Программа курса “Секреты орфографии” составлена для работы со школьниками средних классов и предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий по орфографии. Также задачей курса является обучение детей умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного задания. Данный курс отвечает духу современной школы и позволяет развивать творческие способности учащихся, выражать своё мироощущение, приобщает к жизни страны.
Актуальность данного курса - в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции с помощью обучения путем открытий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору "Секреты орфографии"»
ПРОГРАММА
факультативного курса по русскому языку
«Секреты орфографии»
для учащихся 5 класса
Автор-составитель – Киреева Т.В.,
учитель русского языка и литературы
2016 год
УДК 373.5.016 ББК 74.268.1 Рус С 29
ГУ « Александровская средняя школа" отдела образования
акимата Костанайского района»
"Секреты орфографии". Сост.Киреева Т.В. Программа курса по выбору по русскому языку
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ - АЛЕКСАНДРОВКА, 2016. - 13 с.
ISBN 978-601-321-023-0
Программа курса “Секреты орфографии” составлена для работы со школьниками средних классов и предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий по орфографии. Также задачей курса является обучение детей умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного задания. Данный курс отвечает духу современной школы и позволяет развивать творческие способности учащихся, выражать своё мироощущение, приобщает к жизни страны.
Актуальность данного курса - в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции с помощью обучения путем открытий.
УДК 373.5.016 ББК 74.268.1 Рус
Одобрено методическим объединением учителей предметов общественно- гуманитарного цикла ГУ « Александровская средняя школа отдела образования акимата Костанайского района»
Программа факультативного курса “Секреты орфографии” составлена для работы со школьниками средних классов и предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий по орфографии. Усвоение данных понятий на теоретическом уровне не является самоцелью. Основной задачей курса является совершенствование и развитие орфографических навыков школьников, обучение детей умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного задания. Формируемые умения будут способствовать развитию таких общеучебных умений, как самостоятельная работа с заданиями, самостоятельное пополнение знаний, контроль своей деятельности при письме. Данный курс отвечает духу современной школы и позволяет развивать творческие способности учащихся, дает возможность выражать своё «я», своё мироощущение, глубоко затрагивает интересы школьников и приобщает их к жизни страны.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции, а также в том, что обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей возникновения письменности и расширением знаний по орфографии, а также анализа текстов, направленных на формирование и развитие личностных качеств.
Новизна курса состоит в том, что учащиеся получают глубокое обоснование правильного написания слов, рассматриваемого с научных позиций, но преподносящегося в игровой форме. Учащимся предлагается не только узнать основы орфографии, но и проявить коммуникативные качества и творческие способности.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
В ходе работы с учебным материалом у учащихся формируется привычка и умение делать заключения на основе многообразия фактов. Самостоятельный поиск учащимися истины развивает их критическое мышление, нацеливает на то, что любой вывод, содержащийся в учебниках или предлагаемый учителем, каждое обобщение должны быть научно обоснованы и доказаны. Учащимся предстоит не только усвоить основное, но и разобраться в аргументации, критически ее оценить, определить свое отношение к прочитанному. Для закрепления и самопроверки предлагается выполнение упражнений с последующей само- и взаимопроверкой, а также тестовые задания.
При работе используются следующие методы: коммуникативный, проектов, частично-поисковый, репродуктивный, контроля и самоконтроля, проблемный.
Курс логически дополняет курс русского языка учебными знаниями, а также связан с курсом биологии и психологии (сведения о процессе образования звуков, памяти и ее влиянии на грамотность).
За время обучения у учащихся должна сложиться логическая система знаний об истории возникновения письменности, главных правилах орфографии, взаимосвязи памяти и грамотности, строении слов, а также должна сформироваться орфографичекская зоркость. Итоги всей работы за год подводятся на игровом занятии в форме театрализованного действия.
Выставление оценок за факультативный курс положением не предусмотрено.
Программа обучения рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
УМК курса включает:
программу;
электронный учебник;
видеоматериал.
Цели курса:
1) реализация прочного усвоения и развитие знаний об орфографии и словообразовании;
2) расширение кругозора учащихся, формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения.
