Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО 260807.01 Повар, кондитер разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рассмотрена на заседании методического совета ГПОУ с. Тарасово
Протокол № __
от «___» ________________ 2017 года
Рассмотрена на заседании ПЦК
ГПОУ с. Тарасово
Протокол № ____
от «____» __________2017года
Программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования для профессии среднего профессионального образования (СПО): 260807.01 Повар, кондитер
Катюкова Ольга Владимировна, преподаватель ГПОУ с. Тарасово
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
уД. 2 Стилистика и культура речи
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО 260807.01 Повар, кондитер разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и предназначенадля освоения общих компетенций в рамках данной профессии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: УД.2 - базовая дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины предполагается достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о стилистике и культуре речи, русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о стилистике и культуре речи; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
смысл понятий: стилистика, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
стилистические, грамматические, лексические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
различия между языком и речью; функции языка как средства
формирования и трансляции мысли;
социально-стилистическое расслоение современного русского языка;
качества грамотной литературной речи и нормы русского литературного
языка, наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;
специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов
основных деловых и учебно-научных жанров.
уметь:
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными,
стилистическими, этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и
целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;
пользоваться словарями русского языка.
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные стилистические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общимикомпетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 119 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 89 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 30часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
119
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
89
в том числе:
практические занятия
45
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
30
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД.2 СТИЛИСТИКА и КУЛЬТУРа РЕЧИ
Наименование разделов и тем
Содержание аудиторной учебной работы (обязательных учебных занятий) и
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1
Современная стилистика
Содержание учебного материала
4
2
1
Функциональная стилистика языка и речи (учение о функциональных стилях языка и речи) – центр стилистики. Стилистика ресурсов, изучающая единицы языка с точки зрения их стилистических возможностей. Стилистика художественной речи, познающая языковые средства в их особой функции образно-эстетического отображения действительности. Целесообразное отступление от нормы как средство художественной выразительности. Стилистика текста.
Практические занятия (ОК 1 – ОК 6)
6
1
№ 1 «Стилистика художественной речи».
2
№ 2 «Средства художественной выразительности».
3
№ 3 «Стилистика текста».
Самостоятельная работа обучающихся (ОК 1 – ОК 6)
4
1
№1 Создание проекта «Современная стилистика»
Тема 2
Русский литературный язык и его нормы
Содержание учебного материала
6
2
1
Функциональная парадигма языка (литературный язык, диалекты, просторечие). Русский литературный язык и его нормы. Понятие о литературных вариантах. Нормативный, коммуникативный и этический уровни культуры речи. Норма и кодификация. Норма как исторически принятый в данном языковом коллективе (социально предпочитаемый) выбор одного из функциональных вариантов языкового знака. Норма – важный регулятор речевого поведения в условиях литературного языка как высшей формы существования языка. Орфографические и пунктуационные нормы. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы русского литературного языка. Понятие о стилистических нормах. Норма и антинорма. Целесообразное отступление от нормы в художественной речи.
№4 Составление таблицы по теме: «Стилистические ошибки»
Тема 4
Система функциональных стилей
Содержание учебного материала
10
2
1
Проблема языковых и речевых стилей. Понимание стилей языка как его структурно-функциональных вариантов, обслуживающих разные виды человеческой деятельности. Понимание стилей речи как результата варьирования стилей языка в конкретных условиях общения.
Научный стиль языка. Лексико-фразеологические, грамматические и графические средства научного стиля. Место иноязычных заимствований в научной терминологии. Место публицистических элементов в стиле научной работы. Специфика стиля полемических и научно-популярных работ. Точность и логичность как доминирующие качества научной речи.
Лексико-фразеологические и грамматические средства официально-делового стиля. Разновидности стиля деловой речи (стиль приказа, заявления, протокола, отчёта, доверенности). Точность, логичность, стандартность (отсутствие разнообразия) как доминирующие качества деловой речи. Вопрос о неуместном использовании средств языка, присущих официально-деловому стилю, в иных сферах общения.
