kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса по выбору "Секреты орфографии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса “Секреты орфографии” составлена для работы со школьниками средних классов и предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий по орфографии. Также задачей курса является обучение детей умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного задания. Данный курс отвечает духу современной школы и позволяет развивать творческие способности учащихся, выражать своё мироощущение, приобщает к жизни страны.

Актуальность данного курса - в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции с помощью обучения путем открытий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору "Секреты орфографии"»
















ПРОГРАММА

факультативного курса по русскому языку

«Секреты орфографии»

для учащихся 5 класса









Автор-составитель – Киреева Т.В.,

учитель русского языка и литературы
















2016 год

УДК 373.5.016
ББК 74.268.1 Рус
С 29


ГУ « Александровская средняя школа" отдела образования

акимата Костанайского района»


"Секреты орфографии". Сост.Киреева Т.В. Программа курса по выбору по русскому языку

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ - АЛЕКСАНДРОВКА, 2016. - 13 с.

ISBN 978-601-321-023-0


Программа курса “Секреты орфографии” составлена для работы со школьниками средних классов и предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий по орфографии. Также задачей курса является обучение детей умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного задания. Данный курс отвечает духу современной школы и позволяет развивать творческие способности учащихся, выражать своё мироощущение, приобщает к жизни страны.

Актуальность данного курса - в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции с помощью обучения путем открытий.






УДК 373.5.016
ББК 74.268.1 Рус






Одобрено методическим объединением учителей предметов общественно- гуманитарного цикла ГУ « Александровская средняя школа отдела образования акимата Костанайского района»


© с.Александровка, 2016


Пояснительная записка


Программа факультативного курса “Секреты орфографии” составлена для работы со школьниками средних классов и предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий по орфографии. Усвоение данных понятий на теоретическом уровне не является самоцелью. Основной задачей курса является совершенствование и развитие орфографических навыков школьников, обучение детей умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного задания. Формируемые умения будут способствовать развитию таких общеучебных умений, как самостоятельная работа с заданиями, самостоятельное пополнение знаний, контроль своей деятельности при письме. Данный курс отвечает духу современной школы и позволяет развивать творческие способности учащихся, дает возможность выражать своё «я», своё мироощущение, глубоко затрагивает интересы школьников и приобщает их к жизни страны.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции, а также в том, что обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей возникновения письменности и расширением знаний по орфографии, а также анализа текстов, направленных на формирование и развитие личностных качеств.

Новизна курса состоит в том, что учащиеся получают глубокое обоснование правильного написания слов, рассматриваемого с научных позиций, но преподносящегося в игровой форме. Учащимся предлагается не только узнать основы орфографии, но и проявить коммуникативные качества и творческие способности.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.

В ходе работы с учебным материалом у учащихся формируется привычка и умение делать заключения на основе многообразия фактов. Самостоятельный поиск учащимися истины развивает их критическое мышление, нацеливает на то, что любой вывод, содержащийся в учебниках или предлагаемый учителем, каждое обобщение должны быть научно обоснованы и доказаны. Учащимся предстоит не только усвоить основное, но и разобраться в аргументации, критически ее оценить, определить свое отношение к прочитанному. Для закрепления и самопроверки предлагается выполнение упражнений с последующей само- и взаимопроверкой, а также тестовые задания.

При работе используются следующие методы: коммуникативный, проектов, частично-поисковый, репродуктивный, контроля и самоконтроля, проблемный.

Курс логически дополняет курс русского языка учебными знаниями, а также связан с курсом биологии и психологии (сведения о процессе образования звуков, памяти и ее влиянии на грамотность).

За время обучения у учащихся должна сложиться логическая система знаний об истории возникновения письменности, главных правилах орфографии, взаимосвязи памяти и грамотности, строении слов, а также должна сформироваться орфографичекская зоркость. Итоги всей работы за год подводятся на игровом занятии в форме театрализованного действия.

Выставление оценок за факультативный курс положением не предусмотрено.

Программа обучения рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.


УМК курса включает:

  • программу;

  • электронный учебник;

  • видеоматериал.


Цели курса:

1) реализация прочного усвоения и развитие знаний об орфографии и словообразовании;

2) расширение кругозора учащихся, формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения.


Задачи курса:

1) повышение познавательных интересов учащихся;

2) способствование формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;

3) осуществление осознанного выбора профессии;

4) развитие поисково-исследовательских качеств личности;

5) соблюдение комплексности в работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.


Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты учащихся. Учащиеся должны проявлять:

  • активную гражданскую позицию;

  • высокую культуру человеческого общения, соблюдение этических норм;

  • уважение к старшему поколению;

  • уважение к истории, культуре и традициям народов.

Системно-деятельностные результаты работы отражаются в:

  • умении анализировать, обрабатывать, синтизировать, использовать информацию, полученную во время поисково-исследовательских работ;

  • овладении методами познания, планировании деятельности и исследований;

  • владении современными информационными технологиями, образовательными ресурсами и другими источниками, формировании навыка презентации полученной информации;

  • овладении коммуникативными способностями, развитии полиязычия и формировании навыков работы в социуме: индивидуально, в малых, в больших группах.


Предметные результаты:

учащиеся должны знать:

историю возникновения письменности,

соотношение фонема и буква,

основные правила орфографии, связаенные с разделом «Словообразование»,
строение слова,
правила написания приставок и корней.

Учащиеся должны уметь:

видеть «ошибкоопасные» места,

анализировать состав слова,

применять самоинструкцию,

применять на письме изученные правила,
создавать проекты, презентации, отчеты по теме;

вести исследовательскую работу;

представлять результаты своей работы.


Ожидаемые результаты:

Овладение обучающимися компетентностями.

1.Компетентность разрешения проблем:

- проводит анализ проблемы;

- ставит цель решения проблемы, указывает пути решения проблемы;

- находит решение проблемы;

- работает самостоятельно (индивидуально, в паре, группе), проявляя творческую активность;

- осуществляет рефлексию и самооценку своей деятельности и ее результатов в изучении истории.

2.Информационная компетентность:

- умеет осуществлять достаточный информационный поиск из разных источников для выполнения заданий, расширения знаний по теме;

- умеет анализировать, отбирать, обобщать информацию, сопоставлять ее с другой, преобразовывать, систематизировать, моделировать информацию;

- умеет использовать полученную информацию для планирования и осуществления своей учебной деятельности, исходя из цели.

3.Коммуникативная компетентность:

- умеет устно и письменно доказывать свою точку зрения;

- умеет грамотно излагать свое мнение;

- умеет выступать публично с самостоятельно подготовленными материалами.


Критерии отслеживания программы:

• мотивация к изучению русского языка и литературы;

• развитие творческих способностей обучающихся.


Итогом данного курса должно стать повышение орфографической грамотности, что приведет к повышению качества знаний по русскому языку.






























Содержательная часть программы.

Введение (3 часа).

Дорога к письменности. Как обходились без письма? История возникновения рисуночного письма. Символы и их значение.

Древние письмена. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим: как читать? Письменность разных народов.

Как возникла наша письменность? Можно ли остановить звуки? Появление букв и алфавита. Глаголица. Кириллица. Роль Кирилла и Мефодия в возникновении русской письменности.


Кто-кто в алфавите живет? (3 часа)

Меня зовут фонема. Звуки- смыслоразличители. Фонема. Согласные и гласные фонемы.

Для всех ли фонем есть буквы? Как рождаются звуки. Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки».

Как обозначить твердые и мягкие фонемы? Буква-помощница. Таинственная фонема. Буква-подсказчица. Вторая нагрузка мягкого знака.


Как «оседлать» правило? (10 часов).

«Ошибкоопасные» места. «Зеркальные» и «незеркальные» слова. Орфографическая зоркость.

Тайна фонемы. Чередования. Непозиционные и позиционные чередования. Сильная и слабая позиция фонемы.

Опасные согласные. Звуки –«волшебники». Присмотримся к соседу. Кто последний?

На сцене гласные. Ударение. Главное правило.

Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется? Обозначение мягкости согласных на конце слова. Мягкий знак между согласными в середине слова. Сочетания чн, чк, нч, нщ.

Ваши старые знакомые. Сочетания жи, ши; чу, щу; ча, ща.

Правило о непроизносимых согласных.

«Нефонемное» правило. Правописание и-ы после ц.

Как «оседлать» правило? Что такое самоинструкция. Не с глаголами – составляем самоинструкцию. Правописание других частей речи с частицей не. Краткий пересказ.

Инструкции к правилам. Как применять «главное» правило о согласных? Составление самоинструкции к правилу о мягком знаке (употребление ь после шипящих на конце слов в разных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе, наречии).


Из чего строятся слова? ( 17 часов).

Память и грамотность. Виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, речедвигательная. Читаем вывески. Орфографическое проговаривание. Скороговорки.

Строительная работа морфем. Приставки. Суффиксы. Окончания. Словари. Как найти слово в словаре. Этимология – наука о происхождении слов.

Поговорим о всех приставках сразу. Много ли на свете приставок? Учимся находить приставки. Приставки, которые пишутся всегда одинаково. «Ошибкоопасные» согласные в приставках. Приставка с-.

Приставки - нарушители «главного» правила. Приставки на з- и с-.

Самые трудные- приставки пре- и при-. Значения приставок пре- и при-. Тренируемся на все вместе.

Слова- «родственники». Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов?

Кто «командует» корнями? Полногласные и неполногласные сочетания. Правописание корней -мер- - -мир- и др. Суффикс –а- командует гласными о и а (-кос- - -кас-). Командует ударение (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-, -плав-). Командуют согласные звуки (-раст- (-ращ-) - -рос-; -скак- - -скоч-). Командует смысл (-ровн- - равн-; -мак- - -мок-).

Корень и «главное» правило. Подбор проверочных слов. Проверить удается не все. Не все требует проверки. «Гнезда» слов. Пересаженные корни. Когда без словаря не обойтись?


Итоговое занятие. Маленький «загадочный» театр (1 час). Играем в шарады.
























Учебно-тематическое планирование.


Да

та

Тема занятия

Часы

Учащиеся смогут:

1


Дорога к письменности. Как обходились без письма?


1

- рассказать о предпосылках появления письменности;

- объяснить значение устойчивых словосочетаний;

- определить значение символов.

2


Древние письмена.

1

- пересказать стихотворный отрывок, передав его основное содержание,

- передать содержание пословиц с помощью рисунков,

- продолжить рассказ и сравнить свой вариант с авторским.

3


Как возникла наша письменность?

1

- рассказать о возникновении письменности, первых алфавитов,

- узнать о роли братьев Кирилла и Мефодия в создании русской письменности,

- сравнить кириллицу и глаголицу, сделать выводы.

4


Меня зовут фонема

1

- понять, что такое звуки-смыслоразличители, фонема,

- узнать о количестве фонем в русском языке,

- сравнить фонемы и буквы, сделать вывод об их отличии.

5


Для всех ли фонем есть буквы?

1

- рассказать о том, как «рождаются» звуки,

- сравнить звонкие и глухие согласные,

- классифицировать согласные на имеющие пару по звонкости-глухости и не имеющие,

- развивать воображение.

6


Как обозначить твердые и мягкие фонемы?

1

- классифицировать согласные на имеющие пару по твердости-мягкости и не имеющие ее,

- запомнить слова с двумя ж,

- выявить роль гласных е, ё, ю, я,

- познакомиться с фонемой йот,

- научиться определять буквы-йотоносители.

7


«Ошибкоопасные» места.

1

- узнать о том, что такое зеркальные и незеркальные слова, научиться различать их,

- рассказать о том, кому нужна зоркость, дать определение понятию «орфографическая зоркость».

8


Тайна фонемы.

1

- рассказать о чередовании гласных и согласных,

- различать непозиционные и позиционные чередования, находить их в словах,

- различать сильную и слабую позицию фонем, определять эти позиции с целью нахождения «ошибкоопасных» мест.

9


Опасные согласные.

1

- находить в словах сонорные звуки,

- различать звонкие и глухие согласные, их сильные и слабые позиции,

- находить и объяснять опасные места в слове: в сочетании согласных, на конце слова.

10


На сцене гласные.

1

- рассказать о роли гласных в слове,

- различать слабую и сильную позицию гласных,

- сформулировать «главное» правило.

11


Когда мягкий знак пишется, а когда не пишется?

1

- определять сильную и слабую позицию мягких и твердых согласных,

- определять опасные места,

- правильно писать ь (в середине слова между мягкой и твердой согласной; между мягкими, если при изменении второй согласный становится твердым),

- доказывать отсутствие ь между мягкими согласными,

- выделять сочетания нч, нщ, чн, чк и правильно писать их.

12


Ваши старые знакомые

1

- находить мягкие и твердые согласные, не имеющие пары,

- правильно писать сочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща.

13


Правило о непроизносимых согласных.

1

- находить непроизносимые согласные в слове,

- подбирать проверочные слова,

- приводить примеры слов с непроизносимыми согласными.

14


«Нефонемное» правило.

1

- сформулировать правило о правописании и-ы после ц,

- находить и объяснять «ошибкоопасные» места в словах с и –ы после ц, пользуясь правилом,

- правильно писать такие слова.

15


Как «оседлать» правило?

1

- узнать, что такое инструкция и самоинструкция, их роль в жизни человека,

- научиться составлять самоинструкции, пользоваться ими, самостоятельно формулировать выводы,

- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие),

- правильно писать не с глаголами и другими частями речи, пользуясь самоинструкцией,

- составлять краткий пересказ.

16


Инструкция к правилам.

1

- составлять инструкции к правилам,

- определять часть речи, в зависимости от этого употреблять в них ь после шипящих на конце,

- записывать по памяти предложения.

17


Память и грамотность.

1

- пересказать текст своими словами,

- узнать о роли памяти и ее видах, классифицировать их,

- доказывать роль памяти в формировании умения грамотно писать,

- развивать все виды памяти,

- составлять сложный план.

18


Строительная работа морфем.

1

- доказать, что «строительными блоками» для слов являются морфемы,

- составлять слова с использованием разных морфем, определять их смысловые нагрузки,

- познакомиться со словарями, научиться находить в них слова,

- рассказать об этимологии как науке о происхождении слов и их истории.

19


Поговорим о всех приставках сразу. Приставки, которые пишутся всегда одинаково.

1

- отличать приставки от других морфем,

- находить слова с приставками,

- определять группы приставок и в зависимости от этого применять правила их написания,

- отличать приставки, которые пишутся всегда одинаково, и правильно писать их.

20


Нарушители «главного» правила.

1

- отличать приставки второй группы (на -з и –с), объяснять, как они пишутся, правильно писать,

- заменять одни приставки другими,

- находить слова с удвоенной с (на стыке приставки и корня).

21


Самые трудные! Что может означать приставка при-?

1

- научиться узнавать приставки пре- и при- ,

- отличать приставки от части корня,

- различать смысл приставок,

- определять значение приставки при-, правильно писать ее.

22


Остальные значения приставки при-.

1

- различать смысл приставок,

- определять значение приставки при-, правильно писать ее.

23


Что может означать приставка пре-?

1

- различать смысл приставок,

- определять значение приставки пре-, правильно писать ее.

24


Тренируемся на все вместе.

1

- различать группы приставок,

- определять значение приставок пре- и при-,

- правильно писать приставки всех групп.

25


Слова-родственники.

1

- рассказать о том, что такое корень, родственные (однокоренные) слова, «секреты» корня,

- находить и подбирать однокоренные слова,

- составлять гнезда однокоренных слов.

26


Кто «командует» корнями?

1

- рассказать, что такое полногласные и неполногласные сочетания, уметь находить их в словах,

- подбирать слова с полногласными и неполногласными сочетаниями,

- правильно подбирать проверочные слова.

27


Командуют суффиксы.


- определять корни, правописание которых зависит от суффикса,

- правильно объяснять написание таких корней,

- правильно писать слова.

28


Командует ударение.

1

- определять корни, правописание которых зависит от ударения,

- правильно объяснять написание таких корней,

- правильно писать слова.

29


Командуют согласные

1

- определять корни, правописание которых зависит от согласных в конце корня,

- правильно объяснять написание таких корней,

- правильно писать слова.

30


Командует смысл.

1

- определять корни, правописание которых зависит от их значения,

- правильно объяснять написание таких корней,

- правильно писать слова.

31


Корень и «главное» правило.

1

- определять слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением,

- рассказать о способах подбора проверочных слов,

- научиться правильно подбирать проверочные слова, грамотно писать.

32


Не все требует проверки.

1

- отличать слова с непроверяемыми гласными в корне,

- отличать слова, где не все гласные нуждаются в проверке,

- составлять словообразовательные гнезда,

- находить слова в переносном значении,

- пользоваться словарем.

33


«Пересаженные» корни

1

- рассказать о словах с иностранными корнями, находить их в тексте, определять их значение,

- находить «ошибкоопасные» места в словах с такими корнями,

- запомнить правописание слов.

34


Итоговое занятие. Маленький «загадочный» театр.

1

- разыграть шарады, пантомимы, загадки.






Список литературы.


1.Граник Г., Бондаренко С., Концевая Л. Секреты орфографии. – М., 2001

2.Ожегов С. Словарь русского языка (любое издание).

3.Ушаков Д., Крючков С. Орфографический словарь (любое издание).

4.Розенталь Д. Практическое пособие по русскому языку. – М., 1990

5.Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1990

6.Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате. – М., 2001

7.Киплинг Д. Р. Как было написано первое письмо. – М., 1989

8.Заходер Б. Стихотворения. – А., Жазушы, 1988

9.Сент-Экзюпери А. Маленький принц. – М., 2003

10.Милн А. Винни-Пух и все-все-все. – М., 2005

11.Токмакова И. Стихи для детей. – М., 1996

12.Айтматов Ч. И дольше века длится день.- А., 1988

13.Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. – А., 1988

14. Свифт Д. Приключения Гулливера.- М., 2004

15.Драгунский В. Денискины рассказы.- М., 2006

16.Интернет – ресурсы


14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа курса по выбору "Секреты орфографии"

Автор: Киреева Татьяна Викторовна

Дата: 03.01.2017

Номер свидетельства: 375122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Cекреты орфографии"
    ["seo_title"] => string(18) "cekrety_orfografii"
    ["file_id"] => string(6) "577433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1617526575"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа факультативного курса "Занимательная грамматика".Внеурчная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurchnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417861639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства