«___» августа 2018г.«__ » августа__ 2018г «_ _» августа _2018г.__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 6 класса
Составитель: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2011), основной образовательной программы и базисного учебного плана филиала МБОУ «Сузгарьевская СОШ» МБОУ «Перхляйская ООШ», в котором на изучение курса выделено 204 часа(65 часов в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
(204ч)
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ. 1+2РР
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ 12+1РР
ТЕКСТ 8+2РР
Лексика. Культура речи (10 +4РР)
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 3 Ч
Словообразование. Орфография. Культура речи (23 +7РР)
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (19 +4РР)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (21 +5РР)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (15+2РР)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минутпять, километров десять).
III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (21+5РР)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (23+4РР)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева ть) и –ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в VI классе (8)
Сочинение на выбранную тему.
Учебно-тематический план
Содержание
Количество
часов
Развитие
речи
Контрольные работы
Язык. Речь. Общение
3
2
-
Повторение изученного в V классе
13
1
1
Текст
10
2
1
Лексика. Культура речи
14
4
1
Фразеология. Культура речи
3
-
-
Словообразование. Орфография. Культура речи
30
7
2
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
23
4
1
Имя прилагательное
26
5
1
Имя числительное
17
2
1
Местоимение
26
5
1
Глагол
29
4
1
Повторение и систематизация изученного в VI классе
10
-
1
Итого
204
36
11
Раздел Ш. Календарно – тематическое планирование
№
п\п
Тема урока
Количество часов
По плану
Фактически
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ. 1+2РР
1
Русский язык – один из развитых языков мира.
1
2
Урок развития речи
Язык, речь, общение
1
3
Урок развития речи
Ситуация общения
1
ПОВТОРЕНИЕ
ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ
12+
1РР
4
Фонетика. Орфоэпия. Графика
1
5
Морфемика. Орфограммы в корнях слов
1
6
Морфемика. Орфограммы в приставках
1
7
Части речи
1
8
Орфограммы в окончаниях слов
1
9
Урок развития речи
Сочинение «Интересная встреча»
1
10
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
1
11
Простое предложение
1
12
Сложное предложение
1
13
Синтаксический разбор предложений
1
14
Прямая речь. Диалог
1
15
Контрольный диктант
1
16
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
ТЕКСТ
8+
2РР
17
Текст, его особенности
1
18
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
1
19
Урок развития речи
Сочинение поданному началу.
1
20
Анализ сочинения.
1
21
Начальные и конечные предложения текста
1
22
Ключевые слова
1
23
Основные признаки текста
1
24
Текст и его стили
1
25
Официально-деловой стиль
1
26
Контрольный диктант.
1
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
10+
4РР
27
Слово и его лексическое значение
1
28
29
РР. Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя»
2
30
Общеупотребительные слова
1
31
Профессионализмы.
1
32
Диалектизмы
1
33
34
Урок развития речи. Изложение.
2
35
Исконно русские и заимствованные слова
1
36
Новые слова
1
37-38
Устаревшие слова. Обобщение изученного.
2
39
Словари
1
40
Повторение изученного по теме «Лексика»
1
41
Контрольная тестовая работа
1
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
3
42
Фразеологизмы
1
43
Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи
1
44
Повторение изученного материала. Тест.
1
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
23+
7 РР
45
Морфемика словообразование
1
46
Морфемика словообразование
1
47
48
Урок развития речи
Описание помещения
2
49
Основные способы образования слов в русском языке.
1
50
Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические
1
51
Этимология слов.
1
52
Урок развития речи
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
1
53
54
Урок развития речи
Сочинение-описание помещения
2
55
Буквы о и а в корне –кос---кас-
1
56
Буквы о и а в корне –кос---кас-
1
57
Буквы О-А в корнях с чередованием
1
58
Буквы о и а в корне –гор---гар-
1
59
Буквы о - а в корне –зар----зор
1
60
Буквы Ы-И после приставок.
1
61
Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ.
1
62
Значение приставки ПРИ-
1
63
Значение приставки ПРЕ-
1
64
Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ-
1
65
Контрольный диктант
1
66
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
67
Соединительные О-Е в сложных словах
1
68
Сложносокращенные слова
1
69
70
Урок развития речи
Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».
2
71
Морфемный и словообразовательный разбор слов
1
72
Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту
1
73
Контрольный тест
1
74
Анализ теста. Работа над ошибками
1
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
19+
4РР
75
Повторение изученного об имени существительном.