Задачи курса:
1) повышение познавательных интересов учащихся;
2) способствование формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;
3) осуществление осознанного выбора профессии;
4) развитие поисково-исследовательских качеств личности;
5) соблюдение комплексности в работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты учащихся. Учащиеся должны проявлять:
активную гражданскую позицию;
высокую культуру человеческого общения, соблюдение этических норм;
уважение к старшему поколению;
уважение к истории, культуре и традициям народов.
Системно-деятельностные результаты работы отражаются в:
умении анализировать, обрабатывать, синтизировать, использовать информацию, полученную во время поисково-исследовательских работ;
овладении методами познания, планировании деятельности и исследований;
владении современными информационными технологиями, образовательными ресурсами и другими источниками, формировании навыка презентации полученной информации;
овладении коммуникативными способностями, развитии полиязычия и формировании навыков работы в социуме: индивидуально, в малых, в больших группах.
Предметные результаты:
учащиеся должны знать:
историю возникновения письменности,
соотношение фонема и буква,
основные правила орфографии, связаенные с разделом «Словообразование», строение слова, правила написания приставок и корней.
Учащиеся должны уметь:
видеть «ошибкоопасные» места,
анализировать состав слова,
применять самоинструкцию,
применять на письме изученные правила, создавать проекты, презентации, отчеты по теме;
вести исследовательскую работу;
представлять результаты своей работы.
Ожидаемые результаты:
Овладение обучающимися компетентностями.
1.Компетентность разрешения проблем:
- проводит анализ проблемы;
- ставит цель решения проблемы, указывает пути решения проблемы;
- находит решение проблемы;
- работает самостоятельно (индивидуально, в паре, группе), проявляя творческую активность;
- осуществляет рефлексию и самооценку своей деятельности и ее результатов в изучении истории.
2.Информационная компетентность:
- умеет осуществлять достаточный информационный поиск из разных источников для выполнения заданий, расширения знаний по теме;
- умеет анализировать, отбирать, обобщать информацию, сопоставлять ее с другой, преобразовывать, систематизировать, моделировать информацию;
- умеет использовать полученную информацию для планирования и осуществления своей учебной деятельности, исходя из цели.
3.Коммуникативная компетентность:
- умеет устно и письменно доказывать свою точку зрения;
- умеет грамотно излагать свое мнение;
- умеет выступать публично с самостоятельно подготовленными материалами.
Критерии отслеживания программы:
• мотивация к изучению русского языка и литературы;
• развитие творческих способностей обучающихся.
Итогом данного курса должно стать повышение орфографической грамотности, что приведет к повышению качества знаний по русскому языку.
Содержательная часть программы.
Введение (3 часа).
Дорога к письменности. Как обходились без письма? История возникновения рисуночного письма. Символы и их значение.
Древние письмена. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим: как читать? Письменность разных народов.
Как возникла наша письменность? Можно ли остановить звуки? Появление букв и алфавита. Глаголица. Кириллица. Роль Кирилла и Мефодия в возникновении русской письменности.
Кто-кто в алфавите живет? (3 часа)
Меня зовут фонема. Звуки- смыслоразличители. Фонема. Согласные и гласные фонемы.
Для всех ли фонем есть буквы? Как рождаются звуки. Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки».
Как обозначить твердые и мягкие фонемы? Буква-помощница. Таинственная фонема. Буква-подсказчица. Вторая нагрузка мягкого знака.
Как «оседлать» правило? (10 часов).
«Ошибкоопасные» места. «Зеркальные» и «незеркальные» слова. Орфографическая зоркость.
Тайна фонемы. Чередования. Непозиционные и позиционные чередования. Сильная и слабая позиция фонемы.
Опасные согласные. Звуки –«волшебники». Присмотримся к соседу. Кто последний?
На сцене гласные. Ударение. Главное правило.
Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется? Обозначение мягкости согласных на конце слова. Мягкий знак между согласными в середине слова. Сочетания чн, чк, нч, нщ.
Ваши старые знакомые. Сочетания жи, ши; чу, щу; ча, ща.
Правило о непроизносимых согласных.
«Нефонемное» правило. Правописание и-ы после ц.
Как «оседлать» правило? Что такое самоинструкция. Не с глаголами – составляем самоинструкцию. Правописание других частей речи с частицей не. Краткий пересказ.
Инструкции к правилам. Как применять «главное» правило о согласных? Составление самоинструкции к правилу о мягком знаке (употребление ь после шипящих на конце слов в разных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе, наречии).
Из чего строятся слова? ( 17 часов).
Память и грамотность. Виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, речедвигательная. Читаем вывески. Орфографическое проговаривание. Скороговорки.
Строительная работа морфем. Приставки. Суффиксы. Окончания. Словари. Как найти слово в словаре. Этимология – наука о происхождении слов.
Поговорим о всех приставках сразу. Много ли на свете приставок? Учимся находить приставки. Приставки, которые пишутся всегда одинаково. «Ошибкоопасные» согласные в приставках. Приставка с-.
Приставки - нарушители «главного» правила. Приставки на з- и с-.
Самые трудные- приставки пре- и при-. Значения приставок пре- и при-. Тренируемся на все вместе.
Слова- «родственники». Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов?
Кто «командует» корнями? Полногласные и неполногласные сочетания. Правописание корней -мер- - -мир- и др. Суффикс –а- командует гласными о и а (-кос- - -кас-). Командует ударение (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-, -плав-). Командуют согласные звуки (-раст- (-ращ-) - -рос-; -скак- - -скоч-). Командует смысл (-ровн- - равн-; -мак- - -мок-).
Корень и «главное» правило. Подбор проверочных слов. Проверить удается не все. Не все требует проверки. «Гнезда» слов. Пересаженные корни. Когда без словаря не обойтись?
Итоговое занятие. Маленький «загадочный» театр (1 час). Играем в шарады.
Учебно-тематическое планирование.
№
Да
та
Тема занятия
Часы
Учащиеся смогут:
1
Дорога к письменности. Как обходились без письма?
1
- рассказать о предпосылках появления письменности;
- объяснить значение устойчивых словосочетаний;
- определить значение символов.
2
Древние письмена.
1
- пересказать стихотворный отрывок, передав его основное содержание,
- передать содержание пословиц с помощью рисунков,
- продолжить рассказ и сравнить свой вариант с авторским.
3
Как возникла наша письменность?
1
- рассказать о возникновении письменности, первых алфавитов,
- узнать о роли братьев Кирилла и Мефодия в создании русской письменности,
- сравнить кириллицу и глаголицу, сделать выводы.
4
Меня зовут фонема
1
- понять, что такое звуки-смыслоразличители, фонема,
- узнать о количестве фонем в русском языке,
- сравнить фонемы и буквы, сделать вывод об их отличии.
5
Для всех ли фонем есть буквы?
1
- рассказать о том, как «рождаются» звуки,
- сравнить звонкие и глухие согласные,
- классифицировать согласные на имеющие пару по звонкости-глухости и не имеющие,
- развивать воображение.
6
Как обозначить твердые и мягкие фонемы?
1
- классифицировать согласные на имеющие пару по твердости-мягкости и не имеющие ее,
- запомнить слова с двумя ж,
- выявить роль гласных е, ё, ю, я,
- познакомиться с фонемой йот,
- научиться определять буквы-йотоносители.
7
«Ошибкоопасные» места.
1
- узнать о том, что такое зеркальные и незеркальные слова, научиться различать их,
- рассказать о том, кому нужна зоркость, дать определение понятию «орфографическая зоркость».
8
Тайна фонемы.
1
- рассказать о чередовании гласных и согласных,
- различать непозиционные и позиционные чередования, находить их в словах,
- различать сильную и слабую позицию фонем, определять эти позиции с целью нахождения «ошибкоопасных» мест.
9
Опасные согласные.
1
- находить в словах сонорные звуки,
- различать звонкие и глухие согласные, их сильные и слабые позиции,
- находить и объяснять опасные места в слове: в сочетании согласных, на конце слова.
10
На сцене гласные.
1
- рассказать о роли гласных в слове,
- различать слабую и сильную позицию гласных,
- сформулировать «главное» правило.
11
Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется?
1
- определять сильную и слабую позицию мягких и твердых согласных,
- определять опасные места,
- правильно писать ь (в середине слова между мягкой и твердой согласной; между мягкими, если при изменении второй согласный становится твердым),
- доказывать отсутствие ь между мягкими согласными,
- выделять сочетания нч, нщ, чн, чк и правильно писать их.
12
Ваши старые знакомые
1
- находить мягкие и твердые согласные, не имеющие пары,
- правильно писать сочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща.
13
Правило о непроизносимых согласных.
1
- находить непроизносимые согласные в слове,
- подбирать проверочные слова,
- приводить примеры слов с непроизносимыми согласными.
14
«Нефонемное» правило.
1
- сформулировать правило о правописании и-ы после ц,
- находить и объяснять «ошибкоопасные» места в словах с и –ы после ц, пользуясь правилом,
- правильно писать такие слова.
15
Как «оседлать» правило?
1
- узнать, что такое инструкция и самоинструкция, их роль в жизни человека,
- научиться составлять самоинструкции, пользоваться ими, самостоятельно формулировать выводы,
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие),
- правильно писать не с глаголами и другими частями речи, пользуясь самоинструкцией,
- составлять краткий пересказ.
16
Инструкция к правилам.
1
- составлять инструкции к правилам,
- определять часть речи, в зависимости от этого употреблять в них ь после шипящих на конце,
- записывать по памяти предложения.
17
Память и грамотность.
1
- пересказать текст своими словами,
- узнать о роли памяти и ее видах, классифицировать их,
- доказывать роль памяти в формировании умения грамотно писать,
- развивать все виды памяти,
- составлять сложный план.
18
Строительная работа морфем.
1
- доказать, что «строительными блоками» для слов являются морфемы,
- составлять слова с использованием разных морфем, определять их смысловые нагрузки,
- познакомиться со словарями, научиться находить в них слова,
- рассказать об этимологии как науке о происхождении слов и их истории.
19
Поговорим о всех приставках сразу. Приставки, которые пишутся всегда одинаково.
1
- отличать приставки от других морфем,
- находить слова с приставками,
- определять группы приставок и в зависимости от этого применять правила их написания,
- отличать приставки, которые пишутся всегда одинаково, и правильно писать их.
20
Нарушители «главного» правила.
1
- отличать приставки второй группы (на -з и –с), объяснять, как они пишутся, правильно писать,
- заменять одни приставки другими,
- находить слова с удвоенной с (на стыке приставки и корня).
21
Самые трудные! Что может означать приставка при-?
1
- научиться узнавать приставки пре- и при- ,
- отличать приставки от части корня,
- различать смысл приставок,
- определять значение приставки при-, правильно писать ее.
22
Остальные значения приставки при-.
1
- различать смысл приставок,
- определять значение приставки при-, правильно писать ее.
23
Что может означать приставка пре-?
1
- различать смысл приставок,
- определять значение приставки пре-, правильно писать ее.
24
Тренируемся на все вместе.
1
- различать группы приставок,
- определять значение приставок пре- и при-,
- правильно писать приставки всех групп.
25
Слова-родственники.
1
- рассказать о том, что такое корень, родственные (однокоренные) слова, «секреты» корня,
- находить и подбирать однокоренные слова,
- составлять гнезда однокоренных слов.
26
Кто «командует» корнями?
1
- рассказать, что такое полногласные и неполногласные сочетания, уметь находить их в словах,
- подбирать слова с полногласными и неполногласными сочетаниями,
- правильно подбирать проверочные слова.
27
Командуют суффиксы.
- определять корни, правописание которых зависит от суффикса,
- правильно объяснять написание таких корней,
- правильно писать слова.
28
Командует ударение.
1
- определять корни, правописание которых зависит от ударения,
- правильно объяснять написание таких корней,
- правильно писать слова.
29
Командуют согласные
1
- определять корни, правописание которых зависит от согласных в конце корня,
- правильно объяснять написание таких корней,
- правильно писать слова.
30
Командует смысл.
1
- определять корни, правописание которых зависит от их значения,
- правильно объяснять написание таких корней,
- правильно писать слова.
31
Корень и «главное» правило.
1
- определять слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением,