Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку( под редакцией Ладыженской) для 9-х классов»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Электросталь Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ №13 с УИОП» ____________
В.Н.Лелюк
Приказ №
М.П.
Рабочая программа по русскому языку
(Базовый уровень)
9 А класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
2017
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 А класса разработана в соответствии с образовательной программой школы на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образовании и авторской программы под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016) и реализована в учебнике Русский язык: 9 кл. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.:Просвещение, 2014
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Количество часов по программе – 102. Количество часов по учебному плану школы – 102 часа (3 часа в неделю).
В 9 А классе обучаются школьники с низкой мотивацией к учебе, слабой орфографической подготовленностью, поэтому в рабочей программе выделены часы для целенаправленного повторения основных орфографических правил. Также считаем нецелесообразным выделять на изучение темы «Союзные сложные предложения» 6 часов, так как союзные сложные предложения подробно изучаются в темах «Сложносочинённые предложения» и «Сложноподчинённые предложения». Сокращено количество часов на повторение в начале учебного года с 7 до 6 и увеличено количество часов на повторение в конце учебного года с 6 до 30, так как необходимо серьёзно готовить учащихся к экзамену в новой форме.
В связи с сокращением 6 часов на изучение темы «Союзные сложные предложения» увеличено количество часов на изучение тем:
«Сложносочинённое предложение» (с 5 до 10 часов)
«Сложноподчинённое предложение» (с 24 до 31 часов)
«Бессоюзное сложное предложение» (с 8 до 9 часов)
В рабочую программу введены следующие дидактические единицы:
-Сложноподчиненные предложения с придаточным местоименно-определительным
- Особенности пунктуации при стечении союзов в СПП
Также увеличено количество часов на развитие речи (написание сочинений и изложений) в связи с подготовкой к экзамену в новой форме. В частности, в рабочую программу введены следующие дидактические единицы:
-Практикум написания сочинения на лингвистическую тему (В разделе «Сложноподчиненное предложение»);
- Сочинение-рассуждение по высказыванию о русском языке.
Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся за курс 9 класса
Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определение основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический;
-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами;
-определять стиль и тип текста;
-соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с правилами, производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить с словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Составлять тезисы и конспект, писать сочинение публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, исправлять различные языковые ошибки в своем тексте.
Основное содержание
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов по авторской программе
Кол-во часов по рабочей программе
1
Международное значение русского языка
1
1
2
Повторение пройденного в 5-8-ых классах
5+2Р=7
4+2Р=6
3
Сложные предложения
7
2+2Р=4
4
Сложносочинённые предложения
3+2Р=5
8+2Р=10
5
Сложноподчинённые предложения
19+5Р=24
23+8Р=31
6
Бессоюзные сложные предложения
6+2Р=8
9
7
Сложные предложения с разными видами связи
5+2Р=7
8+1Р= 9
8
Общие сведения о языке
3
2
9
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи
4+2Р=6
28+2Р = 30
Итого:
68
102
Содержание курса
Международное значение русского языка (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ (5 ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. Устная и письменная речь. Диалог и монолог
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сложные предложения (1 ч)
СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(6 ч)
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(3ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
II.Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. III . Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(19 ч + 5 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Роль указательных слов в СПП.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и язы-. ковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
(5 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
(Зч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
(4 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Плановые сроки проxождения
Скорректированные сроки проxождения
Примечания
Вводный урок .Международное значение русского языка
Повторение орфографии
Повторение орфографии
Р.Р. Устная и письменная речь. Диалог и монолог
Р.Р. Стили языка
Простое предложение и его грамматическая основа
Предложения с обособленными членами
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
Понятие о сложном предложении.
Основные виды сложных предложений
Р.Р. Подготовка к изложению
Р.Р. Написание сжатого изложения
Понятие о сложносочинённом предложении
ССП с соединительными союзами
ССП с соединительными союзами
ССП с разделительными союзами
ССП с противительными союзами
Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения
Систематизация и обобщение по теме ССП
Р.Р Типы речи. Рассуждение.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненные предложения»
Понятие о сложноподчинённом предложении
Место придаточного по отношению к главному.
Р.Р. Деловые документы (автобиография, заявление)
Союзы и союзные слова в СПП
Роль указательных слов в СПП
Правописание омонимичных частей речи
Р. Р. Подготовка к сочинению формата ОГЭ 15.2
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения 15.2
СПП с придаточными определительными
ССП с придаточным местоименно-определительным
СПП с придаточными изъяснительными
СПП с придаточными обстоятельственными (места и времени)
СПП с придаточными обстоятельственными (места и времени)
Тестирование формата ОГЭ
СПП с придаточными причины, условия, уступки
СПП с придаточными причины, условия, уступки
СПП с придаточными цели, следствия
СПП с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения
Р. Р. Подготовка к сочинению формата ОГЭ 15.3
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения 15.3
СПП с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения
СПП с несколькими придаточными
Особенности пунктуации при стечении союзов в СПП
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения»
Систематизация и обобщение по теме «Типы придаточных предложений»
Синтаксический разбор СПП
Р.Р. Сжатое изложение
Систематизация и обобщение по теме «СПП»
Систематизация и обобщение по теме «СПП»
Зачет по теме «СПП»
Р. Р. Подготовка к сочинению формата ОГЭ 15.2
Р.Р. Написание сочинения-рассуждения 15.2
Понятие о БСП
Запятая и точка с запятой в БСП
Запятая и точка с запятой в БСП
Двоеточие в БСП
Тире в БСП
Обобщение изученного по теме «БСП»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «БСП»
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тестирование формата ОГЭ
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Р.Р. Сжатое изложение
Синтаксический и пунктуационный разбор СП с различными видами связи
Синтаксический и пунктуационный разбор СП с различными видами связи
Контрольный итоговый диктант
Роль языка в жизни общества
Русский литературный язык и его стили
Фонетика и графика
Лексика и фразеология
Морфемика
Словообразование
Р.Р. Контрольное сжатое изложение
Орфограммы в корнях слов
Чередование гласных в корне
Гласные после шипящих
Орфограммы в приставках
Разделительные Ь и Ъ знаки
Морфология. Случаи перехода частей речи
Правописание окончаний существительных
Правописаний окончаний прилагательных и причастий
Правописание суффиксов и окончаний глаголов
Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение
Правописание предлогов, союзов, частиц
Правописание предлогов, союзов, частиц
Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании
Типы односоставных предложений
Синтаксический разбор простого предложения
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Контрольное тестирование формата ОГЭ
Вводные и вставные конструкции
Способы оформления чужой речи
Виды сложных предложений
Сложные вопросы ОГЭ
Консультация к экзамену
Итого: 102 часа
часов
Перечень учебно-методического обеспечения
Реквизиты программы:
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016
Учебно-методический комплект учащихся:
Русский язык. 9 кл. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. - М.:Просвещение, 2014
Учебно-методический комплект учителя:
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2009
Тихонова В.В. 250 диктантов по русскому языку для школьников. 5-9 классы.- М.: дрофа, 2006
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.6 Кн.учителя.- М.: Просвещение, 2004
Путеводитель по русской орфографии. Кн. для учителя./ Отв. Ред. А.М. Ломов.- М.:АСТ: Восток - Запад, 2011
Халикова Н.В., Леденёва В.В. Контрольные и проверочные руботы по русскому языку. 8-9 кл.: Методич. Пособие.- М.:Дрофа, 2009
Даценко В.Н. Шевелев В.М. Сборник диктантов. 5-11 классы – М.: «Школа 21 века», 2010
Хаустова Д.А. Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 9 класс.- М.:»Экзамен», 2012
Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие.- М: Интеллект-Центр, 2013
Публикации газеты «Русский язык» за 2014- 2016 г.г.