kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык рабочая программа для 2 класса "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.

Jбщая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык рабочая программа для 2 класса "Планета знаний" »

Пояснительная записка.


Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.

Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса — «Обучение грамоте и развитие речи». Его продолжительность (23 учебных недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

«Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.

Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.

Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.

Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.

Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в 1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.

Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

Реализация национально-регионального компонента государственного стандарта осуществляется по нескольким содержательным линиям:

содержательная линия образования "Художественная культура"

Изучение художественной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

дальнейшее развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения, эстетического восприятия действительности на базе знаний и навыков, приобретенных в дошкольном возрасте;

развитие художественно-творческих способностей, совершенствование умения претворять впечатления от восприятия окружающего мира в выразительных художественных образах;

содержательная линия образования "Экологическая культура"

Изучение экологической культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

развитие художественного восприятия мира природы Урала;

содержательная линия образования "Информационная культура"

Изучение информационной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

формирование начальных представлений об информации и ее основных источниках;

овладение элементарными практическими навыками использования информации для расширения своих знаний и решения конкретных задач;

формирование представлений о научно обоснованном знании и его ценности в повседневной жизнедеятельности;

формирование начальных умений выбора информации, позволяющей раскрыть задатки и самоутвердиться среди взрослых и сверстников.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:

Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.

Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.

Формы определения уровня развития ЗУН учащихся: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.

Интегрированная шкала требований к уровню образованности выпускника начального общего образования:



Составляющие образованности

Линия образования

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

содержательная линия образования "Художественная культура"


иметь представления о наиболее известных сюжетах и образах (героях) уральского фольклора, их взаимосвязи с народным творчеством народов, проживающих в других регионах;

иметь представления о фольклоре, мифологии, сказах и сказках (народных и авторских);

знать основные художественные достопримечательности места жительства и их особенности;

иметь базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов, населяющих Свердловскую область.



уметь составить короткий рассказ об особенностях жизни на Среднем Урале в результате экскурсии, посещения музея, изучения фольклора, обычаев, традиций;

передать в собственной художественно-творческой деятельности (пение, драматизация, изобразительная и другие виды деятельности) широко распространенные в своей местности произведения уральского фольклора;

владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей местности;

владеть основными навыками выражения своих эмоциональных переживаний доступными художественными средствами;

содержательная линия образования "Экологическая культура"


знать наиболее важные экологические объекты в масштабах своего населенного пункта, административного района;

иметь представление о природе как о взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека системе;

знать основные признаки, характеризующие экологическое состояние родного края;

знать нормы поведения в быту, на отдыхе, обеспечивающие бережное отношение к природе;

знать основные методы борьбы с теми, кто наносит урон природе родного края.

проявлять личную практическую заботу о природе в повседневной жизни;

участвовать в деятельности сверстников и взрослых по защите природных объектов родного края;

выполнять основные экологические правила поведения в природной среде.




содержательная линия образования "Информационная культура"


иметь начальные знания о способах получения достоверной информации о себе, ближайшем окружении, родном крае, стране, мире;

понимать ценность умелой работы с информацией для обеспечения успешной деятельности в семье, школе;

владеть начальными представлениями об анализе и синтезе различных знаний, способах описания алгоритмов познавательной и практической деятельности;

иметь представление о внешних и внутренних характеристиках ситуации выбора необходимой для решения конкретных проблем информации;

знать основные способы планирования, выдвижения целей, постановки задач на развитие и саморазвитие в ближайшей перспективе.



уметь демонстрировать начальные навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной успешной деятельности с учетом требований ближайшего окружения;

уметь обосновывать цели и задачи осуществляемой деятельности на основе умелого сочетания личных интересов и потребностей семьи, школы;

уметь признавать недостаточность своих знаний для решения отдельных проблемных ситуаций и искать необходимую и достоверную информацию;

уметь выдвигать и проверять предположения о возможном результате осуществляемых действий с учетом регулирующих норм и правил;

уметь критично воспринимать мнения и действия других людей;

иметь представления о способах планирования собственных действий на ближайшее будущее;

уметь контролировать исполнение собственного плана и регулировать деятельность в соответствии с изменяющимися условиями;

Требования ценностно-ориентационной составляющей образованности на ступени начального образования.

Отношение к себе:

чувство гордости за свои достижения и огорчение от неудач;

способность к оценке собственных изменений на основе развития чувства долга, совести, навыков самопознания;

интерес к познанию природных и приобретенных склонностей к успешному освоению требований учебного труда;

уверенность в способности освоения необходимого для самореализации и самоутверждения в этом возрасте объема социального опыта;

ценность основных навыков безопасного поведения в повседневной жизни.

Отношение к другим:

открытие чувства "Мы", проявление коллективизма, умения согласовывать при необходимости свои потребности с интересами окружающих;

оценочное отношение к другим в контексте соблюдения утверждаемых ближайшим окружением нравственных, эстетических, трудовых норм и правил;

умение оценить свое положение в системе социальных отношений "взрослый - сверстник - я";

умение дать оценку соответствия своего поведения нормам и правилам взаимодействия с членами семьи, педагогами, учащимися школы и другими людьми;

интерес к познанию других людей, стремление учитывать их особенности при совместной деятельности.

