Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основе нормативно – правовых документов (представлены выше) и авторской программы учебно-методического комплекса «Школа России» авторы: Канакина В.П. Горецкий В.Г. Дементьева МН. Стефаненко Н.А. , утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Программой отводится на изучение русского языка по 5 уроков в неделю, что составляет 175 часов в учебный год.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Мультимедиапроектор.
Переносной экран.
Презентации уроков.
Приложение к учебнику на электронном носителе.
Контрольных диктантов-10 ; Обучающих изложений – 13; Обучающих сочинений – 7; Словарных диктантов -4; Проектов -5;
№ п/п | Содержание ( тема ) | Тип урока. Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) Элементы содержания | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | Дата |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Наша речь и наш язык 2 часа |
1. | Наша речь. Виды речи | Урок рефлексии 1 час | Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему. Воспроизвести представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание рисунка | Делать выводы о значении речи в жизни человека. | Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. научится различать виды речи | Уметь договариваться и приходить к общему решению. | Оценивать свои результаты. | |
2. | Для чего нужен язык? | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить учащихся с понятием «хорошая речь», уточнить представления детей о языке как средстве общения, о языке как системе знаний, чем отличаются язык и речь | Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. | Делать выводы о значении речи в жизни человека. | Анализировать и делать выводы. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему. | |
Текст. Предложение. Словосочетание. 16 часов |
3 | Что такое текст? Типы текстов. | Комбинированный 1 час | Уточнить представление о тексте и его признаках, воспроизвести знания о теме, главной мысли, заголовке, частях текста | Делать выводы о значении речи в жизни человека | Научиться определять типы текстов. Умение составлять текст. | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | Аргументировать свою позицию. | |
4. | Предложение. | Урок введения новых знаний 1 час | Воспроизвести представления учащихся о типах текстов и их распознавания | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Уметь правильно составлять предложение | формулировать учебную проблему | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
5 | Что такое предложение? | Урок введения новых знаний 1 час | Воспроизвести знания о предложении, правильно оформлять предложение на письме, находить главные члены предложения | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать предложение и группу предложений. | Аргументировать свою позицию. | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | |
6 | Виды предложений по цели высказывания и интонации | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с особенностями предложений, разных по цели высказывания; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Использовать знаково-символические средства и применять простейшие навыки письма | Уметь договариваться и приходить к общему решению. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
7 | Сочинение по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | Урок развития речи 1 час | Формировать умение составлять описательный текст по репродукции картины | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | осознанно и произвольно строить свои сообщения; | формулировать учебную проблему совместно с учителем. | Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. | |
8 9. | Обращение (общее представление). Обучающее изложение. | Урок введения новых знаний 1 час Урок развития речи. 1 час | Дать учащимся представление о словах- обращениях, научить ставить знаки препинания, составление предложений и текстов по рисунку | Осознание роли языка и речи в жизни человека | Умение ставить знаки препинания в предложении с обращениями. | Умение слушать и понимать речь других. | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы. | |
10. | Главные и второстепенные члены предложений | Комбинированный 1 час | Развивать умение определять главные и второстепенные члены предложений | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Самостоятельн анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания. | Умение слушать и понимать речь других. | Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы. | |
11 | Упражнение в разборе предложений по членам предложений | Комбинированный 1 час | Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Самостоятельно разбирать предложение | формулировать учебную проблему | Анализировать, делать выводы, сравнивать | |
12 | Простое и сложное предложение | Урок введения новых знаний 1 час | Научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Составлять простое и сложное предложения. | Сотрудничество с учителем и сверстниками | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
13 | Контрольное списывание с заданием. | Урок – контроль 1 час | Проверить умение грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Списывать текст, проговаривать его по слогам. | формулировать учебную проблему | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
14 | Словосочетание. Словарный диктант. | Урок введения новых знаний 1 час | Формировать умение устанавливать связь слов с словосочетании, находить главное и зависимое слово | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | находить словосочетания в предло жении, прави льно задавать вопросы.. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение высказывать своё предпо ложение на основе работы с материалом учебника. | |
15 | Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | Урок развития речи 1 час | Составление текста по репродукции картины. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине. | Умение работать в паре, группе; | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
16 | Анализ сочинений. Проверка знаний. | Урок рефлексии 1 час | Редактировать предложения. Находить и исправлять орфографические ошибки. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить главные члены предложения. | Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. | |
17 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №1по теме «Текст. Предложение.» | Урок – контроль 1 час | Проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть и правильно записывать слова с орфограммами | Умение слушать и понимать речь других. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
18 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложении. | Урок рефлексии 1 час | Научить классифицировать и исправлять ошибки. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Классифицировать ошибки по орфограммам. | Умение аргументировать своё предположение. | Оценка результатов работы. | |
Слово и его лексическое значение. 18 часов. |
19 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | Урок введения новых знаний 1 часа | Познакомить с понятием « лексическое значение слова». | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Определять лексическое значение слов. | Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. | |
20 | Синонимы. Антонимы. | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с термином «синонимы», «антонимы», развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать оттенки значений синонимов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Умение работать в паре, группе. | Волевая саморегуляция. | |
21. | Омонимы(общее представление). | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с термином «синонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Целеполагание как постановка учебной задачи. | |
22 | Слово и словосочетание. | Урок введения новых знаний 1 часа | Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Определение главного и зависимого слова. | |
23 | Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). | Урок введения новых знаний 1 часа | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Значения фразеологизмов и их использование в речи | Умение слушать и понимать речь других. | Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. | |
24 | Изложение повествовательного текста | Урок развития речи 1 час | Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | Нравственно-этическая ориентация. | Уметь составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. | Умение аргументировать своё предположение. | Умение составлять план и последовательность действий на уроке. | |
25 | Части речи. Имя существительное. | Комбинированный 1 часа | Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Род и число имён существительных. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Распознавать собственные и нарицательные имена существительн Род, число, падеж имён существительных и прилагательных. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаци | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
26 | Имя прилагательное. | Комбинированный 1 часа | Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду. | |
27. | Сочинение по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | Урок развития речи 1 час | Сочинение по репродукции картины | Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Составление текста | Умение работать в паре, группе. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
28 | Глагол. Проверка знаний. | Урок рефлексии 1 часа | Распознавать род, число и форму глаголов. | Находить глаголы в тексте. | Прогнозирование результата. | |
29. | Имя числительное как часть речи (общее представление). | Урок введения нового материала 1 часа | Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить имя числительное по значению и по вопросам | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке | |
30. | Однокоренные слова. Словарный диктант. | Комбинированный 1 час | Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь. | Нравственно-этическая ориентация. | распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятель- но их записывать; | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
31 | Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | Комбинированный 1 часа | Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть в словах орфограммы. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Осознание качества и уровня усвоения материала – оценка деятельности. Оценка результатов работы. | |
32 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | Комбинированный1 часа | |
33 | Звонкие и глухие звуки. Разделительный мягкий знак. | Комбинированный 1 часа | Уметь правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согласными. | |
34. | Обучающее изложение. | Урок развития речи 1 час | Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Изложение повествовательного текста | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Прогнозирование результата. | |
35 | Наши проекты | Урок рефлексии 1 час | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | Нравственно-этическая ориентация. | Уметь писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
36 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 «Слово и его лексическое значение» | Урок – контроль 1 час | Проверить умения учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | |
Состав слова Общее понятие о значимых частях слова 16 ч |
37 | Работа над ошибками. Однокоренные слова | Комбинированный 1 час | Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте; выполнить работу над ошибками; развивать письменную речь учащихся. Умение точно отвечать на вопросы. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Объяснять допущенные ошибки, исправлять их | Умение слушать и понимать речь других. | Уметь точно отвечать на вопросы. | |
38 | Однокоренные слова. Корень слова. Словарный диктант. | Комбинированный 1 час | Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными). | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Уметь точно отвечать на вопросы. | |
39. | Сложные слова. | Урок введения нового материала 1 час | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | |
40 41 | Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. | Комбинированный 2 часа | |
42 | Приставка. | Урок введения новых знаний 1 час | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умение работать в паре, группе. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
43 | Значение приставок. | Комбинированный 1 час | |
44 | Суффикс. | Комбинированный 1 час | |
45 | Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове | Урок введения новых знаний 1 час | Уменьшительно-ласкательное и увеличительное значение суффиксов. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Умение работать в паре, группе. | Прогнозирование результата. | |
46 | Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе» | Урок развития речи 1часа | безошибочное написание сочинения, умение работать со словарем | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | анализировать содержание, составлять по картине описательный текст. | Умение слушать и понимать речь других. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | |
47 | Основа слова. Разбор слов по составу | Урок рефлексии 1 час | Выделять в словах основу слова. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | находить в слове значимые части по заданной модели | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | |
48 | Ознакомление со словообразовательным словарем. | Комбинированный 1 час | |
49 | Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова» | Урок – контроль 1 час | Повторить усвоение изученных тем. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять орфограмму и правильное написание слов. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
50 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | Комбинированный 1 час | Дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. | Определять орфограмму и правильное написание слов. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
51 | Наши проекты | Урок рефлексии 1час | Уметь работать с различными источниками, составлять презентацию и донести её до слушателя. | Оценка результатов работы. | |
52. | Обучающее изложение. | Урок развития речи 1 час | Грамотно составлять предложения и правильно оформлять их на письме. | |
Правописание частей слова ( 28 ч) |
53 | Общее представление о правописании частей слова. | Урок введения новых знаний 1 час | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | группировать слова по типу орфограммы Применять знания для решения нестандартных задач. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | |
54 55 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Комбинированный 2 часа | |
56 57 58 59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | Комбинированный 4 часа | Сопоставить правила правописания слов с непроизносимыми согласными и парными по глухости-звонкости согласными | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. | |
60 | Обучающее изложение. | Урок развития речи 1 час | Учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
61 62 63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тест. | Комбинированный 3 часа | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить в словах изученные орфограммы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
64 | Сочинение по картине В.Васнецова «Снегурочка» | Урок развития речи. 1час | Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Составление текста, умение строить предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
65 66 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Комбинированный 2 часа | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове Приводить примеры слов с заданной орфограммой. | Нравственно-этическая ориентация. | Анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Оценка результатов работы. | |
67 | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов» | Урок – контроль 1 час | Повторить усвоение изученных тем. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | |
68 69 70 | Правописание суффиксов и приставок. | Уроки введения новых знаний 3 часа | Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой. | |
71 | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | Урок –рефлексии 1 час | |
72 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | Комбинированный 1 час | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Правила правописания. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Характеризовать парные звонкие и глухие согласные | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
73 74 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | Уроки введения новых знаний 2 часа | Правописание слов с мягким и твёрдым знаками. | |
75 | Обучающее изложение. | Урок развития речи 1 час | Учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
76 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №5 по теме «Правописание частей слов» | Урок - контроль 1 час | Повторить усвоение изученных тем. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Правильно писать слова с изученными орфограммами, | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
77 | Проект «Составляем орфографический словарь» | Урок –рефлексии 1 час | Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слова | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
78 | Закрепление пройденного материала. | Урок закрепление раннее изученного 1 час | Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять орфограмму и правильное написание слов. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
79 80. | Обобщение и систематизация знаний. | Закрепление 2 часа | Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
Части речи. 76 часов |
81. | Общее представление о частях речи. | Комбинированный 1 час | Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить в словах изученные орфограммы на слух. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
Имя существительное ( 31час) |
82 83 | Имя существительное и его роль в речи. | Комбинированный 2 часа | Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Находить устаревшие слова-имена существительные Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу). | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Использовать специальную терминологию Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
84 85 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Уроки введения новых знаний 2 часа | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
86 | Изложение по самостоятельно составленному плану | Урок введения новых знаний 1 час | Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Урок введения новых знаний 1 час | Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
88 | Проект «Тайна имени» | Урок – проект 1 час | Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Использовать специальную терминологию | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
89 90 | Число имён существительных | Урок введения новых знаний 2 час | Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; Дать понятие об изменении имён существительных по родам, Писать имена существительные с мягким знаком после шипящих на конце слов. развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать собственные имена существительные. Уметь определять род, число. Применять правила правописания. Изменять имена существительные по числам и родам. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
91 92 | Род имен существительных (мужской, женский, средний). Род имён существительных. Словарный диктант. | Урок введения новых знаний 2 часа | Нравственно-этическая ориентация. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
93 | Мягкий (ь) знак на конце имён существительных после шипящих | Урок введения новых знаний 1 час | Нравственно-этическая ориентация. | Оценка результатов работы. | |
94 | Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце. | Урок систематизации знаний 1 час | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
95 | Изложение текста | Урок развития речи 1 час | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Пересказывать содержание текста определять тему и главную мысль текста; | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
96 | Контрольный диктант по теме № 6 «Имя существительное» | Урок –контроль 1 час | .Повторить усвоение изученных тем. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Распознавать в речи имена существительные | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
97 | Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). | Уроки введения новых знаний 1 час | Склонение имён существительных Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. Морфологический разбор имени существительного | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
98 | Изменение имен существительных по падежам | Уроки введения новых знаний 1 час | Нравственно-этическая ориентация. | Применять правила правописания. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Оценка результатов работы. | |
99 | Несклоняемые имена существительные. | Уроки введения новых знаний 1 час | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
100 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Урок развития речи 1час | Составление текста по репродукции картины. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Последовательно строить предложения, составлять текст. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Аргументировать свою позицию | |
101 | Именительный падеж | Урок введения новых знаний 1 час | Склонение имён существительных Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме Устанавливать связь между существительным и прилагательным. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
102 | Родительный падеж | Урок введения новых знаний 1 час | Нравственно-этическая ориентация. | Оценка результатов работы. | |
103 | Дательный падеж | Урок введения новых знаний 1 час | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
104 | Винительный падеж | Урок введения новых знаний 1 час | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
105 | Творительный падеж | Урок введения новых знаний 1 час | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
106 | Предложный падеж Словарный диктант. | Урок введения новых знаний 1 час | | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
107 | Обучающее изложение. | Урок развития речи 1час | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
108 | Все падежи. | Комбинированный урок 1 час | Склонение имён существительных Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Морфологический разбор имени существительного | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять падеж имени существительного. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
109 | Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Урок развития речи 1час | Составление текста по репродукции картины. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Составлять и записывать текст по репродукции картины. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
110 | Анализ сочинений. Роль имен существительных в предложении | Комбинированный урок 1 час | Умение находить и исправлять синтаксические и орфографические ошибки. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Устанавливать связь между существительным и прилагательным. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
111 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №7 «Имя существительное. Падежи.» | Урок –контроль 1 час | Повторить усвоение изученных тем. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Грамотно записывать слова. Проверять и исправлять ошибки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
112 | Анализ контрольных работ. Проект «Зимняя страничка» | | Уметь работать с различными источниками, составлять презентацию и донести её до слушателя. | |
Имя прилагательное (17 ч) |
113 114 | Понятие об имени прилагательном как части речи | Комбинированный урок 2 часа | Дать понятие об изменении имён прилагательных по числам; учить определять число имён прилагательных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; Дать понятие об изменении имён прилагательных по родам. Развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Распознавать имена прилагательные. Уметь определять род, число. Применять правила правописания. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
115 | Роль имен прилагательных в речи | Комбинированный урок 1 час | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
116 | Текст – описание. | Урок развития речи 1час | Составлять текст – описание. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | определять тему и главную мысль текста; | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
117 | Сочинение по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | Урок развития речи 1час | Составление текста по репродукции картины. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Строить предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
118 119 120 | Изменение имён прилагательных по родам | Урок введения новых знаний 1 час | Дать понятие об изменении имён прилагательных по числам; учить определять число имён прилагательных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; Дать понятие об изменении имён прилагательных по родам. Развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать имена прилагательные. Уметь определять род, число. Применять правила правописания. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
121 122 | Число имен прилагательных. | Комбинированный урок 2 часа | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | |
123 124 125 | Изменение имён прилагательных по падежам | Урок введения новых знаний 1 час | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
126 | Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» | Урок развития речи 1час | Составление текста по репродукции картины. | Нравственно-этическая ориентация. | Классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами. | Точно и правильно выражать свои мысли. | Оценка результатов работы. | |
127 | Наши проекты «Имена прилагательные в загадках» | Урок –рефлексии 1 час | Уметь работать с различными источниками, составлять презентацию и донести её до слушателя. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Применять правила правописания | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
128 | Контрольный диктант с грамматическим заданием.№8 «Имя прилагательное» | | Повторить усвоение изученных тем. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Грамотно записывать слова. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |
129 | Анализ контрольных работ. Закрепление знаний. | Урок – обобщение . 2 час | | | | | Анализировать, делать выводы, сравнивать | |
130 | Обобщение знаний. | |
Местоимение. ( 5 ч) |
131 | Личные местоимения. Роль местоимений в речи. | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с местоимением, определить роль местоимений в речи. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Отличать предложение от группы слов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
132 | Лицо и число личных местоимений. | Комбинированный1 час | Уметь определять лицо и число личных местоимений. | Распознавать однокоренные слова по двум признакам. | |
133 | Изменение местоимений по родам. | Урок введения новых знаний 1 час | Уметь изменять местоимения по родам. | | | | | |
134 | Местоимение. Словарный диктант. | комбинированный1 час | |
135 | Изложение. | Урок развития речи 1 час | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Излагать прочитанное на письме. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
Глагол. ( 21 ч) |
136 137 | Понятие о глаголе как части речи | Урок введения новых знаний 1 час | Дать понятие об изменении глаголов по числам; учить определять число глаголов, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; уметь изменять глаголы по временам. Развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. | Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Распознавать части речи. Применять правила правописания. Видеть орфограммы в слове. | Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение слушать и понимать речь других. Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
138 | Роль глаголов в предложении | Комбинированный урок 1 час | |
139 140 | Начальная (неопределенная) форма глагола. | Урок введения новых знаний 1 час | |
141 142 | Число глаголов | Урок введения новых знаний 1 час | |
143 144 | Времена глагола Изменение глаголов по временам. | Урок введения новых знаний 1 час | |
145 146 | Изменение глаголов по временам. | Урок –рефлексии 1 час | |
147 | Обучающее изложение. | Урок развития речи 1 час | Составление текста. Уметь излагать свои мысли на письме. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Излагать прочитанное на письме | Умение высказывать свои мысли. | Делать выводы. | |
148 149 | Род глаголов в прошедшем времени. | Комбинированный урок 2 часа | Уметь определять род глаголов в прошедшем времени. Записывать частицу не с глаголами. | | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
150 151 | Правописание частицы не с глаголами | Комбинированный урок 2 часа | | |
152 153 154 155 | Обобщение знаний. Обобщений знаний. Тест. | Урок – обобщение и систиматизация знаний. 4 часа | Обобщить и закрепить ранее полученные знания. | | | | |
156 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» | Урок – контроль 1 час | Повторить усвоение изученных тем. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Грамотно записывать слова. Проверять и исправлять ошибки. | | | |
Повторение 14 часов |
157 158 | Части речи | Урок – повторение 2 часа | Повторить и закрепить знания о частях речи, уметь в тексте найти имя существительное, глагол, прилагательное, числительное, уметь правильно задать вопрос, Определять род, число, падеж частей речи. Правильно записывать слова с предлогами и приставками. Определять и записывать грамотно слова с орфограммами. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |
159 | Обучающее изложение | Урок – повторение 1 час | |
160 | Обобщение изученного о слове и предложении | Урок – повторение 1 час | |
161 | Правописание окончаний имён прилагательных | Урок – повторение 1 час | |
162 | Правописание предлогов и приставок. Тест | Урок – повторение 1 час | |
163 | Правописание безударных гласных | Урок – повторение 1 час | |
164 | Правописание значимых частей слова | Урок – повторение 1 час | |
165 | Итоговый контрольный диктант | Урок – контроль 1 час | Повторить усвоение изученных тем. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Грамотно записывать слова. Проверять и исправлять ошибки. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | делать выводы, сравнивать | |
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | Урок – повторение 1 час | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами | делать выводы, сравнивать | |
167 168 169 170 | Обобщение знаний. КВН «Знатоки русского языка» | Урок – повторение и закрепление знаний 4 часа | |