1
76
Имя существительное как часть речи
1
77
Падежные окончания имени существительного
1
78
Урок развития речи
Как писать письма
1
79
Разносклоняемые имена существительные
1
80
Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя
1
81
Урок развития речи
Как тебя зовут? Происхождение имен
1
82
Несклоняемые имена существительные.
1
83
Род несклоняемых имен существительных
1
84
Род несклоняемых имен существительных
1
85
Имена существительные общего рода
1
86
Морфологический разбор существительных.
1
87
88
Урок развития речи
Изложение.
2
89
НЕ с существительными.
1
90
НЕ с существительными.
1
91
Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК.
1
92
Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК
1
93
Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК
1
94
Гласные О-Е после шипящих.
1
95
Повторение изученного материала.
1
96
Контрольный диктант
1
97
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
21+
5РР
98
Повторение изученного в 5 классе.
1
99
Прилагательное как часть речи
1
100
Урок развития речи
Сочинение-описание природы
1
101
Степени сравнения имен прилагательных.
1
102
Степени сравнения имен прилагательных
1
103
Разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные
1
104
Относительные прилагательные
1
105
Притяжательные прилагательные
1
106
Морфологический разбор имени прилагательного
1
107
108
Урок развития речи. Изложение.
2
109
Не с прилагательными.
1
110
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
1
111
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
1
112
Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных
1
113
114
Урок развития речи.
Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»
2
115
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
1
116
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
1
117
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
1
118
Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК
1
119
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
1
120
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
1
121
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту
1
122
Контрольный диктант
1
123
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
15+
2РР
124
Имя числительное как часть речи.
1
125
Простые и составные числительные
1
126
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
1
127
Порядковые числительные
1
128
Разряды количественных числительных
1
129
Числительные, обозначающие целые числа
1
130
Числительные, обозначающие целые числа
1
131
Дробные числительные
1
132
Склонение дробных числительных
1
133
Собирательные числительные.
1
134
Морфологический разбор имени числительного
1
135
Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».
1
136
137
Урок развития речи.
Публичное выступление
2
138
Подготовка к контрольной работе по теме «Имя числительное»
1
139
Контрольная работа
1
140
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
1
МЕСТОИМЕНИЕ
21+
5РР
141
Местоимение как часть речи.
1
142
Личные местоимения.
1
143
Особенности склонения личных местоимений
1
144
Возвратное местоимение
1
145
Урок развития речи.
Рассказ по сюжетным картинкам
1
146
Вопросительные, относительные местоимения
1
147
Относительные местоимения
1
148
Неопределенные местоимения
1
149
Дефис в неопределенных местоимениях
1
150
Отрицательные местоимения
1
151
Отрицательные местоимения
1
152
Отрицательные местоимения
1
153
Притяжательные местоимения.
1
154
Притяжательные местоимения
1
155
Урок развития речи.
Рассуждение
1
156
Урок развития речи.
Сочинение-рассуждение
1
157
Указательные местоимения
1
158
Указательные местоимения
1
159
Определительные местоимения
1
160
161
Урок развития речи.
Рассказ по воображению
2
162
Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений
1
163
Повторение изученного по теме «Местоимение».
1
164
Тестовая работа. Подготовка к контрольному диктанту
1
165
Комплексная тестовая работа
1
166
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
ГЛАГОЛ
23+
4РР
167
Повторение изученного о глаголе
1
168
Личные окончания глаголов
1
169
Личные окончания глаголов
1
170
Разноспрягаемые глаголы
1
171
Глаголы переходные и непереходные
1
172
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение
1
173
174
Урок развития речи.
Сжатое изложение
2
175
Условное наклонение
1
176
Условное наклонение
1
177
Повелительное наклонение
1
178
Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
1
179
Суффиксы глаголов повелительного наклонения
1
180
Суффиксы глаголов повелительного наклонения
1
181
Употребление наклонений глагола
1
182
Употребление наклонений в речи
1
183
Безличные глаголы
1
184
Безличные глаголы в текстах художественной литературы
1
185
Морфологический разбор глагола
1
186
187
Урок развития речи.
Рассказ на основе услышанного
2
188
Правописание гласных в суффиксах глаголов
1
189
Правописание гласных в глагольных суффиксах
1
190
Правописание гласных в глагольных суффиксах
1
191
Повторение изученного по теме «Глагол»
1
192
Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол»
1
193
Контрольный диктант по теме « Глагол».
1
194
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VI КЛАССЕ
8
195
Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках
1
196
Орфограммы в корне слова.
1
197
Орфограммы в суффиксах и окончаниях
1
198
Орфограммы в суффиксах и окончаниях
1
199
200
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение