Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», «Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, сост. Харитонова, изд. Дрофа, 2009 год», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской», учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией М.М.Разумовской. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 9 класс »
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», «Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, сост. Харитонова, изд. Дрофа, 2009 год», «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской», учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией М.М.Разумовской. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
(языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане МБОУ «Большескуратовская СОШ» определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 68 часов, из них на развитие речи - 17 час., контроль – 10 час.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
-изученные разделы науки о языке;
-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, -
- уметьобъяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.
Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002
Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006
ДейкинаА.Д., Пахнова Т.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000
Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / И.П.Цибулько. – 4-ое изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл.- М.: ТЦ Сфера, 2008
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.»* М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: дрофа, 2001
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Мультимедийные пособия.
Электронный репетитор-тренажер «Наставник»
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий
Обусловленность выбора учебника (линия под ред. М.М.Разумовской)
и краткая его характеристика
В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,
способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):
I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.
В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.
Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.
Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.
Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).
По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.
Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.
Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.
Параллельно школьники обучаются языковому анализу.
Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.
Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?"
В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация". "Речь".
Учебно-тематический план
№
Блок-темы
Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи
1
Русский язык – национальный язык русского народа.
1
2
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах
8
2
3
Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение
2
7
4
Сложноподчиненное предложение
29
10
6
Бессоюзное сложное предложение
9
2
7
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
5
8
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе
7
3
Итого
68
17
68 часов
Контроль (из общего числа часов)
10
Примечание: в случае форс-мажорных обстоятельств возможно уменьшение количества часов по темам №5 и № 7, так как изучение ССП и СПП шло достаточно подробно в темах №3 и №4.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
Название темы
Кол-во часов
Содержание
Виды деятельности учащихся
Домашнее
задание
Дата проведения
План
Факт
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 час)
1.
Русский язык —
национальный язык
русского народа
1
. Особенности русского
национального языка как
государственного и как
средства
межнационального
общения. Тексты о
русском языке
Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, появлении и развитии. Вдумчиво читать и анализировать
лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы
Подготовить устное сообщение на тему «Русский язык как национальный язык русского народа», используя §1 и дополнительную литературу;
Подготовиться к письму по памяти по упр.7.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
2.
Р\Р Повторение. Речь. Стили речи.
1
Стили речи.
Разговорная и книжная
речь. Пять стилей речи:
речевые ситуации,
стилевые черты
Проводить стилистический анализ текста
§2; упр.15, 16 (по выбору).
3,4,5
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
3
Классификация
гласных и согласных
звуков. Фонетическая
транскрипция и её
роль. Произношение
звуков речи и их
сочетаний, отдельных
грамматических форм. Русское словесное
ударение. Нормы
русского ударения.
Состав русского
алфавита. Правильные
названия букв.
Соотношение звуков и
букв. Приоритет звуков
по отношению к буквам
Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки
работы с орфоэпическим словариком учебника и словарём. Осознавать
роль письма в истории развития России. Различать звуки и буквы. Знать
русский алфавит, правильно произносить названия букв (а не буквы!).
Иметь представление о литературной норме и её разновидностях
§ 3, упр.22;
Инд. карт. с заданием ГИА.
Стр.17, упр.21 (устно)
Стр.17 упр. 21 Используя тезисы, подготовить рассказ об особенностях произношения звуков. Презентация
6,7
Лексика. Морфемика. Словообразование.
2
Лексика и фразеология.
Толковый словарь.
Морфемика и
словообразование.
Морфемно-словообразовательный
разбор слова. Словарь
морфем,
словообразовательный
словарь
Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и
словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком
учебника и словарём
§4; упр.25,26.
Стр.19, упр.27, тесты
8,9
Морфология и синтаксис.
2
Морфология. Части речи.
Морфологический разбор слова.
Синтаксис. Словосочетание.
Предложение. Синтаксический разбор словосочетания и
простого предложения
Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по
частям речи; о специфических (постоянных) признаках частей речи; об
особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых)
§5; упр.28 (устно), 31 (письм.).
