Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов г.Яранска»
И о директор КОГОБУ СШ с УИОП г. Яранска
Винокурова Е.В.. ------------------------------------
1.1Пояснительная записка.
1.2Общая характеристика учебного предмета.
1.3Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
1.4Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе.
2.1Содержание курса « Русский язык» (5 класс).
2.2тематическое планирование.
3.1Календарно – тематическое планирование .
3.2 Система оценки достижений учащихся по русскому языку.
3.3 Дидактический материал для проведения контрольных и творческих работ.
3.4Учебно- методическое обеспечение курса.
Программа по русскому языку авторов М.М. Разумовской и др. отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Программа соответствует главной цели обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении, которая состоит в том, чтобы:
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Содержание обучения связной речи (объем знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи, особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предусматривается систематическая paбота по орфоэпии.
Помимо указанных особенностей курса, надо отметить еще следующие.
Некоторое изменение традиционной структура курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Помимо ставшего уже привычным внимания значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане КОГОБУ СШ с УИОП г.Яранска Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 204 часа.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
На освоение содержания программы в 5 классе федеральным базисным учебным планом отведено 6 часов в неделю, т.е. 204 часа в год. Планирование предназначено для работы по учебнику: М.М. Разумовская и др. «Русский язык. 5 класс». М.: Дрофа, 2015год
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие компоненты: уроки развития речи -43, контрольные работы- 7, контрольные диктанты -6,контрольные сочинения -2, контрольные изложения -2, письма по памяти -4, словарные диктанты - 10,тестовые опросы –22 , интегрированные часы ХКК ФГОС ОО- 25.
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
Дата | № | Тема урока | Часы | УУД | Тестовые опросы | Актуализация знаний | Диагностика знаний уч-ся | Домашнее задание | ЦОР |
О языке и речи ( 7 часов) |
01.09 | 02.09 | 1 | Зачем человеку нужен язык. | 1 | Иметь представление о роли языка в жизни общества, человека. Знать основные требования к речи (внятность, выразительность, смысловая точность..) | | | | Упр.5 стр.5-6, стр.6-7 записать высказывания о языке в «Копилку мудрых мыслей». | |
| | 2 | Зачем человеку нужен язык. | 1 | Отрабатывать умение читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Строить небольшое высказывание на лингвистическую тему, пользуясь планом и подборкой примеров. | | | | Упр.7 стр.6-7, выучить одно высказывание наизусть. | |
| | 3 | Что мы знаем о русском языке | 1 | Знать наизусть 1-2 высказывания великих людей о русском языке. Читать небольшие лингвистические тексты, пересказывать их содержание близко к тексту. Безошибочно списывать тексты разного характера: стихотворные, прозаические, художественные, лингвистические, публицистические- объёмом 30-70 слов за определённое время. Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания (ЗСП) | | | | Упр.8 стр.7 | Учебный тренажёр «Повторение в начале года» |
| 4 | Р. р Что такое речь | 1 | Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, то есть речевой деятельности. | | | | Стр.8-9, выучить правила, упр.11 стр.9 (устно), перерисовать схему в грамматический справочник и отметить условия речевого общения. | |
| 5 | Р. р Что такое речь. | 1 | Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, то есть речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения ( наличие собеседника, потребности в общении, общего языка). Знать основные требования к культуре устного общения, соблюдать их самому и замечать, когда их нарушают другие. Овладевать чтением – пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст. | | | | Упр.13 (3) стр.10, схема речевого общения. | |
| 6 | Р. р Речь монологическая и диалогическая . Речь устная и письменная. ХКК ГОС | 1 | Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников ( говорящий – слушающий) или от формы языка ( звуковая, буквенная). | | | | Стр.10, выучить правило. Упр.под рубрикой «Понаблюдай те!» стр.11 | |
| 7 | Р. р Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная. | 1 | Находить в текстах литературных произведений образцы диалогической и монологической речи. Овладевать культурой диалогического общения ( учиться строить диалог в заданной ситуации, соблюдая этикетные нормы) | | | | Стр.11, выучить правило.Упр.15 стр.11. | |
Язык. Правописание. Культура речи. Повторение изученного в начальных классах |
Фонетика. Графика.( 3 часа) |
| 8 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит. Уметь правильно произносить названия букв. | | | | | |
| 9 | Что обозначают буквы е, ё, ю, я. | 1 | Определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях. Уметь объяснить, почему для 6 гласных звуков в русском алфавите 10 букв. | Тестовый опрос по теме «Фонетика». | | | Стр.14, выучить правило. Упр.28или 29 стр.15. | |
| 10 | Фонетический разбор слова. | 1 | Знать порядок фонетического разбора и его назначение. Уметь производить разбор конкретных слов, в которых буквы не соответствуют звукам ( сова, дуб, яма) | | | | Стр. 298, записать и выучить порядок разбора. Упр.37стр.17. | |
| Текст ( 5 часов) |
| 11 | Р. р Что такое текст (повторение) | 1 | Знать основные признаки понятия « текст»: - членимость (состоит из нескольких предложений); - смысловая цельность (предложения объединены по смыслу); - формальная связанность (предложения связаны друг с другом по форме); - относительная автономность (законченность ) высказывания. Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально. | | | | стр.18,выу-чить правило, упр.39стр.19. | |
| 12 | Р. р Тема текста. | 1 | Иметь представление о теме текста (тема – это то, о чём говорится в тексте). Уметь определять тему текста при слушании и при чтении. Различать при сравнении широкие и узкие темы. Уметь подбирать материал к широкой и узкой теме (определять, о чём надо и о чём не нужно говорить в каждом случае) | | | | Стр.19, выучить правило. Упр.42 (2) стр.19. | |
| 13 | Р .р Основная мысль текста. | 1 | Иметь представление об основной мысли текста, то есть о замысле, коммуникативном намерении говорящего (это то, что говорится о теме, ради чего говорится). Уметь определять (формулировать ) основную мысль текста, обычно передающую отношение автора к предмету речи. Уметь подбирать заголовок к тексту, отражая в нём тему или основную мысль высказывания. Уметь выражать своё отношение к предмету речи. | | | | Стр.20, выучить правило. Упр.50 стр.22-23. | |
| 14 | Р. р Сочинение « Памятный день летних каникул» Контрольная работа № 1. | 1 | Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи. | | | | | |
| 15 | Контрольная работа №1. Р. р Сочинение « Памятный день летних каникул» | 1 | Анализ сочинения. | | | | Задания нет. | |
| Письмо. Орфография. (12 часов) |
| 16 | Зачем людям письмо. Я. К. Грот. | 1 | Осознанно читать и пересказывать тексты о письменности. Уметь рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества. Знать , понимать и употреблять соответствующие термины. Понимать значение письма для жизни общества. | | | | Выучить записи в тетради. Упр.52 стр.24. | |
| 17 | Орфография. Нужны ли правила? | 1 | Иметь представление об орфографии и орфограмме. Осознанно понимать и знать роль орфографических правил для грамотного письма. | | | | & 12. Стр.25, 26выучить правила. Упр. 57 стр.26. | |
| 18 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков. | 1 | Формулировать понятие орфограмм гласных корня (проверяемые и непроверяемые написания). Уметь опознавать данные написания зрительно и на слух. Овладеть способом определения верного написания (подбор однокоренных слов с ориентацией на значение корня);грамотно писать слова 1-й и 2-й степени трудности (вдалеке, обвинять0. | Тест «Проверяемые безударные гласные в корне слова» | | | | |
| 19 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. | 1 | Формулировать понятие орфограмм согласных корня (проверяемые и непроверяемые согласные корня, непроизносимые согласные корня);дифференциация этих написаний при письме на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных, верно писать согласные в корнях слов. | | | | | Интерактивная игра «Алиса в стране…» |
| 20 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. | 1 | Формулировать понятие орфограмм согласных корня. Дифференцировать эти написания при письме и на слух. Владеть способом определения верного написания согласных, верно писать согласные в корнях слов. | Тест «Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова» | | | | |
| 21 | Буквенные сочетания жи – ши, ча –ща, чу- щу; нч, чн, чк. нщ, щн, рщ. | 1 | Развивать навыки ориентировки при письме. Опознавать данные сочетания и верно их воспроизводить в практике письма. | | | | | |
| 22 | Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | 1 | Знать. когда пишется ь в конце существительных и глаголов после шипящих. Верно писать слова этих частей речи. | | | | | |
| 23 | Разделительные ь и ъ | 1 | Развивать навыки речевого слуха. Осознавать необходимость употребления разделительных знаков. Знать условия употребления разделительных ъ и ь и верно писать соответствующие слова. | | | | | |
| 24 | Не с глаголами ХКК ГОС | 1 | Знать правило написания не с глаголами и перечень слов, не употребляемых без не- | | | | | |
| 25 | Написание –тся и –ться в глаголах | 1 | Владеть способом определения написания –тся или -ться | | | | | |
| 26 | Контрольная работа № 2. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | Фиксировать продвижение учащихся в написании корней слов, а также других проверяемых написаний. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания (ЗСП). | | | Контрольный диктант по теме «Орфография». | | |
| 27 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | | | | | |
Строение слова (4 часа) |
| 28 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова | 1 | Понимать, что корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова (морфемы), что на письме они воспроизводятся единообразно, вне зависимости от их произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значений морфем. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме. | | Части слова | С.д. (упр.100 стр.40) | | Демоверсия «Корень слова» |
| 29 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова | 1 | Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определённой части речи при написании. Усвоить последовательность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем. | | | | | |
| 30 | Как образуются формы слова | 1 | Понимать механизм образования форм слова с помощью окончания. Учиться соотносить окончание с его грамматическим значением (формой слова).Знать основные значения нулевого окончания в именах существительных (туч, стол, мышь), глаголах (ходил) и учиться находить эти окончания, учитывая их грамматическое значение. | | Окончание | | | |
| 31 | Как образуются формы слова | 1 | Знать, что при изменении форм слова (т.е. замене окончания) лексическое значение не меняется. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет определённый набор окончаний, отражающий особенности грамматического изменения слова (спряжения и склонения), что окончания передаются на письме единообразно, вне зависимости от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания.(ЗСП) | | | | | |
Слово как часть речи (5 часов) |
| 32 | Слово как часть речи. Самостоятельные части речи. | 1 | Знать предмет изучения морфологии. Знать, на какие вопросы отвечают данные части речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких признаков выделяются части речи в русском языке. Уметь строить рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении определять слова как части речи. | Тест «Морфемика. Орфография. Культура речи» | | | | |
| 33 | Самостоятельные части речи | 1 | Тренироваться в умении определять слова как части речи. | Интерактивный тест «Глагол. Повторение» | Части речи | | | Презентация «Части речи» |
| 34 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 | Отрабатывать умение определять морфологические признаки данных частей речи. Знать, как изменяются данные части речи. Тренироваться в умении определять слова как части речи. | | | | | |
| 35 | Служебные части речи: предлог, союз, частица ХКК ГОС | 1 | Знать, какие части речи являются служебными; их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Учиться использовать в речи правильно и уместно служебные части речи. Выполнить контрольную работу по морфологии и проанализировать её по памятке. | Интерактивный тест «Служебные части речи. Повторение» | | | | |
| 36 | Служебные части речи: предлог, союз, частица. | 1 | На материале текстов упражнений закреплять изученные ранее правила орфографии. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП) | | | | | |
Текст (продолжение) (6 часов) |
| 37 | Р. р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. | 1 | Иметь представление о зависимых и независимых (самостоятельных) предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах – сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не является произвольным, а определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. | | | | | |
| 38 | Р.р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | 1 | Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного предложения к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях. | | | | | |
| 39 | Р.р. Абзац как часть текста ХКК ГОС | 1 | Иметь представление о микротеме как части большой темы и об абзаце как части текста, в котором раскрывается микротема. Уметь выделять в сплошном тексте абзацы. | | | | | |
| 40 | Р. р. Абзац как часть текста. | 1 | Уметь выделять в сплошном тексте абзацы. | | | | | |
| 41 | Р. р. План текста. | 1 | Уметь составлять план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам.. | | | | | |
| 42 | Р. р. Сжатие и развёртывание текста. | 1 | Иметь представление о строении абзаца. Уметь находить в абзаце зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие мысли) и концовку. Учиться правильно строить абзац, развивать мысль, выраженную в тематической фразе. Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию. Работать над ошибками в построении абзацев, совершенствование собственных высказываний. | | | | | |
Систематический курс русского языка Фонетика. Орфоэпия (9часов) |
| 43 | Что изучает фонетика. | 1 | Иметь представление об устной и письменной речи. Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии. | | | | | |
| 44 | Звуки гласные и согласные. | 1 | Различать гласные и согласные звуки. Иметь представление об элементах транскрипции(ску [шн]о), сопоставляя звуковой и буквенный облик слова. Знать перечень согласных звуков (фонем) и их качество; особенности произношения и написания согласных в слове. Знать правило произношения согласных на месте буквенного сочетания чн. Верно писать это и подобное сочетание букв. | | | | | |
| 45 | Звуки гласные и согласные. | 1 | Уметь произносить без ошибок слова на изученные правила, верно писать их и указывать правильное произношение. Правильно произносить звуки речи (фонемы) изолированно и в составе слова, не отождествляя их с буквами. Безошибочно называть пары согласных по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости, а также непарные согласные. Характеризовать звуки по плану. Заучивать и использовать скороговорки для отработки правильной дикции. | | | | | |
| 46 | Слог. Ударение. | 1 | Знать основные особенности русского ударения; иметь элементарное представление о фонетическом слоге. Уметь делить слова на слоги, выделять ударные гласные. Разграничивать слова по признаку «правильное – неправильное» ударение | | | | | Весёлый урок |
| 47 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных звуков. | 1 | Различать фонетическое и логическое ударение. Иметь понятие об орфоэпии, о её важнейших правилах. | | | | | |