Отношение к учебной деятельности:

радость освоения новых способов деятельности; удовольствие от учебы; чувство ответственности за результаты учебной деятельности;

оценка результативности развития учебных навыков в соответствии с поставленной целью;

интерес к рациональному познанию как основе последующего развития;

потребность в постоянном расширении информации о себе, окружающих людях, месте жительства, регионе;

понимание важности соединения учебы в школе с постоянным самостоятельным расширением знаний о различных процессах, происходящих в природе, человеческом сообществе.

Отношение к миру (ближайшее социокультурное и территориальное окружение):

сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянного расширяющегося его познания;

оценка отношений двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии;

интерес к познанию законов, определяющих процессы, происходящие в природе, в обществе;

уверенность в познаваемости мира;

начальные представления о ценности знания взаимосвязи процессов, происходящих в регионе, стране, мире.


Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

1 класс

Т. М. Андрианова. Букварь.

Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю».

В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой.

Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям».

Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей.

В. А. Илюхина. Прописи для читающих детей № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой.

Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Учебник.

Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык».

2 класс

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Дидактические карточки–задания.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык».

3 класс

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Дидактические карточки–задания.

Л. Я. Желтовская. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык».

4 класс

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Дидактические карточки–задания.

Л. Я. Желтовская. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык».

2 класс (170 ч)

ЯЗЫК И РЕЧЬ (вводный раздел) (8 ч)

Слово — главное средство языка и речи. О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.). Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.

ПОВТОРЕНИЕ изученного о языке в 1 классе (24 ч)

Слово и его строение (9 ч). Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твёрдых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.

Строение слога. Правила переноса слова.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков (6 ч). Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).

Слово как часть речи (2 ч). Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.

Слово и предложение (2 ч). Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Предложение и текст (5 ч). Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (30 ч)

Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений (10 ч)

Речь (2 ч). Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации). Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнёров по общению и потребности (мотива) у одного обращаться с речью, у другого воспринимать её.

Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.

Высказывание. Текст (8 ч). Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.

Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения «красная строка». Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная, учебно-деловая, художественная, разговорная речь).

Речевой этикет*. Этикетные высказывания: просьба, вопрос, благодарность, поздравление.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения) (20 ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Создание, конструирование собственных устных и письменных высказываний (предложений, текстов) с определённой речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, любимых уголках природы, животных, об увлечениях, прочитанных книгах, увиденных фильмах и пр. Разыгрывание ситуаций в диалоговой форме. Составление элементарного текста письма.

Овладение нормами орфоэпии и правильного интонирования предложения и текста.

Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными правилами.

Практическое овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (обращение с просьбой, благодарность, поздравление).

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (98 ч)

Круг сведений о языке

как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке*. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей — язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).

Русский язык — родной язык русского народа. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется и т.п.). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имён (имён, фамилий).

Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Развитие мотива к изучению русского языка.

Фонетика, орфоэпия*. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.

Графика*. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными.

Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.

Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.

Чистописание*. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.

Слово и его значение (лексика) (9 ч). Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова. Осознание словарного богатства русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Наблюдение над использованием слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов.

Слово и его строение (состав слова, морфемика) (10 ч). Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.

Основа слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология) (24 ч). Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов — имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Имя существительное (10 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).

Представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имён существительных по числам.

Имя прилагательное (5 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.

Глагол (3 ч). Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.

Служебные части речи (2 ч). Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.

Синтаксис и пунктуация (5 ч). Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).

Орфография (50 ч). Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря.

Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жиши, чаща, чущу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.

Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова как проверяемых, так и непроверяемых.

ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)

Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О «работе» средств языка в речи.

Развитие речи*. Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Использование разных языковых средств выражения сравнительных отношений: описательные выражения (похож на..., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как..., неуклюжий, точно..., словно...).

Составление предложений на тему, со словарным словом, из набора отдельных слов. Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок).

Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).

Составление небольших по объёму текстов на тему летних каникул, новогоднего праздника, в жанре природной зарисовки и т. п.



2 класс.

Учащиеся должны знать/ понимать:

  • средства звуковой системы русского языка: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, ударение, слоги;

  • названия букв русской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких со­гласных, безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов;

  • пра­вила переноса слов с одной строки на другую;

  • значимые части слова;

  • основные признаки слова, предложения, текста.

Учащиеся должны уметь:

анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание; анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последова­тельность; выделять голосом ударные слоги; сопостав­лять звуковой состав с буквенным (производить звуко-буквенный анализ);

устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи (имя существительное, имя прила­гательное, глагол, предлог);

каллиграфически и орфографически правильно, без ис­кажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40—45 слов, писать под диктовку тексты в 35—40 слов; применять при записи правила: о переносе слов; о напи­сании предлогов со словами, буквосочетаний жи-ши, ча~ща, чу-щу, чк, чн; об употреблении разделительного мягкого знака; большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных; о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов; о на­писании слов с непроизносимыми согласными; о право­писании в корнях двусложных слов безударных глас­ных, проверяемых ударением (трава, река, окно); интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак — в конце предложения; определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).

Программа также позволяет дать представление:

о роли языка слов как средстве и речи как способе обще­ния людей;

о речевых действиях и разных видах речевой деятельности человека: слушании, говорении, чтении,

письме, воспроизведении чужой речи;

о речевой ситуации и особенностях ведения диалога; о несловесных средствах - помощниках

устного общения: жестах, мимике, позах;

о свойствах лексических значений русского слова, об изобразительной роли слов, употреблённых

в переносном значении;

о происхождении (этимологии) ряда слов русского языка, слов иноязычного происхождения.


Русский язык 170 ч.

Тематическое планирование:


Раздел, тема

Кол-во часов

1

Язык и речь (вводный раздел)

8

2

Повторение изученного о языке в 1 классе

24


Слово и его строение

9


Обозначение на письме гласных и согласных звуков

6


Слово как часть речи

2


Слово и предложение

2


Предложение и текст

5

3

Речевое общение

30


Речь

2


Высказывание. Текст.

8


Коммуникативно-речевые умения*

20

4

Язык как средство общения

98


Слово и его значение

9


Слово и его строение

10


Орфография

50


Слово как часть речи (морфология)

24


Имя существительное

10


Имя прилагательное

5


Глагол

3


Служебные части речи

2


Синтаксис и пунктуация

5

5

Повторение

10

Итого

170

Календарно-тематическое планирование уроков:


Тема

Цели и задачи уроков

Лексико-
орфограф. работа

Дата


1



2-3




4



5

Зачем человеку слово дано.

Родной язык наш русский.


Особенности устной народной речи.

Вспоминаем о лете.

Дать представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным.
Дать понятие о русском языке как родном языке русского народа.
Дать общее представление об образности, точности, краткости, меткости русского языка, художественном и научном текстах.
Дать представление о ритмичности, напевности, мелодичности русской народной речи посредством анализа произведений устного народного творчества.
Устные воспоминания о летнем отдыхе.

Русский
(курсивом выделены словарные слова)
Язык
Народ



 

 

Углубление представления о единстве в слове разных его сторон: строения (внешней формы), значения, назначения (роли).

 



6



7-8
















9-10

Строение слова


Звуки и буквы
















Алфавит.


В данной теме акцент делается на внешней стороне слова, его строении звуковом, буквенном, слоговом.
Систематизация сведений о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно "заполнить" детям. Упражнения на выявление смыслоразличительной роли звуков/букв, отчетливое произношение звуков в словах, формирование представлений о палиндромах (одинаково читающиеся слова и предложения с первой и с последней буквы).
На 2 уроке акцент переносится на гласные звуки и буквы е, ё, ю, я, их роли 1) обозначать два звука в начале слова, перед гласной, после разделительных знаков, 2) обозначать мягкость пред шествующих согласных. Чтение схемы. Письмо под диктовку. Работа с пословицей чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (смысл, ситуация употребления, сопоставление с пословицами, аналогичными по смыслу).
Углубить представления о практической значимости знания алфавита. Упражнения в запоминании порядка следования букв в алфавите, в расстановке слов по алфавиту, в использовании знания алфавита при работе со словарями.
Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью.

Лимон



















[ш]
Чтобы
Азбука
Алфавит

Скейтпарк
Роллеры






11






12









13 14




Большая буква в словах.




Слоги. Ударение.








Перенос слов.

Входная К/р.

Диктант «Урок труда»

Работа с пословицами азбука к мудрости ступенька, кто грамоте горазд тому не пропасть (смысловая близость, уместность употребления).
Повторить через анализ предложений и текстов правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран).
Запись высказываний о себе, о своем мохнатом или пернатом друге.
Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога).
Упражнения в делении слов на слоги на письме, в ситуации счета при игре (устно), в выделении ударных слогов, в составлении слогозвуковых схем слов.
Наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пђерепелперепђел, зђамкизамкђи), ударными слогами с буквой ё.
Повторение основного правила переноса слов по слогам. Упражнения в сопоставлении количества слогов и вариантов переноса слов, в пере носе слов, в слоговую структуру которых входят: 1)две и более букв типа ть, вст, сть, рь, 2) слог, состоящий из одной гласной (яма, моя).

Имя
Отчество
Фамилия
Кличка



 

 

Наблюдение над вариантом переноса слов с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными.
Вовлечение учащихся в ситуации, требующие использования правил переноса слов.
Лексический анализ художественного описания цветов. Работа с пословицей игра нехитрая штука, да в каждой игре наука.




Швея
Портниха
Строитель
Архитектор



15




16- 17

Обозначение парных твердых и мягких согласных на письме.
Обозначение непарных твердых и мягких (шипящих) согласных.

Повторить способы обозначения твердых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных.
Упражнения в письме под диктовку и свобод ной записи слов по рисункам, загадкам и пр.
Выявление групп шипящих, непарных по твердости и мягкости: ц, ж, ш ч, щ.
Наблюдение над употреблением гласных е, и после непарных твердых шипящих. Упражнения в написании в словах жи--ши (внимание к их место положению в слове, ударению в словах).
Наблюдение над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих согласных. Упражнения в написании в словах ча--ща, чу--щу (внимание к их местоположению в слове, ударению в словах), чк, чн, щн. Письмо под диктовку, запись с преобразованием форм слов (в рощу, задачу), с образованием новых слов (ленточка, ночной).






[шн]
Конечно
Скучно
Булочная
Скворечник
Подсвечник



18








19- 20













21

Обозначение парных звонких и глухих согласных





Обозначение на письме безударных гласных звуков.











Обобщение. Слово и его строение.

Повторение пар звонких и глухих согласных (6).
Наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторение приемов проверки таких звуков. Упражнения на вставку букв по данным проверочным словам (им. сущ., гл.).
Письмо под диктовку.
Повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением. Упражнения в выборе глас ной по данным проверочным словам, подбор проверочных слов с опорой на образец (путем изменения форм слов). Письмо под диктовку.
На втором уроке акцент делается на словах с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Повторить слова из словаря, изученные в первом классе. Упражнения в нахождении справки о правописании слова в орфографическом словаре, в этимологических справках о слове.
Употребление слов с непроверяемыми безударными гласными в предложениях и текстах, заданных ситуацией (рисунком, словесным описанием).
Резервный урок обобщение о правописании слов.
Использование проверочных работ (№13) из раздела "проверочные работы".

Хозяин
Сентябрь



Тетрадь



22

Словарный диктант.

Слова-названия предметов, признаков, действий.

Повторить с помощью опорной таблицы основные группы слов названия предметов, их признаков, действий. Ввести синонимические глаголы назвать, обозначать. Упражнения в угадывании предметов по описанию названий их при знаков, действий.
Использование разных признаков при группировке слов (лексическое значение, общее значение).

 



23


24


25 

Слова-названия предметов.

Слова-признаки предметов.

Слова –действия предметов.

Систематизировать признаки предложения, известные детям (выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме). Упражнения в составлении предложений с опорой на разного типа схемы, в произнесении предложений с разной интонацией в зависимости от речевой задачи, в употреблении большой буквы в начале и знаков препинания в конце предложения. Связь слов с помощью предлогов.

 



26 -27

Слово и предложение.

Диктант «Журавли».

Анализ работ.

Возможно использование работы №4 и диктанта (№5) из раздела "проверочные работы".
Анализ письма под диктовку. Работа над ошибками с использованием тренинговых упражнений (см. Раздел "школа грамотея").

 



28






29






30


31

Предложение и текст.

Сочинение.



Анализ и
редактирование текста.



Если хочешь понимать.

Если хочешь быть понятым.

Повторить признаки текста в отличие от набора отдельных предложений. упражнения в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности в пересказе сказки "Машенька и медведь" с опорой на план-рисунки (устно).
Упражнения в редактировании текста, в составлении предложений и текста посредством ответа на вопросы с использованием их лексики (можно использовать материал 6 из раздела "проверочные работы").
"Учимся пересказывать и создавать тексты"
Начать обучать письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику.
Текст воспринимается визуально. можно воспользоваться текстом "до свидания, журавли" (с раз ворота "учимся пересказывать и создавать тексты").
Анализ изложений с точки зрения раскрытия содержания, речевого изложения, грамотности. как дополнительный материал можно использовать упражнение в составлении концовки текста по данному началу (см. разворот, указанный выше).











До свидания
Прощай



32



33

Ежели вы вежливы.

Списывание текста.

На основе анализа ситуации, заданной кадра ми из мультфильма "дед мороз и дети", и способов "ознакомления" деда мороза с летом, предложить продумать возможные словесные способы "ознакомления" деда мороза с золотой осенью. Выбор делают дети; каждый на свое усмотрение. Работа в классе с возможным окончанием дома.

 



34


35

Лексическое значение слова.

Переносное значение слов.

Дать серию упражнений, в каждом из которых должна быть какая-либо речевая, смысловая, графическая неточность, затрудняющая понимание как устной, так и письменной речи. В ходе исправления недочетов формулируются некоторые правила общения:
1) Вдумывайся в значения слов и сам точно подбирай слова при выражении мыслей и чувств; 2) Произноси слова внятно, пиши правильно; 3) Узнавай секреты русского слова и умело используй их при построении речи.
Работа над пословицами Коротко и ясно, оттого и прекрасно. Не пером пишут, а умом. Упражнения чередуются с тренингом в редактировании, "скороговорении", правописании.






Крошђит
И
Крђошит



36


Многозначные слова.

Закрепление особенностей значения русского слова (материала таблицы): многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов.

Примеры слов:
Молния, красна, бить



37 

 Какими бывают лексические значения слов.

Работа с пословицами как "лучшими примера ми живой мудрой народной речи" (по Далю): красна веревка длинная, а речь короткая. Корень учения горек, да плод его сладок. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Куранты, лук, лисички



38


39

Группы слов.

Части речи.

Олимпиада.

Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
По возможности практически показать роль имен числительных, наречий (по вопросам).
Упражнения: анализ таблицы, группировка слов по частям речи, определение частей речи в со ставе предложений, различение однокоренных частей речи (бег бегать), составление словосочетаний и предложений по заданным в схемах названиям частей речи.
Анализ текста загадки о капусте, наблюдение над словесными образами, использованными в загадке. Составление своих загадок о капусте.







Моркђовь
Морковь
Оранжевый
Погода
Капуста
Оделась
(разделась)



40






41 42


43

44

Значение слов.
Выборочный пересказ текста.

(Обучающее изложение).

Резервные уроки.


Сочинение.

Анализ сочинения.



Работа по анализу и воспроизведению текста о загадках неба и чудесных превращениях облаков (по ю. Линнику). Наблюдения над разнообразием языковых средств сравнения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как, метафора (употребление в переносном значении).
Наблюдение над языком загадок и стихов об облаках. Проба пера: составление загадок или стихов (прозы) об облаках. Презентация творческих работ одноклассникам.
Резервные уроки.







Облака



45

 Группы слов с общим значением.

Углубить представление о строении слова со стороны наличия в нем морфем значимых частей, на основе которых складывается лексическое значение слова.

 



46

Корень слова.

Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Введение терминов корень, однокоренные слова. Их выделение по двум признакам общая часть (внешняя) и общность смысла. Отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться).

 



47 48

Однокоренные слова.

Упражнения в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении одно коренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность).
На 2 уроке дать представление об историческом корне слова посредством этимологических экскурсов.

Отечество
Отчизна
(от "отче" отец)
Столица
Город
Деревня







49




50




51





Суффикс.



Приставка.



Закрепление темы.

Суффикс и приставка.

Тема начинается с введения суффикса как наиболее частотной морфемы, участвующей в образовании слов. приставка обычно присоединяется ко всему слову.
Дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением).
Дать представление о значащей роли приставок в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением).
Упражнения в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок (отдельно и одновременно).

 



52

53





54




55

56

57

Окончание.





Анализ слов по составу.


Разбор слова по составу.

Проверочная работа.

Дать представление об окончании как изменяемой части слова. Наблюдение над значением окончания указывать на части речи и их формы (числа, падежа, лица и др.), над его ролью помогать вместе с предлогами связывать слова в предложении (2 урок).
Практикум по анализу (разбору) слов с точки зрения его значащих частей корня, суффикса, приставки, окончания. Работа с памятками по уст ному и графическому анализу слов.
Резервный урок.







Чеснок
Хвђоя
Хвђоей



58

Понятие
об орфограмме.


Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия орфограмма. С по мощью таблицы дать представление о слабой и сильной позициях (местоположении) звуков в словах, об обозначении звуков, находящихся в слабых позициях, буквами (орфограммами).

Человек
Иней
Серебро
Берег



59


60

Понятие об орфограмме.

Орфографические задачи.

Учить решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения). Работа по памятке.
Упражнения в решении орфографических задач при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок).

 



61

62






63




64









65

66

Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.

Проверка безударной е- гласной ё.

Проверка гласных в корне после шипящих.






Изложение текста.

Анализ и редактирование изложения.

Расширить представление о способах подбора проверочных слов: 1) изменение формы слова, 2) подбор однокоренного слова. Формулировка общего правила проверки безударных гласных. Наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов. Упражнения в подборе проверочных слов среди разных частей речи, в графическом обосновании (доказательстве) слова как проверочного.
Упражнения в проверке слов с безударной е в корне однокоренными словами с гласной ё.
Использование при проверке способа поиска исторического корня.
Упражнения в проверке безударных гласных и, е в корне после шипящих и ц. Сопоставление с на писанием жи--ши, ци (в ударном положении).
Учить излагать текст (две микротемы) по готовому плану с последующим анализом.

Невежда
Невежа







Рябина
(рябь)
Поздравление
(здравие)
Железо
Желание
Цвета радуги



67

68

Проверка парных звонких и глухих согласных.

Расширить представление об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине перед глухими согласными, о способах проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в.

 



69

Закрепление по теме «Парные согласные.»

упражнения в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании орфограммы и ее проверке. работа с пословицами пока ты молод, не страшен ни жар, ни холод. в любой холод всякий молод.
упражнения в самостоятельном подборе проверочных слов на изучаемое правило в новых вари антах слов: много (слов), нет (коз), в кратких и полных прилагательных (здоров, резкий), в глаголах (исчез). наблюдение над явлением озвончения перед звонкими согласными: свадьба, косьба.
работа с пословицами сладка ягода, да низко растет. мягко стелет, да жестко спать.






Календарь



70

71

72

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др. На месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств].

 



73

74

Слова с непроизносимыми согласными. 

Учить переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Дать примеры типа радостный, чудесный, в которых не произносимые согласные на стыке суффиксов.
Упражнения в нахождении "опасного звучания" в словах и проверке для выбора правильного написания.
Работа с пословицей сердце матери лучше солнца греет.

Солнце
Праздник
Серде[чн]ые
(капли)
Серде[шн]ый
(друг)



75



76

Проверяемые орфограммы в корне слова.

Закрепление.

Учить систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова с по мощью таблицы с пропущенными смысловыми частями: дети должны понять основное содержание таблицы, общее и разное в типах орфограмм и способах их проверки.
Упражнения в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм.

 



77


78


Предупр-ный диктант «Ёлка».

Анализ работ.

Проверка знаний, умений и навыков.
Предупредительный диктант (можно по упр. 5 из раздела "проверочные работы").

 




 

Контрольный диктант и его анализ.
Использование тренинговых упражнений (по выбору) из материала разворота "школа грамотея".

 



79










80










81


82

Проверяемые орфограммы в корне слова.

Изложение.

Анализ работ.





Создание текста поздравления.








Обучающее изложение.

Анализ и редактирование изложения.







Учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, содержанию частей ответов на вопросы (о лесной нарядной ели). При анализе можно использовать микроизложение (текст №5 из "проверочных работ").
Учить составлять тексты поздравительных открыток с новым годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий.
Побудить детей поздравить родных и друзей.
Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников.
Резервный урок.
Резервный урок.

 



83

84

Тема текста. Заголовок

Речевая и языковая темы рассматриваются на едином речевом материале об умении читать.
Дать представление о теме текста (на описательном тексте о январе). Угадать название месяца по ключевым словам, фразам, озаглавить.

 



85

Тема текста.
Заголовок

Дать общее представление о широких и узких темах (вариации темы "Зима").
Упражнения в сопоставлении похожих тем на стихотворных текстах о забавах детей зимой. 
Проба устных связных высказываний о своих забавах, об интересной книге. 
Углубить представление о теме текста (на произведениях устного народного творчества).
Упражнения в выборе более точного заголовка.
Обсуждение вопроса, почему пословицы обычно называют текстами. 
Сопоставление смысла пословиц: ЧТЕНИЕ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ; 
ЧТЕНИЕ ВАЖНОЕ УМЕНИЕ.
Умения необходимые при работе с энциклопедиями.













Энциклопедия



86

Текст с двумя микротемами.

Работа по формированию умения понимать со держание читаемого текста: по заголовку, плану, ключевым словам на базе текстов о рождении книги на Руси. Определение частей текста и их микротем

Стеллаж
Библиотђека
Картотђека
Каталђог



87

Упражнения в понимании тем текстов

Усилить акцент на познавательной и воспитательной роли книги, стимулировать интерес к чтению книг, справочников, энциклопедий, к обмену информацией, почерпнутой из них.
Дать через словарные слова и рисунки представление, как систематизируют, хранят информацию книги, как ведут их поиск.
Учить правильно записывать названия книг и их авторов (пропедевтически).








Инициалы



88

Учимся создавать тексты.

Сообщение о любимой книге.


Учить: 1)читать и анализировать языковые средства текстов, выражающих одинаковое и раз ное отношение авторов к одним и тем же явлениям, событиям; 2)с помощью плана-вопросника делать сообщение о любимой прочитанной книге и редактировать его.

 



89





90

Сочинение о зимних забавах, историях.


Анализ творческих работ.

Учить письменно рассказывать о событиях зим них каникул, выражая свое отношение к предмету речи. Дать примерные формулировки тем сочинений, ориентирующих на создание разных функциональных типов текстов.
Предъявление результатов "проб пера" одноклассникам. Учить тактично давать советы юным авторам, редактировать письменные тексты.

 



91







93

94







94

95

Правила записи слов






Повторение способов и приемов проверки орфограмм.






Изложение.


Анализ работ.

Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нор мам (орфоэпическиграфическим), 3) слышу (и, но) пишу, выбирая букву. Вспомнить памятку по решению орфографических задач, правило о единообразии написания корней в однокоренных словах.
Повторить три правила, которые "учат писать корень": о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных с опорой на таблицу.
Упражнения в решении орфографических задач в словах. Письмо по рисункам, под диктовку. Графическое обоснование орфограмм и их проверки.
Учить извлекать информацию о содержании текста из заголовка и плана, частей текста (на при мере текста "клестята").

 



96

Резервный урок.

Учить воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану.
Резервный урок.

 



97

Введение
в тему.

Непроверяемые орфограммы в корне слова.

Вводнопрезентативный урок: даются упражнения на разные случаи появления в словах непроверяемых гласных и согласных. Ознакомление с орфографическими словарями непроверяемых слов, с этимологическими словарями. Возможность проверить слово с помощью исторического корня.

Лестница
Эскалатор
Агроном



98







99

100

Безударные гласные, непроверяемые ударением.




Введение слов с труднопроверяемыми гласными.

Повторить и дать новые слова названия птиц, написание которых можно объяснить подражанием звукам, которые производят птицы ("вор-вор-вор, синь-синь").
Анализ текстов, нахождение сравнений, метафор при описании снегирей.
Упражнения в нахождении слов с труднопроверяемыми гласными, этимологические экскурсы. Употребление слов с изучаемыми орфограммами в предложениях и тексте. Письменный пересказ текста-повествования, ознакомление с его композицией путем сравнения с кадрами пленки.

Ворона
Воробей
Сорока
Синица
Снегирь
Февраль
Месяц
Дятел
Барабан
Перила
(от др. рус. "переть", "опираться")



101

Введение слов с непроверяемыми гласными

Упражнения в написании слов с непроверяемыми гласными. Обратить внимание на причину появления в русском языке таких слов приход из других языков: анализ таблицы "откуда вы приходите, слова?" анализ научного текста.

Футбол
Велосипед
Бегемот
Астроном
Портфель



102






103





104


105


106

Непроверяемые непроизносимые согласные



Непроверяемые звонкие и глухие согласные


Двойные согласные в русских словах



Двойные согласные в словах иноязычного происхождения

Упражнения в использовании в речи и написании слов с непроизносимыми согласными: праздник, лестница, чувство. Выявление многозначности слова чувство, синонимичности слов чувства эмоции. Сопоставление глаголов чувствовать и участвовать.
Упражнения в написании слов иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухими согласными, употребляемых по темам: "транспорт", "туризм". Письмо под диктовку. Сочинение о собственном рюкзаке.
Познакомить с наличием в словах двойных (удвоенных) согласных. Провести наблюдение: 1)над произношением долгого звука (ванна) в русских словах, в таких словах наличие двойных со гласных можно определить по слуху; 2) над смыслоразличительной ролью двойных согласных (бал балл, дрожжи дрожи); 3) над наличием двойных согласных на стыке корня и суффикса (карманный), корня и приставки (рассвет).
Понаблюдать над словами иноязычного происхождения: двойные согласные обозначают один звук, так что написание таких слов нужно запоминать. Упражнения в написании и употреблении слов с двойными согласными.

Чувство
(от др.-рус.
"чути ощущать)
Автобус
Трамвай
Троллейбус
Вокзал
Рюкзак










Суббота
Шоссе
Коллектив
Коллекция
Телеграмма
Пассажир



107


108

Закрепление написания слов с двойными согласными


Учить составлять элементарные телеграммы.
Связные высказывания о собственных коллекциях.
Упражнения в написании слов по теме "спорт".
Проба пера о любимых видах спорта.
Упражнения в группировке слов по наличию в них двойных согласных. Запись предложений, текстов со словами с двойными согласными: колли.
Письмо под диктовку.

Перрон

Хоккей
Теннис
Бассейн
Кросс
Аллея
Антенна
Иллюстрация



109


Упражнения по анализу, записи текстов, составлению связных высказываний на основе личных впечатлений.

Искусный
Искусство
Шофер
Киломђетр



110

111

Проверочная работа

Анализ работ

Упражнения в выборе гласных и согласных как проверяемых, так и непроверяемых. Свободное письмо.

Компас
Маршрут



112


Предупредительный диктант (№3, "проверочные работы").

 



113

114


115

116

Проверочный диктант

Анализ
работ

Резервный урок.



Проверочный диктант и его анализ.
Тренинговые упражнения (см. Разворот "школа грамотея"). Упражнение в восстановлении целостности частей текста

"учимся пересказывать и создавать тексты".
Учить составлять элементарные письма родным.

 



117

 Поздравление

Познакомить с вариантами записи названия праздника (при необходимости): с 8 марта! с восьмым марта!

Адрес
Адресат
Адресант



118

119

Повторение способов обозначения мягкости согласных

Повторить известные детям способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов.
Упражнения в нормативном произнесении слов с е: музей, крем, рейс (мягкий согласный перед буквой е); антенна, пюре, свитер, шоссе, стенд, модель, тест (твердый согласный перед е).

 



120



121

Гласные и, е, ё, ю, я после тв. шипящих и ц
Гласные после мягких согласных



Наблюдение над фактами письма, когда после непарных твердых шипящих и ц употребляются гласные и, е, ё, ю, я и наоборот. Повторить написание жи--ши. Звуковая запись слов.
Повторить употребление гласных после мягких согласных (ча--ща, чу--щу). Упражнения в "скороговорении", в образовании форм слов, однокоренных слов.

Цирк
Аттракцион


Щавель



122

Сочетания чк, чн, щн.

Повторить написание сочетаний чк, чн, щн.
Наблюдения над многозначностью слова ручка.

Горчи[шн]ик
[чн] и [шн]
Молочник
Салат



123



124

Мягкий знак показатель мягкости.


Перенос слов с мягким знаком

Повторить употребление мягкого знака на конце слов, перенести акцент на употребление мягкого знака в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Упражнения в использовании мягкого знака после ль (перед твердыми и перед мягкими согласными).

Январский
Пальто
Свёкла, но
Свекђолка
Свекђольник
Диалог



125



126





127









128









129

Разделительный мягкий знак.



Разделительный мягкий знак.




Разделительный мягкий знак. Закрепление темы.








Повторение. Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков.






Обобщение.


Дать понятие об условиях употребления разделительного мягкого знака в словах: замещает [й'] на письме. Наблюдение над словами типа солюсолью, семясемья.
Упражнения в употреблении разделительного мягкого знака перед и (олениоленьи), в притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос чьи?), в отчествах.
Наблюдение над употреблением разделительного мягкого знака перед о (ьо) в словах французского происхождения: почтальон, павильон, шампиньон.
Работа с пословицами красна птица перьями, а человек уменьем. Острый язык дарованье, длинный наказанье.
Обобщить сведения о ролях мягкого знака в словах. Работа с пословицами маленькая работа лучше большого разговора. Маленькое дело лучше большого безделья.







Резервный урок.

Компьютер
Обезьяна
Соловей
Ильини[ш]на











Красненький



130


131





132




133

Практикум по слогозвуковому (фонетическому) анализу слов.




Контрольный диктант

Анализ
работ

Практикум по слогозвуковому анализу (разбору) слов.
Контрольный диктант и его анализ.
Использовать при анализе упражнения тренингового характера (разворот "школа грамотея")

 



134 135

Резервные уроки.

Резервный урок.
Общее повторение правописания слов.
Резервные уроки.

 



136

Общие значения частей речи.

Углубить представление о частях речи как языковой модели реального мира (по тексту Л.Тростенцовой). Дать алгоритм распознавания (общее значение, вопрос). Работа с пословицей весенний день год кормит.

 



137




138139


Имя существительное.


Одушевленные и неодушевленные имена сущ-ые.

Имя существительное. Упражнения в определении имен существительных среди других частей речи.

Углубить представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных (вопросы, термины). Организовать наблюдения над одушевленными именами существительными: на званиями людей (кем могут тебя называть); названиями животных (зверей, птиц, рыб, насекомых и пр.).

Мужчина
Женщина
Племянник
Племянница
Аллигатор
Гиппопотам
Овощи
Посуда
Мебель
Инструмђенты



140

141


Закрепление темы.

Обобщение темы.


Организовать наблюдение над неодушевленны ми именами существительными: 1) названиями ве щей, растений, слов с обобщенным значением (мебель); 2) названиями чувств, явлений природы и т. п. (абстрактными существительными).
Работа с пословицами делать добро другим радость. Сделав худо не жди добра.

Космос
Космонавт
Планета
Черты характера



142





143



144




145

Собственные имена существительные.



Имена, отчества, фамилии как имена собственные.
Кавычки, большая буква в названиях книг, газет и др.



Географические названия как имена собственные.

