Рабочая программа учебного курса "Индивидуальный проект" в 5 классе
Рабочая программа учебного курса "Индивидуальный проект" в 5 классе
Рабочая программа учебного курса "Индивидуальный проект" предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа в год. Программа разработана на основе ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности России.Программа направлена на реализацию новых педагогических технологий: организацию и содержание проектной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Индивидуальный проект" в 5 классе»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для 5 класса разработана на основании документов:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-ФГОС ООО ( № 1897 от 17.12.2010);
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- примерная программа по внеурочной деятельности;
-Основная образовательная программа основного общего образования ОО МКОУ «Новокасторенская СОШ».
Цель программы:
трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы
Обучающие:
-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной и проектной деятельности;
-совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
-обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Воспитывающие:
-воспитание культуры общения с книгой;
-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
-развивать смекалку и сообразительность;
-приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Программа внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» реализуется в парадигме системно- деятельностного подхода образовательного процесса как отражение требований ФГОС, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно- исследовательском направлении. Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Общая характеристика учебного курса
Актуальность изучения предмета. Учебный курс «Индивидуальный проект» создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Проектно-исследовательская деятельность направлена на развитие и самостоятельности обучающихся, и творческой инициативы.
Организация деятельности учащихся в рамках «Индивидуального проекта» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка.
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного учебного предмета – русский язык, должен обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода ( нескольких занятий, учебной четверти). В ходе такой работы подросток — автор проекта — получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся.
Поэтому курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся должен обеспечить обучающимся возможность интегрировать в своей деятельности освоенные ранее способы, самостоятельно встроить их в алгоритм разработки и реализации проекта, возможность сформировать и реализовать проектный замысел в той или иной сфере деятельности, освоив соответствующие способы деятельности в системе.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) на 34 часа в год ( 1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса
Личностные результаты
Самопознание и самоопределение
Адекватно оценивает себя как личность и свои способности, осознаёт способы поддержания своей самооценки
Смыслообразование
Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; стремление к самоизменению; приобретению новых знаний и умений; мотивация на высокий результат учебных достижений.
Нравственно-этическая ориентация
Представление о моральных нормах; позитивный опыт осуществления личностного морального выбора; умение принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.
Метапредметные результаты
1.Регулятивные УУД
1.Целеполагание
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно;
- Формулировать и удерживать учебную задачу.
2.Соотнесённость выполненного задания с образцом(эталоном)
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
-строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в решении предметной, познавательной задач.
3.Оценка решения своей задачи
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко ли было выполнять задание, возникли ли сложности при выполнении;
-Степень развития произвольного внимания.
Коммуникативные УУД
1.Коммуникация как кооперация
-Договариваться, находить общее решение;
- Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- Аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
-устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.
2.Коммуникация как интериоризация
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций.
3. Коммуникация как интеракция
-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
-уважать позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное.
Познавательные УУД
1.Общеучебные универсальные действия
-самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирает необходимые источники информации;
-составляет сложный план текста;
-сопоставляет и отбирает информации, полученную из различных источников.
2.Логические учебные действия
- анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления, факты
3.Постановка и решение проблем
- самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает её, представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений;
- умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
- планирует свою работу по изучению незнакомого материала.
Предметные результаты
- Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Содержание учебного курса
Проект. ( 4 часа)Теория проектирования как межпредметная научная отрасль; основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта; виды и классификация проектов по различным основаниям; признаки проекта; жизненный цикл проекта и фазы проекта; история метода проектов и проекты XX века.
Проектная деятельность и ее особенности. ( 2 часа)Проектная деятельность и ее содержание; отличие проектной деятельности от учебной работы; роль учителя и ученика в проектной работе; значение проектирования в развитии современного общества.
Порядок проектной деятельности. ( 6 часов) Понятие «концепция проекта» и его элементы; анализ ситуации и потребностей; постановка проблемы; определение цели и задач проекта; результат проекта: характеристика и оценка; анализ целесообразности идеи проекта; анализ риска проекта; выбор стратегии реализации проекта; план проекта и технология планирования проекта; бюджет проекта; понятие проектной документации.
Реализация проектов.( 16 часов) Эфективное управление проектом как условие успеха; реализация индивидуального проекта; организационные формы управления коллективным проектом: функциональная и командная; методы коллективной работы над проектом; контроль и регулирование работ по проектам; направления и технологии контроля работ; информационное обеспечение контрольной деятельности.
Завершение проекта.( 6 часов) Завершение и презентация итогов проекта; оценка и самооценка проекта; оформление отчетной документации.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п
Раздел /Тема ,количество
часов
Вид учебной деятельности
обучающихся
Универсальные учебные действия
Метапредметные
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
1
Введение. Что такое проект
Учебный диалог,
дидактическая игра
Формулировать и удерживать учебную задачу
Договариваться,
находить общее решение
Составлять план текста
Стремление к приобретению новых знаний и умений ; мотивация на высокий результат учебных достижений
2
Виды проектов
( творческий, ролевой)
Мини-проект
3
Виды проектов
( информационный)
Мини-проект
4
Виды проектов (исследовательский)
Мини-проект
5
Методика проведения самостоятельных исследований
Исследования,
дидактическая игра
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя
Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов
Сопоставлять и отирать информацию,
полученную из различных источников
6
Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность)
План презентации
7
Актуализация темы. Актуальность. Цели проекта.
Беседа
Дидактическая игра
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в решении предметной, познавательной задач
Аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала
Умение принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;
Адекватно оценивает себя как личность и свои способности, осознаёт способы поддержания своей самооценки
8
Гипотеза исследования.
Беседа
Дидактическая игра
9
Методы исследования. Эксперимент познания в действии
Практическая работа
10
Анализ, синтез. Суждения, умозаключения, выводы
Практическая работа
11
Планирование, обзор литературы
Практическая работа
12
Презентация исследовательской работы
(групповая деятельность)
Практическая работа
13
Консультация по выбору темы
Практическая работа
Определять цель учебной деятельности самостоятельно;
Формулировать и удерживать учебную задачу;
строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в решении предметной, познавательной задач
устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания;
понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
уважать позиции других людей, отличные от собственной.
Самостоятельно прогнозирует информацию,которая будет нужна для изучения незнакомого материала,отбираетнеобходимые источники информации;
Самостоятельно делать выводы,перерабатывать информацию, преообразовывать её
14
Консультирование: объект, предмет исследования
Практическая работа
15
Консультирование: цель, задачи
Практическая работа
16
Промежуточные отчеты
Практическая работа
17
Обзор литературы по темам
Практическая работа
18
Консультирование: планирование
Практическая работа
19
Консультирование: методы исследования
Практическая работа
20
Консультирование по результатам групповой работы над проектом
Практическая работа
21
Консультирование по результатам групповой работы над проектом
Практическая работа
22
Консультирование по результатам групповой работы над проектом
Практическая работа
23
Редактирование тезисов и демонстрационных материалов
Практическая работа
24
Редактирование тезисов и демонстрационных материалов
Практическая работа
25
Консультации по оформлению работ
Практическая работа
26
Консультации по оформлению работ
Практическая работа
27
Работа над памяткой при подготовке публичного выступления
Практическая работа
28
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Тест
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко ли было выполнять задание, возникли ли сложности при выполнении;
Степень развития произвольного внимания
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций;
Учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Адекватно оценивает себя как личность и свои способности, осознаёт способы поддержания своей самооценки
29
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
Практическая работа
30
Правильная подготовка презентации к проекту
Практическая работа
31
Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации
Практическая работа
32
Защита групповых проектов.
Презентация
33
Защита групповых проектов.
Презентация
34
Твои впечатления от работы над проектом.
Анкетирование
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика,2009.
2.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся.-М.,2001.
3.Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.,2001.
4.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/под ред. А.М.Кондакова,А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
5.Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся//Завуч.-2001.-№1.- с.93-119
6.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры//Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М., 2001.
7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»
8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
9. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.,2001
10. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций./ под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- М.:Просвещение,2014..
Планируемые результаты изучения учебного курса
Обучающийся научится
( базовый уровень результатов)
Обучающийся получит возможность научиться
(для повышенного уровня результатов)
Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий и справочников, использовать её в различных видах деятельности
Составлять творческую работу по алгоритму её выполнения при консультативной помощи учителя
использовать многообразие информации
планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
Составлять план проекта с помощью учителя
способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Тип урока
Вид
контроля
Дата проведения
По плану
По
факту
1
Введение. Что такое проект
Открытия нового знания
текущий
2
Виды проектов ( творческий, ролевой)
Открытия нового знания
текущий
3
Виды проектов( информационный)
Открытия нового знания
текущий
4
Виды проектов (исследовательский)
Открытия нового знания
текущий
5
Методика проведения самостоятельных исследований
Открытия нового знания
текущий
6
Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность)
Отработка умений и рефлексии
текущий
7
Актуализация темы. Актуальность. Цели проекта.
Открытия нового знания
текущий
8
Гипотеза исследования.
Открытия нового знания
текущий
9
Методы исследования. Эксперимент познания в действии
Открытия нового знания
текущий
10
Анализ, синтез. Суждения, умозаключения, выводы
Открытия нового знания
текущий
11
Планирование, обзор литературы
Открытия нового знания
текущий
12
Презентация исследовательской работы
(групповая деятельность)
Развивающего контроля
тематический
13
Консультация по выбору темы
Отработка умений и рефлексии
текущий
14
Консультирование: объект, предмет исследования
Отработка умений и рефлексии
текущий
15
Консультирование: цель, задачи
Отработка умений и рефлексии
текущий
16
Промежуточные отчеты
Отработка умений и рефлексии
текущий
17
Обзор литературы по темам
Отработка умений и рефлексии
текущий
18
Консультирование: планирование
Отработка умений и рефлексии
текущий
19
Консультирование: методы исследования
Отработка умений и рефлексии
текущий
20
Консультирование по результатам групповой работы над проектом
Отработка умений и рефлексии
текущий
21
Консультирование по результатам групповой работы над проектом
Отработка умений и рефлексии
текущий
22
Консультирование по результатам групповой работы над проектом
Отработка умений и рефлексии
текущий
23
Редактирование тезисов и демонстрационных материалов
Отработка умений и рефлексии
текущий
24
Редактирование тезисов и демонстрационных материалов
Отработка умений и рефлексии
текущий
25
Консультации по оформлению работ
Отработка умений и рефлексии
текущий
26
Консультации по оформлению работ
Отработка умений и рефлексии
текущий
27
Работа над памяткой при подготовке публичного выступления
Отработка умений и рефлексии
текущий
28
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Развивающего контроля
итоговый
29
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
Открытия нового знания
текущий
30
Правильная подготовка презентации к проекту
Открытия нового знания
текущий
31
Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации