Программа элективного курса "Секреты орфографии" (9 класс)
Программа элективного курса "Секреты орфографии" (9 класс)
Программа элективного курса «Секреты орфографии» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Секреты орфографии" (9 класс)»
ПРОГРАММА элективного курса
СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ
Учебный курс для учащихся 9-х классов
(17 часов)
Автор программы:
учитель русского языка и литературы
Компакова А.Н.
Программа элективного курса «Секреты орфографии» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.
Элективный курс «Секреты орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.
На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем.
Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме изложения с творческим заданием или в формате ГИА.
Пояснительная записка
Элективный курс «Секреты орфографии», предназначенный для подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах. Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся.
Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.
Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий Л.В. Успенского, М.В. Па-нова, Б.Н. Тимофеева, Л.А. Ахременковой, С.Ю. Михайловой, М.В. Федоровой (см. раздел «Литература»).
Предметным результатом могут быть:
орфографический диктант;
тест по орфографии;
работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.
. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.
Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.
Тема 2. Орфограммы в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.
Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.
Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.
Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё
после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.
Тема 6. Н и НН в разных частях речи.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).
Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.
Тема 8. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.
Учебно-тематический план
программы элективного курса для учащихся 9-ых классов «Секреты орфографии».
№ Содержание разделов и темКоличество
часов Виды деятельности
учащихсяДата провед
1.Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.1 Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.
2.Орфограммы в корне слова.1Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».
3.Правописание приставок и букв на
стыке приставки и корня.2Анализ правописания дан-
ных слов; орфографический разбор.
4.Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.1Выборочное письмо; под-
бор примеров на данное правило.
Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.
5.2Выборочный диктант; орфографический разбор.6.Н и НН в разных частях речи.2Подбор примеров на данное правило.7.Правописание НЕ с разными частями речи.
2Диктант «Проверяю себя»; анализ правописания данных слов.
8.Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.