Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 1 класса составлена на основе:
Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Ввиду того, что 1 и 4 классы объединены в один класс-комплект, уроки проводятся в двух классах одновременно.
Общая характеристика предмета:
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Цели и задачи:
Целями учения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
Роль и место дисциплины:
В 1 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013 год.
Основное содержание предмета:
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
На изучение курса «Русский язык» в 1 классе отведено 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели). Из них 115 часов (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (учебных недель) – урокам русского языка.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 2 ч |
2 | Текст, предложение, диалог | 3ч |
3 | Слово, слово, слово… | 4ч |
4 | Слово и слог. Ударение | 6 ч |
5 | Звуки и буквы | 34 ч |
6 | Повторение | 1 ч |
| Итого: | 50 часов |
| График проведения контрольно-измерительных работ: работ | |
Период обучения | Количество часов | Словарные диктанты | Контрольное списывание | Контрольные диктанты | проекты | Проверочные работы |
3 четверть | 15 ч | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 четверть | 35 ч | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 |
Итого: | 50 ч часовчасов | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 |
|
Содержание тем учебного курса.
НАША РЕЧЬ (2 ч)
Наша речь
Устная и письменная речь
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ (3 ч)
Текст и предложение
Предложение
Диалог
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА... (4 ч)
Роль слов в речи
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов
«Вежливые» слова
Однозначные и многозначные слова
Близкие и противоположные по значению слова
СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ (6 ч)
Слог как минимальная произносительная единица
Деление слов на слоги
Перенос слов
Ударение (общее представление)
Ударные и безударные слоги
ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ч)
Звуки и буквы
Русский алфавит, или Азбука
Гласные звуки и буквы
Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах
Гласные звуки и буквы
Слова с буквой Э
Обозначение ударного гласного буквой на письме
Особенности проверяемых и проверочных слов
Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука
Согласные звуки и буквы
Слова с удвоенными согласными
Слова с буквами И и Й
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Перенос слов с мягким знаком
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
Глухие и звонкие согласные звуки
Парные глухие и звонкие согласные звуки
Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов
Правописание парных согласных звуков на конце слов
Шипящие согласные звуки
Проект «Скороговорки»
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Заглавная буква в словах
Проект «Сказочная страничка»
Повторение (1ч)
Повторение и обобщение изученного материала
Слова с непроверяемыми написаниями
Учитель Ученик Ученица Деревня Ворона Сорока Заяц Петух Корова Молоко Класс Классный Дежурный Ребята Тетрадь Медведь Работа Работать Машина
Требования к уровню подготовки учащихся
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку российского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующие этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей под руководством учителя;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку под руководством учителя;
делать выводы по результатам совместной работы класса и учителя;
подводить языковые факты под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать и понимать речь собеседника;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Планируемые результаты освоения предмета
Общие предметные результаты освоения программы:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Развитие речи.
Обучающийся научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й'];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные звуки [ч'], [щ'], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й'];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика.
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что?
Синтаксис.
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения (законченность мысли и интонацию конца предложения);
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация.
Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака (ь) после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения (.?!);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Печатные пособия:
таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
таблицы в соответствии с основными разделами программы 1 класса;
наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой;
словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения:
Оборудование рабочего места учителя:
Экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы по русскому языку.
Учебно-практическое оборудование:
простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;
материалы: бумага (писчая).
Модели:
Оборудование класса:
ученические парты;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;
настенная доска для вывешивания иллюстративного материала
Список литературы:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
2. Канакина В.П. Русский язык: Сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
3. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс. - М.: Просвещение, 2014.
4. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Пишу правильно: Орфографический словарь. - М.: Просвещение, 2011.
5. Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 1 класс: типовые текстовые задания. - М.: Экзамен, 2012.
8. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4класс. - М.: Просвещение, 2013.
9. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011.
10. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева В.Г., Стефаненко. Русский язык. 1-4 классы. Рабочие программы. - М.: Просвещение, 2011.