Приложение 1.
Подбираем слова к схеме.
- Можно бы уже звать Незнайку и Буратино за стол, да мама вдруг увидела, что на столе кое-чего из посуды не хватает. А чего - догадайтесь по схеме. Я только немножко подскажу: к чаю будут конфеты. Куда же их можно положить? (В вазу). Проверим, подходит ли это слово под схему (схема выносится на доску).
- Сколько должно быть слогов? (Два). проговорим по слогам: ва - за. Какой слог по схеме под ударением? (Первый). А в слове "ваза"? (Первый). Затем подбираются и другие слова.("Фея" - название конфет, которые лежат в вазе. "Павлик"- сын, который помогает маме накрыть стол; "ложка", "ножи" и др.).
Приложение 2.
Знакомство с небуквенными орфограммами.
-Ребята, наш Буратино написал для нас звуковое письмо. Но когда Мальвина услышала это письмо, она сказала, что Буратино совсем не умеет пользоваться речью. Кто же прав? Что не понравилось Мальвине в письме Буратино?
«Дорогие мальчики и девочки вот и пришел сентябрь зазвенели школьные звонки многие ребята пошли в первый класс вы рады что теперь школьники поздравляю вас Буратино». (Текст был записан на магнитофон и звучал без интонации конца предложений, пауз и смысловых акцентов).
-Ребята, вы поняли, что хотел сказать нам Буратино? (Нет).
-Так значит Мальвина права?
-Поэтому она решила переписать письмо. Послушайте, что у нее получилось:
«Дорогие мальчики и девочки! Вот и пришел сентябрь. Зазвенели школьные звонки. Многие ребята пошли в первый класс. Вы рады, что теперь школьники? Поздравляю вас! Буратино».
-Чем же письмо Мальвины отличается от звукового письма Буратино? («Кусочки» речи как бы отделяются друг от друга…).
-Действительно, наша речь состоит как бы из «кусочков», в каждом из которых отражается какая-то мысль, а иногда еще и какое-то чувство.
-Такие «кусочки» речи называются предложениями.
-Давайте послушаем, сколько же мыслей-предложений было в письме Буратино? Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно вслушивайтесь в остановки, паузы…
-Но ведь письмо может быть не только звуковым. Помните, я вам показывала письмо от своей подруги – оно было написано на бумаге? Как же при письме показать, что одна мысль закончилась и начинается другая?..
-Так как буквами мы с вами писать еще не научились, то записывать каждое предложение мы можем, например, вот такой черточкой: _________________________________
-Но как тогда нам с вами показать, где кончается одно предложение и начинается другое? ( ________ ________ ________ )
-Молодцы! В устной речи мысли (предложения) отделяются друг от друга паузами, остановками, а в письменной – тоже остановками, пробелами (пробел от слова белый, белое место на бумаге).
-А теперь давайте с вами откроем «Азбуку» и посмотрим на текст (письменную речь). Для того, чтобы помочь читающему человеку быстрее увидеть границы предложения, люди придумали специальные знаки, которые ставятся в конце предложения. А кто-нибудь догадался какие?
-Правильно: точка, восклицательный и вопросительный знаки.
-А начало предложений как отмечено в «Азбуке»? (Дополнительной черточкой).
-Посчитайте, сколько предложений в этой записи:
|_________ . |___________ ? |__________ !
-О чем надо помнить при записи предложений? (О начале и конце предложений). Верно, это опасные при записи предложений места. Чтобы помнить об этих местах, давайте составим таблицу, в которой будут указаны все «опасные при письме места» и назовем ее: «Внимание! Опасность!».
Сначала таблица выглядела так:
|______________ . (!?)
По мере изучения материала, связанного с понятием «слово», таблица уточнялась, в нее вносилась новая информация:
|___________ _____________ _____________ . (!?)
После знакомства с именами собственными (без термина) в таблицу «Внимание! Опасность!» были внесены и эти сведения:
|____________ ____________ |___________ _________ . (!?)
Приложение 3.
Знакомство с признаками «опасных мест» при письме гласных.
Беседа начинается при закрытой «Азбуке», чтобы ребята не видели записанные там слова и схемы.
– Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?
– Несёт меня лиса за тёмные леса! (Дети с помощью учителя называют сказку и вспоминают главное: Лиса утащила Петуха, и он кричит об этом коту.)
– Давайте хором скажем это предложение. Послушайте себя и найдите два интересных слова. Догадайтесь, какие слова я имею в виду. (Ученики на слух выделяют нужные слова: лиса, леса.)
– Что в них интересного? (Одинаково произносятся.) А как вы докажете, что это два разных слова, а не одно и то же? (Они называют разное: животное и много деревьев.)
– Послушайте ещё раз слово (л’иса). Можете точно сказать: я назвала животное или деревья? (Может быть, одно, а может быть, другое – слова-то звучат одинаково.)
– Проверьте (учитель открывает на доске составленные из карточек две одинаковые схемы): у меня правильные звуковые схемы этих слов? (Да.)
– Назовите первый гласный звук в слове (л’иса) – названии животного. Какой это звук? (Безударный гласный (и).) (Учитель берёт в руки «его» карточку.)
– Назовите первый гласный звук во втором слове (л’иса). Какой он? (Такой же, безударный гласный (и).) (Учитель берёт такую же вторую карточку.)
– Что же скажете о первых гласных звуках в этих словах? (Они одинаковые.) Могу я показать этот вывод вот так?
(Учитель накладывает карточки друг на друга и помещает на доску.) Появляется начало будущей схемы.
– А теперь посмотрим, как пишутся эти слова. Сначала название животного. (Открывается первая запись на доске: лиса. Второе слово пока закрыто.)
– Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нём звук (и)? (Буквой и.) Покажем это в схеме. (Учитель берёт из разрезной азбуки карточку с нужной буквой и подставляет в схему.)
– Читаем второе слово. (Оно открывается: леса) Какая в нём буква на месте звука (и)? (Буква е.) Покажем это в схеме. Запись на доске дополняется.
– Посмотрите на схему и скажите, какими же буквами может обозначаться звук (и) при письме? (Буквами и или е.)
– Смотрите, какой хитрый звук (и): он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы: и или е. Как вы считаете, можно ли при письме доверять такому звуку и писать, как слышишь? (Нет.)
– Почему? (Можно не ту букву написать…)
– А какому же это такому звуку (и) нельзя доверять? Что мы о нем не сказали? (Учитель привлекает внимание детей к звуковой схеме слов, где стоит ударение.) Ударный он или безударный?
–Так какому же звуку (и) при письме нельзя доверять? (Безударному.)
– Сделаем важный вывод: на месте безударного гласного звука (и) при письме есть опасность выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву – получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет «ненастоящим». Вот почему безударный гласный звук при письме – это «опасное место».
– Давайте покажем вывод в нашей схеме. Напомните, как обозначить, что звук, о котором мы говорим, безударный. (Надо под ним поставить точку.)
– Правильно, я ставлю точку. Не кажется ли вам, что она похожа на маячок или сигнал светофора, который указывает: на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность»? (Ребята соглашаются.) Но тогда покажем «опасности» письма ещё и под буквами безударных гласных в записанных словах. (Схема дополняется «маячками».)
– Настало время открыть главный секрет урока. Что мы раньше показывали точкой под значком гласного звука или его буквой? (Что этот гласный безударный.)
– А что ещё теперь будет обозначать такая точка? (На месте безударного гласного звука при письме есть «опасность». Безударному гласному, когда пишешь, нельзя доверять. Нельзя писать, как слышишь).
– Теперь, когда мы будем ставить точку под буквой безударного гласного, то будем помнить, что отмечаем «опасное при письме место».
Приложение 4.
Знакомство с правописанием сочетаний жи-ши.
-Ребята, я кидаю вам слово «машина». Сколько звуков в этом слове? (шесть).
-Давайте поселим эти звуки в домик.
-Какой четвертый звук в этом слове? (Звук (ы) – гласный ударный, а значит ему можно доверять и сразу обозначить буквой).
-А какой же буквой мы обозначим с вами звук (ы)? (Одни дети считают, что буквой Ы, а другие (читающие) буквой И).
-Кто же прав? Давайте откроем «Азбуку» и проверим.
-Какой же вывод мы с вами можем сделать? (Ударному гласному не всегда можно доверять).
-А как вы думаете, в каких случаях доверять гласному звуку нельзя?
-Какой звук стоит перед звуком (ы) в этом слове? Значит словосочетанию ШИ доверять нельзя. Отметим это опасное место в нашей таблице «Внимание! Опасность!» и запомним, что ШИ всегда пишется с буквой И:
Аналогично проводится работа по знакомству с сочетанием ЖИ, вывод также фиксируется в таблице.
Приложение 5 .
Обучение списыванию.
Данный этап состоит из двух частей: знакомство с памяткой и тренировка в ее использовании.
Знакомство с памяткой начиналось с беседы:
-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите на ней?
В лесу высокие сосны и ели. Они росли сто лет.
-Вы хотите быть грамотными, образованными людьми? (Да).
-Чтобы научиться писать без ошибок, надо научиться многому, и прежде всего списывать. Незнайка говорит, что это делать легко, и вот как он списывал эти предложения:
Влесувысокиесосныиели. Онирослистолет.
-О каких опасных местах он не вспомнил?
-Так как же надо действовать, чтобы списать без ошибок?
-Что нужно сделать сначала? (Прочитать и понять о чем идет речь).
-А запомнить надо? (Да).
-Значит, каким будет первое действие при списывании? (Прочитать и повторить).
-А зачем нужно прочитывать? (Чтобы понять).
-А повторять? (Чтобы запомнить).
-Теперь попробуем выполнить это действие. Прочитайте запись на доске. Как будем списывать, сразу два предложения? (Нет, надо по одному предложению списывать).
-Прочтите первое предложение. О чем в нем говорится? Кто-нибудь сумел запомнить предложение целиком? … повтори его, не глядя на доску.
-Что нужно сделать дальше? О чем забыл Незнайка? (Об опасных местах, подстерегающих нас).
Работа проводится коллективно:
В лесу высокие сосны и ели.
Третье действие предлагается учителем:
-Ребята, прочтите предложение так, как написано. (Заметим, что к этому моменту уже умеют читать, как написано и как говорим).
-А зачем мы это делаем? (Чтобы не допустить ошибок).
-А кто теперь, не глядя на запись, может также повторить все предложение?
-Теперь мы уже можем приступить к списыванию? (Да).
-Хорошо. Откройте тетрадки и запишите это предложение, диктуя себе так, как написано, и выделите в нем опасные места.
-Написали? А что мы теперь должны сделать, чтобы убедиться, что списали правильно, без ошибок? (Проверить).
-Молодцы! Прочтите каждый по слогам свое предложение и проверьте:
Все ли звуки обозначены?
Все ли опасные места отмечены, правильные ли буквы написаны?
Приложение 6.
Запись слов и предложений под диктовку с предварительным выявлением орфограмм.
Первые шаги по освоению письма под диктовку делаются в период обучения грамоте, когда дети учатся «записывать» предложение схематически, отмечая в качестве «опасных мест» пока только его начало и конец.
Первоклассники выполняют два действия: слушают предложение, чтобы понять его и постараться запомнить, после чего «записывают» предложение черточкой, показывая его границы и подчеркивая известные «опасные места».
|_____________________ .(!?)
На следующем этапе воспринятые на слух предложения фиксируются с помощью более детальных схем, показывающих количество слов и содержащих указание на новые «опасные места»: пробел между словами.
–––– –––– –––– .(!?)
Когда первоклассники овладеют понятием слог и научатся определять количество слогов, их действия при письме под диктовку дополняются ещё одним шагом: «записью» слов слоговыми дугами
Вот пример выполненной в прописи «записи» предложения: У Оли синий игрушечный ослик.
Приложение 7.
Диктант-игра «Кто больше запомнит слов».
Вот как в третьем классе был проведен такой диктант. Диктовала по 3 слова: жёлтый, летит, берёза; аллея, ребята, двенадцать; весело, ягода, урожай; яблоко, вокруг, бежит; молоток, лесной, капуста. Затем ученики подсчитали, сколько слов удалось запомнить, и проверили, правильно ли записали слова. Проверка проходила следующим образом: заранее записанные на доске слова были закрыты, а во время проверки были открыты для сравнения учениками написанного в тетрадях. Был определен победитель. Далее учащиеся расставили ударения, подчеркнули безударные гласные, назвали слова, в которых безударную гласную можно проверить и в которых этого сделать нельзя, с помощью сигнальных карточек определили части речи, составили предложения со словами жёлтый, летит, берёза, аллея, ребята и произвели синтаксический разбор этих предложений.
Приложение 8.
Орфографическая задача.
№1. (Выявлению и формированию проверочного слова путём постановки проверяемого в форму родительного падежа. Этот приём особенно значим для орфограмм парных по глухости-звонкости согласных.)
- Перед нами три столбика слов:
- Над каждым показан выбор букв. Как будете действовать, чтобы его обосновать?
(В первый столбик будем записывать проверочное слово, во второй – слово с решённой орфографической задачей).
- Часто ли в речи мы пользуемся, например, словом: варежечка? Удобно ли его произносить? Может быть, есть другой способ проверить эту орфограмму?
Выслушиваются ответы детей. Если никто «не выходит» на форму родительного падежа как способ проверки, можно попросить закончить предложение, употребив слово «варежки»: Сегодня так холодно, а у меня нет…
- По команде какого вопроса изменилось слово варежки? (Чего?)
- Давайте изменим наши слова новым способом – по команде вопроса: (много) кого? чего?
№2.-Вставьте в словах пропущенные буквы и докажите правильность написания. Составьте из данных слов возможные словосочетания, а затем и предложения.
Раз…вается (флаг, промышленность); сп…шите (в школу, здание).
Дети пишут:
Развевается (веет) влаг. На здании развевается российский флаг. Развивается (развитие) промышленность. В нашей стране промышленность с каждым годом развивается.
№3.
63