Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 10 класс»
Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г.), учебным планом школы.
Цели и задачи:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
• углубление и расширение знаний о категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Требования к результатам освоения программы курса
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
распознавание, характеристика понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений;
понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;
понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов.
Содержание курса
Культура речи (7 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках
Учебно-тематический план курса
Содержание раздела программы
Количество часов
Культура речи
6
Итоговая контрольная работа
1
ИТОГО
7
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Дата
проведения
ууд
Предметные
Личностные,
метапредметные
план
факт
Культура речи (7 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка
Извлекать необходимую информацию из справочной литературы
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Знать лексическое значение слова, однозначность и многозначность слова, изобразительно-выразительные средства на основе переноса лексического значения.
Уметь работать с толковыми словарями, другой справочной литературой, проводить анализ лексических средств выразительности, создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Уметь предупреждать речевые ошибки, оценивать языковые явления, применять полученные знания и умения в практике речевого общения с применением аргументов
Создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Современные толковые словари.
Уметь предупреждать речевые и грамматические ошибки, оценивать языковые явления, применять полученные знания и умения в практике речевого общения с применением аргументов
Уметь работать с толковыми словарями
Создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС,
редактировать тексты, обосновывая свою позицию
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, , оценивать языковые явления, применять полученные знания и умения в практике речевого общения с применением аргументов
Уметь работать с толковыми словарями
Создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС,
редактировать тексты, обосновывая свою позицию
Правильное построение словосочетаний по типу управления. Нормы употребления предлогов.
Уметь предупреждать грамматические ошибки, , оценивать языковые явления, применять полученные знания и умения в практике речевого общения с применением аргументов
Отражать в письменной и устной форме результаты своей деятельности
Проверочная работа.
Уметь совершенствовать своё высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и стилю речи
Уметь применять на практике результаты своей деятельности