№ | Тема урока | Содержание (опорные понятия) | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Тип и вид урока | Дата проведения |
план | факт |
1 | Русский язык – как один из развитых языков мира | Русский язык как развивающееся явление. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. | Лекция с элементами беседы, работа со словарем и географической картой. | Понимать: язык развивающееся явление. Знать: этимология слов. Уметь: работать с этимологическим словарем. | Изучение нового материала | 2.09 | |
| Повторение изученного в 5 классе (9 часов : 6+2+1) |
2 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | Звук как единица речи. Все звуки речи. Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Фонетический разбор слова. Нормы произношения. | Анализ текста, выразительное чтение, работа в группах. | Уметь находить фонетические явления, делать фонетический разбор слова | Обобщение и систематизация ЗУН | 3.09 | |
3 | Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов | Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы З-С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы О-Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц. | Повторение пройденного, морфемный разбор, составление слов по схемам. | Уметь членить слово на морфемы, определять значение морфем, работать с орфографическим, словообразовательным словарями | Обобщение и систематизация ЗУН | 4.09 | |
4 | Части речи. Морфологический разбор слов. | Части речи, изученные в 5 классе. Морфологический разбор слов. | Повторение пройденного, морфологический разбор, деформированный текст. | Уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать лексическое и грамматическое значение слова. | Обобщение и систематизация ЗУН | 5.09 | |
5 | Словосочетание. Простое предложение. | Словосочетание. Простое предложение. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. Знаки препинания в предложениях с обращениями, однородными членами. | Анализ текста. Лингвистический разбор. Работа в группах. | Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний и простых предложений. | | 7.09 | |
6 | Сложное предложение. Разбор предложений. Прямая речь и диалог. | Знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью. | Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа. Конструирование предложений. | Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях. В простых предложениях с однородными членами, с обращениями, с прямой речью. уметь применять эти правила. | Обобщение и систематизация ЗУН | 8.09 | |
7,8 | Р/р Текст. Официально-деловой стиль. | Текст. Функционально-смысловые типы речи. Официально-деловой стиль. | Составление текстов разных типов речи. Составление документов. | Знать признаки текста. Уметь доказать, что представленный набор предложений является текстом. уметь составлять текст на заданную тему. Знать особенности изученного стиля речи, сферу его употребления. | Обобщение и систематизация ЗУН Изучение нового материала | 9-10.09 | |
9 | Контрольный диктант | Правописание гласных и согласных в приставках; буквы З-С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы О-Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц. Словосочетание. Простое предложение. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. Знаки препинания в предложениях с обращениями, однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью. | Написание диктанта с грамматическим заданием | Уметь применять на практике полученные знания | Урок контроля ЗУН | 14.09 | |
10 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Исправление допущенных ошибок. | Выполнение работы над ошибками | Уметь исправлять допущенные ошибки. | Урок коррекции ЗУН | 15.09 | |
| Лексика. Фразеология. Культура речи. (12 часов:8+3+1 ) |
11 | Повторение изученного в 5 классе | Слово как единица языка. Многозначные и однозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Прямое и переносное значение слова. | Терминологический диктант. Анализ фрагментов художественных текстов. | Знать термины данного раздела, уметь находить их в тексте. Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. | Обобщение и систематизация ЗУН | 16.09 | |
12 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы. | Сфера употребления профессиональных слов. Лексика ограниченного употребления. Общеупотребительные слова. | Выполнение упражнений. Словарная работа. Конструирование предложений и связанного рассказа. | Знать различие слов русского языка по сфере употребления. Уметь находить профессиональные слова в тексте, толковом словаре. | Изучение нового материала | 17.09 | |
13 | Диалектизмы. | Диалектизмы. Нормы употребления диалектной лексики. | Работа с учебником. КАТ. Конструирование предложений. | Знать нормы употребления диалектной лексики. уметь определять уместность или неуместность использования диалектизмов. | Изучение нового материала | 21.09 | |
14- 15 | Р/р Собрание материалов к сочинению-описанию по картине А.М.Герасимова «После дождя» | Сочинение по картине: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль. | Выполнение упражнений | Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности | Изучение нового материала | 22-23.09 | |
16 | Устаревшие и новые слова | Основные причины появления устаревших и новых слов. Общеязыковые и авторские неологизмы. Два типа устаревших слов: архаизмы и историзмы. Словари устаревших слов и неологизмов. | Выполнение упражнений, словарная работа, КАТ, творческая работа. | Знать причины выхода из общего употребления одних и появления новых слов в языке. Уметь различать общеязыковые и авторские неологизмы; различать архаизмы и историзмы. Уметь работать со словарем. | Изучение нового материала | 24.09 | |
17 | Исконно русские и заимствованные слова | Источники пополнения лексики. Основные причины заимствования новых слов. | Выполнение упражнений, словарная работа, редактирование текста: замена заимствованных слов русскими синонимами. | Знать основные причины заимствования новых слов, признаки и способы заимствования. Уметь оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности. | Изучение нового материала | 28.09 | |
18- 19 | Фразеологизмы. | Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологизмами. Основные признаки фразеологизмов. Фразеологические словари русского языка и их использование. | Выполнение упражнений, словарная работа. Словарный диктант. | Знать основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи. Уметь отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. | Изучение нового материала | 29-30.09 | |
20 | «Как это по - русски?» | Исследования(профессиональные ,диалектные , заимствованные слова, неологизмы). | Выступления учащихся, лингвистические задачи | Уметь готовить сообщения по заданной теме, пользоваться разными типами лексических словарей | Урок-семинар | 1.10 | |
21 | Обобщение по разделу | Профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы, общеупотребительные слова, исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы. | Лексический диктант, подбор примеров с иноязычной морфемой. Игра «Счастливый случай» | Знать определения всех групп слов. Уметь определять уместность употребления слов в речи. | Обобщение и систематизация ЗУН | 5.10 | |
22 | Контрольная работа | Системные отношения в лексике. Лексика как развивающаяся система. | Выполнение тестовых заданий | Уметь применять на практике полученные знания | Урок контроля ЗУН | 6.10 | |
| Словообразование и орфография. Культура речи. ( 19 часов: 14+4+1) |
23 | Анализ контрольной работы. Повторение изученного в 5 классе | Морфема. Типы морфем в русском языке. Морфемный разбор слова. Зависимость правописания слова от его строения. Гласные в корнях с чередованием. | Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, проверочная работа | Знать определение морфем, орфографические правила , изученные в этом разделе в 5 классе. Уметь делать морфемный разбор слова, определять зависимость правописания слова от его строения, группировать слова по общности морфем. | Обобщение и систематизация ЗУН | 7.10 | |
24- 25 | Этимология слов. Основные способы словообразования в русском языке. | Этимология слов. Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательные словари. Этимологические словари. | Анализ текстов выборочный диктант; работа по восстановлению пропущенной части словообразовательной цепочки. | Знать основные способы словообразования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова, определять способ и средства словообразования. | Изучение нового материала | 8-12.10 | |
26 | Практикум по словообразованию. | Образование слов с помощью морфем. Слоение. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую. Сращение сочетания слов в одно слово. | морфемный и словообразовательный разборы слов, работа с текстом, выполнение упражнений | Знать основные способы словообразования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова, определять способ и средства словообразования. | Комбинированный урок | 13.10 | |
27 | Р/р Описание помещения. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение-описание помещения. | Словарно-орфоэпическая работа, выполнение упражнений из учебника | Уметь подробно излагать текст, определять и формулировать его основную мысль. Уметь описывать интерьер. Знать отличие сложного плана от простого. | Изучение нового материала | 14.10 | |
28 | Буквы О-А в корне –кас-/-кос-. | Буквы О-А в корне –кас-/-кос-. | Выполнение упражнений, объяснительный диктант | Знать условия выбора букв в корнях. Уметь отличать корни с проверяемой гласной от корней с чередованием, уметь писать безошибочно | Изучение нового материала | 15.10 | |
29 | Буквы О-А в корнях –гар-/-гор-, -зар-/-зор-. | Буквы О-А в корнях –гар-/-гор-, -зар-/-зор-. | Выполнение упражнений, зрительный диктант. | Знать условия выбора букв в корнях. Уметь отличать корни с проверяемой гласной от корней с чередованием, уметь писать безошибочно | Изучение нового материала | 19.10 | |
30 | Буквы И-Ы после приставок | Буквы И-Ы после приставок | Выполнение упражнений, тест | Знать условия выбора букв И-Ы после приставок на согласные. Уметь применять правило на практике. | Изучение нового материала | 20.10 | |
31 | Приставки ПРЕ- и ПРИ-. | Зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Определение значения приставок ПРИ- и ПРЕ-. Правописание слов с трудно определяемым значением приставок ПРЕ-\ПРИ-. | выборочный диктант, объяснительный диктант, взаимопроверка. | Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку. | Изучение нового материала | 21.10 | |
32 | Практикум по приставкам ПРЕ- и ПРИ-. | Зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Определение значения приставок ПРИ- и ПРЕ-. | Словарный диктант, тестовые задания, распределительный диктант | Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку. | Обобщение и систематизация ЗУН |
33 | Р/р Выборочное изложение | Выборочное изложение повествовательного характера. | Написание изложения | Знать особенности написания выборочного изложения. Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, определять и формулировать основную мысль аудируемого текста. | Урок формирования ЗУН | 26.10 | |
34 | Соединительные гласные О и Е в сложных словах. | Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. выбор соединительной гласной в сложных словах. | Объяснительный диктант, словарная работа- замена словосочетания сложным словом, выполнение упражнений. | Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О-Е. уметь правильно выбирать соединительную гласную в сложных словах. | Изучение нового материала | 27.10 | |
35 | Сложносокращенные слова. | Виды сложносокращенных слов по способу образования. Определение лексического значения сложносокращенных слов. Употребление их с именами прил-ми, глаголами прошедшего времени. | Словарная работа, выполнение упражнений из учебника | Знать аббревиатуры, уметь их читать, определять род сложносокращенных слов, употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени | Изучение нового материала | 28.10. | |
36 | Морфемный и словообразовательный разборы слова. | Членение слов на морфемы. Образование различных частей речи. | Словообразовательный разбор. Морфемный разбор. Составление слов по схемам. | Знать различия словообразовательного и морфемного разборов. Уметь определять значения морфем, производить разборы слов. | Комбинированный урок | 29.10 | |
37- 38 | Р/р Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро» | Сочинение по картине: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль. | Сбор материалов и написание сочинения-описания по картине. | Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности | Урок контроля ЗУН | 9-10.11 | |
39 | Обобщение по разделу | Буквы О-А в корнях –гар-/-гор-, -зар-/-зор-. Буквы О-А в корне –кас-/-кос-. Буквы И-Ы после приставок Приставки ПРЕ- и ПРИ-. | Распределительный диктант, объяснительный диктант, словообразовательный и морфемный анализ слов. | Уметь опознавать слова с изученной орфограммой, выбирать правильное написание | Обобщение и систематизация ЗУН | 11.11 | |
40- 41 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Способы словообразования. Правописание корней и приставок. | Написание диктанта с грамматическим заданием. Анализ допущенных ошибок, работа над ошибками | Уметь применять на практике полученные знания Уметь исправлять допущенные ошибки. | Урок контроля ЗУН Урок коррекции ЗУН | 12-16.11 | |
| Морфология и орфография. Культура речи. |
| Имя существительное (16 часов: 15+1) |
42 | Повторение изученного в 5 классе | Морфологические признаки имени существительного. Типы склонений. Выбор условий написания падежных окончаний имен существительных. | Выполнение упражнений, словарная работа, объяснительный диктант | Знать типы склонений, условия выбора правильного падежного окончания. Уметь распознавать имена существительные в тексте | Урок совершенствования ЗУН | 17.11 | |
43 | Разносклоняемые существительные | Склонение существительных на -МЯ и слова ПУТЬ. | Работа по материалу учебника, словарный диктант, конструирование предложений. | Знать, что сущ-ные на -МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений; правило склонения сущ-ных на –МЯ. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей, определять род, тип склонений сущ-ных, обосновывать выбор гласной в окончаниях | Изучение нового материала | 18.11 | |
44 | Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ. | Суффикс –ЕН-\-ЁН- в основе сущ-ных на –МЯ. | Выполнение тестовых заданий, предупредительный диктант, проверочная работа. | Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей | Изучение нового материала | 19.11 | |
45 | Несклоняемые существительные | Употребление несклоняемых существительных в косвенных падежах | Выполнение упражнений, словарно-орфоэпическая работа | Знать, что большинство несклоняемых сущ-ных- заимствованные слова, их невозможно разобрать по составу. Уметь правильно употреблять несклоняемые сущ-ные. | Изучение нового материала | 23.11 | |
46 | Род несклоняемых существительных. | Способы определения несклоняемых существительных. Согласование этих существительных с прилагательными и глаголами прошедшего времени. | Редактирование текста, выполнение упражнений. | Знать способы определения рода несклоняемых сущ-ных. Уметь употреблять эти сущ-ные в речи. | Изучение нового материала | 24.11 | |
47 | Существительные общего рода | Определение рода сущ-ных общего рода. Согласование сказуемого и подлежащего-существительного общего рода. Употребление в речи сущ-ных общего рода. | Выполнение упражнений из учебника, словарная работа. Написание мини-сочинения с употреблением слов общего рода. | Уметь опознавать сущ-ные общего рода, согласовывать подлежащее-сущ-ное общего рода и сказуемое, употреблять их в речи. | Изучение нового материала | 25.11 | |
48 | Морфологический разбор существительного | Морфологические признаки и морфологический разбор имени сущ-ого. | Лексико-стилистический анализ текста по плану, морфологический разбор существительного | Уметь определять морфологические признаки сущ-ного; производить его морфологич. разбор | Обобщение и систематизация ЗУН | 26.11 | |
49 | НЕ с существительными | Слитное и раздельное написание НЕ с сущ-ными. | работа по материалу учебника, объяснительный диктант, КАТ | Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с сущ-ными; уметь различать приставку, частицу часть корня НЕ | Изучение нового материала | 30.11 | |
50 | Суффиксы -ЧИК- и -ЩИК- | Выбор написания в сущ-ных суффиксов –ЧИК и –ЩИК. Отличие слов с суффиксом –ЧИК,-ЩИК от сходных с суффиксом –ИК. | Словарный диктант, выборочный диктант, конструирование предложений | Уметь применять правило написания суффиксов – ЧИК-/-ЩИК-; отличать слова с суффиксом –ЧИК-/-ЩИК- от сходных с суффиксом –ИК-. | Изучение нового материала | 1.12 | |
51 | Суффиксы -ЕК-/-ИК-. | Образование сущ-ных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК-. Выбор написания суффиксов –ЕК- и –ИК- в сущ-ных. | Составление таблицы, словарная работа, выполнение упражнений | Знать и уметь применять способ действия при выборе написания в существительных суффиксов –ИЕ-\-ЕК-. | Изучение нового материала | 2.12 | |
52 | Суффиксы с О и Е после шипящих | Условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах –ОК,-ЕК,-ОНОК и других. | Выполнение упражнений, практическая работа | Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах сущ-ных. Уметь выбирать буквы Е-О после шипящих в суффиксах –ОК-/-ЕК-/-ОНОК и др. | Изучение нового материала | 3.12 | |
53- 54 | Повторение изученного по «имя существительное» | Разносклоняемые сущ-ные, сущ-ные общего рода. Слитное и раздельное написание НЕ с сущ-ными. Выбор написания в сущ-ных суффиксов –ЧИК и –ЩИК. Образование сущ-ных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК-. Гласные О-Е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях сущ-ных. | Распределительный диктант, тестовые задания, словарный диктант, морфологический разбор существительных, выполнение упражнений разных уровней сложности. | Знать условия выбора изученных орфограмм, уметь осуществлять правильный выбор. | Обобщение и систематизация ЗУН | 7-8.12 | |
55 | Контрольная работа | Морфологические признаки сущ-ных. Способы образования. Синтаксическая роль в предложении. | Диктант с грамматическим заданием | Уметь применять полученные знания на практике | Урок контроля ЗУН | 9.12 | |
56 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Исправление допущенных ошибок | Выполнение работы над ошибками | | Урок коррекции ЗУН | 10.12 | |
| Имя прилагательное (21 час:16+3+2) |
57 | Повторение изученного в 5 классе | Морфологические признаки прилагательного. Роль в тексте. Синтаксическая роль в предложении. Выбор падежных окончаний. | КАТ с повторением всех изученных тем по теме «Имя прилагательное» | Уметь распознавать имена прил-ные на основе общих признаков, определять их роль в тексте, синтаксическую роль. | Урок совершенствования ЗУН | 14.12 | |
58 | Р/р Описание природы | Создание текста описания. Основная мысль текста. Членение его на части. | Подготовка к сочинению: выполнение упражнений, устное сочинение по заданиям упражнений | Знать признаки текста-описания; уметь строить текст-описание, писать сочинение-описание. | Урок формирования ЗУН | 15.12 | |
59- 60 | Степени сравнения прилагательных | Степени сравнения прилагательных. Образование степеней. | Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение тренировочных упражнений, редактирование текста, выполнение тестовых заданий | Знать способы образования степеней сравнения прил-ных, уметь находить их в тексте, правильно писать, произносить и употреблять в речи. | Изучение нового материала | 16-17.12 | |
61 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. | Смысловые и грамматические отличия качественных, относительных, притяжательных прил-ных. | Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение тренировочных упражнений. | Знать о делении прил-ных на три разряда; уметь определять разряды, их смысловые и грамматические отличия. | Изучение нового материала | 21.12 | |
62 | Р/р Выборочное изложение | Выборочное изложение повествовательного характера. | Написание изложения | Знать особенности написания выборочного изложения. Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, определять и формулировать основную мысль аудируемого текста. | Урок совершенствования ЗУН | 22.12 | |
63 | Относительные прилагательные | Относительные прилагательные. Сопоставление качественных и относительных прилагательных. | Словообразовательная работа, творческая работа, выполнение упражнений из учебника | Знать о делении прил-ных на три разряда; уметь определять разряды, их смысловые и грамматические отличия. | Изучение нового материала | 23.12 | |
64 | Притяжательные прилагательные | Притяжательные прилагательные. Морфемный разбор притяжательных прилагательных. | Словообразовательная работа, творческая работа, выполнение упражнений из учебника, распределительный диктант | Знать о делении прил-ных на три разряда; уметь определять разряды, их смысловые и грамматические отличия. | Изучение нового материала | 24.12 | |
65 | Морфологический разбор прилагательных | Морфологический разбор прилагательных | Морфологический разбор имени прилагательного, работа с текстом. | Знать морфологические признаки имени прил-ого, уметь различать постоянные и непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении и тексте. | Обобщение и систематизация ЗУН | 11.01 | |
66 | Контрольный диктант по теме «Разряды прилагательных» | Степени сравнения прилагательных. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные | Написание диктанта, выполнение грамматического задания | Уметь применять полученные знания при выполнении грамматических заданий по изученному материалу | Урок контроля ЗУН | 12.01 | |
67- 68 | НЕ с прилагательными | Условия выбора написания НЕ с именами прил-ми. Применение правила написания НЕ с именами прил-ми. | Составление таблицы, объяснительный диктант, проверочная работа, выполнение упражнений | Знать условия выбора написания НЕ с именами прил-ми; уметь применять правило написания НЕ с именами прил-ми. | Изучение нового материала | 13-14.01 | |
69 | Суффиксы с О и Е после шипящих и Ц | Образование прил-ных от сущ-ых с помощью суффиксов –ОВ-/-ЕВ-. Условия выбора О и Е в суффиксах прил-ных после шипящих и Ц. | Словарный диктант, работа по перфокартам, выполнение тестовых заданий | Знать условия выбора О и Е в суффиксах прил-ных после шипящих и Ц. Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании прил-ных, сущ-ных; опознавать, в какой части слова находится орфограмма. | Изучение нового материала | 18.01 | |
70- 71 | Суффиксы имен прилагательных с Н и НН | Образование прил-ных от сущ-ных с помощью суффиксов –Н-,-ОНН-,-ЕНН, -ИН-, -АН-/-ЯН-. | Составление таблицы, диктант с самопроверкой, распределительный диктант, выполнение упражнений. | Знать условия выбора одной и двух Н в суффиксах прил-ных, понимать значения прил-ных с суффиксами –ОНН-\-ЕНН-. Уметь применять на практике правило, обнаруживать слова с орфограммой, писать безошибочно. | Изучение нового материала | 19-20.01 | |
72 | Суффиксы –К-\-СК- имен прилагательных | Образование качественных прил-ных с помощью суффикса –К- и относительных- с помощью суффикса –СК- (кроме исключений). | Осложненное списывание, объяснительный диктант, морфемный и словообразовательный анализ. | Знать способ образования качественных прил-ных при помощи суффикса –К- и относительных прил-ных при помощи суффикса –СК-. Уметь различать суффиксы на письме. | Изучение нового материала | 21.01 | |
73 | Написание сложных прилагательных | Образование прил-ных путем сложения. Дефисное и слитное написание сложных прил-ных. | Выполнение тренировочных упражнений, работа по материалу учебника, предупредительный диктант, словообразовательная работа | Знать условия употребления дефиса в сложных прил-ных, различие слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать сложные прил-ные. | Изучение нового материала | 25.01 | |
74 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | Образование прил-ных от сущ-ных с помощью суффиксов –Н-,-ОНН-,-ЕНН, -ИН-, -АН-/-ЯН-. Условия выбора написания НЕ с именами прил-ми. Применение правила написания НЕ с именами прил-ми. Образование прил-ных от сущ-ых с помощью суффиксов –ОВ-/-ЕВ-. Условия выбора О и Е в суффиксах прил-ных после шипящих и Ц. | Работа с перфокартами, КАТ, тест, выборочный диктант, творческий диктант, словообразовательная работа | Знать условия выбора изученных орфограмм, уметь осуществлять правильный выбор | Обобщение и систематизация ЗУН | 26.01 | |
75 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Правописание имен прил-ных. | Написание диктанта с заданием | Уметь применять полученные знания при выполнении грамматических заданий по изученному материалу | Урок контроля ЗУН | 27.01 | |
76 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | Анализ диктанта. Работа над ошибками | Работа над ошибками | Уметь исправлять допущенные ошибки. | Урок коррекции ЗУН | 28.01 | |
| Имя числительное (12 часов: 11+1) |
77 | Числительное как часть речи | Числительное как часть речи. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Отличие числительного от других частей речи с числовым значением. | Работа по учебнику, наблюдение за частотностью употребления числительных в речи | Знать общее значение числительного, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. Уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии. | Изучение нового материала | 1.02 | |
78 | Простые и составные числительные. | Строение числ-ных. Простые и составные числительные. | Составление таблицы, выполнение тренировочных упражнений | Знать признаки простых и составных числ-ных. Уметь различать их, видеть составные числ-ные, сочетать их с сущ-ными, употреблять в косвенных падежах. | Изучение нового материала | 2.02 | |
79 | Числительные с Ь в середине и на конце | Условия употребления Ь на конце и в середине числ-ных. | Работа по таблице, выполнение упражнений, работа по развитию речи. | Знать условия употребления Ь на конце и в середине числительных. Уметь применять правило на практике. | Изучение нового материала | 3.02 | |
80 | Разряды количественных числительных. | Разряды количественных числительных( целые, дробные и собирательные) | Работа по таблице(самостоятельно), выборочный диктант, контрольное списывание | Уметь различать количественные числительные по разрядам, отличать их от порядковых; знать особенности склонения колич. числительных | Изучение нового материала | 4.02 | |
81 | Дробные числительные | особенности склонения дробных числ-ных. | Словарная работа, составление рассказа, выполнение упражнений | Знать особенности склонения дробных числительных, уметь предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки. | Изучение нового материала | 8.02 | |
82 | Собирательные числительные | Склонение и правописание собирательных числительных. | Анализ поэтического текста, выполнение упражнение, занимательные задания по лингвистике | Знать особенности употребления и склонения собирательных числительных, развивать навыки монологической речи | Изучение нового материала | 9.02 | |
83 | Порядковые числительные | Склонение порядковых числ-ных. Правописание и употребление в речи. Синтаксическая роль в предложении. | Самостоятельное изучение теоретического материала, образование порядковых числительных от количественных | Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с сущ-ми. Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные, правильно согласовать их с сущ-ыми. | Изучение нового материала | 10.02 | |
84 | Употребление числительных в речи | Разграничение количественных и порядковых числ-ных. Разграничение их в речи. | Выполнение упражнений, составление текстов с числительными | Уметь правильно использовать в речи формы числительных, развивать навыки монологической речи | Изучение нового материала | 11.02 | |
85 | Морфологический разбор числительного | Порядок морфологического разбора числительного. | Запись цифр словами, морфологический разбор | Знать признаки и порядок морфологического разбора числ-ого, уметь производить его. | Обобщение и систематизация ЗУН | 15.02 | |
86- 87 | Повторение по теме «Имя числительное» | Разряды количественных числительных. Условия употребления Ь на конце и в середине числ-ных. Простые и составные числительные. Употребление числ-ных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами. | Тестовые задания, устное сообщение о числительном по таблицам, творческая работа, морфологический разбор, выполнение упражнений | Уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и употребления числительных | Обобщение и систематизация ЗУН | 16-17.02 | |
88 | Контрольная работа | Разряды количественных числительных. Условия употребления Ь на конце и в середине числ-ных. Простые и составные числительные. Употребление числ-ных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами. | Вставить пропущенные слова в текст, записать цифры словами. Грамматическое задание. | Уметь применять полученные знания при выполнении заданий. | Урок контроля ЗУН | 18.02 | |
89 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Работа над ошибками | Уметь исправлять допущенные ошибки. | Урок коррекции ЗУН | 22.02 | |
| Местоимение (17 часов:13+3+1) |
90 | Местоимение как часть речи | Вопрос о местоимении в системе частей речи. Роль местоимения как средства связи предложений в тексте. Синтаксическая функция местоимений. | Анализ, редактирование текста: замена местоимений существительными. | Знать особенности местоимения как части речи, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию; находить местоимения в тексте, правильно их употреблять | Изучение нового материала | 24.02 | |
91 | Личные местоимения | Особенности склонения личных местоимений. Правописание личных местоимений с предлогом. | Словарная работа, выборочный диктант, исправление речевых ошибок | Знать признаки и особенности личных местоимений | Комбинированный урок | 25.02 | |
92 | Возвратное местоимение СЕБЯ | Лексическое значение, особенности склонения местоимения. употребление местоимения СЕБЯ в нужной форме | Исправление речевых ошибок, зрительный диктант, выполнение упражнений | Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ, уметь правильно употреблять в нужной форме. | Изучение нового материала | 26.02 | |
93 | Р/р Сочинение по рисункам | Рассказ по сюжетным картинкам. | Беседа, устные рассказы, написание рассказа по рисункам | Уметь строить высказывание повествовательного характера на основе сюжета, соблюдать композицию рассказа, связность и последовательность изложения мысли, использовать средства выразительности. | Урок совершенствования ЗУН | 29.02 | |
94 | Вопросительные местоимения | Употребление вопросительных местоимений с учетом особенностей склонения. Интонация предложений с вопросительными местоимениями. | Орфоэпическая работа, лингвистический разбор, выполнение упражнений | Знать назначение вопросительных мест-ий, особенности их склонения. Уметь употреблять их в речи с учетом склонения, правильно произносить их. | Изучение нового материала | 1.03 | |
95 | Относительные местоимения | Употребление вопросительных местоимений в речи. Различия вопросительных и относительных местоимений. | Работа по предупреждению речевых ошибок, словарная работа | Знать назначение относительных мест-ий, особенности их склонения. Уметь употреблять их в речи с учетом склонения, правильно произносить их. Уметь различать вопросительные и относительные местоимения. | Изучение нового материала | 2.03 | |
96 | Неопределенные местоимения | Неопределенные местоимения Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ. | Самостоятельное изучение теории. Работа по предупреждению речевых ошибок, лингвистический разбор | Знать признаки неопределенных местоимений, способы их образования, правила написания. Уметь находить их в тексте, правильно писать; условия выбора дефисного написания и написания с НЕ | Изучение нового материала | 3.03 | |
97 | Отрицательные местоимения | Отрицательные местоимения. образование, изменение. Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях. | Конструирование предложений, самостоятельная работа, выполнение упражнений | Знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются. Уметь находить их в тексте; правильно писать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях. | Изучение нового материала | 7.03 | |
98 | Притяжательные местоимения | Притяжательные местоимения. склонение. Различия личных и притяжательных местоимений. | Работа по предупреждению ошибок, выполнение упражнений | Знать признаки притяжательных местоимений, различия личных и притяжательных. Уметь склонять притяж. местоимения, употреблять личные в значении притяжательных мест-ний. | Изучение нового материала | 9.03 | |
99 | Р/р Рассуждение | Рассказ по воображению. Рассказ от имени животного; одушевление, ирония, подражание. | Рассказ по воображению, от лица животного | Уметь составлять рассказ по воображению, соблюдать композицию повествования, уметь развить сюжет, использовать изобразительно-выразительные средства языка | Комбинированный урок | 10.03 | |
100 | Указательные местоимения | Указательные местоимения, их значение , употребление в речи. | Беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа | Знать значение указательных местоимений. Уметь находить их в тексте, использовать их как средство связи в предложении. | Изучение нового материала | 11.03 | |
101 | Определительные местоимения | Определительные местоимения, их значение , употребление в речи. | Орфоэпическая работа, выполнение упражнений. | Знать особенности изменения определительных местоимений, уметь находить их в тексте, использовать в речи. | Изучение нового материала | 14.03 | |
102 | Морфологический разбор местоимений | Морфологический разбор местоимений. | Самостоятельное изучение материала, выполнение упражнений | Знать морфологические признаки, порядок разбора местоимения. Уметь производить морфологический разбор местоимений. | Обобщение и систематизация ЗУН | 15.03 | |
103 | Р/р Сочинение-рассуждение | Сочинение рассуждение. Тезис. Аргументы. | Беседа, устные рассказы, написание сочинения | Уметь составлять текст-рассуждение,, соблюдать композицию повествования, уметь аргументировать выдвинутый тезис, использовать изобразительно-выразительные средства языка | Урок совершенствования ЗУН | 16.03 | |
104 | Повторение изученного материала по теме «Местоимение» | Правописание местоимений и их употребление в речи. | Развернутые ответы на вопросы, работа с перфокартами, выполнение упражнений, словарный диктант. | Знать морф. признаки, порядок разбора местоимения. Уметь безошибочно писать местоимения, определять разряды | Обобщение и систематизация ЗУН | 17.03 | |
105 | Контрольная работа | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды, особенности склонения и правописания. | Тест, диктант | Уметь применять полученные знания на практике | Урок контроля ЗУН | 30.03 | |
106 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Анализ диктанта. Работа над ошибками | Работа над ошибками | Уметь исправлять допущенные ошибки. | Урок коррекции ЗУН | 31.03 | |
| Глагол (19 часов:15+2+2) |
107 | Повторение изученного в 5 классе. | Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. НЕ с глаголами. –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | Беседа, словарная работа, выполнение упражнений | Знать морфологические признаки глаголов, синтаксическую роль в предложении, правило написания НЕ с глаголами. Уметь применять все изученные орфограммы, писать безошибочно. | Урок совершенствования ЗУН | 4.04 | |
108 | Разноспрягаемые глаголы | Окончания разноспрягаемых глаголов. | Беседа, словарная работа, выборочный диктант, выполнение упражнений | Уметь отличать разноспрягаемые глаголы от остальных, правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов, употреблять их, соблюдая нормы; чередование Ч/Ж при изменении разноспрягаемого глагола | Изучение нового материала | 5.04 | |
109 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. | Категория переходности и непереходности глагола. Возвратные глаголы. | Словарная работа, самостоятельные наблюдения учащихся, выполнение упражнений | Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаголы. Уметь различать переходные и непереходные глаголы. | Изучение нового материала | 6.04 | |
110 | Практикум по переходным и непереходным глаголам | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. | Практическая работа | Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаголы. Уметь различать переходные и непереходные глаголы. | Урок формирования ЗУН | 7.04 | |
111 | Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение. | Наклонение глагола как непостоянный грамматический признак. Изменение глагола в изъявительном наклонении. | Подготовленный диктант, выполнение упражнений. | Различать наклонения глагола. Знать, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении. Уметь определять время глагола изъявительного наклонения, правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении. | Изучение нового материала | 11.04 | |
112 | Р/р Устное изложение | Изложение на основе текста учебника | Знать строение текста-повествования, способы развития основной мысли, передачи последовательности действий, уметь использовать в повествовании глагол и его формы. | Знать строение текста-повествования, способы развития основной мысли, передачи последовательности действий, уметь использовать в повествовании глагол и его формы. | Урок совершенствования ЗУН | 12.04 | |
113 | Условное наклонение | Образование глаголов условного наклонения, значение, изменение форм условного наклонения. | Беседа, выполнение упражнений, творческая работа. | Знать, как образуются глаголы условного наклонения, уметь находить их в тексте. Различать формы условного наклонения и изъявительного наклонения. | Изучение нового материала | 13.04 | |
114 | Повелительное наклонение | Образование глаголов повелительного наклонения, значение, изменение форм повелительного наклонения. | Анализ текста, беседа, выполнение заданий и упражнений, словарная работа. | Знать, как образуются глаголы повелительного наклонения, уметь находить их в тексте. Различать формы условного, повелительного и изъявительного наклонения. | Изучение нового материала | 14.04 | |
115 | Практикум по наклонениям глагола | Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. Правописание глаголов в условном наклонении. | КАТ, орфоэпическая работа, словарная работа, практические задания | Уметь употреблять разные формы глагола в речи, анализировать текст, определять значение глаголов в тексте. | Урок формирования ЗУН | 18.04 | |
116 | Диктант с грамматическим заданием | Правописание глаголов. Личные окончания глаголов. –ТСЯ и –ТЬСЯ, НЕ с глаголами, правописание инфинитива. | Написание диктанта | Уметь определять спряжение, переходность и наклонения глаголов | Урок контроля ЗУН | 19.04 | |
117 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Анализ диктанта. Работа над ошибками | Работа над ошибками | Уметь исправлять допущенные ошибки. | Урок коррекции ЗУН | 20.04 | |
118 | Безличные глаголы. | Лексическое значение безличных глаголов. Формы употребления. | Элементы сравнительного анализа, выполнение упражнений | Знать понятие о безличных глаголах, их лексическое значение формы употребление; уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять их в речи. | Урок формирования ЗУН | 21.04 | |
119 | Морфологический разбор глагола | Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. | Выполнение упражнений, самостоятельная работа. | Уметь определять глагол по его морфологическим признакам. | Обобщение и систематизация ЗУН | 25.04 | |
120 | Р/р Рассказ | Рассказ. Простой и сложный план. | Беседа, обсуждение плана рассказа, устные рассказы, написание сочинения | Уметь составлять рассказ, соблюдать композицию повествования, уметь развить сюжет, использовать изобразительно-выразительные средства языка | Урок формирования ЗУН | 26.04 | |
121- 122 | Гласные в суффиксах глаголов | Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА-/-ЕВА-, -ИВА-/-ЫВА-. | Беседа, орфоэпическая работа, объяснительный диктант, выполнение упражнений, распределительный диктант, | Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов и владеть им. | Изучение нового материала | 27-28.04 | |
123 | Повторение изученного по теме «Глагол» | Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Словообразование глаголов. Виды глагола. Спряжение. Правописание глаголов. Употребление в речи. | Развернутые ответы на вопросы, словарный диктант, тестовые задания, работа по перфокартам | Уметь употреблять разные формы глагола в речи, определять значение глаголов в тексте. Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов и владеть им. Уметь определять спряжение, переходность и наклонения глаголов | Обобщение и систематизация ЗУН | 3.05 | |
124 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Словообразование глаголов. Виды глагола. Спряжение. Правописание глаголов. Употребление в речи. | Написание диктанта | Уметь применять полученные знания по теме «Глагол» | Урок контроля ЗУН | 4.05 | |
| Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах (8 часов) |
125-126 | Орфоэпия и орфография | Нормы произношения и правописания. | Словарная работа | Уметь применять на практике полученные знания | Обобщение и систематизация ЗУН | 5-6.05 | |
127 | Морфология. Практикум по суффиксам с Н и НН | Н и НН в суффиксах сущ-ны, прил-ных. | Практическая работа: выполнение упражнений | Уметь применять на практике полученные знания | Обобщение и систематизация ЗУН | 10.05 | |
128 | Морфология. Практикум по сложным прилагательным. | Правописание сложных прилагательных. | Практическая работа: выполнение упражнений | Уметь применять на практике полученные знания | Обобщение и систематизация ЗУН | 11.05 | |
129 | Морфология. Практикум по целым числам. | Правописание числительных | Практическая работа: выполнение упражнений. | Уметь применять на практике полученные знания | Обобщение и систематизация ЗУН | 12.05 | |
130 | Пунктуация. | Употребление знаков препинания. | Выполнение упражнений | Уметь применять на практике полученные знания | Обобщение и систематизация ЗУН | 13.05 | |
131 | Лексика | Закрепление знаний о лексическом составе русского языка | Выполнение упражнений | Уметь применять на практике полученные знания | Обобщение и систематизация ЗУН | 16.05 | |
132-133 | Фразеология | Употребление фразеологизмов. | Выполнение упражнений | Уметь применять на практике полученные знания | Обобщение и систематизация ЗУН | 17-18.05 | |
134 | Словообразование | Словообразование самостоятельных частей речи. | Выполнение упражнений | Уметь применять на практике полученные знания | Обобщение и систематизация ЗУН | 19.05 | |
135 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием (Промежуточная аттестация) | Комплексная работа. | Написание диктанта, выполнение тестовых заданий | Уметь применять полученные знания при выполнении грамматических заданий по изученному материалу | Урок контроля ЗУН | 23.05 | |
136 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Анализ диктанта. Работа над ошибками | Работа над ошибками | Уметь исправлять допущенные ошибки. | Урок коррекции ЗУН | 24.05 | |
137 | Подведение итогов года | Систематизация знаний и умений. | Выборочное выполнение упражнений | Уметь применять на практике полученные знания | Обобщение и систематизация ЗУН | 25.05 | |
138-140 | Резервные уроки | | | | | 26,30-31.05 | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |