Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования. Русский язык (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский.
Русский язык 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3ч. под редакцией С.И.Львова, В.В. Львова. – М.: Мнемозина, 2015.
Изучение русского языка в 9 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение целей:
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение задач:
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены, предусмотренные Примерной программой:
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольной работы.
По итогам государственной итоговой аттестации-2016 в формате ОГЭ по русскому языку определены содержательные элементы, вызвавшие затруднения у выпускников.
По западающим элементам запланирована работа по их коррекции, оптимизированы формы и методы организации учебной и внеучебной деятельности в контексте системно-деятельностного подхода (индивидуальная работа, консультации в соответствии с графиком, моделирование содержания учебного материала в таблицах, схемах, опорных конспектах).
Русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексические средства выразительности речи. Орфографические знания и умения. Трудные случаи орфографии.
Виды подчинительной связи в словосочетании. Знаки препинания в простом предложении. Простые односоставные предложения, их виды, структурные и смысловые особенности. Конструкции, осложняющие простое предложение.
Основные признаки текста.
Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.
Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки, строение сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного
предложения и способы их выражения.
Сложноподчинённое предложение, его грамматические признаки. Строение сложноподчинённых предложений. Виды сложноподчинённых предложений. Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными. Однородное и неоднородное подчинение придаточных частей в СПП. Последовательное подчинение придаточных частей в СПП. Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в СПП.
Бессоюзное сложное предложение, его грамматические особенности. Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями. Знаки препинания в БСП.
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи, его структурные особенности. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи.
Основные способы передачи чужой речи. Прямая речь. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.
№ п/п | Дата | | Тема урока/ тип урока | Элемент содержания | Контрольно-оценочная деятельность |
план | факт | вид | форма |
Русский литературный язык (5ч) |
| | | 1 | Понятие о русском литературном языке. Урок общеметодологической направленности | Русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие | Текущий | Устное высказывание |
| | | 1 | Языковая норма и ее признаки. Урок общеметодологической направленности | Нормированность (наличие норм) — основная отличительная особенность русского литературного языка | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Р.Р. Культура речи как раздел лингвистики. Урок общеметодологической направленности | Понятие нормы языка и экологии языка | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Т.В. Текст и его признаки. Основные требования к содержанию текста. Урок общеметодологической направленности | Вопрос о тексте как единице языка и речи. | Текущий | |
| | | 1 | Р.Р. Изложение "ЛЕБЕДЬ". Урок развивающего контроля | Изложение "ЛЕБЕДЬ". | Текущий | Изложение |
Повторение изученного в 5-8 классах (14ч) |
| | | 1 | Повторение по фонетике, лексике, словообразованию. Урок общеметодологической направленности | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексические средства выразительности речи | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Повторение по морфологии. Урок общеметодологической направленности | Система частей речи русского языка. Разграничение членов предложения | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Повторение по орфографии. Орфограммы в корне, приставках, суффиксах и окончаниях. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Орфографические знания и умения. Трудные случаи орфографии | Текущий | Словарный диктант |
| | | 1 | Орфограммы в суффиксах. Н и НН в разных частях речи. Урок общеметодологической направленности | Н и НН в прилагательных и причастиях | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Не с разными частями речи. Урок общеметодологической направленности | Не с разными частями речи. | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Контрольная работа №1 на "входе". Урок развивающего контроля | | Входной | Контрольная работа |
| | | 1 | Р.Р. Сочинение по данному тексту "Грустная история". Урок развивающего контроля | | Текущий | Сочинение |
| | | 1 | Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Урок общеметодологической направленности | Трудные случаи орфографии | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Виды подчинительной связи в словосочетании. Урок общеметодологической направленности | Виды подчинительной связи в словосочетании. | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Двусоставные и односоставные предложения. Знаки препинания в простом предложении. Урок общеметодологической направленности | Знаки препинания в простом предложении. Простые односоставные предложения, их виды, структурные и смысловые особенности. Конструкции, осложняющие простое предложение | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Контрольный диктант. Урок развивающего контроля | | Тематический | Диктант |
| | | 1 | Т.В. Основные средства связи предложений в тексте. Урок общеметодологической направленности | Основные признаки текста. Виды средств связи предложений в тексте | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Р.Р. Изложение "Лувр". Урок развивающего контроля | Способы сжатия, изложение | Текущий | Изложение |
| | | 1 | Контрольный тест. Урок развивающего контроля | Орфографические и пунктуационные знания и умения | Тематический | Тестирование |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение (1ч) |
| | | 1 | Сложное предложение как единица синтаксиса. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения. | Текущий | Словарный диктант |
Сложносочиненное предложение (7ч) |
| | | 1 | Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки и строение. Урок общеметодологической направленности | Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки, строение сложносочиненного предложения | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. Урок общеметодологической направленности | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Знаки препинания в ССП. Урок общеметодологической направленности | Сведения о сложном предложении, определение значения сложносочиненного предложения | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Р.Р. Сочинение по данному тексту «Садово-парковое искусство». Урок развивающего контроля | Текст и его особенности. Способы сжатия текста | Текущий | Сочинение |
| | | 1 | Знаки препинания в ССП. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Виды сложносочинённых предложений | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Контрольный диктант. Урок развивающего контроля | | Тематический | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Контрольный тест. Урок общеметодологической направленности | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений | Тематический | Решение проблемных задач |
Сложноподчиненное предложение (20ч) |
| | | 1 | СПП, его грамматические признаки и строение. Средства связи частей СПП. Смысловые и стилистические различия СПП с синонимическими союзами. Урок общеметодологической направленности | Сложноподчинённое предложение, его грамматические признаки. Строение сложноподчинённых предложений | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Т.В. Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прослушанного текста. Урок общеметодологической направленности | Текст и его особенности. Способы сжатия текста | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Р.Р. Изложение «Памятник Петру Великому». Урок развивающего контроля | Текст и его особенности. Способы сжатия текста | Текущий | Изложение |
| | | 1 | Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов и союзных слов. СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Виды сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным | Текущий | Словарный диктант |
| | | 1 | СПП с придаточными изъяснительными. Урок общеметодологической направленности | Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | СПП с придаточными обстоятельственными времени и места. Урок общеметодологической направленности | Сложноподчинённые предложения с придаточным места и времени | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | СПП с придаточными обстоятельственными образа действии и сравнения. Урок общеметодологической направленности | Сложноподчинённые предложения с придаточным обстоятельственными образа действии и сравнения. | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | СПП с придаточными обстоятельственными цели, причины, условия. Урок общеметодологической направленности | СПП с придаточными обстоятельственными цели, причины, условия | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Р.Р. Сочинение по картине В.А.Тропинина «Памятник Пушкину». Урок развивающего контроля | Текст и его особенности. | Текущий | Сочинение |
| | | 1 | СПП с придаточными обстоятельственными уступки, следствия. Урок общеметодологической направленности | СПП с придаточными обстоятельственными уступки, следствия | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | СПП с придаточными присоединительными. Урок общеметодологической направленности | СПП с придаточными присоединительными | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными. Однородное и неоднородное подчинение придаточных частей в СПП. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными. Однородное и неоднородное подчинение придаточных частей в СПП. Словарный диктант. | Текущий | Словарный диктант. |
| | | 1 | Последовательное подчинение придаточных частей в СПП. Урок общеметодологической направленности | Последовательное подчинение придаточных частей в СПП | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Т.В. Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения. Урок общеметодологической направленности | Т.В. Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Р.Р.Сжатое изложение «Моя первая учительница». Урок развивающего контроля | Текст и его особенности. Способы сжатия текста | Текущий | Изложение |
| | | 1 | Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в СПП. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в СПП. Словарный диктант | Текущий | Словарный диктант |
| | | 1 | Обобщение по теме «СПП». Урок общеметодологической направленности | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Контрольный тест. Урок развивающего контроля | Проверка знаний, полученных по теме «Сложноподчиненное предложение» | Тематический | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Р.Р. Контрольное сжатое изложение «Чистые пруды». Урок развивающего контроля | Текст и его особенности. Способы сжатия текста | Текущий | Изложение |
| | | 1 | Контрольный диктант. Урок развивающего контроля | Проверка знаний, полученных по теме «Сложноподчиненное предложение». | Тематический | Решение проблемных задач |
Бессоюзное сложное предложение (11ч) |
| | | 1 | Бессоюзное сложное предложение, его грамматические особенности. Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями. Урок общеметодологической направленности | Бессоюзное сложное предложение, его грамматические особенности. Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Запятая, точка с запятой в БСП. Урок общеметодологической направленности | Запятая, точка с запятой в БСП | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Двоеточие в БСП. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Двоеточие в БСП. Словарный диктант | Текущий | Словарный диктант |
| | | 1 | Двоеточие в БСП. Урок общеметодологической направленности | Двоеточие в БСП | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Т.В.Сочинение. Основные этапы создания текста. Урок общеметодологической направленности | Т.В. Основные этапы создания текста. | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Р.Р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Тихая обитель» («Над вечным покоем»). Урок развивающего контроля | Р.Р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Тихая обитель» («Над вечным покоем») | Текущий | Сочинение |
| | | 1 | Тире в БСП. Урок общеметодологической направленности | Тире в БСП | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Тире в БСП. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Тире в БСП. Словарный диктант | Текущий | Словарный диктант |
| | | 1 | Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение». Урок общеметодологической направленности | Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение» | Текущий | Практическая работа |
| | | 1 | Контрольный тест. Урок развивающего контроля | Проверка знаний, полученных по теме «БСП» | Тематический | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Р.Р. Контрольное сочинение по данному тексту «Признание в любви родному краю». Урок развивающего контроля | Р.Р. Контрольное сочинение по данному тексту «Признание в любви родному краю» | Тематический | Сочинение |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (9ч) |
| | | 1 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи, его структурные особенности. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи. Урок общеметодологической направленности | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи, его структурные особенности. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи. | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с сочинительной и подчинительной связью. Урок общеметодологической направленности | Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с сочинительной и подчинительной связью. | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с подчинительной и бессоюзной связью. Урок общеметодологической направленности | Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с подчинительной и бессоюзной связью. | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с сочинительной и бессоюзной связью. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с сочинительной и бессоюзной связью. Словарный диктант. | Текущий | Словарный диктант |
| | | 1 | Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Урок общеметодологической направленности | Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Т.В. Рассуждение как тип речи и его виды. Урок общеметодологической направленности | Т.В. Рассуждение как тип речи и его виды. | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Р.Р. Изложение «Портрет Шаляпина». Урок развивающего контроля | Текст и его особенности. Способы сжатия текста | Текущий | Изложение |
| | | 1 | Контрольный тест по теме «Сложное предложение». Урок развивающего контроля | Контрольный тест по теме «Сложное предложение» | Тематический | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Контрольный диктант. Урок развивающего контроля | Контрольный диктант | Тематический | Диктант |
Синтаксические конструкции с чужой речью (9ч) |
| | | 1 | Основные способы передачи чужой речи. Урок общеметодологической направленности | Основные способы передачи чужой речи | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Прямая речь. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. Урок общеметодологической направленности | Прямая речь. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Р.Р. Сочинение «Два портрета». Урок развивающего контроля | Р.Р. Сочинение «Два портрета» | Текущий | Сочинение |
| | | 1 | Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Урок общеметодологической направленности | Косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Диалог и его основные виды. Пунктуационное оформление диалога. Урок общеметодологической направленности | Диалог и его основные виды. Пунктуационное оформление диалога | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Итоговый тест по синтаксису и пунктуации. Урок развивающего контроля | Итоговый тест по синтаксису и пунктуации | Тематический | Тестирование |
| | | 1 | Цитирование как способ передачи чужой речи. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Цитирование как способ передачи чужой речи. Словарный диктант | Текущий | Словарный диктант |
| | | 1 | Т.В.Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише). Урок общеметодологической направленности | Т.В.Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише) | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Р.Р. Рецензия на книгу (фильм). Урок развивающего контроля | Р.Р. Рецензия на книгу (фильм) | Тематический | Решение проблемных задач |
Повторение изученного в 9 классе (26ч) |
| | | 1 | Повторение по лексике. Урок общеметодологической направленности | Повторение по лексике | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Выразительные средства языка. Урок общеметодологической направленности | Выразительные средства языка. | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Повторение по орфографии. Чередующиеся гласные в корне. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Повторение по орфографии. Чередующиеся гласные в корне. Словарный диктант | Текущий | Словарный диктант |
| | | 1 | Орфограммы в приставках, суффиксах и окончаниях. Урок общеметодологической направленности | Орфограммы в приставках, суффиксах и окончаниях. | Текущий | Практическая работа |
| | | 1 | Р.Р. Сочинение «Остановись, мгновение!». Урок развивающего контроля | Р.Р. Сочинение «Остановись, мгновение!» | Текущий | Сочинение |
| | | 1 | Повторение. НН и Н в разных частях речи. Урок общеметодологической направленности | Повторение. НН и Н в разных частях речи | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Повторение. Не и НИ с разными частями речи. Урок общеметодологической направленности | Повторение. Не и НИ с разными частями речи. | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Повторение. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Повторение. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Словарный диктант | Текущий | Словарный диктант |
| | | 1 | Т.В. Публичная речь как разновидность устной речи. Урок общеметодологической направленности | Т.В. Публичная речь как разновидность устной речи. | Текущий | Устное выступление |
| | | 1 | Тест по орфографии | Тест по орфографии | Текущий | Тестирование |
| | | 1 | Р.Р. Контрольное сжатое изложение «Прости меня, мама!» Урок развивающего контроля | Текст и его особенности. Способы сжатия текста | Текущий | Изложение |
| | | 1 | Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Урок общеметодологической направленности | Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Двусоставное предложение. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Словарный диктант. Урок общеметодологической направленности | Двусоставное предложение. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Словарный диктант. | Текущий | Словарный диктант |
| | | 1 | Виды односоставных предложений. Урок общеметодологической направленности | Виды односоставных предложений. | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Урок общеметодологической направленности | Знаки препинания при однородных членах предложения. | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Знаки препинания при обращении, вводных словах. Урок общеметодологической направленности | Знаки препинания при обращении, вводных словах | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Р.Р. Контрольное сочинение «Каким я представляю себе красивого человека?» Урок развивающего контроля | Р.Р. Контрольное сочинение «Каким я представляю себе красивого человека?» | Текущий | Сочинение |
| | | 1 | Знаки препинания при обособленных членах предложения. Урок общеметодологической направленности | Знаки препинания при обособленных членах предложения. | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Знаки препинания в сложном предложении. Урок общеметодологической направленности | Знаки препинания в сложном предложении. | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Тест по синтаксису и пунктуации. Урок развивающего контроля | Тест по синтаксису и пунктуации | Тематический | Тестирование |
| | | 1 | Обобщение по теме "Орфография, пунктуация, синтаксис". Урок общеметодологической направленности | Обобщение по теме "Орфография, пунктуация, синтаксис" | Текущий | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Обобщение по теме "Орфография, пунктуация, синтаксис". Урок общеметодологической направленности | Обобщение по теме "Орфография, пунктуация, синтаксис" | Текущий | Решение проблемных задач |
| | | 1 | Промежуточная аттестация. Урок развивающего контроля | Промежуточная аттестация | Итоговый | Работа в группах, ответы на вопросы |
| | | 1 | Р.Р. Пробный ГИА. Сжатое изложение. Урок развивающего контроля | Текст и его особенности. Способы сжатия текста | Итоговый | Изложение |
| | | 1 | Р.Р. Пробный ГИА. Сочинение. Урок развивающего контроля | Текст и его особенности. | Итоговый | Сочинение |
| | | 1 | Итоговый урок. Урок общеметодологической направленности | Итоговый урок | Текущий | Решение проблемных задач |