kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии (II ступень обучения) 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии (II ступень обучения) 7 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии (II ступень обучения) 7 класс»

Районный отдел образования администрации

Уренского муниципального района Нижегородской области

















Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии

(II ступень обучения)

7 класс

« Формирование знаний, умений и навыков проведения исследований на уроках биологии при изучении темы «Царство Растения»



Работу выполнила:

Смирнова Ольга Михайловна

учитель биологии высшей категории

МБОУ УСОШ №1

Уренского муниципального района








г. Урень



Содержание



1. Пояснительная записка……………………………………………………..3-5

2. Цели и задачи раздела…………………………………………………..…….6

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и

освоения учебного материала учащимися …………………..…………........7-9

4. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся……………………………………….10-12

5. Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………………......13

6. Система знаний, система деятельности…………………….……...……......14

7. Поурочное планирование……………………………………….…...…….....15

8. Список используемой литературы……………………………..……..……..16

Приложение 1 (Разработка урока)………………………………………….17-25

Приложения к уроку…………………………………………………………26-35

Приложение 2 (Технологические карты)…………………………………...36-45

Приложение 3 (Тесты)……………………………………………………….46-64



















































  1. Пояснительная записка.

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Формирование знаний, умений и навыков проведения исследований на уроках биологии при изучении темы «Царство Растения» в 7-м классе составлена на основе Федерального государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии для 7-го класса « Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2009.-138с.//.

Данная программа имеет УМК (учебно-методические комплексы): учебник, рабочая тетрадь для учителя, рабочая тетрадь для ученика, технологические карты уроков.

Программа ориентирована на использование учебника:

В.Б.Захаров, Н.И. Сонин « Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2009.-255с.

Особое внимание в программе уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

Рабочая тетрадь учителя – это новинка, служащая достойной и более эффективной заменой методическому пособию учителя. Это не просто методическое руководство, а рабочий журнал учителя, содержащий поурочные разработки, дополнительную информацию по темам.

В цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Возрастные особенности психологии детей, изучающих раздел «Царство Растения» (11-12 лет), требуют применения многообразных методов. Для детей этого возраста характерна большая эмоциональность, повышенная возбудимость, неустойчивость внимания и настроения.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в разделе «Царство Растения» включены в большом количестве лабораторные работы. Это способствует формированию у учащихся умений проводить лабораторные исследования, что соответствует теме моей методической разработки.

Актуальность темы «Формирования знаний, умений и навыков проведения биологических исследований» связана с достижением результатов, т.е. таких способов действий, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это возможно сегодня, когда от учащихся требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умении мыслить нестандартно.

Практика показала, что обучение, основанное на линии учебников и учебно-методических пособий Н.И. Сонина, позволяет решать самые разные педагогические задачи:

  • наличие руководящей идеи, проходящей красной нитью через все классы;

  • формирование у школьников правильного представления о целостности, взаимосвязанности живой природы, частью которой является человек; о многообразии живого мира, основных закономерностях в природе, роли человечества и отдельного человека;

  • обеспечение преемственности обучения: учет учебного материала в учебнике и учебных пособиях для каждого класса; недопущение необоснованного повторения, дублирования материала из класса в класс;

  • усвоение учащимися системных, взаимосвязанных, актуальных, современных и полезных знаний, формирование на их основе соответствующих умений и навыков;

  • обеспечение единообразия биологической терминологии.

Программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В ходе реализации программы учащиеся получают знания по теме «Царство Растения», овладевают умениями по данной теме на основе имеющихся знаний, а также приобретают навыки биологических исследований во время проведения лабораторных работ.

Но не все можно сделать и успеть на уроке. Поэтому часть исследовательского поиска можно перенести во внеурочное время: на факультативные курсы и кружки, индивидуальные внеклассные занятия. Тем самым, увлеченным биологией учащимся предоставляется возможность продолжить свое биологическое образование.

Ребята должны видеть итог своей работы. Это можно сделать на школьной и районной научно-практической конференции, на школьном и районном НОУ, а также принимая участие в районных и областных конкурсах эколого-биологической направленности.

Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различны, но должны отвечать школьной программе. В 7 классе ребята изучают растения, и здесь темы исследовательских работ могут быть самыми разнообразными.





























































  1. Цели изучения раздела «Царство Растения» курса

«Биология. Многообразие живых организмов»

Цели образовательной программы:

Обучающие:

  • учащиеся должны знать биологические понятия: растительный организм, классификация растений (Низшие и Высшие растения, отделы Растений), особенности жизнедеяльности растений и их значении.

Развивающие: учащиеся должны

  • уметь объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений;

  • приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений;

  • уметь распознавать растения разных таксономических групп, исследуя их строение;

  • уметь применять биологические знания на практике.

Воспитывающие: учащиеся должны

  • понимать экологическую роль растений в биоценозах;

  • осознать свою ответственность за состояние окружающей среды;

  • развивать познавательный интерес в исследовании биологических объектов разных систематических групп.



Цель данной работы:

Разработка основ формирования, знаний, умений и навыков проведения исследований на уроках биологии при изучении темы «Царство Растения» в 7 классе.

Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам, и что он считает для себя полезным, поэтому образовательные задачи данной работы:

  • определить методы, формы обучения в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта, развивающие познавательный интерес учащихся при изучении темы «Царство Растения»;

  • выбрать средства организации образовательного процесса, адекватные целям (технологии, цифровые образовательные ресурсы, дидактические познавательные материалы, лабораторные работы), которые способствуют приобретению навыков исследовательской деятельности при изучении растительных организмов;

  • осуществить отбор и структурирование содержания (обеспечить достаточное время для самостоятельной работы, отработки умений, вводить в содержание предмета жизненный опыт учащихся, что способствует творческой активности и повышению результативности их участия в школьных районных и областных конкурсах).

  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися.



Биология - один из важных предметов курса обучения в основной школе. Интенсификация учебного процесса, определяемая содержанием нового базисного учебного плана, сделала процесс обучения биологии затруднительным для учащихся из-за большого объема теоретического материала. Курс биологии «Многообразие живых организмов» предусматривает изучение всех царств живых организмов (царство Прокариоты, царство Грибы, царство Растения, царство Животные). На семиклассников обрушивается огромная масса теоретического материала. Возникают следующие противоречия:

  • между постоянно растущим объемом учебного материала и ограниченными возможностями его передачи и усвоения;

  • между преимущественно фронтальной подачей учебного материала и его первичным индивидуальным восприятием.

Решение данных противоречий невозможно без учета психолого-физиологических особенностей подростков.

Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом -подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, усиливается тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, учеба отходит на второй план. Поэтому, чтобы учение было привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению подростков.

Существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере. Эмоции отличаются большой силой и трудностью их управления. Особенностью интеллектуальной сферы у современных семиклассников является: фрагментарность мышления, низкая компетентность чтения, недостаточная аналитическая и синтезирующая деятельность и недостаточность логичности мышления.

В целом, по результатам исследования психологов, психологическое развитие обусловлено неравномерностью, противоречивостью, сложностью.

Таким образом, на II ступени обучения происходит неоднородное деление классов на группы с высоким, базовым и низким уровнем по особенностям мышления, способностям к различным видам деятельности. Главная задача учителя заключается в том, чтобы создать заинтересованное, комфортное состояние психологической сферы, ситуацию успеха для каждого ученика при изучении биологии.

Еще Аристотель заметил, что успех в любой деятельности зависит от двух условий: правильного установления конечной цели и использования соответствующих средств, которые ведут к этой цели. Поэтому учитель должен быть ориентирован на активное освоение учеником способов познавательной деятельности, личностную значимость образования, а так же ориентацию обучения на личность ученика, обеспечение егосамореализации, самораскрытия.

Этим задачам отвечают технологии развивающего обучения, которые помогают решать в процессе обучения биологии, следующие проблемы:

  • как эффективно организовать учебный процесс, чтобы гарантировать сформированность умений на репродуктивном уровне (в зоне ближайшего развития)

  • как обеспечить условия для перевода учащихся на продуктивный и творческий уровень (в зону актуального развития).

Применение данной разработки планируется в 7 «в» классе. В классе 25 учащихся: 13 девочек, 12 мальчиков. Активность детей на уроках высокая. Исследования школьного психолога показали, что среди ведущих учебных мотивов наиболее предпочтительными являются:

- мотив общения- 95%,

- социальный мотив- 91%,

- познавательный мотив- 78%.

Высокий уровень интереса к урокам биологии проявляет 57% учащихся, низкий- 16%.

По уровню сформированности общеучебных умений и навыков, способности к различным видам деятельности, особенностям мышления класс условно можно разделить на 3 группы:

Первая группа учащихся характеризуется высокими учебными возможностями, проявляет интерес к работе с источниками знаний. У них хорошо сформированы умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, есть способность к абстрактному мышлению, они обладают устойчивым вниманием, развиты все виды памяти. Ребята с большим интересом относятся к творческим заданиям, настойчивы в достижении цели. Перед ними ставятся следующие задачи:

  • развитие творческого подхода к выполнению поставленной цели;

  • поддержание и повышение интереса к предмету;

  • формирование у учащихся умений проводить исследования биологических объектов.

Вторая группа учащихся - это дети со средними способностями. Они нуждаются в корректировочной деятельности учителя. Умение абстрагироваться вызывает затруднения. Добросовестно выполняют задания, но особого интереса не проявляют. Для этой группы ставятся следующие задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность на уроке;

  • научить выявлять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи;

  • повышать интерес к предмету.

Третья группа учащихся характеризуется низким уровнем развития. Они слабо воспринимают учебный материал, не владеют анализом и синтезом; не умеют абстрагироваться. Внимание рассеяно, дети не испытывают интереса к результатам своей деятельности. У этой группы учащихся очень слабая мотивация учебной деятельности. При организации деятельности требуют поддержки со стороны более сильных учащихся. Основной задачей при работе с этими детьми является развитие интереса к предмету, повышение мотивации. Дети этой группы требуют индивидуального подхода в обучении.

































  1. Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

В основе построения уроков лежит деятельностный подход. Основной акцент я делаю на самостоятельные, проблемно-поисковые, лабораторные и практические работы, вовлекаю детей в познавательную деятельность, подчеркиваем ценность биологических знаний.

Личностно ориентированные технологии формирования ключевых компетенций учащихся способствуют оптимизации образовательного процесса, суть которого состоит в умении учителя за максимально-короткий промежуток времени добиться желаемого результата в обучении. Достижение такой цели возможно при умении самого учителя выделить главное в изучаемом материале, необходимое для приобретения системы знаний, развития умений и навыков учащихся. Это потребовало освоения разнообразных методов обучения и перехода к новым педагогическим технологиям.

Технологический подход в преподавании продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся; необходимостью подготовки выпускника лицея, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Поэтому освоение технологий, способствующих развитию ключевых компетенций, является главной методической проблемой.

Реализация технологического подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать.

Помогает в этом технологическая карта, преимущества которой заключается, прежде всего, в четко прописанных требованиях к знаниям и умениям учащихся, что дает возможность время от времени сравнивать результаты обучения с требованиями. В технологических картах спланирована не только деятельность учителя, но и ученика. Это помогает реализовать цели школьного образования: научиться учиться, решать стандартные и творческие задачи.

В программе раздела «Царство Растения» много времени отводится лабораторным работам, которые совмещаются с теоретически материалом. Это способствует лучшему закреплению материала.

Для реализации раздела программы используются самые разнообразные методы обучения:

  • Метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективных размышлений.

  • Метод проблемного изложения. Проблемные вопросы решаются с помощью учащихся. Это побуждает школьников к логическому мышлению, соучастию решения вопросов, к добыванию новых знаний.

  • Частично - поисковый метод, позволяющий учащимся решать проблемные вопросы и получать новые знания путем наблюдений обсуждений опытов, анализируя результаты исследовательского анкетирования.

  • Исследовательский метод. Выполнение лабораторных работ с целью получения практических результатов, их обсуждения.

Биология содержит множество информации об окружающем мире и о нас, но нельзя забывать, что она включает и совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории, т. е. осуществлять процесс накопления знаний с последующим их изменением.

Науку развивает человеческая любознательность. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы школьники не только запомнили совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ходе лабораторного практикума. В основе лабораторной деятельности лежит схема научного познания, которая выглядит следующим образом:

  • Приобретение знаний начинается с анализа фактов, которые закономерно повторяются (факты – события, результаты, обнаруженные в процессе наблюдения, которые могут быть зафиксированы и подтверждены многократно).

  • Факты, собранные по одной проблеме, называются данными. Сбор данных, их качественная и количественная оценка позволяют сформулировать гипотезы, которые обязаны объяснять известные факты (гипотеза – предварительное решение или версия, объясняющая все известные факты и предсказывающие другие события, явления, которые могут произойти).

  • Предполагается несколько гипотез. Все они подвергаются проверке, и случается так, что приходится выдвигать новые версии, осуществлять их проверку с помощью новых наблюдений, опытов, экспериментов. Если выдвинутая гипотеза выдерживает все испытания на истинность, то такаягипотеза становится теорией.

На лабораторных занятиях деятельность учащихся спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний, т. е. от фактов, полученных в ходе проведения опытов, наблюдений, через обсуждение гипотез к знаниям.

Учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а их задача состоит в том, чтобы объяснить их.

Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники смогли бы собрать или получить результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть то поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний.

Понятийный аппарат раздела «Царство Растения» раскрывается через интерактивную и учебно–исследовательскую практическую деятельность. Для этого предлагается следующие интерактивные методы:

  • Индивидуальные методы обучения

  • Групповые методы обучения

  • Коллективные методы обучения

Интерактивные методы обучения предполагают взаимодействие учителя и учащихся, которое ориентирует личность на развитие, ее творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую потребности изобретать и открывать для себя что-то новое.

Индивидуальные методы обучения являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на обособленные блоки, распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме.

Групповые методы обучения: работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, «мозговой штурм», выполнение проектов и минипроектов в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых формируется новая учебная информация.

Коллективные методы обучения, т.е. такие, которые направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели.





















  1. Ожидаемые результаты



В познавательной сфере:

  • Учащиеся овладеют знаниями о растительных организмах разных таксономических групп, особенностях их жизнедеятельности и значении.

  • Учащиеся приобретут навыки исследовательской деятельности при выполнении лабораторных работ, исследуя разные биологические объекты.

  • У учащихся повысится познавательная мотивация к изучению растительных организмов, творческая активность и результативность участия в школьных, районных и областных конкурсах.

  • Учащиеся научатся осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полученные знания на практике в различных ситуациях.



В нравственной сфере:

  • У учащихся повысится уровень сформированности духовно – нравственных качеств личности учащихся.

  • Учащиеся осознают ответственность за результат собственных действий.

  • У учащихся сформируются навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.







































  1. Система знаний, система деятельности

Изучение раздела «Царство Растения» предусматривает формирование у учащихся системы общеучебных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение раздела направлено на овладение учащимися следующими важнейшими:

  • знаниями: об особенностях жизнедеяльности растений, их значении, распространенности и экологической роли.

  • понятиями: о растительном организме, классификации растений (Низшие, Высшие растения, отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли. Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит. Голосеменные растения, значение появления семени; жизненный цикл сосны. Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения).

  • умениями: объяснять особенности организации клеток, органов и ткани растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоцинозах.

Система и способы деятельности учащихся при изучении данного раздела направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Она включает в себя следующие виды деятельности:

Познавательная:

  • использование для решения познавательных задач различных источников информации; различных методов для познания сущности происходящих явлений (наблюдения, опыты).

Интеллектуальная:

  • учащиеся логически мыслят, систематизируют имеющиеся факты, делают выводы, устанавливают взаимосвязи.

Практическая:

  • проведение лабораторных работ, работа с дидактическим материалом.

Коммуникативная:

  • умение работать в паре, группе; представлять себя, вести диалог, задавать вопросы на понимание или уточнение информации, аргументировать свою точку зрения.









  1. Поурочное планирование раздела

«Царство Растения»(16 часов)

Тема

Урок

Лабораторные работы

Тема 3.1

Общая характеристика

Растений

(1 час)

1.Общая характеристика Царства Растения


Тема 3.2

Подцарство Низшие растения

(2 часа)

2.Общая характеристика водорослей. Строение и жизнедеятельность водорослей.

3.Значение и многообразие водорослей.

«Строение многоклеточной водоросли спирогиры»

Тема 3.3

Подцарство Высшие растения

(4 часа)

4.Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

5.Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

6.Отдел Хвощевидные и Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности.

7.Особенности размножения папоротников. Их роль в природе. Практическое значение.

«Строение зеленого мха кукушкина льна»

«Строение мха сфагнума»

«Строение папоротника и хвоща»

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения

(3 часа)

8.Отдел Голосеменные растения. Особенности их строения и жизнедеятельности, происхождения.

9.Многообразие видов голосеменных. Их роль в природе и практическое значение.

10.Зачет по темам «Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел голосеменные растения»

«Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны»

«Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои»*

Тема 3.5

Отдел Покрытосемен

ные (Цветковые) растения

(6 часов)

11. Отдел Покрытосеменные. Особенности организации, происхождение.

12.Систематика отдела Покрытосеменных. Характерные особенности растений семейства Розоцветные. Класс Двудольные.

13.Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства крестоцветные и пасленовые.

14.Класс однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаки.

15.Класс однодольные. Характерные признаки семейства лилейные.

16.Повторительно-обобщающий урок по теме «Царство Растения»

«Семейство Розоцветные. Строение шиповника»















«Семейство Злаки. Строение пшеницы»

«Семейство Лилейные.

Строение тюльпана»*



Список используемой литературы

1.В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2009.-255с.

2.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2009.-138с.//.

3.Е.Т. Бровкина, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: - М.: Дрофа, 2005.-06гг.

4.Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные» 6-7 класс.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с., 6 ил. – (Дидактические материалы).

5.Подготовка к ЕГЭ по биологии: учеб. - метод. пособие/авт. – сост.: Е.В. Алексеева, Н.Н. Себельдина. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2009. – 258с.

6.Т.С. Сухова «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 160с.: ил.

7.Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский. Растения, бактерии, грибы, лишайники: Проб. Учеб. Для 6 – 7 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 224 с.: ил.

Дополнительная литература для учащихся:

1.В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 64с.

2.С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000. – 206с.: ил.

3.В.З. Резникова, А.Н. Мягкова, Г.С. Калинова, Т.В. Иванова. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. - М.: Просвещение; Учеб. лит., 1997. – 152 с.: ил.

4.Е.Н. Демьянков. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 80с.: ил.

5.В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. Занимательная ботаника: Кнога для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1998. – 432с.: ил.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Ольга Михайловна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331727

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии (II ступень обучения) 7 класс "
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-razdiela-obrazovatiel-noi-proghrammy-po-biologhii-ii-stupien-obuchieniia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223042"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437141618"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства