kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Секреты орфографии 7-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

   Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» для 7-9 классов разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897); учебного плана на текущий 2019-2020 учебный год, Положения о внеурочной деятельности МБОУ-Лопатенская СОШ.

   Изучение  курса внеурочной деятельности « Секреты русской орфографии» ориентировано на учебник: Русский язык. : учеб. для  общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский].  – М.: Просвещение, 2016, Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Секреты орфографии 7-9 классы»


Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» для 7-9 классов разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897); учебного плана на текущий 2019-2020 учебный год, Положения о внеурочной деятельности МБОУ-Лопатенская СОШ.

Изучение курса внеурочной деятельности « Секреты русской орфографии» ориентировано на учебник: Русский язык. : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2016, Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение.

Цели изучения курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии»:

- создание деятельностной ситуации для мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку;

- формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;

- формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи:

- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- пробудить потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

- способствовать развитию смекалки и сообразительности;

- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- выявлять и поддерживать лингвистически одаренных учащихся;

- поддерживать и воспитывать веру в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.


Место курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» в учебном плане.

Программа курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» по русскому языку рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 18 часов в связи с тем, что в учебном плане МБОУ-Лопатенская СОШ на 2019-2020 на освоение курса выделено 0,5 часа.










Результаты освоения курса внеурочной деятельности



Личностные:

- уважительное отношение к родному языку;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

- улучшение всех видов памяти (кратковременной, долговременной, образной и т. д.) учащихся.

Метапредметные:

- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса русского языка;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- развитие креативности школьников;

- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.

Предметные:

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- развивать интерес к творчеству;

- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; создавать творческие работы различных типов и жанров.

Содержание курса внеурочной деятельности.

Введение. Зачем нужна речь?

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

Метаграммы, или Превращение мухи в слона.

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.

Морфемы-иностранки.

Смотри в корень!

Когда без словаря не обойтись?

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

Суффиксы-волшебники.

Морфемы, которые могут изменяться в слове

Путешествие в город существительных

Страна Глаголия

«Вместо имени». Разряды местоимений.

«Описательные» слова

В гостях у наречия

Особое деепричастие.

Из истории русской пунктуации.

Коварные знаки препинания.

Для чего нужно изучать русский язык?



Введение

1

Фонетика

1

Лексика

3

Орфоэпия

1

Морфемика и орфография

6

Морфология и орфография

5

Пунктуация

1

Формы проведения занятий

  • лекции, беседы;

  • экскурсии в библиотеку,

  • игры-конкурсы; КВН;

  • театральные постановки, разыгрывание ситуаций;

  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

  • поисково-исследовательская деятельность.


Виды деятельности

  • игровая;

  • познавательная;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное и театральное творчество;

  • краеведческая деятельность.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.















Календарно-тематическое планирование


п/п

№№ урока в теме

Тема раздела, тема урока

Количество часов по теме

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически



Введение

1





1

1



Введение. Зачем нужна речь?

1

Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация.






Фонетика

1





2

1

В мире фонетики. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.

1

Урок - практикум






Лексика

3





3

1

«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы.

1

Практикум-исследование. Проект «Тайна моего имени»




4

2

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.

1

Презентация. Фразеологический КВН.




5

3

Метаграммы, или Превращение мухи в слона.

1

Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены букв.






Орфоэпия

1





6

1

В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

1

Урок-практикум. Составление словарика «Орфоэпический минимум»






Морфемика и орфография

6





7

1

Морфемы-иностранки.

1

Урок-практикум. Лингвистический диктант.




8

2

Смотри в корень! Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

Работа с текстом. Игра «Словесный мяч»




9

3

Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.

1

Лекция. Практическое применение правил




10

4

Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)

1

Урок-практикум




11

5

Суффиксы-волшебники.

1

Урок-практикум




12

6

Морфемы, которые могут изменяться в слове

1

Урок-практикум






Морфология и орфография

5





13

1

Путешествие в город Существительных

1

Тренировочные занимательные задания




14

2

Страна Глаголия

1

Тренировочные занимательные задания




15

3

«Описательные» слова

1

Тренировочные занимательные задания




16

4

В гостях у наречия. Трудные случаи написания.

1

Тренировочные занимательные задания




17

5

Особое деепричастие.

1

Семинар-практикум






Пунктуация

1





18

1

Из истории русской пунктуации.

1

Презентация. Тренировочные занимательные задания














Введение

1

Фонетика

1

Лексика

3

Орфоэпия

1

Морфемика и орфография

6

Морфология и орфография

5

Пунктуация

1























Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.



1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.

2. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

3. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.

4. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

5. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

6. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М.: Просвещение, 1987.

7. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.

10. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

11. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.

12. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.




Ресурсы сети Интернет.

1. http://test.allbest.ru  Тесты по всем предметам.

2. http://www.myschools.ru/  Школьный мир (сайт по школьным предметам).

3. http://mega.km.ru   Большая бесплатная энциклопедия.

4 . http://www.edu.km.ru   Библиотека «Кирилла и Мефодия».


















Приложение №1



Учебно-тематическое планирование.


Дата

п.п.

Тема

Кол-во часов

1

1

Вводное занятие. Значение русского языка.

1


2

Красота и богатство русского языка.

1


3

«Волшебные слова».

1


4

Праздник «День Вежливости».

1


5

Чудесные превращения. Игры со словами.

1


6

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

1


7

Слово и его лексическое значение.

1


8

Однозначные и многозначные слова.

1


9

Прямое и переносное значение слова.

1


10

Викторина «Угадай значение слова».

1


11

Омонимы.

1


12

Викторина «Слова-близнецы».

1


13

Синонимы.

1


14

Слова-друзья в УНТ.

1


15

КВН «Слова-друзья».

1


16

Антонимы.

1


17

Игра «Слова-противники».

1


18

Происхождение слов. Жизнь слова.

1


19

Исконно-русские и заимствованные слова.

1


20

Викторина «Пришли и прижились»

1


21

Устаревшие слова.

1


22

Конкурс «Непонятные слова».

1


23

Неологизмы.

1


24

Фразеологические обороты.

1


25

Крылатые слова и выражения.

1


26

Праздник слов.

1


27

Общеупотребительные слова.

1


28

Профессионализмы.

1


29

Диалектизмы.

1


30

Игра «Умники и умницы».

1


31

Типы лингвистических словарей русского языка.

1


32

Повторение и обобщение изученного.

1


33

Итоговая викторина «Что кроется в слове?»

1


34

Итоговое занятие.

1





29



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Секреты орфографии 7-9 классы

Автор: Дударева Татьяна Васильевна

Дата: 07.11.2019

Номер свидетельства: 526002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Программа курса по выбору "Секреты орфографии""
    ["seo_title"] => string(48) "proghramma_kursa_po_vyboru_siekriety_orfoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "375122"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483452545"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа элективного курса "Секреты орфографии" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma_eliektivnogho_kursa_siekriety_orfoghrafii_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "368920"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481562045"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Рабочая программа по внеурочной деятельности " Секреты орфографии""
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_sekrety_orfografii"
    ["file_id"] => string(6) "600058"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1644636929"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства