Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2015 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
№ п\п | ТЕМА УРОКА | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные результаты | УУД |
Русский литературный язык(2 ч.) |
1. | Русский литературный язык и формы его существования. | Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, народные говоры, жаргоны. | Национальный язык – язык нации. Включает в себя: литературный язык; диалекты (говоры); просторечие; жаргоны. Высшая форма нац.языка- литературный язык. | Научиться использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка | Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: Используют нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Познавательные: Структурируют знания. |
2. | Культура речи как раздел лингвистики. | Речевой портрет личности | Культура речи и культура поведения человека. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | Коммуникативные: Овладевают основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдают их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Регулятивные: Используют нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Познавательные: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки |
Повторение пройденного в 5-8 классах(6ч.+1ч.) |
3. | Основные единицы языка. | Основные единицы языка. | Основные единицы языка: звук(фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение. | Владеть приёмами фонетического, орфоэпического, морфемно- словообразовательного, лексического, морфологического разбора; разъяснять значения слов, Владеть приемами синтаксического и пунктуационного разбора предложений; уметь проводить анализ текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы; | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: Овладевают основными понятиями. Познавательные: Моделируют и употребляют в речи синонимические по значению словосочетания и предложения. |
4. | Фонетика, словообразование, лексика. | Что такое фонология? Акустика. Артикуляция. Коммуникация. Морфема и ее виды. | Фонология - наука, изучающая смыслоразличительный аспект звуков речи. Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем: (словообразующие и формообразующие)). Способы образование слов. |
5 -6. | Грамматика: морфология и синтаксис. | Части речи. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами в словосочетании. | Словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Согласование, управление и примыкание – виды подчинительной связи. | Различать виды словосочетаний и способы связи слов в словосочетании. Научиться группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Устанавливают причинно-следственные связи. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
7-8. | Правописание: орфография и пунктуация. | Трудные случаи орфографии и пунктуации; синтаксического и пунктуационного анализа предложений. | Основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. | Уметь применять орфографические правила, объяснять написание слов с трудно проверяемыми орфограммами; распознавать части речи и их формы в трудных случаях, правильно образовывать формы слов; определять их синтаксическую роль; | Коммуникативные: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Устанавливают причинно-следственные связи. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
9. | Контрольная работа №1. Тест или диктант по итогам повторения. | Контроль за усвоением знаний повторения материала 5-8 класс. | Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. | Уметь опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.(или работа с бланками АВ ). | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Познавательные: Выполняют операции со знаками и символами. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
Текстоведение (4ч.+2ч.+2ч.) |
10. | Анализ к\р. Текстоведение. Текст и его признаки. | Текст как единица языка и речи. Средства связи предложений в тексте. | Основные признаки текста: единство темы; наличие главной мысли(идеи); относительная законченность; смысловая и грамматическая связь предложений; логическая связь частей. Основные средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические, комбинированные. | Уметь проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи; | Познавательные: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать связи. Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
11-12. | Сжатое изложение (по К.Г.Паустовскому) упр.127 | Сжатие текста. Основные приемы сжатия текста. | Приемы сжатия текста: разделение информации на главную и второстепенную; свертывание информации за счет обобщения. Основные языковые приемы компрессии текста: исключение; обобщение; упрощение. | Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, сжатого пересказа; замечать отступления от норм литературного языка; | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
13. | Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление). | Что такое рассуждение? Его коммуникативная характеристика как типа речи. Структура рассуждения. Виды рассуждения. | Рассуждение и его виды: доказательство; объяснение; размышление. Коммуникативная цель рассуждения - объяснить собеседнику что-либо, убедить в чем-либо. Структура текста-рассуждения: | Правильно и уместно использовать типичные языковые средства при построении рассуждения (вводные слова, союзы, речевые обороты). | Коммуникативные: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
14. | Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. | Рецензия как речевой жанр. Основные речевые стандарты, помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, Что такое позиция автора? Как изложить собственное мнение. | Эссе Отзыв Рецензия и речевые стандарты (клише) | Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, сжатого пересказа; замечать отступления от норм литературного языка; использовать в рецензии различных способов цитирования, слов-синонимов и синонимичных выражений. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
15. | Публичная речь как разновидность устной речи. | Что такое публичная речь? Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. | Публичная речь - это устная речь, обращенная к аудитории, рассчитанная на массу людей (публику). Основные требования к публичному выступлению: уместно убедительно логично кратко грамотно выразительно | Понимать коммуникативную цель чтения текста и организовывать процесс чтения; создавать устные монологические высказывания на различные темы; владеть основными нормами письменной речи; писать изложения по публицистическим, художественным текстам; писать небольшое по объёму сочинение разных типов речи; | Коммуникативные: Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
16-17. | Контрольная работа № 2. Сжатое изложение с элементами сочинения. упр.155 | Контроль за усвоением знаний темы: «Текстоведение». | Сжатие текста. Приемы сжатия текста: разделение информации на главную и второстепенную; свертывание информации за счет обобщения. Основные языковые приемы компрессии текста: упрощение. Основные этапы создания текста: определить тему; основную мысль; обдумать содержание текста; подготовить рабочие материалы(план, отдельные формулировки, список слов, словосочетаний и т.д.); создание текста; редактирование текста. | Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, сжатого пересказа; замечать отступления от норм литературного языка; Уметь создавать текст в соответствии с требованиями: соответствие содержания текста теме и идее; полнота раскрытия темы; последовательность изложения; абзацное членение текста (для письменного текста); достоверность фактического материала. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; умеют работать над сочинением по плану: определять замысел, обдумывать содержание, создавать сам текст, редактировать его. Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. |
Синтаксис и пунктуация (42 ч) |
Сложное предложение(36ч) |
18. | Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. | Понятие о сложном предложении, типы сложных предложений. | СП - предложение, которое состоит из двух или несколько частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. Сложное предложение -единица синтаксиса. СП – смысловое, структурное и интонационное единство. СП: союзные (ССП и СПП) и бессоюзные. Основные средства связи между частями СП: интонация; союзы; союзные слова. | Различать виды СП. Научиться сравнительному анализу грамматических, интонационных и пунктуационных особенностей БСП, ССП и СПП. Научиться моделировать СП по заданным схемам. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
Сложносочиненное предложение (5ч. +1ч.) |
19. | ССП как единица синтаксиса. Основные средства синтаксической связи между частями ССП. | Понятие о сложносочинённом предложении, виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. | Сложносочинённое предложение – это СП, части которого соединены сочинительными союзами(и , а, но, зато, или, то…то и др.) Знаки препинания в ССП: запятая; точка с запятой; тире. Условия, при которых запятая не ставится: | Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
20. | Сложносочиненное предложение и его грамматические признаки. | Грамматические признаки ССП. Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. | Сложносочинённое предложение – это СП, части которого соединены сочинительными союзами(и , а, но, зато, или, то…то и др.) Знаки препинания в ССП: запятая; точка с запятой; тире. Условия, при которых запятая не ставится: вводное слово и т.д. | Научиться различать грамматические признаки ССП, оценивать правильность построения ССП, исправлять нарушения синтаксических норм построения ССП. |
21. | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения. | Грамматические признаки и смысловые отношения ССП. Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. | Синонимия сложного предложения. Ошибки в построении ССП. | Научиться различать грамматические признаки ССП, оценивать правильность построения ССП, исправлять нарушения синтаксических норм построения ССП. |
22. | Основные группы сложносочиненных предложений по значению. Знаки препинания в ССП. | Что такое ССП? Основные группы ССП по значению. Знаки препинания в ССП. | Сложносочинённое предложение – это СП, части которого соединены сочинительными союзами(и , а, но, зато, или, то…то и др.) Знаки препинания в ССП: запятая; точка с запятой; тире. Условия, при которых запятая не ставится: вводное слово и т.д. | Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
23. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. | Как производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП? | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
24. | Контрольная работа №3: диктант с грамматическим заданием. | Контроль за усвоением знаний темы: «Сложносочиненное предложение». | Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. | Уметь опираться на изученный материал по теме: «Сложносочиненное предложение» - производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Познавательные: Выполняют операции со знаками и символами. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
Сложноподчиненное предложение(17ч.+1ч.) |
25. | Анализ диктанта. Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки. | Что такое сложноподчинённое предложение? Виды придаточных, понятие о союзах и союзных словах. | Сложноподчинённое предложение – это СП, части которого соединены подчинительными союзами (так как, будто, что, чтобы и др.) или союзными словами (относительными местоимениями что, который, какой, сколько и др. и местоименными наречиями куда, как, где, зачем и др.). | Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
26. | Строение СПП. Средства связи частей СПП. ССП с синонимичными союзами. | Что такое сложноподчинённое предложение? Виды придаточных, понятие о союзах и союзных словах. | Сложноподчинённое предложение – это СП, части которого соединены подчинительными союзами (так как, будто, что, чтобы и др.) или союзными словами (относительными местоимениями что, который, какой, сколько и др. и местоименными наречиями куда, как, где, зачем и др.). | Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. | Коммуникативные: решать частные задачи - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
27. | Виды придаточных предложений. | Виды придаточных. | Виды придаточной части по значению и строению: определительные; изъяснительные; обстоятельственные. | Научиться классифицировать СПП. |
28. | СПП с придаточным определительным. | Придаточные определительные. | Поясняют главный член предложения, выраженный именем существительным или местоимением. Отвечают на вопросы определения. | Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
29-30. | СПП с придаточным изъяснительным. | Придаточные изъяснительные. | Поясняют чаще всего сказуемое. Отвечают на вопросы дополнения (косвенных падежей). | Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
31-32. | СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места и времени. | Придаточные обстоятельственные? | Обозначают место, время, цель, причину и т.д. Отвечают на вопросы обстоятельства. Виды придаточных обстоятельственных: | Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
33. | СПП с придаточными сравнения. | Различные формы выражения сравнения в русском языке. | Способы выражения сравнения: наречие образа действия сочетание гл.+сущ. в ф.Т.п сущ+ср.ст.прилаг. сочет: похож(на кого?), кажется(каким?) и т.д. сравнит.оборот СПП с придат.сравнения. | Научиться различать различные виды сравнения, использовать их в устной и письменной речи. |
34-35. | СПП с придаточными образа действия, меры и степени. | Придаточные образа действия, меры и степени. | Обозначают (раскрывают) образ и способ действия ,а также степень признака, указанного в главном предложении. Отвечают на вопросы как? в какой степени? в какой мере? Присоединяются к главному союзами (что, чтобы, будто, словно и т.) и союзными словами (как, насколько). В главной части содержатся указательные слова: такой (таков), наречия настолько, столько, так. | Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова. Разграничивать придаточные образа действия и степени и сравнения. Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
36-38. | СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки. Придаточные присоединительные. | Придаточные цели, причины, условия, уступки. Социальная реклама. Основные языковые средства оформления рассуждения. | Обозначают … Отвечают … Присоединяются… Правила речевого общения без конфликтов. Основные языковые средства оформления рассуждения: доказательство объяснение размышление | Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Познавательные: Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
39-40. | СПП с придаточными разных видов и знаки препинания в них. | Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное), последовательное подчинение. | СПП с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. Стечение союзов что + если, что + когда, так что + хотя… то, так. | Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
41. | Закрепление изученного. Подготовка к контрольной работе. | Что такое сложноподчинённое предложение? Виды придаточных, понятие о союзах и союзных словах. Сочинение лингвистического характера. | Сложноподчинённое предложение – это СП, части которого соединены подчинительными союзами (так как, будто, что, чтобы и др.) или союзными словами (относительными местоимениями что, который, какой, сколько и др. и местоименными наречиями куда, как, где, зачем и др.) Знаки препинания в СПП: | Уметь определять (находить) главную и придаточную части СПП. Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения. Разграничивать союзы и союзные слова Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
42. | Контрольная работа №4. Диктант с грамматическим заданием. | Контроль за усвоением знаний темы: «Сложноподчиненное предложение». | Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. | Уметь опираться на изученный материал по теме: «Сложноподчиненное предложение» - производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы. | Коммуникативные: Корректируют знания и способы действий. Обобщают и систематизируют знания. Регулятивные: Контроль. Познавательные: Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
Бессоюзное сложное предложение(6ч.+1ч.) |
43. | БСП и его грамматические особенности. | Понятие о бессоюзном сложном предложении, знаки препинания в них | Бессоюзное сложное предложение - это такое СП, части которого соединены только по смыслу и интонационно, а союзы и союзные слова не используются. | Научиться различать союзные и бессоюзные СП. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
44. | Виды БСП. | Виды БСП. Смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. | Смысловые отношения между частями БСП: со значением перечисления, причины, пояснения, времени, следствия, сравнения, противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий. | Научиться определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. |
45. | Знаки препинания в БСП. Запятая и точка с запятой в БСП со значением перечисления. | Виды БСП. Смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. | Смысловые отношения между частями БСП: | Научиться определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений и выражать их с помощью интонации. |
46. | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | Виды БСП. Смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. | Смысловые отношения между частями БСП: со значением причины, пояснения, дополнения. | Научиться определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений и выражать их с помощью интонации. |
47. | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. | Виды БСП. Смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. | Смысловые отношения между частями БСП: времени, условия и следствия, сравнения, противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий. | Научиться определять смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений и выражать их с помощью интонации. |
48. | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | Виды БСП. Смысловые отношения между частями БСП интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | Научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор БСП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме. |
49. | Контрольная работа № 5. | Синонимия СП. | Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. | Уметь опираться на изученный материал по теме: «Сложное предложение» - производить синтаксический и пунктуационный разбор СП, составлять их схемы. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выполняют операции со знаками и символами. Личностные: Позитивная моральная самооценка. Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи(4ч.+1ч.) |
50-51. | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Понятие о сложном предложении с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период | Типы СП разными видами связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период | Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, виды связи: сочинение+подчинение, сочинение+бессоюзная связь, подчинение+бессоюзная связь, сочинение+подчинение+ бессоюзная связь, период; находить грамматические основы, определять форму организации сложных предложений. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
52. | Текстоведческий анализ. Анализ текста Б.Головкина(упр.484) | Что такое текстоведческий анализ? | Текстоведческий анализ: тема текста основная мысль тип текста стиль и языковые средства языковые разборы задания по орфографии и пунктуации. | Научиться анализировать текст, рассматривать его с точки зрения функциональных, языковых, грамматических особенностей языка. |
53. | Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. | Что такое период? Роль периода в художественном тексте. | Период - особая форма организации сложных предложений и поэтическое средство художественного текста. Период – предложение, построенное по принципу кругообразно замы кающихся и гармонически организованных частей. | Научиться находить грамматические основы, определять форма организацию сложных предложений. |
54. | Культура речи. Правильное употребление в речи СП. | Что такое норма? Синтаксические нормы. Нормативные словари современного русского литературного языка и их роль в овладении нормами современного русского литературного языка. | Синтаксические нормы. Виды ошибок. Виды нормативных словарей современного русского литературного языка: орфоэпические толковые лексические грамматические стилистические орфографические. | Научиться оценивать правильность речи и в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Научиться пользоваться нормативными словарями для получения информации о нормах современного русского литературного языка. | Коммуникативные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона Регулятивные: Оценивают правильность речи и в случае необходимости корректировают речевые высказывания. Познавательные: Использовают нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. |
Синтаксические конструкции с чужой речью (4ч.+1ч.+1ч.) |
55.-56. | Основные способы передачи чужой речи Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. | Способы передачи чужой речи. Синонимия предложений. | Прямая речь – это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того автора. Косвенная речь-чужая речь, передаваемая от имени воспроизводящего. | Научиться опознавать основные способы передачи чужой речи. Моделировать предложения с прямой и косвенной речью. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
57. | Диалог и его основные виды. | Что такое диалог? Виды диалога. | Диалог – это ряд реплик двух или нескольких лиц. Виды диалога: диалог этикетного характера диалог-расспрос диалог-побуждение к действию диалог-обмен мнениями и др. | |
58. | Цитирование как способ передачи чужой речи. | Что такое цитата и цитирование? Словари цитат и их виды. | Цитата-это дословная выдержка из текста или чьего-либо высказывания. | Научиться использовать цитаты в речи. Научиться различать способы оформления цитат. |
59. | Изложение «Рябина» (упр.529) | Написать изложение, передавая приемы цитирования. | Приемы изложения текста: разделение информации на главную и второстепенную; свертывание информации за счет обобщения. Основные этапы написания текста: определить тему; основную мысль; обдумать содержание текста; подготовить рабочие материалы(план, отдельные формулировки, список слов, словосочетаний и т.д.); создание текста; редактирование текста. | Уметь фиксировать информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, пересказа; замечать отступления от норм литературного языка; Уметь создавать текст в соответствии с требованиями: соответствие содержания текста теме и идее; полнота раскрытия темы; последовательность изложения; абзацное членение текста (для письменного текста); достоверность фактического материала. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. Личностные: Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
60. | Контрольная работа №6. | | | Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выполняют операции со знаками и символами. Личностные: Позитивная моральная самооценка. Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
Повторение изученного (5ч.+2ч.) |
61. | Фонетика, словообразование, лексика | Повторение и систематизация изученного материала. | Систематизировать материал по теме «Фонетика, словообразование, лексика». | Владеть приёмами фонетического, орфоэпического, морфемно- словообразовательного, лексического, морфологического разбора; разъяснять значения слов, Владеть приемами синтаксического и пунктуационного разбора предложений; уметь проводить анализ текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы; | Коммуникативные: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Личностные: Любовь к Родине. Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
62. | Грамматика: морфология и синтаксис | Повторение и систематизация изученного материала: Части речи. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами в словосочетании. | Словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Согласование, управление и примыкание – виды подчинительной связи. | Различать виды словосочетаний и способы связи слов в словосочетании. Научиться группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. |
63. | Культура речи | Повторения и систематизации изученного материала. | Нормы литературного языка. | Уметь использовать основные нормы русского литературного языка. |
64. | Правописание: орфография и пунктуация | Повторения и систематизации изученного материала. | Части речи. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами в словосочетании. | Словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Согласование, управление и примыкание – виды подчинительной связи и пр. |
65. | Подготовка к итоговой контрольной работе в форме ОГЭ. | Повторения и систематизации изученного материала. | Основные понятия за курс 5-9 классов. | Систематизировать и применять полученные знания. | Коммуникативные: уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
66-67 | Контрольная работа №7 в форме ОГЭ и ее анализ. | Контроль и подготовка к ОГЭ. | Работа с бланками. | Обобщение и применение изученного материала за 5-9 классы. Распределять время на экзамене. Правильно заполнять бланки ОГЭ. | Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выполняют операции со знаками и символами. Личностные: Позитивная моральная самооценка. Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
68 | Резерв | Обобщение и систематизация пройденного. | Обобщение и систематизация пройденного. | Обобщение и применение изученного материала за 5-9 классы. | |
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».