Данная рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5 Б класса (базовый уровень) разработана на основе:
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Рабочая программа рассчитана на 105 часов. Количество учебных недель – 34. Количество часов в неделю - 3.
Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного содержания основных образовательных программ по предмету.
В «Рабочую программу по литературе в 5 классе» по сравнению авторской программой Г.С.Меркина и С.А.Зинина внесены незначительные изменения:
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.
Особенности работы с учебником, электронным приложением к учебнику.
Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Герои мифов.
Истоки УНТ, его основные виды. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Русские басни. Русские баснописцы 18-19 вв. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки человека – основные темы басен. Русская басня в 20 в.
«Бродячие сюжеты» в баснях. Различные способы реализации одного и того же сюжета. Своеобразие пафоса басен.
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и его няня Арина Родионовна.
Слово о поэте. Краткие сведения о детских годах.
Слово о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.
Слово о писателе. Детские впечатления И.С.Тургенева. Спасское-Лутовиново в судьбе и творчестве писателя.
Слово о поэте. Детские впечатления. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.
Сведения о писателе. Л.Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы. Две жизненные позиции: Жилин и Костылин. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Отношение автора к событиям.
Слово о писателе. Детские и юношеские годы. Семья Чеховых. Врач Чехов и писатель. Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова.
Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.
Детские годы И.Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности писателя. Книга в жизни Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги..»: тема природы и приемы ее реализации. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажей.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Роль эпизода в создании образа героя. Значение финала.
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления и их отражение в творчестве. Рассказ «Золотой петух». Цель личная и общественная, отцовская любовь, преданность, честность, смелость – основные проблемы рассказа. Особенности создания образа.
Слово о поэте. Детские годы С.Есенина. В Константинове. Стихотворения «Ты запой мне ту песню..», «Поет зима – аукает..», «Нивы сжаты, рощи голы..». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок».Человек труда в сказе П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Слово о писателе. Детство в Сибири. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея, цельность произведения. Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и красота. Мир глазами ребенка. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо»(отрывки).
История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Сюжетные линии, характеристика персонажей. Образ главного героя.
Слово о писателе.
Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир древнего человека.
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише»: период раннего взросления, добро и зло, уважение взрослых.
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберге» (отрывок).
№ урока | Сроки прохождения темы | Название раздела Тема урока | Домашнее задание | Планируемые результаты |
личностные | метапредметные | предметные |
плановые | фактические |
1 | | | Введение. Книга – твой друг. Литература как искусство слова. Знакомство с кабинетом литературы и учебником-хрестоматией. | Меркин, Часть1, с. 6-7, запись высказываний о языке» - См. «Библиотека книголюба» - ЭП (Электронное приложение) | Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего. | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Освоение значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа. | Умение создавать устные монологические высказывания, вести диалог. |
2 | | | Выявление уровня литературного развития учащихся. Проверка техники чтения. | Составить вопросы к статье на с. 8-10 учебника «Античный мир», Изучить таблицу «Боги Др.Греции» -См. «Библиотека книголюба» - ЭП | Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения | Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Совершенствование умения читать правильно и осознанно |
| | | Из мифологии | | | | |
3 | | | Мифы и мифология. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека. Герои и сюжеты мифов. | Прочитать и пересказать миф «Рождение Зевса» -См. «Библиотека книголюба» - ЭП Прочитать миф «Олимп», с.10-13 | Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности. | Формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них непреходящих ценностей. |
4 | | | Античный миф: происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп». | Вопр. и зад. – с.13-14, прочитать «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики. | Умение развивать мотивы и интересы познавательной деятельности. Развитие способности понимать произведения, отражающие этнокультуру. | Владение термином предание. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту. |
5 | | | Гомер – легенда Древней Греции. Мифологические сюжеты в поэме «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | с. 19 – сост.план легенды – См. «Творческая мастерская», ЭП, подг. к вн.чт. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. | Формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них непреходящих ценностей. Владение терминами мифологический герой, персонаж. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как искусства слова. |
6 | | | Вн./чт. «12 подвигов Геракла». | Прочитать статьи учебника «Из устного народного творчества», «Загадки», с.23-26 | Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения | Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Совершенствование умения читать правильно и осознанно |
| | | Из устного народного творчества |
| | | |
7 | | | Истоки УНТ, его основные виды. Загадки. «Великая мудрость народа». Пословицы и поговорки | с.26 - № 3 – См. ЭП «Б-ка кн/л» Заполнить таблицу. Подг.сообщ. о В.И.Дале – См. «Тв.маст-я» в ЭП с.30 – «Живое слово» Прочитать сказку «Царевна-лягушка», с. 37-48 | Формирование представлений о высших ценностях. Осмысление сущности мифологических представлений, культовой, мистической и социальной роли загадок. Совершенствование духовных качеств личности. Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах. Формирование умения осознавать художественную картину жизни. Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | Понимание ключевых проблем произведений фольклора. Владение термином загадка. Восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Формулирование собственного отношения к произведениям, их оценка. Понимание ключевых проблем произведений фольклора. Владение терминомпословицы, поговорки, антитеза, иносказание. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры, сопоставление с ценностями других народов. |
8 | | | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок и их художественные особенности. Волшебная сказка. «Царевна-лягушка». | прочитать – с.34-36 заполнить таблицу
Выполнить иллюстрацию к сказке Вопр. и зад. .48-49
| Формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и внутренней справедливости, счастье. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма, о трудолюбии, доброе, терпении как духовном богатстве человека, | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах. | Понимание ключевых проблем изученного произведения. Владение термином сказка, типы сказок, образ-пейзаж, композиция и др. Определение элементов сюжета , композиции, ИВС языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Владение терминами присказка, зачин, постоянный эпитет и др. |
| | |
9 | | | Образы сказки. Иван-царевич и его помощники. Нравственная проблематика сказки: добрые и злые сказки. | Прочитать сказку «Чего на свете не бывает?» - См.»Б-ка кн/л» в ЭП | | | |
10 | | | Бытовая сказка. «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Своеобразие лексики. | Прочитать сказку «Падчерица» -с.58, Вопр. и зад. - с.58
| Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. | Развитие способности понимать произведения, отражающие этнокультуру. | Понимание ключевых проблем изученного произведения. Владение термином типы сказочных персонажей, бродячий сюжетнародная сказка и др. |
11 | | | Сказки народов России-«Падчерица». | Подг | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным вкусом, способного аргументировать свое мнение и выражать его в устной форме. | Приобщение к духовным ценностям русской культуры, сопоставление с ценностями других народов. |
| | | Из древнерусской литературы | | | | |
12 | | | Возникновение древнерусской литературы. Летопись – жанр древнерусской литературы. Из «Повести временных лет»: «Расселение славян», «Кий…» История и вымысел в летописи, образ автора. | Прочитать отрывки из «Повести временных лет»: «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам», с.61-64 Подготовить пересказ одного из отрывков, используя старинные слова и выражения. | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства. Осмысление образа коня. Противопоставление Олегу волхва как представителя общества Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления идеи объединения славянских племен. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками. Формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ. | Понимание ключевых проблем изученного произведения. Владение термином летопись. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них непреходящих ценностей. |
| | | Басни | | | |
13 | | | Истоки басенного жанра. Эзоп и Лафонтен. Басни «Ворон и лисица».Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость,сообразительность, глупость, жадность. | Прочитать вступительную статью учебника «Эзоп», с.67-69,, составить вопросы к статье, подготовить на них развёрнутые ответы. Инд.задание: подготовить сообщение об Эзопе. Вопр. и зад. На с.70-74 | Формирование представлений об обмане как антиценности в процессе осмысления понятий мудрость истинная и ложная. | Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений литературы. | Владение терминами басня, притча, эзопов язык. Приобщение кценностям русской культуры, сопоставление с ценностями других народов. |
14 | | | Русская басня 18 века. Русские баснописцы 18 века. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и лисица».А.П.Сумароков Краткие сведения о писателе.Басня «Ворона и Лиса». | Мат о рус.баснописцах – См.ЭП – «Б-ка кн/л» | Формирование представлений о познании как гуманистической ценности | Понимание литературы как одной из основных национальных ценностей, как особого способа познания жизни. | Владение терминами басенный сюжет, мораль, инверсия. Умение отвечать на вопросы по прочитанному и прослушанному тексту. |
15 | | | И.А.Крылов: слово о баснописце. Тематика басен. Аллегория и мораль. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Демьянова уха»- обличение человеческих пороков в баснях. | Прочитать статью учебника об И.А.Крылове, с.77-78 Ответить на вопросы с.78-79 Принести сборники басен И.А.Крылова для выставки. Выучить 1 басню наиз. Подг. сообщение о войне 1812 г. | Осмысление басни как одного из источников русского литературного языка. | Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах. | Владение термином сравнение. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания |
16 | | | «Волк и ягненок» - обличение общественных пороков в басне. «Волк на псарне»- народный взгляд на войну 1812 года. | Заполнить таблицу с анализом басен Рисунок к басне | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления проблемы народа и власти | | Владение терминами гипербола, аллегория. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос. Понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней. |
17 | | | Русская басня в 20 веке. Разоблачение пороков в баснях С.В.Михалкова. | Сочинить басню, используя мораль или сюжет изученной | Формирование представлений об антиценностях в процессе выявления смысла противопоставления скромности бахвальству и самоуверенности. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Владение термином аллегория. Понимание авторской позиции и своего отношения к ней. Восприятие литературных произведений, осмысленное чтение. Понимание образной природы произведения. |
| | | Из русской литературы 19 века | | | | |
18 | | | А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Книга в судьбе А. С. Пушкина. Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога». А.С.Пушкин.«Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | Подготовить пересказ статей учебника «Из русской литературы XIX в.» и вступительную статью об А.С.Пушкине, с.93-101. Инд.задания: подготовить сообщения об А.П.Ганнибале, С.Л.Пушкине, Н.О.Пушкиной, Н.Т.Козлове. Вопр. и зад.на с. 102 – 103+ «Живое слово» | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Воспитание любви к русской природе, родному быту, слову. Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Образ дороги как изображение жизненного пути. Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности. Образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Освоение значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах. Владение устной и письменной речью. Овладение приемами смыслового и эстетического анализа текста. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. | Приобщение кценностям русской культуры. Понимание ключевых проблем изученного произведения. |
Вопр. и зад.на с. 102 – 103+ «Живое слово» | Понимание ключевых проблем изученного произведения. |
19 | | | «Сказка о мертвой царевне…»: «бродячий сюжет» сказки, герои и персонажи, добро и зло. | Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», с.104-123 3.Ответить на вопросы - с.123-125 | Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Внутренняя несостоятельность и обреченность зла. Несоответствие облика и сути как примета зла. Беззащитность и доверчивость доброты перед злом. Нравственная красота и целомудрие – моральный идеал народа. Истинная красота – красота души. | Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину, отраженную в нем, на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления. | Умение создавать устные монологические высказывания, вести диалог. Владение термином фольклорные элементы. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос. |
20 | | | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки | с. 125 – 128+ мат. на с.129-132 подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке. | Формирование представлений об истинных ценностях человека: кротости, трудолюбии, скромности, верности. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом. | Умение отвечать на вопросы по прочитанному и прослушанному тексту. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, ИВС, понимание их роли. Владение терминами литературная и народная сказки. |
21 | | | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сказок. Литературная викторина по творчеству А.С.Пушкина. | Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи учебника «Литературные сказки», с.132-133 Проч. лит. Сказки к уроку вн.чт. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Утверждение единства русского духа, воплощенного в сказках | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания Владение термином рифма. |
22 | | | Час поэзии «Родная природа в стихотворениях авторов 19 века». Обучение анализу поэтического текста. | с.150 – «Б-ка кн/л» в ЭП прочитать с. 151-155 | Формирование представлений об участии как ценности гуманизма. Стремление к высоким чувствам, к идеалу, любви к людям. Осознание бесконечности жизни, связи с окружающим миром. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей, чувств. Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное | Эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Владение термином пейзажная лирика. Умение анализировать литературное произведение. |
23 | | | М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Стихотворение Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев | Инд.задания: подготовить сообщения: «Значение Бородинского сражения в истории войны 1812 года» и «Прототипы героев стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». | Формирование представлений о творчестве, о свободе выражения чувств. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи, познавать новое, сочетать познавательную деятельность и умение анализировать прочитанное. | Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания. |
24 | | | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. | Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино», с.160 – вопр. и зад. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Гордость за великое прошлое, полное славы. | Формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ. Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное осознавать художественную картину, отраженную в нем, на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления. | Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос. Владение терминами эпитет, сравнение, прототип. Понимание заложенных в литературном произведении непреходящих ценностей и их современного звучания. Умение анализировать произведение. |
25 | | | Художественное богатство стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | Мат. на с.160-164 – отв.на вопросы в тетради | Формирование представления о мужестве, единстве русского народа как гуманистической ценности. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей, чувств. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать мнение, создавать развернутое высказывание, участвовать в обсуждении прочитанного. | Эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. |
26 | | | Н.В.Гоголь. Детство писателя в Малороссии. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: знакомство со сборником повестей. | Мат. на с. 168-171+сообщения о писателе Прочитать «Ночь перед Рождеством» - 1 часть Найти фрагменты повести, где говорится о красоте Оксаны, даются детали её портрета. Подготовить рассказ о ней. Записать ключевые слова, которые помогают рассказать о характере кузнеца Вакулы. Составить рассказ о герое. | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Становление творческой личности писателя. Увлечение литературой и театром. Интерес к этнографии, старине, фольклору. Осуждение образа жизни»существователей». | Освоение значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ. | Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. |
27 | | | «Ночь перед Рождеством»: отражение славянских преданий и легенд в повести. | Дочитать до конца с. 230-233 – вопр. и зад. Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк). | Осознание искусства как самого сильного средства борьбы со злом. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное осознавать художественную картину, отраженную в нем, на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления. | Владение термином фольклорные мотивы. Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания. |
28-29 | | | Образы и события в повести. Добро и зло, фантастика и реальность. Подготовка к контрольному сочинению. | Прочитать повести из сборника | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Победа добра над злом. Открытый финал как перспектива реального мира | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей, чувств. . | Умение характеризовать героев, сопоставлять с другими. Понимание русского слова в его эстетической функции. Владение терминами фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика. |
30 | | | Р/Р Написание контрольного Классного сочинения №1 по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». | Написать сочинение | | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей, чувств. . | Умение характеризовать героев, сопоставлять с другими. Понимание русского слова в его эстетической функции. Владение терминами фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика |
31 | | | Вн./чт. Романтика украинских сказаний и легенд в повестях Н.В.Гоголя | с.234 – 240-прочитать «Б-ка кн/л» в ЭП – прочитать части р-за «Муму» | | Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом | Эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Умение пересказывать произведения или отрывки из них с использованием образных средств языка и цитат из текста. |
32 | | | И.С.Тургенев. Детство писателя в родовом имении Спасское-Лутовиново. Биографическая основа рассказа «Муму» | Вопр. и зад.с 240-241 Инд.задание: подготовить выразительное чтение эпизода «Беседа дворецкого с Капитоном и Татьяной». | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Взаимоотношения народа и государства. Выявление причин чувства одиночества, тоски, ощущения несправедливости мира. Личные обиды как отголосок народной беды – крепостного права. | Понимание литературы как одной из основных национальных ценностей. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебе и познавательной деятельности. | Владение термином прототип. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры. Умение отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания.
|
33 | | | «Муму»: жизнь в доме барыни, Герасим и барыня, Герасим и Татьяна. Социальная проблематика рассказа. | Прочитать части р-за Устно ответить на вопрос «Что в рассказе произвело на меня самое сильное впечатление?» Составить художественный пересказ фрагмента рассказа | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Взаимоотношения народа и государства. Черты характера русского народа: чувство собственного достоинства, трудолюбие, искренность. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебной деятельности. Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное осознавать художественную картину, отраженную в нем | Умение характеризовать героев, сопоставлять с другими. Умение пересказывать произведения или отрывки из них с использованием образных средств языка и цитат из текста. |
34 | | | Герасим и Муму. | Дочитать до конца | Отражение уродливых явлений русской жизни, порожденных крепостным правом. | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, ИВС, понимание их роли. Владение термином эпизод. |
35 | | | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима. Отношение автора к герою. | Мат на с. 242-243 – письм. Ответ на вопросы | Нравственное превосходство Герасима над окружающими. Внутренний протест, стремление к независимости. Герасим – символ русского народа. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи, познавать новое, сочетать познавательную деятельность и умение анализировать прочитанное. | Умение анализировать произведение, понимать тему, идею, пафос. |
36-37 | | | Р/Р Подготовка и написание контрольного сочинения №2 по произведению И.Тургенева «Муму». | Написать сочинение | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Взаимоотношения народа и государства. Главный герой – «самое замечательное лицо» из всей дворни. | Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей, чувств. | Понимание русского слова в его эстетической функции. Написание творческих работ, связанных с проблематикой изученных произведений. |
38-39 | | | И.С.Тургенев о родине, народе, родном языке. Стихотворения в прозе «Два богача», «Русский язык» и «Воробей» | Подготовить выраз.чт. стих-й «Русский язык» - наиз. Э вопр. на с.245, 247 | Воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству. Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. | Овладение процедурой смыслового и эстетического анализа текста. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебной деятельности. | Владение терминами стихотворение в прозе, эпитет, сравнение. Эстетическое восприятие произведений литературы. |
40 | | | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. «Крестьянские дети»: особенности композиции произведения. | Прочитать статью учебника о Н.А.Некрасове, с.249 - 250 Прочитать стихотворение «Крестьянские дети»,с.260 | Формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма | Понимание литературы как одной из основных национальных ценностей. | Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания. Владение термином композиция. |
41 | | | «Крестьянские дети»: тема, персонажи и авторское отношение к ним. | с.260-261 Выр.чт-е фрагмента | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Нелегкая крестьянская доля. Богатые духовные возможности, таящиеся в народной среде. Серьезное и строгое отношение к труду, сознание долга перед семьей. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебной деятельности. | Умение анализировать произведение, понимать тему, идею, пафос. Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания. |
42 | | | Н.А.Некрасов «Тройка» - судьба русской женщины. | с.263-264 Прочитать рассказы Л.Толстого из «Азбуки» | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. Тройка как символ свободы, движения, мечты о счастье. Авторская вера в то, что его слова дойдут до сознания тех, от кого зависит судьба народа. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное осознавать художественную картину, отраженную в нем. | Эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. |
43 | | | Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Толстой-учитель. Рассказы для детей. | Подготовить сообщения о присоединении Кавказа к России прочитать части р-за | Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма. | Понимание литературы как одной из основных национальных ценностей, как особого способа познания жизни. | Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания. |
44 | | | Историческая основа повести «Кавказский пленник». «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | Дочитать рассказ до конца С.297-298 Составить устные портреты героев рассказа по 1 и 2 главам рассказа (Жилин, Костылин, Дина, татарин с красной бородой, черноватый). Составить описание быта татар. | Формирование представлений об агрессивности как антиценности. Осуждение жестокости, национальной розни. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Понимание заложенных в литературном произведении непреходящих ценностей и их современного звучания. |
45. 46. 47. | | | Жилин и Костылин: две жизненные позиции. Сравнительная характеристика. Авторское отношение к героям. | Составить таблицу – сравнительную характеристику | Формирование представлений об агрессивности как антиценности. Смелость и решительность, пренебрежение к смерти, готовность стоять на своем как силы, противостоящие агрессии (Жилин)ю Отсутствие нравственной опоры – дюбви к людям как причина агрессивности (Костылин). Противопоставление ненависти к иноверцам, кровной мести вере, законам гуманизма, человечности. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное осознавать художественную картину, отраженную в нем. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Владение терминами завязка, кульминация, развязка. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. |
48-49 | | | Р/Р Подготовка и написание контрольного сочинения №3 по рассказу «Кавказский пленник» в жанре рассуждения: «Над чем меня заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник» | Написать сочинение | Формирование представлений о чистосердечии, товариществе, ответственности за более слабого. Противопоставление активной жизненной позиции слабости, трусости. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей, чувств. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Написание творческих работ, связанных с проблематикой изученных произведений. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве. |
50 | | | А.П.Чехов. Детские и юношеские годы. Чехов-врач и Чехов-писатель. Рассказы Антоши Чехонте. | Подготовить сообщения: о событиях детства А.П.Чехова, оказавших влияние на формирование мировоззрения будущего писателя; о годах учёбы А.П.Чехова в гимназии. Проч. р-зы | Формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма. Чувство свободы и человеческого достоинства, непримиримое отношение к деспотизму, лжи, пресмыкательству. | Освоение значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ. | Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания. Умение отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания.
|
51 | | | А.П.Чехов. Рассказ «Злоумышленник» Жанровое своеобразие рассказа | Мат на с.320-324 | Формирование представлений социальных ценностях гуманизма. Народ и государство. Противопоставление рациональной логики, основанной на законе, религиозно-патриархальному праву. Осуждение нелепости, абсурдности жизни, осмысление происходящего с высоты гуманистического идеала. Причины непонимания между народом и властью. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное осознавать художественную картину, отраженную в нем. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Владение терминами юмор, комическая ситуация, ирония, метафора, антитеза, градация. Умение анализировать произведение: определять род, жанр, понимать тему, идею, пафос, характеризовать героев одного или нескольких произведений. |
52 | | | «Пересолил» - осмеяние страха, трусости в рассказе. Мастерство Чехова-сатирика. | Прочитать «Лошадиная фамилия», «Хирургия» | Формирование представлений социальных ценностях гуманизма. Осуждение трусости, обмана, легковерности. | Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, оформлять его в высказывание аналитического характера, участвовать в обсуждении. | Владение терминами юмористический рассказ, двойная развязка, прием несоответствия Умение анализировать произведение: определять род, жанр, понимать тему, идею, пафос, характеризовать героев одного или нескольких произведений. Умение отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания.
|
53 | | | Вн./чт. Рассказы А.П.Чехова в жанре анекдота. | Творческая работа «Смешной случай из жизни» | Формирование осознанного, уважительного отношения к человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции, готовность вести диалог с другими людьми. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей, чувств. Владение устной монологической контекстной речью. | Осмысление роли детали в создании художественного образа.. Понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней. Понимание роли ИВС |
| | | Из литературы 20 века | | | | |
54 | | | И.А.Бунин: детские годы, семья и ее влияние на становление личности. Книга в жизни И.А.Бунина | Подготовить рассказ о детстве и юности, используя материал в учебнике, с.8-13 | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма «Живой и образный» ум, порывистость, непрактичность, рыцарская гордость, прямота, впечатлительность, вдумчивое отношение к миру как свойства творческой личности. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национальных ценностей, как особого способа познания жизни. | Умение анализировать произведение: определять род, жанр, понимать тему, идею, пафос, характеризовать героев одного или нескольких произведений. |
55 | | | Тема природы » и приемы ее реализации в стихотворении«Густой зеленый ельник у дороги…» | Прочитать рассказ И.А.Бунина «В деревне», с.13-22, часть.2. Составить цитатный план рассказа (1 вариант – 1-2 части; 2 вариант – 3-4 части). | Мотив прапамяти. Формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма. Красота как все, что доставляет наслаждение. Образ оленя как символ жизненной энергии, света, божественного дара и т.п. | Понимание литературы как одной из основных национальных ценностей, как особого способа познания жизни. Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное осознавать художественную картину, отраженную в нем. | Владение термином стихотворение-размышление. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли ИВС в создании художественного образа. |
56 | | | Слияние человека и природы в рассказах «В деревне» и «Подснежник». | Прочитать р-з «Подснежник» - с. 22-26, вопр. на с. 27-27 | Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием. Стремление к постижению «вечных вопросов». Формирование представлений о совершенстве как экзистенциальной ценности гуманизма. Противопоставление искренности, доверчивости, стремления к прекрасному – пошлости, грубости и равнодушию. | Владение устной монологической контекстной речью. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Владение терминомобраз-пейзаж. Умение анализировать произведение: определять род, жанр, понимать тему, идею, пафос, характеризовать героев одного или нескольких произведений. Умение отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания. Понимание образной природы литературы как словесного искусства. Владение терминами герой, персонаж, повествователь. |
57 | | | Л.Андреев о детях и детстве. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче». | Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче», с.33-44 Составить цитатный план рассказа. | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Многогранность творческой личности. | Понимание литературы как одной из основных национальных ценностей, как особого способа познания жизни. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры. |
58 | | | Мир города в рассказе Л. Андреева «Петька на даче» | с.45-46 - №3 | Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Жестокость, грубость, грязь, равнодушие окружающей действительности – причина отсутствия интереса к жизни, непосредственности, искренности чувства, присущих детям. | Смысловой и эстетический анализ текста. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Владение терминами эпизод, тема. Умение анализировать произведение: определять род, жанр, понимать тему, идею, пафос, характеризовать героев одного или нескольких произведений.
|
59 | | | Противопоставление мира города и дачи в рассказе «Петька на даче». Роль контраста. | Составить таблицу | Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Противопоставление одухотворяющей природы губительной и равнодушной силе города. Жестокая действительность, разрушающая мечты о счастье, - причина апатии, духовной смерти. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное осознавать художественную картину, отраженную в нем. | Владение термином финал. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. Умение отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания. |
60-61 | | | Р/Р Подготовка и написание контрольного классного сочинения №4 по рассказу Л.Андреева «Петька на даче». | Написать сочинение |
62 | | | А.И.Куприн: детские впечатления и их отражение в творчестве. | Прочитать рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух», с.49-53 Подготовить пересказ от 3-го лица с.55-56 | Формирование представлений об участии как экзистенциальной ценности гуманизма. Уважение к человеку, к его творческим возможностям, ненависть к грубости, насилию, пошлости. | Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | |
63 | | | Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух»: удивительный мир природы. | Прочитать р-зы к вн.чт. | Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное осознавать художественную картину, отраженную в нем. | Понимание ключевых проблем изученных произведений |
64 | | | Вн/чт. Рассказы А.Куприна и Л.Андреева «Детский сад», «Баргамот и Гараська» - сила добра и света. | сообщение о некоторых фактах родословной семей Бекетовых и Блок- с.56-62 | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Любовь к людям, сострадание. | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Умение пересказывать произведения или отрывки из них с использованием образных средств языка и цитат из текста. |
65 | | | А.А.Блок. Детские впечатления. Книга в жизни юного Блока. | с, 65-66. 63 | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Любовь к родной земле, родному дому. Доброта, благородство, искренность – характерные черты поэта. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. Формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры. |
66-67 | | | Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей в стихотворениях «Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом…». | Выучить наизусть стихотворение А.Блока «Летний вечер». | Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Стремление к борьбе. | Понимание литературы как одной из основных национальных ценностей, как особого способа познания жизни. Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное осознавать художественную картину, отраженную в нем. | Понимание образной природы произведения. Владение терминами антитеза, художественное пространство. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли ИВС в создании художественного образа. |
68 | | | С.А.Есенин: детские годы в с. Константиново. Малая и большая родина в творчестве. | Подготовить сообщения: «Семья С.А.Есенина»; «Родная природа в судьбе С.А.Есенина»; «Книга в жизни С.Есенина» - с.67-73 | Формирование представлений об отношениях человека и природы как особой сфере участия, как гуманистической ценности. Красота родного края – источник вдохновения. | Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Понимание ключевых проблем изученных произведений. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры. |
69 | | | Единство человека и природы в стихотворении «Поет зима - аукает…». | Заполнить бланк+ вопр. на с.76-77 | Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Неразрывная связь природы и человека. Восхищение красотой природы. | Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение терминами эпитет, метафора, сравнение,олицетворение. Определение элементов композиции, ИВС, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания. |
70-71 | | | Малая и большая родина в стихотворении«Нивы сжаты, рощи голы…» | с.78, выучить 1 стих-е наизусть | Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Восприятие человека как части природы. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. | Понимание образной природы произведения. Владение терминомолицетворение. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли ИВС в создании художественного образа. |
72-73 | | | А.П.Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита». | Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита», с.81-90 Прочитать рассказ «Цветок на земле» | Формирование представлений об участии как экзистенциальной ценности. Стремление помочь человеку, оправдать смысл его существования. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Умение анализировать произведение: определять род, жанр, понимать тему, идею, пафос, характеризовать героев одного или нескольких произведений. Владение понятием мифологическое сознание. |
74 | | | «Формула жизни» и её составляющие в рассказе А.П.Платонова«Цветок на земле». | написать мини – сочинение. «Что я хотел бы пожелать миру, в котором живу». | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Победа человека над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым. Развитие моральной компетенции в решении моральных проблем. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, оформлять его в высказывание аналитического характера, участвовать в обсуждении. | Умение отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания. Понимание заложенных в литературном произведении непреходящих ценностей и их современного звучания. |
75 | | | П.П.Бажов.Краткие сведения о писателе. Знакомство с жанром сказа и сборником «Уральские сказы». | Прочитать сказ П.П.Бажова «Каменный цветок», с103-116 подготовить сообщение о героях, вопр. на с. 129-130 | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Служение народу – высшая цель творчества. | Понимание литературы как одной из основных национальных ценностей, как особого способа познания жизни. Формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ. | Понимание ключевых проблем изученных произведений. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры. Владение термином сказ. |
76-77 | | | Человек труда в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок». Тема таланта и трудолюбия в сказе. | Прочитать с.116-до конца материал.на с. 130-133 | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Талант, способность восхищаться красотой окружающего мира, терпение, трудолюбие – качества характера русского человека. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | Умение анализировать произведение: определять род, жанр, понимать тему, идею, пафос, характеризовать героев одного или нескольких произведений. |
78 | | | Вн./чт.Уральские сказы П.Бажова Литературная викторина по сказам П.Бажова. | Нарисовать иллюстрацию Подготовить сообщение о прочитанном рассказе Н.Носова | Стремление к гармонии искусства и природы, к идеалу. Постоянный творческий поиск на пути к недостижимому – удел творческой личности. | Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, оформлять его в высказывание аналитического характера, участвовать в обсуждении. Умение соотносить цели с планируемыми результатами. Формирование навыка смыслового чтения. | Умение пересказывать произведения или отрывки из них с использованием образных средств языка и цитат из текста. |
79 | | | Н.Носов. Краткие сведения о писателе.Понятия о добре, справедливости и настоящей дружбе в детских рассказах. | Подготовить выставку книг Прочитать р-з «Три охотника» | Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Деликатность, ранимость, доброжелательность, точность в оценках явлений и событий. | Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Понимание ключевых проблем изученных произведений. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. |
80 | | | Рассказ «Три охотника»: юмор в рассказе. | Прочитать мат. на с. 142-144, прочитать часть р-за Вас.озеро» | Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, вера в успех, в положительное начало, добро. Умение любить все живое, не унывать, фантазировать. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Владение термином юмор. Умение отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания. |
81 | | | В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе.Рассказ«Васюткино озеро» - сибирская «робинзонада» . | Рассказ – до конца Пересказ эпизодов | Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Становление личности человека, чувство единства с природой. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Понимание ключевых проблем изученных произведений. Владение термином художественная идея. Формулирование собственного отношения к произведению литературы. Умение отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание.
|
82 | | | В. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера главного героя и его поведения в лесу. | Характеристика героя по плану С.174 Подготовить вопросы по тексту | Формирование представлений об отношениях человека и природы как особой сфере участия, как гуманистической ценности. | Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом. Формирование навыка смыслового чтения. | Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. |
83 | | | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». | Прочитать статью учебника о Е.И.Носове, с.175-176 Прочитать и пересказать рассказ Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас», с.176-183 | Формирование представлений об отношениях человека и природы как особой сфере участия, как гуманистической ценности. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | Умение анализировать произведение: определять род, жанр, понимать тему, идею, пафос, характеризовать героев одного или нескольких произведений |
84 | | | Е.Носов. Добро и доброта в рассказе«Как патефон петуха от смерти спас». | вопр. на с. 183. С.184-185 Сообщения о поэтах | Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Интерес к традициям народной культуры и отечественной классики, в которых польза и красота, четкое жизненное намерение и очарование жизнью совпадают. | Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Понимание ключевых проблем изученных произведений. Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры. |
85 | | | Поэзия 20 века о родной природе. В. Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р Гамзатов «Песня соловья» | Анализ 1 стих-я по плану 1 ст–наиз Прочитать прозу Белова, Распутина | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. «Чистота души», чувство любви к родине, природе, ощущение глубинной связи с ней. | Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии. Смысловое чтение. Умение осознанно использовать речевые средства. | Определение элементов композиции, ИВС языка, понимание их роли в раскрытии идейно- содержания. |
86-87 | | | Писатели 20 века о родной природе.«Природа родина всех талантов». Рассказы В. И. Белова «Весенняя ночь» и В. Г. Распутина «Век живи – век люби». | Подобрать пословицы, афоризмы о любви к природе Прочитать рассказы к вн. чт. | Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Родина – духовная опора человека, то, что вдохновляет на труд, на подвиг. | Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике. Формирование умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе. | Понимание ключевых проблем изученных произведений. |
88 | | | Вн/чт.“Мир природы и я” в рассказах В.Белова («Скворцы»), В.Астафьева («Родные березы», «Весенний остров», «Белогрудка»), Е.Носова(«Белый гусь»). Творческая работа: миниатюра «Удивительное рядом». | с.200, 202 См. «Клуб по интересам» - ЭП Написать миниатюру | Утверждение бесконечности бытия природы и жизни человека. Осознание себя как личности. Ощущение кровной связи с миром. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей, чувств и потребностей. | Умение пересказывать произведения или отрывки из них с использованием образных средств языка и цитат из текста. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли ИВС в создании художественного образа. |
| | | Из зарубежной литературы | | | | |
89 | | | Д.Дефо.Краткие сведения о писателе. Робинзонада. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо..» | Прочитать статью, посвящённую творчеству Д.Дефо, с.204-205 Подготовить художественный пересказ отрывка произведения «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» | Формирование представлений о труде как гуманистической ценности. | Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. | Понимание ключевых проблем изученных произведений. Сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов. Понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. Владение термином приключенческий роман. |
90 | | | «Робинзон Крузо» (отрывки): сюжетные линии романа, характеристика персонажей. | Сообщение о сказках и сказочнике | Творческий труд и созидание. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | Умение пересказывать произведения или отрывки из них с использованием образных средств языка и цитат из текста. |
91 | | | Х.К.Андерсен.Краткие сведения о писателе и его детстве. Сказки Андерсена. | Прочитать «Соловей» - с. 225-236 | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Творчество как урок человечности, доброты, любви к людям. | Обеспечение культурной идентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения мировой культуры. | Понимание ключевых проблем изученных произведений. Сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов. Владение термином волшебная сказка. |
92-93 | | | Сказка«Соловей»: внешняя и внутренняя красота. | Прочитать сказку «Свинопас» - См.ЭП Прочитать главы 6, 7 из «Приключений Тома Сойера», | Противопоставление подлинного и мнимого в жизни и искусстве. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. | Умение отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания. |
94 | | | М.Твен.Автобиографические мотивы в произведениях Твена.«Приключения Тома Сойера»(отрывок): мир детей и взрослых. | Прочитать главы 8 и другие (на выбор) из «Приключений Тома Сойера», Групповое задание: подготовить выразительное чтение по ролям эпизодов | Формирование представлений о творчестве как ценности гуманизма и свободе как условии творчества. | Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. | |
95 | | | Жизнерадостность и неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. (обзор глав). | Прочитать статью учебника о Ж.Рони-Старшем, с.271-272 Подготовить вопросы к статье учебника. Прочитать главы из повести «Борьба за огонь», с.272-288 | Формирование представлений о свободе как гуманистической ценности. Противопоставление сурового, нетерпимого мира взрослых красоте и поэзии чистого, неразвращенного сознания. | Формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии. Смысловое чтение. Умение осознанно использовать речевые средства. | Умение пересказывать произведения или отрывки из них с использованием образных средств языка и цитат из текста. Умение отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания. |
96 | | | Ж.Рони-Старший«Борьба за огонь»: изображение древнего человека, его борьба за выживание и любовь. | с.288-289 – отв. на вопр. Прочитать «Сказание о Кише», с. 292-302 | Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Эволюция сознания человека. Развитие благородных чувств и стремления защитить более слабых на фоне господства первобытных инстинктов. | Развитие способности понимать произведения, отражающие этнокультуру. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Умение пересказывать произведения или отрывки из них с использованием образных средств языка и цитат из текста. |
97-98 | | | Д.Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание и Кише»: тема взросления в произведении. | Прочитать статью учебника об А.Линдгрен, с.304-305 Прочитать отрывок из «Приключений Эмиля из Леннеберги», с.305-309
: | Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. Цельность характера, отвага и закаленность в борьбе за жизнь, сила чувств. | Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом. | Умение отвечать на вопросы, создавать монологические высказывания. |
99-100 | | | Астрид Линдгрен.Источник великолепного настроения и погружение в мир детства – повесть «Приключения Эмиля из Лённеберги» (обзор глав). | Подготовить художественный пересказ отрывка. Подготовиться к проверке техники чтения | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществе. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Умение пересказывать произведения или отрывки из них с использованием образных средств языка и цитат из текста. |
101 | | | Проверка техники чтения. | Сообщение «Моя любимая книга из программы 5 класса» | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению. | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры. |
102 | | | Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | Читать книги, рекомендованные для летнего чтения. | Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего. | Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры. |
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
а) яркий и образный б) иносказательный и поучительный в) красочный и выразительный
а) в Санкт-Петербурге, ученым б) в Москве, армейским офицером в) в Твери, лекарем
а) в гимназиях б) в университете в) самостоятельно г) с приглашенными на дом учителями
а) Отечественная война 1812 года б) Великая Отечественная война в) восстание декабристов
1. Где и когда родился А.С.Пушкин?
2. Кто был предком Пушкина по материнской линии?
3. Как звали няню А.С.Пушкина?
4. Кто привил Пушкину любовь к родному языку и русскому фольклору?
6. В каком учреждении учился А.С.Пушкин?
9. Что написал поэт В.А.Жуковский на своем портрете, подаренном ученику, юному А.Пушкину?
10. Как называется часть произведения А.С.Пушкина, начинающаяся словами «У лукоморья дуб зеленый…»?
11. Как обращается к няне А.С.Пушкин в стихотворении – посвящении ей?
12. Где поэт отбывал ссылку, а няня жила вместе с ним?
13. Сколько полных сказок написал А.С.Пушкин?
14. Как погиб Пушкин?
15. Как звали убийцу Пушкина?
16. Как Пушкин обратился к книгам перед смертью?
17. В каком произведении Пушкина содержится обращение к ветру?
18. Кто из героев Пушкина, 2помолясь усердно богу, отправляется в дорогу за красавицей женой, за невестой молодой»?
1. Дайте определения понятиям:
а) Сказка — ...
б) Композиция — ...
в) Сказки бывают следующих видов:...
г) Сказки состоят из следующих элементов:...
д) В сказках часто используются следующие художественно-выразительные средства:...
2. Каковы особенности сказки «Царевна-лягушка»?
3. Почему Василиса названа Премудрой?
4. Назовите зачин и концовку сказки «Царевна-лягушка».
5. Приведите примеры гиперболы из сказки «Царевна-лягушка».
6. Перечислите знаменитых сказителей.
7. Какую роль играет запрет в волшебных сказках?
8. Нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту сказки « Царевна-лягушка».
9. К какому типу относится сказка «Чего на свете не бывает»? Свой ответ аргументируйте.