Повт. спряжение глагола.
§5; упр.32.
10,11,12
Орфография и пунктуация.
3
Знаки препинания отделяющие и
выделяющие. Правописание гласных
в корнях слов. Корни с чередованием.
Спряжение глаголов.
Приставки и частицы не и ни и их
правописание
Различать отделяющие и выделяющие знаки препинания и приводить
примеры. Закрепить правописание гласных в корнях слов и корней с
чередованием, опираясь на соответствующие орфографические правила.
Знать и применять правила написания безударных личных окончаний
глаголов настоящего и будущего времени. Различать приставки и частицы не и ни. Правильно и рационально пользоваться
орфографическим словарём и школьными справочниками по
орфографии и пунктуации для самоконтроля и самопроверки
§5; упр.36, 38.
Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему («Зачем нужна орфография?»).
§5; упр.42, 43.
§5; упр.45.
13
К/р
Диктант с грамматиче-
ским заданием по теме «Повторение изученного».
1
Проверить уровень владения материалом для повторения в начале 9класса
Тест.
14
Р\р Типы речи
1
Типы речи.
Разновидности типов речи
Различать типы речи и их разновидности. Проводить типологический
анализ текста. Иметь представление о сжатии текста
§5; упр.52.
15
р/р Контрольная работа №2.
Обучение изложению:
сжатый пересказ
1
Сжатое изложение
Сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа,
превращая изобразительную речь в информативную
Работа над сочинением
Синтаксис сложного предложения. Пунктуация.
16,17
Понятие о сложном предложении.
2
Сложное предложение.
Смысловое, структурное и
интонационное единство частей
сложного предложения.
Русские лингвисты:
Д.Н. Овсянико-Куликовский
. Иметь представление о сложном предложении. Разграничивать и
сопоставлять простые и сложные предложения. Опознавать и правильно
интонировать сложные предложения с разными смысловыми
отношениями между их частями
§7; упр.57(карандашом в учебнике), пересказ
Стр. 41, упр. 58 (в тетради);
ЗСП-1.
18,19.
Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.
2
Типы сложных
предложений. Интонация, союзы,
самостоятельные части
речи (союзные слова) как основные средства синтаксической связи
между частями сложного предложения
Знать классификацию сложных предложений. Иметь общее
представление о средствах связи между частями сложного предложения
и соответствующих знаках препинания. Разграничивать сложные
предложения разных типов. Составлять графические схемы сложных
предложений
§8; упр.63, 65.
Стр. 47, упр.65, 62
Сложносочиненное предложение
20.
Понятие о сложносочиненном предложении.
1
Сложносочинённое предложение, его
строение. Интонационное и
пунктуационное оформление таких
предложений
Иметь представление о сложносочинённом предложении как таком
единстве предикативных частей, которое образуется на основе
сочинительной связи. Знать, какие знаки препинания употребляются в
составе сложносочинённого предложения, и владеть навыками
расстановки этих знаков при письме
§9; упр.69.
21,22
Виды сложносочиненных предложений.
2
Разряды сочинительных
союзов и соответствующие им
виды сложносочинённых
предложений.
Основные значения сложносочинённых
предложений: соединительные (с
оттенками последовательности и
одновременности протекающих
событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со
значением чередования событий
или их взаимоисключения).
Синтаксический разбор таких
предложений по образцу
Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды
сложносочинённых предложений; понимать основные значения
сложносочинённых предложений: соединительные (с оттенками
последовательности и одновременности протекающих событий, с
предложений, исправлять соответствующие синтаксические ошибки.
Наблюдать за особенностями использования сложносочинённых
предложений в текстах разных стилей, в том числе в художественном.
Тренироваться в синтаксическом разборе сложносочинённых
предложений; употреблении в речи этих предложений
§10; упр.73.
Стр. 57, упр.78
23
Творческая работа по
картине А.А.Пластова
«Первый снег» (или иной
картине) с ориентацией на
употребление в речи
сложносочинённых
предложений в устной или
письменной форме
1
Проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи сложносочинённые предложения
§10; упр.75.
24,25
Контрольная работа №3.
Изложение «Мой друг»
2
Уметь писать изложение, близкое к тексту, на основе комплексного
анализа исходного текста
26,27
Художествен-ный стиль речи и язык художествен-ной литературы.
1
Сопоставление понятий
«художественный стиль речи» и «язык
художественной литературы»
Иметь представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Проводить языковой анализ текста. Выразительно читать и устно пересказывать соответствующие тексты
Раздаточный материал для комплексного анализа текста.
§11; упр.83.
Сложноподчиненное предложение
28,29
Понятие о сложноподчи- ненном предложении.
2
Сложноподчинённое
предложение, его строение. Главная и
придаточная части. Подчинительные
союзы и союзные слова. Средства связи
частей сложноподчинённого
предложения. Интонационное и
пунктуационное оформление
подобных предложений. Русские
лингвисты: С.И.Абакумов
Повторить сведения о видах сложного предложения. Знать, чем различаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе про ведения синтаксического анализа сложноподчинённого предложения. Понимать, чем различаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять
§12; упр.94.
Стр. стр. 74, упр. 92
30-31
Виды сложноподчи-ненных предложений.
2
Виды придаточных предложений.
Синтаксический разбор
сложноподчинённых предложений по
образцу. Русские лингвисты:Л.Ю.Максимов
Иметь представление о классификации сложноподчинённых
предложений. Определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчинённого предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов. Моделировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам. Овладевать навыками синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
§13; упр.101, 104.
§13; упр.109, 111.
32, 33.34.
Сложноподчи-ненное предложение с придаточным определитель-ным.
3
Сложноподчинённое предложение с
придаточным определительным.
Синтаксические синонимы: сложноподчинённое предложение с
придаточным определительным —
простое предложение с обособленным
определением
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого
предложения с придаточным определительным. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчинённое предложение с
придаточным определительным — простое предложение с
обособленным определением). Находить сложноподчинённые предложения с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические
конструкции
§14; упр.119.ЗСП 3
Стр. 92, упр. 123, 124 (1,2 задание)
Стр. 92 упр. 124 (3,4 задание), упр. 128 устно
35,36
Сложноподчи-ненное предложение с придаточным изъяснитель-ным.
2
Сложноподчинённое предложение с
придаточным изъяснительным.
Синтаксические синонимы:
сложноподчинённое предложение с
придаточным изъяснительным —
предложение с прямой речью,
бессоюзное предложение и т.п.
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого
предложения с придаточным изъяснительным. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным изъясни тельным. Употреблять синтаксические синонимы (сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью,
бессоюзное предложение и т.п.). Находить сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические
конструкции
§15; упр.135, 136.
Стр. 101, упр. 139, 140.
37-38
Р\Р Строение текста. Сочинение-этюд по картине
И.И.Левитана «Весна.
Большая вода»
2
. Повторение и углубление знаний о
тексте: способы и средства связи
Иметь представление о разнообразных средствах связи предложений в тексте. Определять способ и средства связи предложений в готовом тексте; использовать определённые средства связи как стилистический приём, усиливающий выразительность речи, при создании текста
§17; упр.148-задание 3.
39-40
Сложноподчи-ненное предложение с придаточным обстоятельст- венным. СПП с придаточным места.
2
Сложноподчинённое предложение с
придаточным места. Особенности строения и употребления в речи
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого
предложения с придаточным места. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным места. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным места
в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции
§16,18; упр.156, 157. ЗСП-4.
Стр. 113, упр.153
41,42
Сложноподчи-ненное предложение с придаточным времени.
2
Сложноподчинённое предложение с
придаточным времени. Особенности
строения и употребления в речи
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого
предложения с придаточным времени. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным времени. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным времени в художественных текстах; уместно использовать
в своей речи подобные синтаксические конструкции
§19; упр.164.
Стр. 118, упр.163, 165 (устно)
43,44
Сложноподчи-ненное предложение с придаточным
сравнения.
2
Различные способы сравнения в русском
языке.Сложноподчинённое
предложение с придаточным сравнения.
Особенности строения и употребления в
речи. Русские лингвисты: А.А.Потебня
Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание
сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); умело пользоваться приёмом синонимической
замены. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения. Находить сложноподчинённые предложения с
придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции
Сложноподчи-ненное предложение с придаточным образа действия м степени.
2
Сложноподчинённое предложение с
придаточным образа действия и степени.
Особенности строения и употребления в речи
Иметь представление об особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия и степени. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Находить сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
§21; упр. 185.
Стр. 129, упр.186
47
Р\Р Путевые заметки.
1
Путевые заметки: понятие о жанре. План анализа текста определённого речевого
жанра
Опознавать жанр путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания. Анализировать и
совершенствовать сочинения по плану анализа текста определённого речевого жанра
Стр. 132, упр. 187, работа карандашом
48
Р\Р Путевые заметки
1
Путевые заметки: структура, языковые особенности жанра
Учиться сжимать текст с учётом его типологического строения (устно). Подготовиться к домашнему сочинению в жанре путевых заметок
§22; упр. 191 (написать сочинение в жанре путевых заметок).
49,50
Контрольная работа
№4. Изложение по
тексту Ю. Нагибина
«Чистые пруды»
2
Подробное изложение
Подробное изложение по плану без изменения лица в жанре путевых
заметок
51
Сложноподчи-ненное предложение с придаточным
цели.
1
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Особенности строения и употребления в речи
. Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным цели. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным цели. Находить
сложноподчинённые предложения с придаточным цели в текстах разных стилей речи; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции
§23; упр. 195, 197.
52
Сложноподчи-ненное предложение с придаточным
условия.
1
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Особенности строения и употребления в речи
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого
предложения с придаточным условия. Моделировать
сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным условия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
§24; упр. 204.
53,54
Сложноподчи-ненное предложение с придаточным
Причины и следствия.
2
Сложноподчинённое
предложение с придаточными причины и следствия. Особенности строения и употребления в речи
Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия. Находить сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные
синтаксические конструкци
§25; упр. 210. ЗСП-6.
Стр. 146, упр.210
55, 56,57,58,59
Сложноподчи-ненное предложение с придаточным
уступительным
5
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Особенности строения и
употребления в речи. Повторение и обобщение по теме
Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным уступительным. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Повторить и обобщить сведения о сложноподчинённых предложениях разных видов. Оценивать правильность построения сложноподчинённых предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчинённых предложений
§26; упр. 221.
ЗСП-7.
Стр. 150, упр.220
Стр. 151, упр.223
Стр. 152. Упр 225 (устно) вопросы по выбору
Стр. 152. Упр 225 (устно) вопросы по выбору
60,61.
Р\р Рецензия.
2
Рецензия: понятие о жанре
Отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра; от эссе — по степени формализации текста. Проанализировать ошибки в изложении по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»
§27; упр. 229 устно
упр.234 (черновик рецензии)
62
Р\Р К/р №5
Сочинение-рецензия на самостоятель-но прочитанный рассказ.
1
Рецензия (продолжение): структура, языковые особенности текста. Подготовка к домашнему сочинению — рецензии на понравившийся рассказ
(книгу)
Иметь представление о стандартных выражениях, используемых в рецензии, как средствах связи частей текста. Подготовиться к домашнему сочинению-рецензии
Рецензия на понравившийся рассказ (книгу)
63,64,65
Понятие сложноподчи-ненного предложения с несколькими придаточными.
3
Сложноподчинённое
предложение с не
сколькими придаточными.
Однородное и
последовательное
подчинение придаточных
. Иметь представление о разных видах подчинительной связи: однородное и неоднородное соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими
придаточными. Составлять схемы сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам; проводить синтаксический анализ сложноподчинённых предложений с разными видами связи. Находить сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции
§28; упр.236.
§28Упр. 241 ЗСП-8
Стр. 176, упр. 247, 248.
66, 67
К/р
Диктант с грамматиче-ским заданием по теме «Сложноподчиненное предложение».
2
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки
Тест. ЗСП 8
68
Эссе
1
Эссе; понятие о жанре
Определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста). Подготовиться к домашнему сочинению в жанре эссе (на выбор — по картине или по книге)
Стр. 185, упр.256
69
Контрольная работа
№7. Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения- размышления). Темы на выбор: «Кем
быть? Каким быть?»
или «О времени и о
себе»
1
Сочинение в жанре эссе
Создавать собственные высказывания в жанре эссе
Бессоюзное сложное предложение
70,71
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
2
Бессоюзное сложное предложение: смысловые отношения между
частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и
пунктуационное выражение этих
отношений
Иметь представление о бессоюзном сложном предложении как таком единстве предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Понимать особенности бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью)
§30; упр.260.
ЗСП-9
72, 73,74,75
Бессоюзные сложные
предложения со
значением:
а)перечисления;
б)причины,
пояснения,
дополнения;
в)противопоставления,
времени или условия,
следствия
4
Иметь представление о важнейших значениях, присущих бессоюзным предложениям: а)перечисления; б)причины, пояснения, дополнения; в)противопоставления, времени или условия, следствия. Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от этих значений и
соответствующей интонации. Правильно и уместно, устно и письменно употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений
Стр.192, упр.264
Стр. 195, упр.271
Стр. стр. 200 ЗСП 11, упр. 275
Стр. 205, упр.280. ЗСП-12, Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему («Роль двоеточия (тире) с БСП»).
76,77
Р\р Работа по картине
Н.Я.Бута «Серёжка с
Малой Бронной и
Витька с Моховой»
2
Письменные впечатления о картине с
Использованием бессоюзных сложных
предложений
Проверить способность учащихся грамотно использовать в собственной речи бессоюзные предложения, безошибочно употреблять в этих предложениях соответствующие знаки препинания
78,79
К/р
Диктант с грамматическим заданием и его анализ по теме «Бессоюзные сложные предложения»- .
2
80
Р/р Деловая речь.
1
Деловая речь.
Повторить изученное об официально-деловом стиле. Правильно оформлять по образцам деловые бумаги. Анализировать и совершенствовать рецензию, написанную ранее
Стр. 209, упр.286
81
Р\р Деловая речь
1
Обобщение изученного по теме
Тренироваться в правильном написании деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии) по образцу
Стр. 210, упр.288, 290
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
82,83,84,85
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
4
Типы сложных предложений с разными
видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением,
подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием
Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Опознавать сложное предложение с
различными видами союзной и бессоюзной связи. Составлять схемы таких сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам.
Проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические
конструкции. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания
§35; упр.294. ЗСП-13.
§35; упр.296.
Стр. 222, упр.298, ЗСП 14
Стр. 224, упр.301
86, 87
Период.
2
Иметь представление о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи
§35; упр.303, 304. ЗСП-15.
Стр. 226. Упр. 303
Итоговое повторение и систематизация изученного
88, 89
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
2
Звуки русского языка. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма.
Уметь делать сообщение о звуках речи, об особенностях произношения; из вариантов ударения выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивая свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий.
Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.
Уметь толковать лексическое значение слов, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правописания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.
Написать сочинение-рассуждение по фрагменту текста (по КИМам ГИА).
Стр. 233, упр. 309,
Стр. 235, упр. 310
Стр. 239, упр. 314
Стр. 241, упр.315
95, 96, 97, 98
Итоговая контрольная работа в формате ГИА.
4
Сжатое изложение. Работа с текстом. Сочинение-рассуждение на морально-этическую или лингвистическую тему.
Уметь распределять время для успешного выполнения экз. работы. Уметь сжато излагать содержание прослушанного текста, строить связное аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, выполнять тестовые задания по тексту.
Тест.
99-100
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
2
Тестовые задания в форме ГИА
101-102
Итоговое повторение
2
Повторение проводится на основе текстов
Проверить подготовку учащихся по родному языку за курс 5—9классов