Публицистический стиль языка, его функции. Чередование экспрессии и стандарта как конструктивный принцип газетной публицистики. Лексико-грамматические средства публицистического стиля. Вопрос о положительно-оценочных и отрицательно-оценочных словах и фразеологизмах публицистического стиля. Речевой штамп как стилистическая ошибка, его природа. Выразительность, точность, логичность – доминирующие качества публицистической речи.
Разговорно-бытовой стиль литературного языка, его стилевое своеобразие (неофициальность, спонтанность, устная форма речи, диалогичность) и языковые средства его воплощения. Лексика и фразеология разговорного стиля. Морфологические и синтаксические средства разговорного стиля.
Вопрос о месте языка художественной литературы в системе функциональных стилей. Единство коммуникативной и эстетической функций в художественном стиле, широкое использование изобразительно-выразительных средств, проявление творческой индивидуальности автора.
Практические занятия (ОК 1 – ОК 6)
10
1
№ 9 «Стили речи»
2
№ 10 «Научный стиль»
3
№ 11 «Официально-деловой стиль»
4
№ 12 «Публицистический стиль»
5
№ 13 «Художественный стиль»
Самостоятельная работа обучающихся (ОК 1 – ОК 7)
4
1
№ 5 Подготовка сообщения по теме: «Система стилей».
Тема 5
Культура речи
Содержание учебного материала
16
2
1
Определение культуры речи. Культура речи как компонент культуры в целом. Культура речи как культура речевой деятельности. Уровни культуры речи. Коммуникативные качества речи как ее свойства, помогающие организовать общение и сделать его эффективным.
Структурные коммуникативные качества: правильность, богатство, чистота. Коммуникативные качества речи как объективно существующие свойства и признаки речи, определяющие степень её коммуникативного совершенства.
Правильность речи как соответствие её структуры нормам литературного языка и его системе. Правильность речи как базовое коммуникативное качество.
Богатство речи как результат оптимального использования повторяемости языковых единиц в речи (разнообразие).
Чистота речи как её соответствие лексическим нормам. Диалектная лексика и чистота речи. Иноязычные заимствования и чистота речи. Жаргонные и бранные элементы, слова-паразиты, нарушающие чистоту речи.
Взаимосвязь стилистики, культуры речи и риторики. Основы риторики. Средства, способы и приёмы выражения заданного смысла. Нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности. Риторика как искусство публичной речи, раздел науки о речевом воздействии.
Культура речи как основа мастерства публичного выступления. Методические основы ораторского искусства (знания, убеждения, умение отстаивать свои взгляды, восприимчивость к новому, наглядность, доступность, системность и последовательность, связь обучения с практикой, научность). Этика лекторского труда. Правила ведения дискуссии. Полемика как вид коллективной интеллектуальной работы. Эффективность публичного выступления.
Приемы изложения и объяснения содержания речи. Подготовка публичного выступления, контакт оратора с аудиторией. Структура публичного выступления. Приемы привлечения внимания аудитории, громкость речи, темп и интонация. Правила аргументации.
Практические занятия (ОК 1 – ОК 6)
14
1
№14 «Взаимосвязь языка и культуры».
2
№ 15 «Правильность речи».
3
№ 16«Богатство речи»
4
№ 17 «Чистота речи»
5
№ 18 «Культура речи»
6
№ 19 «Приемы изложения»
7
№ 20 «Публичное выступление»
Самостоятельная работа обучающихся (ОК 1 – ОК 7)
8
1
№ 6 Составление таблицы по теме: «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
2
№ 7 Создание текста «Культура речи»
3
№ 8 Создание презентации «Культура речи»
4
№ 9 Подготовка выступления «Риторика – искусство»
Тема 6
Стилистическое использование лексических средств.
Содержание учебного материала
4
2
1
Стилистическая характеристика языковых единиц, вариантов, синонимических способов выражения. Выбор слова с учётом его лексической сочетаемости, использование многозначных слов и омонимов. Разграничение паронимов. Стилистическое использование паронимов, синонимов и антонимов. Стилистические функции архаизмов, историзмов, неологизмов, слов иноязычного происхождения.
Интернациональные словообразовательные элементы. Заимствования из европейских и тюркских языков, заимствования из старославянского языка.
Использование экспрессивной лексики в связи со стилистическим заданием, с общей стилистической направленностью текста. Функционирование экспрессивной лексики в художественной литературе, в публицистических произведениях, в разговорной речи.