| 48 | Произношение ударных и безударных звуков. Р. И.Аванесов. | 1 | Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём, понимать орфоэпические пометы. Знать выдающихся лингвистов и их труды в области фонетики и орфоэпии. | | | | | |
| 49 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. | 1 | Знать основные правила произношения согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. | | | | | Презентация «Заимствования» |
| 50 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова. | 1 | Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии ( речь ученика, речь ведущего телевидения…) Знать порядок орфоэпического разбора. Уметь выполнять орфоэпический разбор слова. | | Гласные и согласные звуки | | | Презентация |
| 51 | Контрольная работа по фонетике и орфоэпии № 3 | 1 | | | | Контрольная работа | | |
Лексика. Словообразование. Правописание. (24 часа) |
| 52 | Как определить лексическое значение слова. | 1 | Знать предмет изучения лексики. Иметь представление о том, что такое лексическое значение слова. Знать основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значенияв толковом словаре, подбор синонимов, подбор антонимов, подбор однокоренных слов. | | | | | |
| 53 | Как определить лексическое значение слова. Словарная статья. | 1 | Тренироваться в подборе синонимов и антонимов к словам, используя материалы специального словарика. Подбирать однокоренные слова с учётом их значения. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре; учиться пользоваться словарными пометами, самостоятельно брать справку в толковом словаре. | | | | | |
| 54 | Сколько лексических значений имеет слово. | 1 | Различать однозначные и многозначные слова, прибегая к толковому словарю. Наблюдать за использованием многозначности слова в художественной речи. | Интерактивный тест « Лексика. Терминология» | | С.д. | | |
| 55 | Когда слово употребляется в переносном значении. Метафора. Олицетворение.сика. ние изученного по теме "ласае, имена прилагательные и глаголы | 1 | Знать способы прямого и переносного значения слова в толковом словаре. | | | | | |
| 56 | Когда слово употребляется в переносном значении. Эпитет. | 1 | Понимать , что переносное значение слова служит основой художественных тропов ( метафоры, олицетворения, эпитета); различать эти тропы при анализе художественного текста. | | | | | |
| 57 | Когда слово употребляется в переносном значении. Фразеологизмы. | 1 | Знать признаки фразеологизмов и понимать, что в них слова могут употребляться в переносном значении. Наблюдать за использованием тропов и фразеологических сочетаний в художественной речи. | | | П.п. | | Весёлый урок «Радио-няни»: «Фразеологизмы». Презентация «Фразеологизмы». |
| 58 | Как пополняется словарный состав русского языка. | 1 | Знать основные пути пополнения словарного состава родного языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов ( наличие [ф],начального [а]или[э], сочетаний ке, же, ге, пю, вю, мю, бю, кю…).Уметь правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик (твёрдость и мягкость согласных перед е) | | | | | |
| 59 | Как пополняется словарный состав русского языка. Старославянизмы. | 1 | Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро- ра, оло – ла, ере – ре, ело – ле). Находить слова с полногласными и неполногласными сочетаниями, объяснять их написание. | | | | | |
| 60 | Как образуются слова в русском языке. | 1 | Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов (приставочный и суффиксальный способы образования); объяснять отличие этих способов от механизма образования форм слова. Уметь графически объяснить. Как образовано слово с помощью суффикса и приставки; выделять производящую основу (исходную часть слова) и словообразующую морфему. | | | | | |
| 61 | Как образуются слова в русском языке. | 1 | Совершенствовать умение работать над словариком значения морфем в ходе словообразовательного разбора. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов; уметь объяснить написание соединительных е и о в этих словах. | | | | | |
| 62 | Как образуются слова в русском языке. Разбор слова по составу. Словообразовательная модель. ( | 1 | Усвоить последовательность разбора слова по составу с опорой на смысловой и словообразовательный анализ: часть речи; буквальное значение слова; как образовано; морфемный состав слова. Понимать, что слова в языке образуются по словообразовательным моделям (схемам построения слов определённой части речи, имеющим общность в значении. В грамматических признаках).Определять часть речи с ориентацией на словообразовательную модель, указывающую на суффиксы, приставки, окончания слов. | | | | | |
| 63 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. | 1 | Иметь представление о видах чередований гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками. Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (значимые части слова), функциях, месторасположении в слове. Уметь выполнять задания по словообразованию контрольного характера и анализировать ошибки. | Интерактивный тест « О-А в корнях с чередованием». | | С.д. | | |
| 64 | Правописание чередующихся гласных в корнях лаг-//- лож и рос-// раст- (ращ-) | 1 | Знать условия (правила ) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и правильно их писать. | | | | | |
| 65 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | 1 | Знать правила употребления букв о-ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило и верно их писать. | Интерактивный тест «О- Ё после шипящих» | Шипящие звуки. Двойная роль букв е, ё, ю, я. | | | |
| 66 | Чем отличаются друг от друга слова – омонимы. | 1 | Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сравнивать значение, строение, написание разных видов омонимов. Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи. | | | | | |
| 67 | Что такое профессиональные и диалектные слова. В. И. Даль. | 1 | Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснять значение диалектного слова через подбор однокоренного. Знать сферу употребления терминов; уметь назвать термины лингвистики, объяснить их значение. Иметь представление о « Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля. | | | | | |
| 68 | О чём рассказывают устаревшие слова. Этимология. | 1 | Знать признаки устаревших слов. Понимать, что устаревшие слова образовывались по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в современном русском языке. Иметь представление об этимологии как науке, изучающей происхождение слова, его исторические родственные связи с другими словами. | Интерактивный тест «Лексика. Культура речи» | | | | Презентация «Исторические изменения в языке» |
| 69 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. | 1 | Понимать, что речевой этикет – это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности… в соответствии с речевой ситуацией. | Тест «Лексика. Культура речи» | | | | |
| 70 | Правописание корней слов. | 1 | Закреплять изученные орфографические правила; верно писать предложенные для специального заучивания слова (ЗСП). Совершенствовать умение писать слова с орфограммами в корне. | | | | | |
| 71 | Правописание неизменяемых на письме приставок от-, с-, об-…(повторение) | 1 | Знать и дифференцировать при письме слова с указанными группами приставок. | | | | | Интерактивная таблица «Правописание приставок» |
| 72 | Правописание приставок на з- с- (рас- раз-, из-, низ…)ХКК ГОС | 1 | Понимать правописание и дифференцировать слова с приставками на з/с. Владеть способом определения верного употребления приставок. В пределах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова , отобранные для специального заучивания.(ЗСП) | Тест «Буквы З-и С- на конце приставок» | | С.д. (упр.356 стр.127) | | |
| 73 | Буквы и – ы после ц | 1 | Знать условия употребления в слове букв и – ы после ц и уметь привести примеры. В пределах положительных оценок писать слова на данное правило. | | | | | Интерактив- ная таблица «Буквы и – ы после ц» Интерактив-ная игра «Цирк зажигает огни» |
| 74 | Значение, строение и написание слова (ЗСП). | 1 | На основе обобщения сведений из области словообразования и орфографии уметь рассказать о данных разделах лингвистики. Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения. | | | | | |
| 75 | Контрольная работа № 4 | 1 | Проверить усвоение правил написания корней, а также приставок ( неизменяемых и на з/с) | | | | | |
Стили речи (8часов) |
| 76 | Р.р. Что изучает стилистика | 1 | Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать « ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы: РС- н\о 1-1 общение | Тест»И- Ы после Ц» | | | | |
| 77 | Р.р. Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля речи. | 1 | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи. | | | | | |
| 78 | Р. р. Культура речевого поведения. | 1 | Учиться стилистически дифференцированно использовать формы обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке. | | | | | |
| 79 | Р.р. Художественная речь ХКК ГОС | 1 | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания (изобразить словом предмет речи, передать своё отношение к нему). | | | | | |
| 80 | Р. р. Художественная речь. В. В. Виноградов. | 1 | Знать ведущие стилевые черты художественной речи (образность и эмоциональность) и характерные для неё языковые средства ( конкретная, оценочная лексика, образная фразеология, сравнения, метафоры, эпитеты). Проводить стилистический анализ художественного текста, выделяя в нём средства языковой выразительности. | | | | | |
| 81 | Р. р. Научно – деловая речь. | 1 | Иметь представление о речевой ситуации, характерной для научно- деловой речи: условия общения (официальная обстановка, 1- много), основная задача речи (сообщение информации), ведущие стилевые черты(точность, официальность), характерные языковые средства. Учиться разграничивать научно – деловую и художественную речь, трансформировать художественную речь в деловую и наоборот | | | | | |
| 82 | Контрольная работа № 5. Изложение « Барсучонок». | 1 | У.меть слышать и воспринимать на слух художественный текст. Уметь пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка | | | | | |
| 83 | Анализ изложения. Работа над ошибками | 1 | Уметь анализировать изложение, делать работу над ошибкам, дифференцируя их. | | | | | |
Синтаксис и пунктуация (35 часов) (вводный курс) |
| 84 | Что изучают синтаксис и пунктуация. А. М.Пешковский. | 1 | Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать , чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения. Познакомиться с достижениями лингвиста и запомнить его труды в области синтаксиса. | Тестовая работа по орфографии | Знаки препинания | | | |
| 85 | Словосочетание | 1 | Знать, чем отличается словосочетание от слова и предложения; как строится словосочетание. | | | | | |
| 86 | Словосочетание | 1 | Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания. | | | | | |
| 87 | Словосочетание. Разбор словосочетания | 1 | Уметь выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять словосочетания по схемам. | | | С.д. (упр.391 стр.140) | | |
| 88 | Предложение. Интонация предложения | 1 | Знать основные признаки предложений; стилистические особенности употребления разных видов простых предложений. Уметь интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (художественные, научные) | | Предложение | | | |
| 89 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Знать виды предложений по цели высказывания и интонации; особенности интонации побудительных предложений. Использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. | | | | | |
| 91 | Восклицательные предложения. | 1 | Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. | | | | | |
| 92 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Уметь находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением). | | | | | |
| 93 | Главные члены предложения Сказуемое. ХКК ГОС | 1 | Знать способы выражения сказуемого глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. Уметь находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. | | | | | |
| 94 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого. Знать условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым. | | | | | |
| 95 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. | | | | | |
| 96 | Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения. | 1 | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено) | | | | | |
| 96 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Знать понятие дополнения. Уметь находить второстепенные члены в предложении. | | | | | |
| 97 | Определение. ХКК ГОС | 1 | Знать понятие определения. Уметь находить определения в тексте. | | | | | |
| 98 | Обстоятельство | 1 | Знать понятие обстоятельства. Уметь находить обстоятельства в тексте. Уметь распространять предложения второстепенными членами. | Интерактивный тест «Второстепенные члены предложения» | | | | |
| 99 | Однородные члены предложения. ХКК ГОС | 1 | Знать опознавательные признаки однородных членов предложения. | | | | | |
| 100 | Однородные члены предложения | 1 | Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами. | | Члены предложения | | | |
| 101 | Обобщающее слово перед однородными членами предложения. | 1 | Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах. | Интерактивный тест «Однородные члены предложения» | | П.п. | | |
| 102 | Двоеточие после обобщающего слова. | 1 | Обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Тест «Однородные члены» | | | | |
| 103 | Контрольная работа № 6. Анализ текста. | 1 | Уметь анализировать текст; определять стиль речи. | | | Комплексный анализ текста: определение стиля речи (разговорного, художественного, научно – делового) | | |
| 104 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Уметь слушать и слышать свою и чужую речь. Уметь выполнять коррекцию ошибок по плану. | | | | | |
| 105 | Обращение | 1 | Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации. | | | С.д. (упр.472) | | |
| 106 | Обращение | 1 | Использовать обращение как средство оценки того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания. | | | | | |
| 107 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; Уметь конструировать предложения по заданной схеме. | Интерактивный тест «Обращения» | | | | |
| 108 | Сложное предложение. | 1 | Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Уметь определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении ( для связи однородных членов или частей сложного предложения); составлять сложные предложения с союзом и. | | | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | | |
| 109 | Сложное предложение | 1 | Уметь определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении. | | | | | |
| 110 | Сложное предложение | 1 | Правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения между частями сложного предложения. | | | | | |
| 111 | Сложное предложение ХКК ГОС | 1 | « Читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам. | | | | | |
| 112 | Прямая речь | 1 | Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь. | | | | | |
| 113 | Прямая речь | 1 | Составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять схемы предложений с прямой речью. Знать , что такое диалог, реплика. | | | | | |
| 114 | Диалог | 1 | Уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему. Вести диалог; интонационно правильно читать диалоги. | Тестовая работа по теме «Пунктуация» | | | | |
| 115 | Повторение и обобщение изученного по теме « Синтаксис и пунктуация». | 1 | Закреплять изученные ранее орфограммы. | | | | | |
| 116 | Повторение и обобщение изученного по теме « Синтаксис и пунктуация» | 1 | Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП) | | | | | |
| 117 | Контрольная работа № 7. | 1 | Показать уровень сформированных умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса. | | | Контрольная работа по теме « Синтаксис и пунктуация» | | |
Типы речи (4 часа) |
| 118 | Р. р Что такое тип речи. | 1 | Иметь общее представление об основных типах речи: описание, повествование, рассуждение. Уметь разграничивать типы речи на основе их типового значения, используя при затруднении приём « фотографирования». | | | С.д. (упр.515) | | |
| 119 | Р.р. Описание, повествование, рассуждение. ХКК ГОС | 1 | Знать основные признаки понятия каждого типа речи. | | | | | |
| 120 | Р.р. Описание, повествование, рассуждение. | 1 | Уметь строить по образцу устный связный ответ, обосновывая в нём принадлежность текста к тому или иному типу речи (владение научной речью). | | | | | |
| 121 | Р. р. Оценка действительности. | 1 | Иметь представление о способах выражения оценки действительности посредством типового фрагмента текста, предложения, отдельных слов и сочетаний слов. Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний. Уметь создавать художественные тексты, используя в них оценочные высказывания. | | | Сочинение по картине Упр.565 стр.203. | | |
Строение текста (5 часов) |
| 122 | Р. р. Строение текста типа рассуждения - доказательства | 1 | Иметь представление о рассуждении – доказательстве как разновидности типа речи « рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение - доказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис- аргумент – примеры – вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей ( потому что , так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения – доказательства. | | | | | |
| 123 | Р. р. Строение текста типа рассуждения – доказательства. | 1 | Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения – доказательства, отвечая на вопросы учителя: « почему в слове пишется…?», « Почему в предложении …следует поставить запятую?» Уметь оформлять в виде рассуждения – доказательства языковые разборы (грамматический, синтаксический…) | | | | | |
| 124 | Контрольная работа № 8. Р. р. Анализ текста: определение типа речи. | 1 | Знать основные признаки понятия « тип речи». Уметь оформлять ответ в виде письменного рассуждения – доказательства. | | | | | |
| 125 | Р. р. Контрольная работа № 9. Соединение типов речи в одном тексте. Изложение « Джек здоровается» | 1 | Уметь слушать, запоминать и пересказывать услышанный текст. Уметь сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста ( художественный стиль речи, повествование с двумя вкраплениями описания) | | | Контрольное изложение « Джек здоровается» | | |
| 126 | Р.р. Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | Совершенствовать текст изложения. Работать над стилем и типологической структурой текста) | | | | | |
Морфология. Правописание. |
| 127 | Самостоятельные и служебные части речи. Междометия. | 1 | Знать предмет изучения морфологии. Знать названия самостоятельных и служебных частей речи. Тренироваться в умении распознавать слово как часть речи и определять морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов. Понимать важность и необходимость грамма, в частности для правописания. Иметь представление о междометиях. | | Части речи | | Стр.208-210, выучить правила. | Презентация «Части речи» |
Глагол (19 часов) |
| 128 | Что обозначает глагол ХКК ГОС | 1 | Уметь рассказать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом. Обогащать словарный запас различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп. | | | | | |
| 129 | Слитное и раздельное написание не с глаголами (закрепление) | 1 | Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой. | | | | | |
| 130 | Словообразование глаголов | 1 | Знать основные способы образования глаголов. Тренироваться в умении образовывать глаголы. Совершенствовать умение опознавать в тексте глаголы. | | Образование слов | | | |
| 131 | Виды глагола | 1 | Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глагола. | | | | | |
| 132 | Корни с чередованием букв е - и | 1 | Знать перечень корней – мер-// -мир-(а), -тер-//-тир-(а)… Видеть способы определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными. | Тест «Чередующие-ся гласные» | Чередование | | | Презентация «Буквы Е-И в корнях с чередованием» |
| 133 | Инфинитив | 1 | Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределённую форму глагола в тексте. Знать правописание неопределённой формы глагола. | | | | | |
| 134 | Правописание –тся и –ться в глаголах (закрепление) | 1 | Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой. | Тестовая работа по теме «Орфография» | | | | |
| 135 | Наклонение глагола | 1 | Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола. | | | | | |
| 136 | Как образуется сослагательное (условное)наклонение глагола | 1 | Знать, как образуется сослагательное наклонение. Уметь находить в тексте глаголы в форме сослагательного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме сослагательного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. | | | | | |
| 137 | Как образуется повелительное наклонение глагола | 1 | Знать, как образуется повелительное наклонение. Уметь находить в тексте глаголы в форме повелительного наклонения. | | | | | |
| 138 | Как образуется повелительное наклонение глагола. | 1 | Уметь образовывать глаголы в форме повелительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. | | | | | |
| 139 | Времена глагола | 1 | | | | | | |
| 140 | Времена глагола | 1 | | | | | | |
| 141 | Спряжение глагола. Лицо и число. | 1 | | | | Контрольный диктант по теме «Морфология. Правописание» | | |
| 142 | Правописание безударных личных окончаний глаголов ХКК ГОС | 1 | | | Окончание. Формы слов и однокоренные слова | С.д. (упр.631) | | |
| 143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | | Тест «Личные окончания глаголов» | | | | |
| 144 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. | 1 | | Интерактивный тест «Безличные, возвратные глаголы» | | | | |
