Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 6 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Клетня Брянской области имени
генерал-майора авиации Г.П.Политыкина
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей
русского языка и литературы
____________ О.В.Сидоренко
Протокол № ___ от
«____» ___________ 2020г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
_______________ Н.В.Песенко
«___»_____________ 2020г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ№1 п. Клетня Брянской области имени генерал-майора авиации Г.П.Политыкина
_________________ Н.В.Касацкая
Приказ №_________ от
«___» ____________2020г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
6 класс
Разработал учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Жинжикова Нина Михайловна
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год, учебного плана МБОУ СОШ №1 п. Клетня Брянской области имени генерал-майора авиации Г.П.Политыкина на 2020-2021 учебный год, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования. Рабочая программа составлена в соответствии с Программой по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова).
УМК: 1)Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. – М.: Просвещение, 2016;
2) Рабочая тетрадь 1-2 часть, авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова.- М.: Просвещение, 2019.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
- освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.
Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.
Таким образом, особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:
- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;
- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);
- познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.
В программе для 6 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.
Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.
В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 6 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Предмет " Русский язык" относится к образовательной области "Филология". В соответствии с базисным учебным планом Брянской области предусматривается обязательное изучение русского языка в 6 классе в объёме 210 часов (6 часов в неделю).
Система условных обозначений
УМК – учебно-методический комплект
с. – страница
п.- параграф
Рр. – развитие речи
упр.- упражнение
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
владение всеми видами речевой деятельности;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
осознание эстетической функции родного языка.
Содержание программы учебного предмета
Введение. 6 ч
Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. (п. 1)
Понятие о функциональных разновидностях языка. (п. 2)
Рр Текст и его признаки. (п. 3)
Орфоэпические нормы. (п. 4)
Морфемика. Словообразование. Орфография. 22 ч
Состав слова. (п. 5)
Основные способы образования слов в русском языке.(п. 6)
Сложные и сложносокращенные слова. (п. 7)
Понятие об этимологии. (п. 8)
Морфемный и словообразовательный разбор слова.(п. 9)
Буквы о/а в корнях гор/гар, зор/зар, раст/рос. (п.10)
Правописание приставок пре/при.(п. 11)
Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография». (п. 12)
Лексикология. Орфография. Культура речи 39 ч
Повторение изученного в 5 классе. (п. 13)
Метафора.(п. 14)
Лексические выразительные средства. (п. 15)
Чередование гласных в корнях скак/скоч, равн/ровн, твар/твор. (п. 16)
Исконно русские слова. (п. 17)
Заимствованные слова. (п. 18)
Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.(п. 19)
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления.(п. 20)
Общеупотребительные слова. Диалектизмы. (п. 21)
Профессионализмы. (п. 22)
Жаргонизмы. (п. 23)
Стилистически нейтральная и книжная лексика. (п. 24)