Практические занятия (ОК 1 – ОК 6)
5
1
№ 21 «Взаимосвязь языка и культуры».
2
№ 22 «Лексические средства».
Самостоятельная работа обучающихся (ОК 1 – ОК 7)
6
1
№ 10 Сравнительный анализ по теме: «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов».
2
№ 11 Составление таблицы по теме: «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
Всего
119
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
материалы по темам.
Технические средства обучения:
ноутбук;
колонки;
мультимедиапроектор;
DVD проигрыватель;
телевизор;
комплект презентаций.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антонова, Е. С. Русский язык [Текст]: учеб. для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия», 2012. – 384 с. – [Рекомендовано ФГАУ "ФИРО"].
Антонова, Е. С. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ [Текст] : учеб. пособие для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия», 2012. – 176 с.– [Рекомендовано ФГАУ "ФИРО"].
Воителева, Т. М. Русский язык. Методические рекомендации [Текст] : методическое пособие для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / Т. М. Воителева. – Москва: ИЦ «Академия», 2012. – 192 с.
Воителева, Т. М. Русский язык. Сборник упражнений [Текст]: учеб. пособие для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / Т. М. Воителева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИЦ «Академия», 2013. – 224 с. – [Рекомендовано ФГАУ "ФИРО"].
Дополнительные источники:
Герасименко, Н. А. Русский язык [Текст]: учеб. для образовательных учреждений, реализующих прогр. сред. проф. образования / Н. А. Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева. – 7-е изд., стер. – Москва: ИЦ «Академия», 2013. – 496с. – [Рекомендовано ФГАУ "ФИРО"].
Периодические издания (отечественные журналы):
Научные исследования в образовании [Текст]: приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица» / учредители Департамент образования города Москвы; Российская академия образования; Академия профессионального образования. – 2012 – Москва: НИИРПО, 2014 – . – Ежемес.
Образование. Карьера. Общество [Текст] / учредитель ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». - 2005 - . – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2015 – Ежеквар. – [http://www.krirpo.ru].
Профессиональное образование. Столица [Текст]: информационно-педагогическое, научно-методическое издание / учредители Департамент образования города Москвы; Российская академия образования; Академия профессионального образования. – 1997 – . – Москва: НИИРПО, 2014 – . – Ежемес. – [http://www.e-profobr.ru].
Русский язык [Текст]: научно – методический журнал для учителей русского языка / учредитель ООО «Чистые пруды». – Москва: ИД «Первое сентября», 2015 – Ежемес. – [http://rus.1september.ru/].
Интернет-ресурсы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.01.2016).
Журнал «Педагогический мир» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pedmir.ru, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.01.2016).
Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gramota.ru, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.01.2016).
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eor.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.01.2016).
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lanbook.com/ebs.php, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.01.2016).
Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 27.01.2016).
4. Контроль и оценка результатов освоения ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Знать/понимать смысл понятий: стилистика, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
Оценка результатов выполнения практических работ.
Оценка устного ответа.
Знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
Оценка выполнения отзывов, докладов, сообщений.
Знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязи.
Оценка выполнения микротекстов, докладов.
Знать стилистические, грамматические, лексические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Оценка выполнения упражнений; анализ грамотного составления текстов; анализ деятельности студентов на лингвистических пятиминутках.
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Оценка самоанализа речевой культуры. Оценка выполнения презентаций.
Уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Анализ составления глоссария, правильности и уместности этимологических комментариев, результативности лингвистических пятиминуток.
Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Анализ деятельности студентов на лингвистических пятиминутках.
Уметь использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
Оценка выполнения отзывов, докладов. Анализ защиты презентаций.
Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Оценка выполнения микротекстов, сообщений.
Оценка защиты презентаций.
Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Оценка выполнения докладов, сообщений, отзывов, самоанализа речевой культуры.
Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Анализ составленного глоссария, микротекстов.
Уметь соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Оценка речевой культуры, контроль за составлением глоссария.
Оценка защиты презентаций.
Уметь использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Оценка выполнения докладов, сообщений, отзывов, микротекстов.
Уметь создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения.