kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по русскому языку для 5 класса по программе Разумовской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителя здесь найдут полезную информацию для составления и реализации программы по ФГОС 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по русскому языку для 5 класса по программе Разумовской»

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов г.Яранска»


Утверждаю -------------------------

И о директор КОГОБУ СШ с УИОП г. Яранска

Винокурова Е.В.. ------------------------------------


Рабочая программа

по русскому языку

для 5 «Б» класса

на 2016-2017 учебный год



Учитель Царегородцева Наталия Вадимовна






Яранск


2016




Содержание рабочей программы.

  1. Целевой раздел.

1.1Пояснительная записка.

1.2Общая характеристика учебного предмета.

1.3Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.

1.4Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе.

  1. Содержательный раздел.

2.1Содержание курса « Русский язык» (5 класс).

2.2тематическое планирование.

  1. Организационный раздел.

3.1Календарно – тематическое планирование .

3.2 Система оценки достижений учащихся по русскому языку.

3.3 Дидактический материал для проведения контрольных и творческих работ.

3.4Учебно- методическое обеспечение курса.





Содержание рабочей программы.


1.Целевой раздел.


Пояснительная записка.

Программа по русскому языку авторов М.М. Разумовской и др. отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Программа соответствует главной цели обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении, которая состоит в том, чтобы:

  • обеспечить языковое развитие учащихся,

  • помочь им овладеть речевой деятельностью:

  • сформировать умения и навыки грамотного письма, рационально­го чтения, полноценного восприятия звучащей ре­чи,

  • научить их свободно, правильно и выразитель­но говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе рас­ширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осоз­нать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой де­ятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи со­ставляют три группы понятий:

  • текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая ин­формация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

  • стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

  • функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связ­ной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каж­дого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельнос­ти: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием выска­зывания (устного и письменного), совершенствова­нием устного и письменного высказывания.

Содержание обучения связной речи (объем зна­ний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность курса усилена и в язы­ковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи, особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предусматривается систематическая paбота по орфоэпии.

Помимо указанных особенностей курса, надо отметить еще следующие.

  • Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику, словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структура курса объясняется стремлением создать более бла­гоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причас­тие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

  • Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной се­мантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их един­стве.

  • Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использо­ванием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

  • Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий програм­мный материал в логике его развития.

Распределение часов по темам примерное и кор­ректируется учителем с учетом хода усвоения учеб­ного материала учащимися.

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе «Примерных программ для основной школы. Русский язык», авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. М: Дрофа, 2008 год и состоит из трёх компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования – регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане КОГОБУ СШ с УИОП г.Яранска Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 204 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Раздел курса

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Знать основные понятия раздела.

Понимать смыслоразличительную функцию звука.

Уметь слушать и слышать звучащую речь, анализировать её по шкале « правильно – неправильно», « правильно – допустимо».

Овладевать навыками систематического речевого самоконтроля.

Уметь правильно произносить звуки и названия соответствующих букв.

Знать названия основных словарей, правильно читать и понимать словарные статьи, посвящённые тому или иному слову.

Уметь постоянно сверяться с рекомендациями словарей:

«Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И.Аванесова, 1989

«Словарь собственных имён русского языка» Ф.Л. Агеенко, 2010

« Словарь ударений русского языка» М. В. Зарвы, 2010

« Школьный орфоэпический словарь русского языка» В.В. Львова, 2004

«Словарь – справочник по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов» А.Н. Тихонов

« Школьный толковый словарь» Е. А. Быстрова.

Орфография.

Знать и верно употреблять при письме основные орфографические правила, известные с начальной школы:

- буквенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу –щу, чк, чн,нч, нщ;

- ь после шипящих в конце слов;

- разделительные ъ и ь;

- не с глаголами;

-тся и ться в глаголах;

- неизменяемые приставки (с-, на-, под-..), а также впервые изученные приставки на з(с);

- прописные буквы.

Знать и понимать понятие орфограммы.

Уметь замечать орфограммы в письменном тексте.

Знать, какие орфограммы возможны и как в зависимости от орфограммы решается вопрос о написании.

Знать орфограммы: « Гласные и согласные в корнях слов» и «Правописание окончаний существительных, прилагательных и глаголов»

Морфемика и словообразование.

Иметь представление о слове как системе языковых значений, передающихся с помощью морфем.

Овладевать навыками морфемного разбора слова, осознавая его как результат семантического, словообразовательного и формообразовательного анализа.

Знать и понимать понятие «Морфемная модель».

Уметь производить морфемно- словообразовательный анализ.

Выполнять многоаспектный анализ слов на основе морфемных моделей.

Лексика. Фразеология. Словообразование. Правописание.

Иметь целостное представление о слове, единстве его разнообразных языковых характеристик.

Овладеть разными способами определения лексического значения слова.

Осознать сущность семантической группировки лексики русского языка с точки зрения количества выражаемых лексических значений в слове

( слова однозначные и многозначные); использование слова в речи в прямом или переносном значении; взаимодействия в языке слова с близкими или противоположными по значению словами ( синонимы, антонимы); семантического противопоставления разных слов, случайно совпавших в языке по написанию, произношению (омонимы).

Знать о существующей зависимости лексического значения слова и морфемных значений, сочетающихся в одной словоформе.

Понимать лексическое значение слова и правила употребления его в речи.

Уметь в практике речевого общения опираться на значения морфем в процессе языкового анализа слова, в том числе и орфографического.

Уметь точно, уместно и выразительно употреблять слова в устной и письменной речи.

Овладеть приёмами словообразовательного толкования через типизированные формулы.

Знать понятие «фразеологизм» и его основные функции в речи.

Понимать основные свойства фразеологизмов.

Уметь опознавать их среди других лексических единиц, объяснять лексическое значение наиболее употребительных фразеологических сочетаний.

Правильно и уместно употреблять фразеологические единицы в практике речевого общения.


Синтаксис и пунктуация

Уметь (базовый уровень):

- выделять словосочетания из предложения;

- составлять словосочетания изученных видов;

- использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности и образности речи;

- находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено именем существительным или личным местоимением, а сказуемое – глаголом в одной из личных форм, именем существительным, полным или кратким прилагательным ( типа Москва – столица России. Вода прозрачна.);

- ставить вопросы к второстепенным членам предложения;

- находить в предложении определение, выраженное прилагательным; дополнение, выраженное именем существительным или личным местоимением; обстоятельство, выраженное именем существительным;

- распространять предложение второстепенными членами;

- определять количество грамматических основ предложении с одиночным союзом и;

- определять количество предложений в составе сложного ( с союзами и, а, но или без союзов, а также со словами что, который, потому что, где, когда ) при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения;

- составлять схемы предложений: сложносочинённых ( без употребления термина) с союзами и, а, но, сложноподчинённых (без употребления термина) со словами что, который, потому что, где, когда при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения;

- определять вид предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ.

Ученик должен безошибочно ставить:

- знаки препинания в конце предложения ( точку, вопросительный и восклицательный знаки);

- запятую при однородных членах ( без союзов и с союзами и, а, но), при одиночном обращении, между частями сложного предложения с разными видами связи (при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения);

- тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; перед репликой диалога;

- двоеточие после обобщающего слова при однородных членах;

- знаки препинания при прямой речи ( после слов автора и перед ними).

Ученик может ( « продвинутый» уровень ):

- определять грамматические значения словосочетаний изученных видов;

- находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено сочетанием слов, показывающим , о ком или о чём говорится в предложении, и отвечающим на вопросы кто? что? (типа На ветке сидели две белки.);

- находить в предложении обстоятельство, выраженное наречием;

- определять вид предложения по количеству главных членов ( двусоставное, односоставное) на примере предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 1- го, 2-го лица настоящего или будущего времени;

- владеть терминами « сложносочинённое предложение» и « сложноподчинённое предложение»;

- различать по значению и структуре сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам.

Ученик может ( «продвинутый» уровень) ставить запятую между частями сложноподчинённого предложения, в состав которого входят неполные предложения.

Морфология

Иметь представление о слове как части речи и системе языковых значений, сочетающихся в нём.

Знать понятие «части речи».

Уметь опознавать три основных части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и его формы.

Уметь определять грамматические значения ( морфологические признаки) этих форм.

В процессе практической деятельности ( через систему упражнений) овладеть литературной нормой образования отдельных форм слов и их сочетаемости.

Уметь выполнять морфологический разбор слова.

Речь

Ученик должен:

Усвоить понятие « Функциональная стилистика».

Знать основные стили русского языка: разговорный и художественный; научно- деловая речь.

Усвоить, что каждый стиль речи используется в определённой ситуации.

Запомнить признаки ситуации разговорного и художественного стилей.

Работая с текстами, по этим признакам определять и обосновывать стиль речи.

Усвоить два способа образности речи: «образ в слове» и «образ при помощи слов».

Знать три способа отражения окружающего нас мира: описание, повествование, рассуждение.

Знать понятие «текст» и его признаки.

Знать строение абзаца.

Уметь членить текст на абзацы и выделять их с помощью красной строки.

Иметь представление об актуальном членении предложения.

Усвоить понятие «типовой фрагмент текста».

Уметь определять типовой фрагмент по значению «данного»и «нового» в предложениях текста.

Знать способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента текста.





2.Календарно-тематическое планирование

На освоение содержания программы в 5 классе федеральным базисным учебным планом отведено 6 часов в неделю, т.е. 204 часа в год. Планирование предназначено для работы по учебнику: М.М. Разумовская и др. «Русский язык. 5 класс». М.: Дрофа, 2015год

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие компоненты: уроки развития речи -43, контрольные работы- 7, контрольные диктанты -6,контрольные сочинения -2, контрольные изложения -2, письма по памяти -4, словарные диктанты - 10,тестовые опросы –22 , интегрированные часы ХКК ФГОС ОО- 25.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.




Дата

Тема урока

Часы

УУД

Тестовые опросы

Актуализация знаний

Диагностика знаний уч-ся

Домашнее задание

ЦОР

О языке и речи ( 7 часов)

01.09

02.09

1

Зачем человеку нужен язык.

1

Иметь представление о роли языка в жизни общества, человека. Знать основные требования к речи (внятность, выразительность, смысловая точность..)




Упр.5 стр.5-6, стр.6-7 записать высказывания о языке в «Копилку мудрых мыслей».




2

Зачем человеку нужен язык.

1

Отрабатывать умение читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Строить небольшое высказывание на лингвистическую тему, пользуясь планом и подборкой примеров.




Упр.7 стр.6-7, выучить одно высказывание наизусть.




3

Что мы знаем о русском языке

1

Знать наизусть 1-2 высказывания великих людей о русском языке. Читать небольшие лингвистические тексты, пересказывать их содержание близко к тексту. Безошибочно списывать тексты разного характера: стихотворные, прозаические, художественные, лингвистические, публицистические- объёмом 30-70 слов за определённое время.

Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания (ЗСП)




Упр.8 стр.7

Учебный тренажёр «Повторение в начале года»


4

Р. р Что такое речь

1

Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, то есть речевой деятельности.




Стр.8-9, выучить правила, упр.11 стр.9 (устно), перерисовать схему в грамматический справочник и отметить условия речевого общения.



5

Р. р Что такое речь.

1

Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, то есть речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения ( наличие собеседника, потребности в общении, общего языка).

Знать основные требования к культуре устного общения, соблюдать их самому и замечать, когда их нарушают другие.

Овладевать чтением – пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию.

Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст.




Упр.13 (3) стр.10, схема речевого общения.



6

Р. р Речь монологическая и диалогическая . Речь устная и письменная. ХКК ГОС

1

Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников

( говорящий – слушающий) или от формы языка

( звуковая,

буквенная).




Стр.10, выучить правило. Упр.под рубрикой

«Понаблюдай

те!» стр.11



7

Р. р Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.

1

Находить в текстах литературных произведений образцы диалогической и монологической речи. Овладевать культурой диалогического общения ( учиться строить диалог в заданной ситуации, соблюдая этикетные нормы)




Стр.11, выучить правило.Упр.15 стр.11.


Язык. Правописание. Культура речи.

Повторение изученного в начальных классах

Фонетика. Графика.( 3 часа)


8

Звуки и буквы. Алфавит.

1

Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит. Уметь правильно произносить названия букв.







9

Что обозначают буквы е, ё, ю, я.

1

Определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях.

Уметь объяснить, почему для 6 гласных звуков в русском алфавите 10 букв.

Тестовый опрос по теме «Фонетика».



Стр.14, выучить правило.

Упр.28или 29 стр.15.



10

Фонетический разбор слова.

1

Знать порядок фонетического разбора и его назначение. Уметь производить разбор конкретных слов, в которых буквы не соответствуют звукам ( сова, дуб, яма)




Стр. 298, записать и выучить порядок разбора.

Упр.37стр.17.



Текст ( 5 часов)


11

Р. р Что такое текст (повторение)

1

Знать основные признаки понятия « текст»:

- членимость (состоит из нескольких предложений);

- смысловая цельность (предложения объединены по смыслу);

- формальная связанность (предложения связаны друг с другом по форме);

- относительная автономность (законченность ) высказывания.

Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально.




стр.18,выу-чить правило, упр.39стр.19.



12

Р. р Тема текста.

1

Иметь представление о теме текста (тема – это то, о чём говорится в тексте). Уметь определять тему текста при слушании и при чтении. Различать при сравнении широкие и узкие темы. Уметь подбирать материал к широкой и узкой теме (определять, о чём надо и о чём не нужно говорить в каждом случае)




Стр.19, выучить правило. Упр.42 (2) стр.19.



13

Р .р Основная мысль текста.

1

Иметь представление об основной мысли текста, то есть о замысле, коммуникативном намерении говорящего (это то, что говорится о теме, ради чего говорится).

Уметь определять (формулировать ) основную мысль текста, обычно передающую отношение автора к предмету речи. Уметь подбирать заголовок к тексту, отражая в нём тему или основную мысль высказывания. Уметь выражать своё отношение к предмету речи.




Стр.20, выучить правило.

Упр.50 стр.22-23.



14

Р. р Сочинение

« Памятный день летних каникул» Контрольная работа № 1.

1

Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи.







15

Контрольная работа №1. Р. р Сочинение

« Памятный день летних каникул»

1

Анализ сочинения.




Задания нет.



Письмо. Орфография. (12 часов)


16

Зачем людям письмо. Я. К. Грот.

1

Осознанно читать и пересказывать тексты о письменности. Уметь рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества. Знать , понимать и употреблять соответствующие термины. Понимать значение письма для жизни общества.




Выучить записи в тетради.

Упр.52 стр.24.



17

Орфография. Нужны ли правила?

1

Иметь представление об орфографии и орфограмме.

Осознанно понимать и знать роль орфографических правил для грамотного письма.




& 12. Стр.25, 26выучить правила.

Упр. 57 стр.26.



18

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.

1

Формулировать понятие орфограмм гласных корня (проверяемые и непроверяемые написания). Уметь опознавать данные написания зрительно и на слух. Овладеть способом определения верного написания (подбор однокоренных слов с ориентацией на значение корня);грамотно писать слова 1-й и 2-й степени трудности (вдалеке, обвинять0.

Тест «Проверяемые безударные гласные в корне слова»






19

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.

1

Формулировать понятие орфограмм согласных корня (проверяемые и непроверяемые согласные корня, непроизносимые согласные корня);дифференциация этих написаний при письме на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных, верно писать согласные в корнях слов.





Интерактивная игра «Алиса в стране…»


20

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.

1

Формулировать понятие орфограмм согласных корня. Дифференцировать эти написания при письме и на слух. Владеть способом определения верного написания согласных, верно писать согласные в корнях слов.

Тест «Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова»






21

Буквенные сочетания жи – ши, ча –ща, чу- щу; нч, чн, чк. нщ, щн, рщ.

1

Развивать навыки ориентировки при письме.

Опознавать данные сочетания и верно их воспроизводить в практике письма.







22

Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов

1

Знать. когда пишется ь в конце существительных и глаголов после шипящих. Верно писать слова этих частей речи.







23

Разделительные ь и ъ

1

Развивать навыки речевого слуха. Осознавать необходимость употребления разделительных знаков. Знать условия употребления разделительных ъ и ь и верно писать соответствующие слова.







24

Не с глаголами ХКК ГОС

1

Знать правило написания не с глаголами и перечень слов, не употребляемых без не-







25

Написание –тся и –ться в глаголах

1

Владеть способом определения написания –тся или -ться







26

Контрольная работа № 2. Диктант с грамматическим заданием.

1

Фиксировать продвижение учащихся в написании корней слов, а также других проверяемых написаний. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания (ЗСП).



Контрольный диктант по теме «Орфография».




27

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1







Строение слова (4 часа)


28

Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова

1

Понимать, что корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова (морфемы), что на письме они воспроизводятся единообразно, вне зависимости от их произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значений морфем. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме.


Части слова

С.д. (упр.100 стр.40)


Демоверсия «Корень слова»


29

Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова

1

Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определённой части речи при написании. Усвоить последовательность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем.







30

Как образуются формы слова

1

Понимать механизм образования форм слова с помощью окончания. Учиться соотносить окончание с его грамматическим значением (формой слова).Знать основные значения нулевого окончания в именах существительных (туч, стол, мышь), глаголах (ходил) и учиться находить эти окончания, учитывая их грамматическое значение.



Окончание





31

Как образуются формы слова

1

Знать, что при изменении форм слова (т.е. замене окончания) лексическое значение не меняется. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет определённый набор окончаний, отражающий особенности грамматического изменения слова (спряжения и склонения), что окончания передаются на письме единообразно, вне зависимости от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания.(ЗСП)






Слово как часть речи (5 часов)


32

Слово как часть речи. Самостоятельные части речи.

1

Знать предмет изучения морфологии. Знать, на какие вопросы отвечают данные части речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких признаков выделяются части речи в русском языке. Уметь строить рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении определять слова как части речи.

Тест «Морфемика. Орфография. Культура речи»






33

Самостоятельные части речи

1

Тренироваться в умении определять слова как части речи.

Интерактивный тест «Глагол. Повторение»

Части речи



Презентация «Части речи»


34

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1

Отрабатывать умение определять морфологические признаки данных частей речи. Знать, как изменяются данные части речи. Тренироваться в умении определять слова как части речи.







35

Служебные части речи: предлог, союз, частица ХКК ГОС

1

Знать, какие части речи являются служебными; их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Учиться использовать в речи правильно и уместно служебные части речи. Выполнить контрольную работу по морфологии и проанализировать её по памятке.

Интерактивный тест «Служебные части речи. Повторение»






36

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

1

На материале текстов упражнений закреплять изученные ранее правила орфографии. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП)






Текст (продолжение) (6 часов)


37

Р. р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.

1

Иметь представление о зависимых и независимых (самостоятельных) предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах – сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не является произвольным, а определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста.







38

Р.р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

1

Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного предложения к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях.







39

Р.р. Абзац как часть текста ХКК ГОС

1

Иметь представление о микротеме как части большой темы и об абзаце как части текста, в котором раскрывается микротема. Уметь выделять в сплошном тексте абзацы.







40

Р. р. Абзац как часть текста.

1

Уметь выделять в сплошном тексте абзацы.







41

Р. р. План текста.

1

Уметь составлять план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам..







42

Р. р. Сжатие и развёртывание текста.

1

Иметь представление о строении абзаца. Уметь находить в абзаце зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие мысли) и концовку. Учиться правильно строить абзац, развивать мысль, выраженную в тематической фразе. Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию. Работать над ошибками в построении абзацев, совершенствование собственных высказываний.






Систематический курс русского языка

Фонетика. Орфоэпия (9часов)


43

Что изучает фонетика.

1

Иметь представление об устной и письменной речи. Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии.







44

Звуки гласные и согласные.

1

Различать гласные и согласные звуки. Иметь представление об элементах транскрипции(ску

[шн]о), сопоставляя звуковой и буквенный облик слова. Знать перечень согласных звуков (фонем) и их качество; особенности произношения и написания согласных в слове. Знать правило произношения согласных на месте буквенного сочетания чн. Верно писать это и подобное сочетание букв.







45

Звуки гласные и согласные.

1

Уметь произносить без ошибок слова на изученные правила, верно писать их и указывать правильное произношение. Правильно произносить звуки речи (фонемы) изолированно и в составе слова, не отождествляя их с буквами. Безошибочно называть пары согласных по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости, а также непарные согласные. Характеризовать звуки по плану. Заучивать и использовать скороговорки для отработки правильной дикции.







46

Слог. Ударение.

1

Знать основные особенности русского ударения; иметь элементарное представление о фонетическом слоге. Уметь делить слова на слоги, выделять ударные гласные. Разграничивать слова по признаку «правильное – неправильное» ударение





Весёлый урок



47

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных звуков.

1

Различать фонетическое и логическое ударение. Иметь понятие об орфоэпии, о её важнейших правилах.







48

Произношение ударных и безударных звуков.

Р. И.Аванесов.

1

Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём, понимать орфоэпические пометы. Знать выдающихся лингвистов и их труды в области фонетики и орфоэпии.







49

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

1

Знать основные правила произношения согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём.





Презентация «Заимствования»


50

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

1

Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии ( речь ученика, речь ведущего телевидения…)

Знать порядок орфоэпического разбора. Уметь выполнять орфоэпический разбор слова.


Гласные и согласные звуки



Презентация


51

Контрольная работа по фонетике и орфоэпии № 3

1




Контрольная работа



Лексика. Словообразование. Правописание. (24 часа)


52

Как определить лексическое значение слова.

1

Знать предмет изучения лексики. Иметь представление о том, что такое лексическое значение слова. Знать основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значенияв толковом словаре, подбор синонимов, подбор антонимов, подбор однокоренных слов.







53

Как определить лексическое значение слова. Словарная статья.

1

Тренироваться в подборе синонимов и антонимов к словам, используя материалы специального словарика. Подбирать однокоренные слова с учётом их значения. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре; учиться пользоваться словарными пометами, самостоятельно брать справку в толковом словаре.







54

Сколько лексических значений имеет слово.

1

Различать однозначные и многозначные слова, прибегая к толковому словарю. Наблюдать за использованием многозначности слова в художественной речи.

Интерактивный тест « Лексика. Терминология»


С.д.




55

Когда слово употребляется в переносном значении. Метафора. Олицетворение.сика. ние изученного по теме "ласае, имена прилагательные и глаголы

1

Знать способы прямого и переносного значения слова в толковом словаре.







56

Когда слово употребляется в переносном значении. Эпитет.

1

Понимать , что переносное значение слова служит основой художественных тропов ( метафоры, олицетворения, эпитета); различать эти тропы при анализе художественного текста.







57

Когда слово употребляется в переносном значении. Фразеологизмы.

1

Знать признаки фразеологизмов и понимать, что в них слова могут употребляться в переносном значении. Наблюдать за использованием тропов и фразеологических сочетаний в художественной речи.



П.п.


Весёлый урок «Радио-няни»:

«Фразеологизмы».

Презентация

«Фразеологизмы».


58

Как пополняется словарный состав русского языка.

1

Знать основные пути пополнения словарного состава родного языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов ( наличие [ф],начального [а]или[э], сочетаний ке, же, ге, пю, вю, мю, бю, кю…).Уметь правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик (твёрдость и мягкость согласных перед е)







59

Как пополняется словарный состав русского языка. Старославянизмы.

1

Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро- ра, оло – ла, ере – ре, ело – ле). Находить слова с полногласными и неполногласными сочетаниями, объяснять их написание.







60

Как образуются слова в русском языке.

1

Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов (приставочный и суффиксальный способы образования); объяснять отличие этих способов от механизма образования форм слова. Уметь графически объяснить. Как образовано слово с помощью суффикса и приставки; выделять производящую основу (исходную часть слова) и словообразующую морфему.







61

Как образуются слова в русском языке.

1

Совершенствовать умение работать над словариком значения морфем в ходе словообразовательного разбора. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов; уметь объяснить написание соединительных е и о в этих словах.







62

Как образуются слова в русском языке. Разбор слова по составу. Словообразовательная модель. (

1

Усвоить последовательность разбора слова по составу с опорой на смысловой и словообразовательный анализ:

  1. часть речи;

  2. буквальное значение слова;

  3. как образовано;

  4. морфемный состав слова.

Понимать, что слова в языке образуются по словообразовательным моделям (схемам построения слов определённой части речи, имеющим общность в значении. В грамматических признаках).Определять часть речи с ориентацией на словообразовательную модель, указывающую на суффиксы, приставки, окончания слов.







63

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.

1

Иметь представление о видах чередований гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками. Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (значимые части слова), функциях, месторасположении в слове. Уметь выполнять задания по словообразованию контрольного характера и анализировать ошибки.

Интерактивный тест « О-А в корнях с чередованием».


С.д.




64

Правописание чередующихся гласных в корнях лаг-//- лож и рос-// раст- (ращ-)

1

Знать условия (правила ) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и правильно их писать.







65

Буквы о-ё после шипящих в корнях слов.

1

Знать правила употребления букв о-ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило и верно их писать.

Интерактивный тест «О- Ё после шипящих»

Шипящие звуки.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.





66

Чем отличаются друг от друга слова – омонимы.

1

Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сравнивать значение, строение, написание разных видов омонимов. Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи.







67

Что такое профессиональные и диалектные слова. В. И. Даль.

1

Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснять значение диалектного слова через подбор однокоренного. Знать сферу употребления терминов; уметь назвать термины лингвистики, объяснить их значение. Иметь представление о

« Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля.







68

О чём рассказывают устаревшие слова. Этимология.


1

Знать признаки устаревших слов. Понимать, что устаревшие слова образовывались по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в современном русском языке. Иметь представление об этимологии как науке, изучающей происхождение слова, его исторические родственные связи с другими словами.

Интерактивный тест «Лексика. Культура речи»




Презентация «Исторические изменения в языке»


69

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.

1

Понимать, что речевой этикет – это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности… в соответствии с речевой ситуацией.

Тест «Лексика. Культура речи»






70

Правописание корней слов.

1

Закреплять изученные орфографические правила; верно писать предложенные для специального заучивания слова (ЗСП). Совершенствовать умение писать слова с орфограммами в корне.







71

Правописание неизменяемых на письме приставок от-, с-, об-…(повторение)

1

Знать и дифференцировать при письме слова с указанными группами приставок.





Интерактивная таблица «Правописание приставок»


72

Правописание приставок на з- с- (рас- раз-, из-, низ…)ХКК ГОС

1

Понимать правописание и дифференцировать слова с приставками на з/с. Владеть способом определения верного употребления приставок. В пределах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова , отобранные для специального заучивания.(ЗСП)

Тест «Буквы З-и С- на конце приставок»


С.д. (упр.356 стр.127)




73

Буквы и – ы после ц

1

Знать условия употребления в слове букв и – ы после ц и уметь привести примеры. В пределах положительных оценок писать слова на данное правило.





Интерактив-

ная таблица «Буквы и – ы после ц»

Интерактив-ная игра «Цирк зажигает огни»


74

Значение, строение и написание слова (ЗСП).

1

На основе обобщения сведений из области словообразования и орфографии уметь рассказать о данных разделах лингвистики. Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения.







75

Контрольная работа № 4

1

Проверить усвоение правил написания корней, а также приставок ( неизменяемых и на з/с)






Стили речи (8часов)


76

Р.р. Что изучает стилистика

1

Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать « ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы:

РС- н\о

1-1

общение



Тест»И- Ы после Ц»






77

Р.р. Разговорная и книжная речь. Характеристика разговорного стиля речи.

1

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи.







78

Р. р. Культура речевого поведения.

1

Учиться стилистически дифференцированно использовать формы обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке.







79

Р.р. Художественная речь ХКК ГОС

1

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания (изобразить словом предмет речи, передать своё отношение к нему).







80

Р. р. Художественная речь. В. В. Виноградов.

1

Знать ведущие стилевые черты художественной речи (образность и эмоциональность) и характерные для неё языковые средства ( конкретная, оценочная лексика, образная фразеология, сравнения, метафоры, эпитеты). Проводить стилистический анализ художественного текста, выделяя в нём средства языковой выразительности.







81

Р. р. Научно – деловая речь.

1

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для научно- деловой речи: условия общения (официальная обстановка, 1- много), основная задача речи (сообщение информации), ведущие стилевые черты(точность, официальность), характерные языковые средства. Учиться разграничивать научно – деловую и художественную речь, трансформировать художественную речь в деловую и наоборот







82

Контрольная работа № 5. Изложение

« Барсучонок».

1

У.меть слышать и воспринимать на слух художественный текст. Уметь пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка







83

Анализ изложения. Работа над ошибками

1

Уметь анализировать изложение, делать работу над ошибкам, дифференцируя их.






Синтаксис и пунктуация (35 часов)

(вводный курс)


84

Что изучают синтаксис и пунктуация. А. М.Пешковский.

1

Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать , чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения. Познакомиться с достижениями лингвиста и запомнить его труды в области синтаксиса.

Тестовая работа по орфографии

Знаки препинания





85

Словосочетание

1

Знать, чем отличается словосочетание от слова и предложения; как строится словосочетание.







86

Словосочетание

1

Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания.







87

Словосочетание. Разбор словосочетания

1

Уметь выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять словосочетания по схемам.



С.д. (упр.391 стр.140)




88

Предложение. Интонация предложения

1

Знать основные признаки предложений; стилистические особенности употребления разных видов простых предложений. Уметь интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (художественные, научные)


Предложение





89

Виды предложений по цели высказывания

1

Знать виды предложений по цели высказывания и интонации; особенности интонации побудительных предложений. Использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации.







91

Восклицательные предложения.

1

Верно оформлять при письме соответствующие конструкции.







92

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Уметь находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением).







93

Главные члены предложения Сказуемое. ХКК ГОС

1

Знать способы выражения сказуемого глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. Уметь находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным.







94

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого. Знать условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым.







95

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Верно оформлять при письме соответствующие конструкции.







96

Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения.

1

Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено)







96

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

Знать понятие дополнения. Уметь находить второстепенные члены в предложении.







97

Определение. ХКК ГОС

1

Знать понятие определения. Уметь находить определения в тексте.







98

Обстоятельство

1

Знать понятие обстоятельства. Уметь находить обстоятельства в тексте. Уметь распространять предложения второстепенными членами.

Интерактивный тест «Второстепенные члены предложения»






99

Однородные члены предложения. ХКК ГОС

1

Знать опознавательные признаки однородных членов предложения.







100

Однородные члены предложения

1

Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами.


Члены предложения





101

Обобщающее слово перед однородными членами предложения.

1

Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах.

Интерактивный тест «Однородные члены предложения»


П.п.




102

Двоеточие после обобщающего слова.

1

Обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Тест «Однородные члены»






103

Контрольная работа № 6.

Анализ текста.

1

Уметь анализировать текст; определять стиль речи.



Комплексный анализ текста: определение стиля речи (разговорного, художественного, научно – делового)




104

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Уметь слушать и слышать свою и чужую речь. Уметь выполнять коррекцию ошибок по плану.







105

Обращение

1

Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации.



С.д. (упр.472)




106

Обращение

1

Использовать обращение как средство оценки того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания.







107

Синтаксический разбор простого предложения

1

Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения;

Уметь конструировать предложения по заданной схеме.

Интерактивный тест «Обращения»






108

Сложное предложение.

1

Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Уметь определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении ( для связи однородных членов или частей сложного предложения); составлять сложные предложения с союзом и.



Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»




109

Сложное предложение

1

Уметь определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении.







110

Сложное предложение

1

Правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения между частями сложного предложения.







111

Сложное предложение ХКК ГОС

1

« Читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам.







112

Прямая речь

1

Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь.







113

Прямая речь

1

Составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять схемы предложений с прямой речью. Знать , что такое диалог, реплика.







114

Диалог

1

Уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему.

Вести диалог; интонационно правильно читать диалоги.

Тестовая работа по теме «Пунктуация»






115

Повторение и обобщение изученного по теме « Синтаксис и пунктуация».

1

Закреплять изученные ранее орфограммы.







116

Повторение и обобщение изученного по теме « Синтаксис и пунктуация»

1

Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП)







117

Контрольная работа № 7.

1

Показать уровень сформированных умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса.



Контрольная работа по теме « Синтаксис и пунктуация»



Типы речи (4 часа)


118

Р. р Что такое тип речи.

1

Иметь общее представление об основных типах речи: описание, повествование, рассуждение. Уметь разграничивать типы речи на основе их типового значения, используя при затруднении приём

« фотографирования».



С.д. (упр.515)




119

Р.р. Описание, повествование, рассуждение. ХКК ГОС

1

Знать основные признаки понятия каждого типа речи.







120

Р.р. Описание, повествование, рассуждение.

1

Уметь строить по образцу устный связный ответ, обосновывая в нём принадлежность текста к тому или иному типу речи (владение научной речью).







121

Р. р. Оценка действительности.

1

Иметь представление о способах выражения оценки действительности посредством типового фрагмента текста, предложения, отдельных слов и сочетаний слов. Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний. Уметь создавать художественные тексты, используя в них оценочные высказывания.



Сочинение по картине Упр.565 стр.203.



Строение текста (5 часов)


122

Р. р. Строение текста типа рассуждения - доказательства

1

Иметь представление о рассуждении – доказательстве как разновидности типа речи « рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение - доказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис- аргумент – примеры – вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей ( потому что , так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения – доказательства.







123

Р. р. Строение текста типа рассуждения – доказательства.

1

Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения – доказательства, отвечая на вопросы учителя: « почему в слове пишется…?», « Почему в предложении …следует поставить запятую?» Уметь оформлять в виде рассуждения – доказательства языковые разборы (грамматический, синтаксический…)







124

Контрольная работа № 8.

Р. р. Анализ текста: определение типа речи.

1

Знать основные признаки понятия « тип речи». Уметь оформлять ответ в виде письменного рассуждения – доказательства.







125

Р. р. Контрольная работа № 9.

Соединение типов речи в одном тексте. Изложение « Джек здоровается»

1

Уметь слушать, запоминать и пересказывать услышанный текст. Уметь сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста ( художественный стиль речи, повествование с двумя вкраплениями описания)



Контрольное изложение

« Джек здоровается»




126

Р.р. Анализ изложения. Работа над ошибками.

1

Совершенствовать текст изложения. Работать над стилем и типологической структурой текста)






Морфология. Правописание.


127

Самостоятельные и служебные части речи. Междометия.

1

Знать предмет изучения морфологии. Знать названия самостоятельных и служебных частей речи. Тренироваться в умении распознавать слово как часть речи и определять морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов. Понимать важность и необходимость грамма, в частности для правописания. Иметь представление о междометиях.


Части речи


Стр.208-210, выучить правила.

Презентация «Части речи»

Глагол (19 часов)


128

Что обозначает глагол ХКК ГОС

1

Уметь рассказать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом. Обогащать словарный запас различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп.







129

Слитное и раздельное написание не с глаголами (закрепление)

1

Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой.







130

Словообразование глаголов

1

Знать основные способы образования глаголов. Тренироваться в умении образовывать глаголы. Совершенствовать умение опознавать в тексте глаголы.


Образование слов





131

Виды глагола

1

Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глагола.







132

Корни с чередованием букв е - и

1

Знать перечень корней – мер-// -мир-(а), -тер-//-тир-(а)…

Видеть способы определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными.

Тест «Чередующие-ся гласные»

Чередование



Презентация «Буквы Е-И в корнях с чередованием»


133

Инфинитив

1

Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределённую форму глагола в тексте. Знать правописание неопределённой формы глагола.







134

Правописание

тся и –ться в глаголах (закрепление)

1

Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой.

Тестовая работа по теме «Орфография»






135

Наклонение глагола

1

Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола.







136

Как образуется сослагательное (условное)наклонение глагола

1

Знать, как образуется сослагательное наклонение. Уметь находить в тексте глаголы в форме сослагательного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме сослагательного наклонения и уместно использовать их в собственной речи.







137

Как образуется повелительное наклонение глагола

1

Знать, как образуется повелительное наклонение. Уметь находить в тексте глаголы в форме повелительного наклонения.







138

Как образуется повелительное наклонение глагола.

1

Уметь образовывать глаголы в форме повелительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи.







139

Времена глагола

1








140

Времена глагола

1








141

Спряжение глагола. Лицо и число.

1




Контрольный диктант по теме «Морфология. Правописание»




142

Правописание безударных личных окончаний глаголов ХКК ГОС

1



Окончание. Формы слов и однокоренные слова

С.д. (упр.631)




143

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1


Тест «Личные окончания глаголов»






144

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

1


Интерактивный тест «Безличные, возвратные глаголы»






145

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы

1


Интерактивный тест «Глагол»




Весёлый урок « Радио-няня»

« Употребление глаголов одеть – надеть»


146

Контрольная работа № 10

1

Показать уровень сформированности умений в области орфографии, пунктуации.



Контрольный диктант по теме «Глагол»



Строение текста (продолжение) ( 5 часов)


147

Р.р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях









148

Р.р. Строение текста типа повествования









149

Р.р. Строение текста типа повествования ХКК ГОС









150-151

Р.р. Р.р. Сочинение - повествование











Морфология. Правописание (продолжение)


152

Что обозначает имя существительное







Интерактивная таблица «Существительное как часть речи»


153

Как образуются имена существительные







Интерактивная таблица «Сложные существительные»


154

Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-







Интерактивная таблица «Суффиксы ЧИК-, ЩИК»


155

Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик- (-чик-)







Интерактивная таблица «Суффиксы ек- ик»


156

Слитное и раздельное написание не с именами существительными




Не с глаголами





157

Слитное и раздельное написание не с именами существительными





П.п.




158

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые



Тестовая работа по теме «Орфография»






159

Род имён существительных









160

Существительные общего рода









161-162

Р.р. Р.р. Изложение









163

Существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных







Весёлый урок радионяни «Несклоняемые существительные»


164

Число имён существительных









165

Падеж и склонение имён существительных



Интерактивный тест «Падежные окончания существительных»






166

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных ХКК ГОС



Тест «Окончания существительных»

Окончания глаголов



Интерактивная таблица «Падежные окончания существительных»


167

Повторение изученного по теме «Имя существительное»



Интерактивный тест «Существительное»




Интерактивная таблица «Существительное как часть речи»


168






Контрольный диктант по теме «Имя существительное»




169

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками









170

Употребление имён существительных в речи



Интерактивный тест «Существительное»


С.д. (упр. 735)






Строение текста (продолжение)






171

Р.р. Строение текста типа описания предмета









172

Р.р. Строение текста типа описания предмета ХКК ГОС









173-174

Р.р. Р.р. Сочинение-описание по картине и.и. машкова «клубника и белый кувшин»









175

Р.р. Соединение типов речи в тексте









176-177

Р.р. Р.р.





Контрольное изложение






Морфология. Правописание (продолжение)






178

Что обозначает имя прилагательное







Демоверсия «Имя прилагательное»

Интерактивная таблица «Имя прилагательное»


179

Прилагательные качественные, относительные, притяжательные









180

Прилагательные качественные, относительные, притяжательные ХКК ГОС



Интерактивный тест «Разряды прилагательных по значению»






181

Правописание окончаний имён прилагательных ХКК ГОС




Окончания существительных и глаголов

С.д. (упр. 783)




182

Образование имён прилагательных




Как образуются слова





183

Прилагательные полные и краткие









184

Сравнительная и превосходная степень имён прилагательных. Как образуется сравнительная степень имён прилагательных









185

Сравнительная и превосходная степень имён прилагательных. Как образуется превосходная степень имён прилагательных



Интерактивный тест «Прилагательное»






186

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»



Тестовая работа по теме «Морфология»




Интерактивная таблица «Имя прилагательное»


187






Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»






Повторение изученного в 5 классе


189

Фонетика. Орфография







Учебный тренажёр «Правописание гласных в корне слова»


190

Фонетика. Орфография



Интерактивный тест «Корни с чередованием»






191

Фонетика. Орфография



Интерактивный тест «Итоговое повторение»






192

Синтаксис. Пунктуация









193

Синтаксис. Пунктуация



Интерактивный тест «Итоговое повторение»






194

Синтаксис. Пунктуация

ХКК ГОС



Тестовая работа по теме «Фонетика. Синтаксис. Пунктуация»






195-196

Р.р. Р.р. Строение текста









197-198

Р.р. Р.р. Сочинение – повествование с элементами описания









199

Морфология. Орфография

ХКК ГОС



Интерактивный тест «Итоговое повторение»






200

Морфология. Орфография



Интерактивный тест «Морфология. Орфография. Культура речи»






201

Морфология. Орфография



Тестовая работа по теме «Морфология. Орфография. Пунктуация»






202






Годовая контрольная тестовая работа




203

Резервный урок









204

Резервный урок









Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рекомендации по русскому языку для 5 класса по программе Разумовской

Автор: Царегородцева Наталия Вадимовна

Дата: 20.06.2017

Номер свидетельства: 422652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.(по учебнику Разумовской М.М.) "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-9-klass-po-uchiebniku-razumovskoi-m-m"
    ["file_id"] => string(6) "140022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417860713"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Календарно -тематическое планирование  по русскому языку  для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "243128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445622488"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа по русскому языку для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_4"
    ["file_id"] => string(6) "514625"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1560422306"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» (базовый уровень) 9 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-programma-po-priedmietu-russkii-iazyk-bazovyi-urovien-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "127253"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415286004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 9 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407328688"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства