Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Клетня Брянской области имени
генерал-майора авиации Г.П.Политыкина
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей
русского языка и литературы
____________ О.В.Сидоренко
Протокол № ___ от
«____» ___________ 2019г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
_______________ Н.В.Песенко
«___»_____________ 2019г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ№1 п. Клетня Брянской области имени генерал-майора авиации Г.П.Политыкина
_________________ Н.В.Касацкая
Приказ №_________ от
«___» ____________2019г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
7 класс
Разработал учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Жинжикова Нина Михайловна
2019 - 2020 учебный год
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год, учебного плана МБОУ СОШ №1п. Клетня Брянской области имени генерал-майора авиации Г.П.Политыкина на 2019-2020 учебный год (приказ № 96-О от 30.08 2019 года), в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, с учетом преемственности с программами начального общего образования. Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова).
УМК: 1) Учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. – М.: Просвещение, 2017.
2) Рабочая тетрадь 1-2 часть, авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова.- М.: Просвещение, 2018.
Цели обучения:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов.
Задачи:
• развить речь, мышление, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексы - повествования небольшого объёма;
• воспитать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побудить познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 7 классе выделяется 140 часов в год, 4 часа в неделю
Общая характеристика предмета
Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.
Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка;интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.
Таким образом особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:
- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;
- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);
- познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.
В программе для 7 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.
Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.
В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 7 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология». В соответствии с базисным планом Брянской области предусматривается обязательное изучение русского языка в 7 классе в объеме 140 часов в год, 4 часа в неделю
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения курса « Русский язык» :
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметные результаты : представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности:
Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции включает в себя следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции включает в себя раздел: «Язык и культура».
Содержание курса «Русский язык» в 7 классе рассматривает в основном раздел «Морфология», включающий в себя понятия системы частей речи в русском языке, образование и правописание причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц. Рассматриваются понятия речавого общения и речевого этикета, функциональных разновидностей языка, текста и его основной и дополнительной информации.
2.Основное содержание программы.
Введение (10 часов)
Русский язык в современном мире.
Речь. Речевое общение.
Речевой этикет.
Функциональные разновидности языка.
Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.
Морфология. Причастие (31 часа)
Система частей речи в русском языке.
Понятие о причастии.
Признаки глагола и прилагательного у причастия.
Причастный оборот.
Действительные и страдательные причастия
Полные и краткие формы причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени.
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.
Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.
Морфологический разбор причастий.
Правописание НЕ с причастиями.
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.
Деепричастие (18 часов)
Понятие о деепричастии.
Деепричастный оборот.
Правописание НЕ с деепричастиями.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Морфологический разбор деепричастия.
Наречие (28 часа)
Наречие как часть речи.
Разряды наречий по значению.
Степени сравнения наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е).
Морфологический разбор наречия.
Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е) .
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Предлог (13 часов)
Предлог как часть речи.
Предлоги производные и непроизводные.
Предлоги простые и составные. Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи.
Морфологический разбор предлога.
Союз (19 часов)
Союз как часть речи.
Разряды союзов.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Правописание союзов.
Союзы и союзные слова.
Союзы в простых и сложных предложениях.
Морфологический разбор союза.
Частица (13 часов)
Частица как часть речи.
Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ. Разграничение частиц НЕ и НИ.
Междометие (2 часа)
Междометие.
Повторение изученного в 7 классе (6 часов).
Виды работы
1 – я ч.
кол-во часов
2 – я ч.
кол-во часов
1 –е полугодие
кол-во часов
3 –я ч.
кол-во часов
4 –я ч.
кол-во часов
2 –е полугодие
кол-во часов
ИТОГО
Контрольная работа
-
-
-
1
2
3
3
Сочинение
2
4
6
3
2
5
11
Изложение
4
2
6
1
-
1
7
Контрольный диктант
1
2
3
2
1
3
6
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
для 7 класса
основного общего образования
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель Жинжикова Нина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
III. Тематическое планирование
№
Раздел
Количество часов + р.р
ИТОГО
1
Введение
8+2 р.р.
10
2
Морфология
111+19 р.р
130
Причастие
27+4 р.р
31
Деепричастие
14+4 р.р
18
Наречие
23+5 р.р
28
Предлог
11+2 р.р
13
Союз
17+2 р.р
19
Частица
11+2р.р
13
Междометие
2
2
3
Повторение
6
6
ИТОГО
140
IV. Календарно – тематическое планирование
N п/п
Тема урока
Кол-во часов
Введение 8+2 р.р.
32
1/1
Русский язык в современном мире
1
2/2
Речь. Речевое общение
2
3/3
Речь. Речевое общение
4/4
Речевой этикет
1
5/5
Р/р Сочинение-рассуждение
2
6/6
Р/р Сочинение-рассуждение
7/7
Функциональные разновидности языка
2
8/8
Функциональные разновидности языка
9/9
Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы
2
10/10
Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы
Морфология 111+19 р.р
130
11/1
Система частей речи в русском языке
1
Причастие
31
12/2
Понятие о причастии
2
13/3
Понятие о причастии
14/4
Признаки глагола и прилагательного у причастия
2
15/5
Признаки глагола и прилагательного у причастия
16/6
Причастный оборот
2
17/7
Причастный оборот
18/8
Действительные и страдательные причастия
1
19/9
Р/р Сжатое изложение
1
20/10
Полные и краткие формы причастий
2
21/11
Полные и краткие формы причастий
22/13
Причастия настоящего и прошедшего времени
1
23/14
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени
2
24/15
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени
25/16
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
2
26/17
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
27/18
Р/р Работа с информацией, представленной в различном виде
2
28/19
Р/р Работа с информацией, представленной в различном виде
29/20
Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных
причастиях
2
30/21
Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных
причастиях
31/22
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных
прилагательных
2
32/23
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных
прилагательных
28
33/24
Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких
прилагательных
1
34/25
Морфологический разбор причастия
1
35/26
Правописание НЕ с причастиями
2
36/27
Правописание НЕ с причастиями
37/28
Р/р Изложение
1
38/29
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени
1
39/30
Повторение темы «Причастие»
2
40/31
Повторение темы «Причастие»
41/32
Контрольный диктант по теме «Причастие».
2
42/33
Работа над ошибками
Деепричастие
18
43/34
Понятие о деепричастии
1
44/35
Деепричастный оборот
2
45/36
Деепричастный оборот
46/37
Р/р Тезисный план текста
1
47/38
Правописание НЕ с деепричастиями
2
48/39
Правописание НЕ с деепричастиями
49/40
Деепричастия совершенного и несовершенного вида
2
50/41
Деепричастия совершенного и несовершенного вида
51/42
Р/р Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень»
1
52/43
Рассуждение и его виды
2
53/44
Рассуждение и его виды
54/45
Р/р Сочинение-рассуждение
2
55/46
Р/р Сочинение-рассуждение
56/47
Морфологический разбор деепричастия
2
57/48
Повторение темы «Деепричастие»
2
58/49
Повторение темы «Деепричастие»
59/50
Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
2
60/51
Работа над ошибками
43
Наречие
28
61/52
Наречие как часть речи
2
62/53
Наречие как часть речи
63/54
Разряды наречий по значению
2
64/55
Разряды наречий по значению
65/56
Р/р Сочинение-рассуждение
2
66/57
Р/р Сочинение-рассуждение
67/58
Степени сравнения наречий
2
68/59
Степени сравнения наречий
69/60
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О (–Е)
2
70/61
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О (–Е)
71/62
Морфологический разбор наречия
2
72/63
Морфологический разбор наречия
73/64
Одна и две буквы Н в наречиях на –О (–Е)
2
74/65
Одна и две буквы Н в наречиях на –О (–Е)
75/66
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
2
76/67
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
77/68
Буквы О и А на конце наречий
1
78/69
Дефис между частями слова в наречиях
1
79/70
Р/р Подробное изложение
1
80/71
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных
и количественных числительных
3
81/72
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных