Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 10 класс
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 10 класс
Рабочая программа к учебнику "Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень." Авторы учебника - Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи прендмета, общую характеристику предмета, содержание предмета, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню подготовки учащихся, список литерактуры
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 10 класс»
Рассмотрена и одобрена на Утверждена
заседании методического объединения директором МБОУ
учителей русского языка и литературы «Киржеманская СОШ»
Протокол № 1 от 25 августа 2015 г. Чамзинского муниципального
Руководитель МО: района Республики Мордовия
_________/Сизова М.А/ __________ /Е.И.Бочкарева/
28 августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
в 10 классе
Составитель:
учитель высшей категории
Кудрявкина Л.А.
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 классасоставлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089.
2. Примерной и авторской программы среднего общего образования для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений автора Гольцовой Н.Г. – М.: Русское слово, 2010 г.
3. Учебника Гольцовой Н.Г. Русский язык 10 -11классы. Базовый уровень в 2-х частях.- М.: Русское слово, 2014
Кроме того, учитывалась образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Киржеманская СОШ».
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку и авторской программой курса.
Программа рассчитана на изучение русского языка в 10 классе общеобразовательной средней школы объемом 34 часа (1 час в неделю).
Материал преподносится крупными блоками, четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке.
Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразных заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных целей, обозначенных в стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенцию.
Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер. Их объем и особенности подчинены в первую очередь - формированию, конкретных практических умений и навыков – орфографических, пунктуационных, стилистических, т.е. в первую очередь - навыков правильного письма, а также навыков анализа. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора.
Рабочая учебная программа по литературе содержит следующие разделы:
пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения русскому языку в 10 классе, описывается место учебного предмета в учебном плане ;
содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
тематическое планирование с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса;
требования к уровню подготовки обучающихся;
список источников.
Цели и задачи учебного предмета «Русский язык»
Цели :
- Воспитание уважения к родному языку, осмысление русского языка как основного средства общения.
- Овладение русским языком как средством общения.
- Осуществлять речевой контроль и самокоррекцию.
- Осуществлять информационную переработку текста.
- Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования.
- Овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности.
- Подготовка учащихся к ЕГЭ.
Задачи:
Освоение теоретических сведений о русском языке.
Овладение умением применять правила в устной и письменной речи.
Применение на практике теории, правил.
Создание собственных, творческих работ.
Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, решаются при использовании всех видов языкового анализа. Фонетический, морфемный словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях.
Большое место в обучении отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки использования языковых средств.
Формы контроля: контрольный диктант, тесты, сочинение-рассуждение.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Русский языка» изучается в 10 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Содержание учебного предмета
Введение 1ч.
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография 6ч.
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия 3ч.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование 2ч.
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование, Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография 22 ч.
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования: и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-; «и» - «ы» после приставок; употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв.
Тестирование по теме «Орфография».
Р/р Сочинение по тексту ЕГЭ.
1
1
1
Морфология
16
2
1
19
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных.
1
20
. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
1
21
Имя прилагательное как часть речи. Правописание прилагательных
1
22
Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных .
1
23
Правописание сложных существительных и прилагательных
1
24
Контрольная работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное»
1
25
Имя числительное как часть речи.
1
26
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений
1
27
Р.Р. Сочинение-рассуждение на публицистическую тему по данному тексту (уровень С)
1
28
Глагол как часть речи. Правописание глаголов.
1
29
Причастие как особая глагольная форма. Правописание суффиксов причастий н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
1
30
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Правописание деепричастий.Морфологический разбор. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
1
31
Наречие как часть речи.. Правописание наречий. Слова категории состояния
1
32-33
Служебные части речи. Предлог. Союз и союзные слова. Частицы, Правописание служебных частей речи.
2
34
Итоговый контрольный диктант за II полугодие
1
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Программа среднего (полного) общего образования для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений автора Гольцовой Н.Г. – М.: Русское слово,2011
1.Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина « Русский язык 10 – 11 классы». В 2-х частях - Москва: «Русское слово», 2014 год.
2. Будникова Н.Н. Поурочные разработки по русскому языку 10-11 классы. - М.:ВАКО,2010
3.ЕГЭ 2014. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ – М.:Интеллект-Центр, 2014.
Интернет-ресурсы
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6): http://vschool.km.ru/
Газета «Первое сентября»: http://www.1september.ru/ru/
Контрольно-измерительные материалы по подготовке к ЕГЭ
Технические средства обучения:
Наименование
Характеристика,
производитель
Количество
Компьютер
Samsung Intel
1
Мультимедийный проектор
BENO
1
Экран на штативе
APPOLO-T
STM -1101
1
Акустические колонки
SPS-607
2
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
Список источников
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.
5. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009. 34
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
8. Программы по русскому языку 10-11 класс общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Г.Гольцовой - Москва : «Русское слово», 2010.
9. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах – М.: Прсвещение,2010.
10. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина « Русский язык 10 - 11 классы».- Москва: «Русское слово», 2014 год.