Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» для 7-9 классов разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897); учебного плана на текущий 2019-2020 учебный год, Положения о внеурочной деятельности МБОУ-Лопатенская СОШ.
Изучение курса внеурочной деятельности « Секреты русской орфографии» ориентировано на учебник: Русский язык. : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2016, Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Секреты орфографии 7-9 классы»
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» для 7-9 классов разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897); учебного плана на текущий 2019-2020 учебный год, Положения о внеурочной деятельности МБОУ-Лопатенская СОШ.
Изучение курса внеурочной деятельности « Секреты русской орфографии» ориентировано на учебник: Русский язык. : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2016, Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии»:
- создание деятельностной ситуации для мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку;
- формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;
- формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробудить потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- выявлять и поддерживать лингвистически одаренных учащихся;
- поддерживать и воспитывать веру в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку.
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Место курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» в учебном плане.
Программа курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» по русскому языку рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 18 часов в связи с тем, что в учебном плане МБОУ-Лопатенская СОШ на 2019-2020 на освоение курса выделено 0,5 часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
- улучшение всех видов памяти (кратковременной, долговременной, образной и т. д.) учащихся.
Метапредметные:
- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса русского языка;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- развитие креативности школьников;
- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные:
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- развивать интерес к творчеству;
- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; создавать творческие работы различных типов и жанров.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Введение. Зачем нужна речь?
В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.
Метаграммы, или Превращение мухи в слона.
В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.
Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.
Морфемы-иностранки.
Смотри в корень!
Когда без словаря не обойтись?
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.
Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)
Суффиксы-волшебники.
Морфемы, которые могут изменяться в слове
Путешествие в город существительных
Страна Глаголия
«Вместо имени». Разряды местоимений.
«Описательные» слова
В гостях у наречия
Особое деепричастие.
Из истории русской пунктуации.
Коварные знаки препинания.
Для чего нужно изучать русский язык?
Введение
1
Фонетика
1
Лексика
3
Орфоэпия
1
Морфемика и орфография
6
Морфология и орфография
5
Пунктуация
1
Формы проведения занятий
лекции, беседы;
экскурсии в библиотеку,
игры-конкурсы; КВН;
театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
художественное и театральное творчество;
краеведческая деятельность.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
№№ урока в теме
Тема раздела, тема урока
Количество часов по теме
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
Примечания
по плану
фактически
Введение
1
1
1
Введение. Зачем нужна речь?
1
Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация.
Фонетика
1
2
1
В мире фонетики. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
1
Урок - практикум
Лексика
3
3
1
«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы.
1
Практикум-исследование. Проект «Тайна моего имени»
4
2
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.
1
Презентация. Фразеологический КВН.
5
3
Метаграммы, или Превращение мухи в слона.
1
Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв.
Смотри в корень! Проверяемые безударные гласные в корне слова.
1
Работа с текстом. Игра «Словесный мяч»
9
3
Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.
1
Лекция. Практическое применение правил
10
4
Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)
1
Урок-практикум
11
5
Суффиксы-волшебники.
1
Урок-практикум
12
6
Морфемы, которые могут изменяться в слове
1
Урок-практикум
Морфология и орфография
5
13
1
Путешествие в город Существительных
1
Тренировочные занимательные задания
14
2
Страна Глаголия
1
Тренировочные занимательные задания
15
3
«Описательные» слова
1
Тренировочные занимательные задания
16
4
В гостях у наречия. Трудные случаи написания.
1
Тренировочные занимательные задания
17
5
Особое деепричастие.
1
Семинар-практикум
Пунктуация
1
18
1
Из истории русской пунктуации.
1
Презентация. Тренировочные занимательные задания
Введение
1
Фонетика
1
Лексика
3
Орфоэпия
1
Морфемика и орфография
6
Морфология и орфография
5
Пунктуация
1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.
2. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
3. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.
4. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.
5. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
6. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М.: Просвещение, 1987.
7. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.
10. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.
11. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.
12. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.
Ресурсы сети Интернет.
1. http://test.allbest.ru Тесты по всем предметам.
2. http://www.myschools.ru/ Школьный мир (сайт по школьным предметам).
3. http://mega.km.ru Большая бесплатная энциклопедия.
4 . http://www.edu.km.ru Библиотека «Кирилла и Мефодия».