| 145 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | 1 | | Интерактивный тест «Глагол» | | | | Весёлый урок « Радио-няня» « Употребление глаголов одеть – надеть» |
| 146 | Контрольная работа № 10 | 1 | Показать уровень сформированности умений в области орфографии, пунктуации. | | | Контрольный диктант по теме «Глагол» | | |
Строение текста (продолжение) ( 5 часов) |
| 147 | Р.р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях | | | | | | | |
| 148 | Р.р. Строение текста типа повествования | | | | | | | |
| 149 | Р.р. Строение текста типа повествования ХКК ГОС | | | | | | | |
| 150-151 | Р.р. Р.р. Сочинение - повествование | | | | | | | |
| | | Морфология. Правописание (продолжение) |
| 152 | Что обозначает имя существительное | | | | | | | Интерактивная таблица «Существительное как часть речи» |
| 153 | Как образуются имена существительные | | | | | | | Интерактивная таблица «Сложные существительные» |
| 154 | Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик- | | | | | | | Интерактивная таблица «Суффиксы ЧИК-, ЩИК» |
| 155 | Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик- (-чик-) | | | | | | | Интерактивная таблица «Суффиксы ек- ик» |
| 156 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | | | | Не с глаголами | | | |
| 157 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | | | | | П.п. | | |
| 158 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | | | Тестовая работа по теме «Орфография» | | | | |
| 159 | Род имён существительных | | | | | | | |
| 160 | Существительные общего рода | | | | | | | |
| 161-162 | Р.р. Р.р. Изложение | | | | | | | |
| 163 | Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных | | | | | | | Весёлый урок радионяни «Несклоняемые существительные» |
| 164 | Число имён существительных | | | | | | | |
| 165 | Падеж и склонение имён существительных | | | Интерактивный тест «Падежные окончания существительных» | | | | |
| 166 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных ХКК ГОС | | | Тест «Окончания существительных» | Окончания глаголов | | | Интерактивная таблица «Падежные окончания существительных» |
| 167 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | | | Интерактивный тест «Существительное» | | | | Интерактивная таблица «Существительное как часть речи» |
| 168 | | | | | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | |
| 169 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | | | | | |
| 170 | Употребление имён существительных в речи | | | Интерактивный тест «Существительное» | | С.д. (упр. 735) | | |
| | | Строение текста (продолжение) |
| | | |
| 171 | Р.р. Строение текста типа описания предмета | | | | | | | |
| 172 | Р.р. Строение текста типа описания предмета ХКК ГОС | | | | | | | |
| 173-174 | Р.р. Р.р. Сочинение-описание по картине и.и. машкова «клубника и белый кувшин» | | | | | | | |
| 175 | Р.р. Соединение типов речи в тексте | | | | | | | |
| 176-177 | Р.р. Р.р. | | | | | Контрольное изложение | | |
| | | Морфология. Правописание (продолжение) |
| | | |
| 178 | Что обозначает имя прилагательное | | | | | | | Демоверсия «Имя прилагательное» Интерактивная таблица «Имя прилагательное» |
| 179 | Прилагательные качественные, относительные, притяжательные | | | | | | | |
| 180 | Прилагательные качественные, относительные, притяжательные ХКК ГОС | | | Интерактивный тест «Разряды прилагательных по значению» | | | | |
| 181 | Правописание окончаний имён прилагательных ХКК ГОС | | | | Окончания существительных и глаголов | С.д. (упр. 783) | | |
| 182 | Образование имён прилагательных | | | | Как образуются слова | | | |
| 183 | Прилагательные полные и краткие | | | | | | | |
| 184 | Сравнительная и превосходная степень имён прилагательных. Как образуется сравнительная степень имён прилагательных | | | | | | | |
| 185 | Сравнительная и превосходная степень имён прилагательных. Как образуется превосходная степень имён прилагательных | | | Интерактивный тест «Прилагательное» | | | | |
| 186 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | | | Тестовая работа по теме «Морфология» | | | | Интерактивная таблица «Имя прилагательное» |
| 187 | | | | | | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | | |
| | | Повторение изученного в 5 классе |
| 189 | Фонетика. Орфография | | | | | | | Учебный тренажёр «Правописание гласных в корне слова» |
| 190 | Фонетика. Орфография | | | Интерактивный тест «Корни с чередованием» | | | | |
| 191 | Фонетика. Орфография | | | Интерактивный тест «Итоговое повторение» | | | | |
| 192 | Синтаксис. Пунктуация | | | | | | | |
| 193 | Синтаксис. Пунктуация | | | Интерактивный тест «Итоговое повторение» | | | | |
| 194 | Синтаксис. Пунктуация ХКК ГОС | | | Тестовая работа по теме «Фонетика. Синтаксис. Пунктуация» | | | | |
| 195-196 | Р.р. Р.р. Строение текста | | | | | | | |
| 197-198 | Р.р. Р.р. Сочинение – повествование с элементами описания | | | | | | | |
| 199 | Морфология. Орфография ХКК ГОС | | | Интерактивный тест «Итоговое повторение» | | | | |
| 200 | Морфология. Орфография | | | Интерактивный тест «Морфология. Орфография. Культура речи» | | | | |
| 201 | Морфология. Орфография | | | Тестовая работа по теме «Морфология. Орфография. Пунктуация» | | | | |
| 202 | | | | | | Годовая контрольная тестовая работа | | |
| 203 | Резервный урок | | | | | | | |
| 204 | Резервный урок | | | | | | | |
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).