Повторение правила употребления большой бук вы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей. дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц).
имена, отчества, фамилии как имена собственные. Показать связь с историей развития русского народа. установить историческую роль отца в при обретении фамилии и отчества. стимулировать поиск учащимися "родословного дерева". дать пропедевтические сведения об использовании кавычек и большой буквы в названиях книг, газет, журналов, фильмов, спектаклей.
Географические названия как имена собственные.
Упражнения в употреблении большой буквы в географических названиях (названиях областей, районов, населенных пунктов, улиц). Познакомить с административным делением России. учить под писывать конверты.

Отчество
Фамилия
Родословное
Дерево
Газета








Район
Конверт



146

Обобщить сведения об именах существительных.


Упражнения в написании географических на званий (океанов, морей, рек, гор, стран).
Резервный урок.
Обобщить сведения об именах существительных.

 



147

Признаки имен прилагательных

Повторить известные детям признаки имен прилагательных (общее значение, вопросы). Организовать наблюдение над разнообразными значениями имен прилагательных. Использование прилагательных для характеристики человека (персонажа).

Пустђы
Пђусты



148










149







150



151


Краткая форма имен прилагательных







Окончания имен прилагательных






Закрепление об имени прилагательном.

Понаблюдать над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой? каков? и т.п. Обратить внимание на роль порядка слов, в частности имен прилагательных и существительных, в предложениях (усиление смысловой насыщенности прилагательных, изобразительности и т.д.).
Упражнения в правильном написании окончаний имен прилагательных. Выявление факта соотнесенности прилагательных с именами существительными, определение окончания по вопросу (какого? красивого). Работа с пословицами земелька черная, а хлеб белый родит. Кому щи пусты, кому и жемчуг мелок.
Закрепление.


Резервный урок.

Наро[ш]но











Красивее



152





153

Признаки отличия глаголов от других частей речи.




Время глагола

Повторить признаки отличия глаголов от других частей речи. Определение глаголов в тексте. Обратить внимание на важность роли глаголов в речи (динамизм фразы, информационность) по средством анализа художественных текстов.
Организовать наблюдение над функционированием в текстах глаголов в формах разных времен, разных наклонений (без терминов). Использование глаголов в переносном значении.

 



154


Повествования из одних глаголов.



Составление повествования из одних глаголов.
Работа с пословицами как аукнется, так и откликнется.
Не хвались началом, хвались концом.
Резервный урок.


Шоферы
Инженеры



155

Изменения по числам имен существительных.

Наблюдение над формами изменения по числам имен существительных. Упражнения в узнавании формы единственного и множественного числа существительных, употребленных в формах кос венных падежей.

 



156

Изменения по числам имен прилагательных и глаголов

Наблюдение над изменением по числам имен прилагательных и глаголов (в форме прошедшего времени), вариативностью окончаний форм множественного числа (ыи, ая). Установить зависимость изменения от имени существительного (признак предмета, действие предмета).

 



157

 Окончание (закрепление)

Упражнения по определению и вставке окончаний разных частей речи.

 



158














159
160

Служебные части речи













Резервный урок.
Проверочная работа

Углубить представление о словах-связках как служебных частях речи. Наблюдение над "службой" предлогов, союзов в предложениях, словосочетаниях. Установление связи слов, отражение ее в схемах. Использование двух типов вопросов падежных и смысловых.
Организовать наблюдение над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Упражнения в выборе предлогов, установлении синонимичности значений предлогов, составлении предложений и текстов по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами).
Резервный урок.
Проверочная работа

Магазин
Из магазина

Из школы
С рынка
В Украину





Ветеран
Великая
Отечественная война



161




162
163

Восстановление деформированного текста


Изложение

Анализ работ

Повторить отличительные признаки синтаксических единиц предложения, текста. Понаблюдать за "работой" в них частей речи на основе анализа текстов по теме "победа". Восстановление логичности (последовательности частей) текста о памятниках военным собакам.
"учимся пересказывать и создавать тексты".
Учить анализировать языковые особенности и строение текста ("Золотой луг" И.С.Тургенева), восстанавливать его содержание на основе выпи санных образных слов и выражений.

 



 164165

Сочинение и его презентация

Подготовка к творческой работе по описанию одуванчика. Наблюдение над использованием разных изобразительных языковых средств (дополнительно использовать материал №5 из раздела "повторение").
"проба пера". Представление творческих работ учащихся в классе. Учить давать оценку, сове ты по улучшению описаний предмета.

 



166

Образность русского слова.

Отличительные признаки. Образность русского слова. Богатство русского языка.

 



167

Работа с текстом

Работа с текстом о красноярских "столбах".

 



168169, 170

Контрольный диктант и его анализ.

Тренинг

Контрольный диктант и его анализ.
Работа с тренинговыми упражнениями.

 



171172173--175

Сочинение по рисунку

Анализ работ


Резервные уроки.

Сочинение по рисунку. Рассуждения о пред стоящем летнем отдыхе.
Резервные уроки.

 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык рабочая программа для 2 класса "Планета знаний"

Автор: Смирнова Юлия Владимировна

Дата: 18.07.2014

Номер свидетельства: 110192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, планета знаний"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammaporusskomuiazyku4klassplanietaznanii"
    ["file_id"] => string(6) "297532"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456213019"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-umk-planieta-znanii-1"
    ["file_id"] => string(6) "216594"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433072360"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа  по русскому  языку  3 класс  УМК  Планета знаний "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-3-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "127240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415284487"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по русскому языку "Планета знаний" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-planieta-znanii-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122268"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414173346"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства