Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования 2004 г., авторской программы Н.Г. Гольцовой. М.:Русское слово, 2010. (Учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2010)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса " Русский язык". 10 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей английского языка,
русского языка и литературы
Протокол №________
от « » августа 2014г.
Руководитель ШМО
______ Шепелева О.А.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3
________ В.А.Чепелюк
Приказ №_____________
от « »________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ШКОЛЫ
ДЛЯ 10 б КЛАССА
Срок реализации данной программы 1 год
Составитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3
Бучина А.Х..
Согласовано
Зам.дир.по УВР
__________Е.А.Шайгородская
« »___________2014 г.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования 2004 г., авторской программы Н.Г. Гольцовой . М.:Русское слово, 2010. (Учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2010)
Общая характеристика учебного предмета
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: при составлении программы выдержаны принципы преемственности в определении объёма содержания теоретической части темы. Курс 10 – 11 классов, с одной стороны, призван обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить глубокий уровень понимания не только сути языковых единиц, но и механизма их функционирования.
Теоретический материал курса охватывает все разделы науки о языке. В содержание каждой темы входят сведения, уже известные учащимся из курса русского языка основного общего образования. Их сопровождает дополнительный материал, связанный со стилистикой и культурой речи, исторические комментарии, пояснения; правила и нормативные варианты преподносятся подробно и развёрнуто.
В содержание курса включены самостоятельные разделы «Культура речи» и «Стилистика», где в ознакомительном объёме даны теоретические сведения, а также необходимый для развития речевых навыков практический материал. Работа по данным разделам поможет старшеклассникам научиться чётко, ясно, логично, выразительно формулировать свои мысли, связно выражать своё мнение, создавать грамотные устные и письменные тексты. Формирование речевых навыков, развитие культуры речи теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Способность понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления личности человека.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность со средней школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 10 - 11 классах на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Новыми являются разделы: «Синтаксис. Пунктуация», «Речь».
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
Цели
Основная цель курса – повторение, обобщение и закрепление знаний по фонетике,
Помимо основной цели, курс русского языка в 10 классе имеет дополнительные цели:
комплексная подготовка учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ,
совершенствование умения информационной обработки текста, развитие речи
школьников, повышение уровня их практической грамотности.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить
орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический
кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию
коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Задачи:
- образовательные: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании
в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об
основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
- воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного
отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к
русскому языку;
- развивающие: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- валеологические: создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной
работе ученика, его творческому самовыражению, создание условий, способствующих
сохранению и укреплению его здоровья (средняя продолжительность и частота
чередования различных видов учебной деятельности, обстановка, гигиенические условия в классе).
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне,
рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Это обусловлено индивидуальным выбором
учащихся 10 класса школы в целях более глубокого изучения русского языка
и качественной подготовки к сдаче экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется согласно ПОЛОЖЕНИЮ о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное
развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую
русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе
обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные
умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой
деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В
процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются
следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для учащихся
сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение,
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные
письменные тексты проблемного характера на актуальные социально -культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в
собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое
богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности
лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие
знания;
анализ текста и языковых единиц:
• проводить разные виды языкового разбора;
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и
разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых
особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач и использования изобразительно -выразительных
средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и
пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально -культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями
доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с
мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования,
различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать
на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Содержание учебного материала
1.Введение (1 час)
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2.Лексика. Фразеология. Лексикография (12часов)
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
5.Морфология и орфография – 45 часов, в том числе:
Принципы русской орфографии (13 часов)
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса.
Имя существительное (4 часа)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное (4 часа)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное (3 часа)
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (1 час)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол и его формы (6часов)
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Наречие, слова категории состояния (4 часа)
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи (10часов)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Развитие речи (18 часов)
Итоговое повторение и выполнение тестов по образцу ЕГЭ(8 часов)
Контрольные работы (11 часов)
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны знать:
Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся должны уметь:
. Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников;
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Перечень учебно-методического обеспечения
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2013г.
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2010
Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2012
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
["file_id"] => string(6) "352142"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1477404525"
}
}