, водный.

б) Лес, лесной, лесник.

в) Гора, горный, гореть.

г) Везти, привезти, приведёт.

2.Найди «лишнее» слово . По какому признаку вы выбирали лишнее слово.

а) Аварийный, заварить, авария, аварийность.

б) Почта, почтовый, почтенный, почтампт.

в) Сторожевой, сторожить, старожил, сторожка.

Пояснение №4. Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.

Формируемые УУД

Результаты

Регулятивные

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Личностные

интерес к заданиям, способность к самооценке

Коммуникативные

парная и индивидуальная работа

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Работа в творческих мастерских.

1.Прочитайте текст, озаглавьте его, дополните 1-2 предложениями, выразив своё отношение к берёзе, и выпишите из текста однокоренные слова.

2.Дифференцированное задание. Работа с учебником по заданию упражнения: прочитайте группы однокоренных слов и выделите корень. Подберите к ним родственные слова.

В наших лесах растёт диво дивное – белоствольная берёза. Это дерево считается символом России и является удивительным творением природы. Удивляет оно, прежде всего тем, что это единственное дерево в мире с белой корой. О берёзах в народе сложено много песен.

Пояснение №5. Включение в систему знаний и повторение.

Формируемые УУД

Результаты

Коммуникативные

умение прислушиваться к мнению других

Личностные

понимание важности роли ученика на уроке

Регулятивные

адекватное оценивание правильности выполнения своих учебных действий

IX.Рефлексия.

А вы знаете, что такое рефлексия? Опережающие задания подготовили

знатоки и любители русского языка, они уже заглянули в толковый словарь и обратили внимание на правильное ударение в слове.



Внимание. Равнение на диктора!

Давайте хором произнесём это слово (рефле’ксия).

А теперь заглянем в тайны живого слова.

Узнать происхождение слова нам помогла научная группа.

(Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Толковый словарь русского языка объясняет рефлексию как самоанализ).


Рефлексия деятельности

- А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке.

Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на уроке?

Кто, по-вашему, был самым активным из одноклассников?

Кому на уроке было интересно?

Вы научились подбирать родственные слова?

Что было самым интересным для вас?

На каком этапе урока работа была для вас самой плодотворной?

«Рефлексия содержания учебного материала»


Заполнение знаковой таблицы


«V»

«+»

«-»

«?»

Уже знал

Новое

Думал иначе

Есть вопросы, не понял


Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Давайте своё настроение определим с помощью солнышка и тучки.



- Кому сегодня на уроке было тепло и уютно? Покажите своё настроение с помощью солнышка. Улыбнитесь друг другу и мне.

Кому сегодня было грустно? Кому нужны советы доктора Айболита?

Представьте себе, что перед вами яркая, солнечная поляна, но на ней не хватает бабочек.

Если тема урока вам была понятна и интересна, пусть эта бабочка прилетит на вашу прекрасную поляну.

Наш урок русского языка окончен. Я рада, что все на уроке работали активно, тема урока вам стала понятной. Мне приятно, что вижу в каждом из вас позитивный настрой к дальнейшему изучению родного языка.

Домашнее задание

1.Подготовиться к творческому конкурсу «Кто больше?»: подобрать ряды родственных слов.

2. Идея свободного выбора: а) задание опережающего характера для поисковой группы: подготовить историческую справку, являются ли слова «стол» и «столица» родственными. При затруднении обращайтесь к этимологическому словарю.

б) творческой группе составить рассказ из родственных слов, используемых на уроке (5-7 предложений).

в) «юные филологи» должны повторить теоретический материал для проверки задания творческой группы.

Литература

1.Белова И. С. Школа педагогического мастерства, изд-во «Учитель», 2009г.

2.Бутыгина Н.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА, Ярославль, академия развития, 2016

3.Крамаренко Н.О. Дидактический материал по русскому языку, 3 класс, 2017.

4.Никитина Е.И., Русская речь, М., «Просвещение», 2008.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гусенкова Валентина Владимировна

Дата: 07.12.2018

Номер свидетельства: 489366

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства