Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Программы основного общего образования по русскому языку и Программы Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана – Граф, 2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса»
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Тюменская область
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ГИМНАЗИЯ»
ПР.№353 от 31.08.2020
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования.
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для 7 класса
Разработал: Сираева Райля Рафаильевна
учитель русского языка и литературы
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Программы основного общего образования по русскому языку и Программы Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана – Граф, 2013.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
Предметная линия учебников:
Программа курса «Русский язык» реализуется по линии учебников А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева включенных в федеральный перечень учебников,рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
В состав завершенной предметной линии входят следующие учебники:
«Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2019.; приложение к учебнику: учебные словари, учебные инструкции, проектные задания;
«Русский язык: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева 2019., приложение к учебнику: учебные словари, учебные инструкции, проектные задания.
Список использованной литературы:
1. Л.О. Савчук. Русский язык 5-9 классы. Программа. Под ред. Е.Я.Шмелёвой.
2. Д.О. Савчук, О.В. Донскова. Органайзер для учителя. Русский язык. 5 класс. Проектирование учебного курса.
3.Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2010
4.Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993
5.Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007
6.Львова С.И. Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/углубленный):углубленный.
Место предмета в учебном плане:
7 класс - Объём часов: 136 ч (в год), 5 ч (в неделю)
1.Планируемые результаты.
Предметные результаты
К концу 7 класса учащиеся должны уметь:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя тексты-рассуждения;
- производить морфемный и морфологический анализ всех частей речи;
- соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
- использовать морфологические синонимы;
- заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот;
- при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи;
-строить тексты с совмещением различных типов речи;
- использовать местоимения, наречия, союзы, частицы для связи фрагментов текста.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент)
адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи.
Познавательные:
- свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно пере-давать содержание текста;
- составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Коммуникативные:
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений;
Личностные результаты:
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов.
2.Содержание тем учебного курса 7 класса ( 170 часов)
1.СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (32 ч)
Речь и речевое общение (4 часа).
Умение общаться — важная составляющая культуры человека.Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Речь диалогическая и монологическая. Сочетание разных видов монолога.
Диалог — обмен мнениями, диалог-расспрос. Приёмы эффективного слушания в ситуации диалога.
Смысловое чтение текстов.Разные виды пересказа, прочитанного и прослушанного в соответствии с условиями общения.Основные особенности письменного высказывания. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.
Приёмы работы с учебной книгой научного и научно-популярного стиля. Культура работы с книгой и другими источниками информации.
Текст (11 часов).
Способы развития темы в тексте. Виды связи предложений в тексте.Основные виды информационной переработки текста: план (простой, сложный, тезисный), конспект, аннотация. Особенности написания тезисов, конспекта.
Повествование как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи.
Функциональные разновидности языка( 8 часов).
Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности.Текстовый форум.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Основные жанры научного стиля: отзыв, тезисы, их особенности.Жанры публицистического стиля: статья, её особенности.Жанры официально-делового стиля: расписка, её особенности.Изобразительные средства языка художественной литературы.
2.СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)КОМПЕТЕНЦИИ (126 ч).
Общие сведения о языке ( 8 часа).
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.
Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.Выдающиеся отечественные лингвисты.
Словообразование. Морфемика. (7 часов).
Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов .Сращение сочетания слов в слово.Типичные способы образования слов разных частей речи.
Словообразовательные и морфемные словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Этимологические словари. Фразеология. Различия между свободными сочетаниями словами, фразеологическими оборотами. Фразеологические словари.
Лексика. Фразеология (8 часов).Основные выразительные средства лексики и
фразеологии.
Морфология (21 часов).
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.
Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении. Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий. Звукоподражательные слова. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.).
Синтаксис(22 часов).
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.
Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Интонация, её функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности.
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные.
Их интонационные и смысловые особенности. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего.
Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные.
Правописание( 60 часов).
Орфографические правила, связанные со слитным, дефисными раздельным написанием слов.
Слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами разных частей речи.
Правописание предлогов, союзов, частиц. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении: знаки законченности/незаконченности высказывания. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
3.СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (12 ч)
Культура речи( 9 часов).
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.
Язык и культура(3 часа).
Отражение в языке культуры и истории народа; изменения, происходящие в современном языке. Пословицы и поговорки русского народа, народов России, мира. Современный городской фольклор.
Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
Учебно-тематический план 7 класс (170 часов)
Содержание
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ
Развитие речи
Повторение изученного в 5-6 классах
23
2
1
Лексика и фразеология
24
1
1
Морфология. Наречие и слова категории состояния
30
2
2
Морфология. Служебные части речи.
30
1
1
Синтаксис. Словосочетание.
17
1
Синтаксис. Главные члены простого предложения.
22
2
1
Синтаксис. Второстепенные члены предложения.
16
1
1
Повторение
9
1
Итого
170
9
9
Календарно-тематическое планирование 7 КЛАСС (170 часа)
№ урока
Тема учебного занятия
Кол-во часов
Даты
План
факт
Глава 1. Языке и речи(1час)
1
Русский язык – один из индоевропейских языков.
1
Повторение. Фонетика(1 час)
2
Сильные и слабые позиции звуков.
1
Морфемика. Словообразование(7 часов)
3
Виды морфем.
1
4
Способы словообразования.
1
5
Морфологические способы словообразования.
1
6
Сложение как способ словообразования.
1
7
Сращение как способ словообраззования.
1
8
Переход слов из одной части речи в другую.
1
9
Переход слов из одной части речи в другую
1
Морфология. Обобщение изученного в 5-6 классе(4 часа)
10
Именные части речи.
1
11
Именные части речи.
1
12
Глагол и его формы.
1
13
Входная диагностическая работа.
1
Правописание (4 часа)
14
Правописание окончаний прилагательных и причастий.
1
15
Правописание суффиксов существительных.
1
16
Р/р Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова с использованием текста К.Паустовского. ( Упр.86 стр. 67)
1
17
Р/р Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова с использованием текста К.Паустовского. ( Упр.86 стр. 67)
1
Текст (1 час)
18
Беседа и спор.
1
Культура речи (1 час)
19
Правила эффективного общения.
1
Повторение (4 часа)
20
Комплексное повторение материала.
1
Комплексное повторение материала.
1
21
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Повторение изученного в 5-6 классах».
1
22
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
Глава 2. О языке и речи(1 час)
23
Происхождение русского языка.
1
Лексика и фразеология (8 часов)
24
Однозначные и многозначные слова.
1
25
Группы слов в лексике языка.
1
26
Лексика исконная и заимствованная.
1
27
Старославянизмы.
1
28
Устаревшая лексика.
1
29
Неологизмы.
1
30
Контрольная работа ( тест) по теме «Лексика и фразеология».
1
31
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Правописание (9 часов)
32
Правописание корней с чередованием оро/ра, ере/ре, оло(ело)/ла(ле).
1
33
Двойные согласные.
1
34
Гласные после шипящих и Ц
1
35
Правописание Н и НН в разных частях речи. Н и НН в отыменных прилагательных и причастиях.
1
36
Правописание Н и НН в разных частях речи. Н и НН в именах существительных.
1
37
Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи.
1
38
Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи.
1
39
Р/р. Сжатое изложение ( упр .77, стр. 131)
1
40
Р/р. Сжатое изложение ( упр .77, стр. 131)
1
Текст (1 час)
41
Конспект.
1
Язык и культура( 1 час).
42
Выразительные средства языка.
1
Повторение(4 часа)
43
Комплексное повторение материала главы 2.
1
44
Комплексное повторение материала главы 2.
1
45
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
1
46
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
Глава 3. О языке и речи ( 1 час)
47
Русский язык в кругу других славянских народов.
1
Морфология. Наречие и слова категории состояния (9 часов)
48
Наречие как часть речи.
1
49
Словообразование наречий.
1
50
Разряды наречий.
1
51
Р/р. Изложение с продолжением ( Упр. 23(6)
1
52
Р/р. Изложение с продолжением ( Упр. 23(6)
1
53
Степени сравнения наречий.
1
54
Морфологический разбор наречий.
1
55
Слова категории состояния.
1
56
Р/р.Сочинение-описание состояния людей и природы на основе картины К.А.Коровина «Пристань в Гурзуфе» ( Упр.39,стр. 176)
1
Правописание ( 13 часов)
57
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
1
58
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
1
59
Буквы А и О на конце наречий.
1
60
Правописание Н и НН в наречиях.
1
61
Правописание НЕ с наречиями.
1
62
Правописание отрицательных наречий.
1
63
Дефис в наречиях.
1
64
Р/р. Подробное изложение на основе аудиотекста (Упр. 74(2а)
1
65
Р/р. Подробное изложение на основе аудиотекста (Упр. 74(2а)
1
66
Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
1
67
Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
1
68
Контрольная работа ( тест) по теме «Наречие и слова категории состояния»
1
69
Анализ контрольной работы. Работа над ошибкой.
1
Текст ( 3 часа)
70
Использование наречий в текстах разных типов.
1
71
Отзыв.
1
72
Употребление наречий в речи.
1
Повторение (4 часа)
73
Комплексное повторение материала главы 3.
1
74
Комплексное повторение материала главы 3
1
75
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие и слова категории состояния».
1
76
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибкой.
1
Глава 4. О языке и речи ( 1 час)
77
Изучение письменных памятников.
1
Морфология. Служебные части речи и особые разряды слов (13 часов)
78
Предлог- служебная часть речи.
1
79
Группы предлогов по структуре.
1
80
Морфологический разбор предлога.
1
81
Союз- служебная часть речи.
1
82
Разряды союзов. Сочинительные союзы.
1
83
Разряды союзов. Подчинительные союзы.
1
84
Морфологический разбор союза.
1
85
Частица – служебная часть речи.
1
86
Морфологический разбор частицы.
1
87
Междометия и звукоподражательные слова.
1
88
Междометия и звукоподражательные слова.
1
89
Р/р. Подробное изложение с продолжением (Упр. 52, стр.237)
1
90
Р/р. Подробное изложение с продолжением (Упр. 52, стр.237)
1
Правописание ( 9 часов)
91
Правописание предлогов.
1
92
Правописание союзов.
1
93
Р/р.Изложение ( Упр.66 с. 244)
1
94
Р/р.Изложение ( Упр.66 с. 244)
1
95
Правописание НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ.
1
96
Правописание НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.
1
97
Правописание НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.
1
98
Раздельное и дефисное написание частиц.
1
99
Правописание междометий.
1
Текст. (2 часа)
100
Служебные части речи как средство связи предложений в тексте.
1
101
Статья.
1
Язык и культура (1 час)
102
Стилистическая роль служебных частей речи
1
Повторение (4 часа)
103
Комплексное повторение материала главы 4.
1
104
Комплексное повторение материала главы 4.
1
105
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи».
1
106
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
Глава 5. О языке и речи ( 1 час).
107
Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка.
1
Синтаксис. Словосочетание ( 6 часов)
108
Словосочетание как единица синтаксиса.
1
109
Грамматическое значение словосочетаний.
1
110
Виды подчинительной связи в словосочетании.
1
111
Виды подчинительной связи в словосочетании
1
112
Схема словосочетания.
1
113
Нечленимые словосочетания.
1
Правописание (5 часов)
114
Употребление прописных и строчных букв.
1
115
Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм. Глаголы с суффиксами –ова-//-ева-, -ыва-//-ива-,-ва-.
1
116
Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм. Суффиксы причастий .
1
117
Р/р. Изложение с грамматическим заданием ( Упр.52 стр. 296-297)
1
118
Р/р. Изложение с грамматическим заданием ( Упр.52 стр. 296-297)
1
Текст(1 час)
119
Деловые бумаги: расписка.
1
Язык и культура (1 час)
120
Синтаксические нормы употребления словосочетаний.
1
Повторение (3 часа)
121
Комплексное повторение материала главы 5.
1
122
Контрольная работа по теме «Синтаксис. Словосочетание».
1
123
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Глава 6. О языке и речи (1 час)
124
Исторические изменения в лексике русского языка.
1
Синтаксис. Главные члены простого предложения (11 часов)