kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы по учебнику Т.А. Ладыженской.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса»















Эртильский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красноармейская основная общеобразовательная школа»



Принята:




Согласована:

Утверждена:


на педагогическом совете

МКОУ «Красноармейская ООШ»

Протокол № 14

от « 29 » августа 2019 г.

___________________

заместитель директора по УВР В.И.Кобелева

«29 » августа 2019 г.

_________________

Директор МКОУ

«Красноармейская ООШ» В.В. Сусоев

Приказ № 133

от « 30» августа 2019 г






Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

уровень обучения - основное общее образование (5 класс)

Составила: Шинкаренко Н. В.- учитель русского языка и литературы 1КК





Содержание

1.Пояснительная записка.

1.1 Место предмета в учебном плане.

1.2.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

1.3. Учебно-методический комплект.

1.4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

2. Содержание учебного курса.

3. Учебно-тематическое планирование.












































Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе:

  • Приказа Минобразования России от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями на 23 июня 2015 года)».

  • Приказа Минобразования России от 9.03.2004г. № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказа Минобразования России от 20.08.2008г. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Письма Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г.№03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  • Приказа Департамента России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемого к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего (полного) образования».

  • Приказа МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253».

  • Авторской «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы» (Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, М..: Просвещение, 2010г.

  • Положения о рабочей программе учителя (в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта) МКОУ «Красноармейская ООШ».

  • Учебного плана МКОУ «Красноармейская ООШ» для учащихся 5-9классов, обучающихся по Ф ГОС на 2018-2019учебный год.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностнного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы,строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Курс русского языка в 5-9 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

  • Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Содержание курса русского (родного) языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основекомпетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;;

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; 

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся

1.1. Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МКОУ «Красноармейская ООШ», в соответствии с вариативной частью базисного учебного плана (БУП) и годовым календарным учебным графиком рабочая программа курса «Русский язык» для учащихся 6-х классов рассчитана на 175 часов учебного времени в год (количество учебных часов в неделю – 5). В общее количество часов входят часы для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, исследований и т.п.

1.2. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России. Основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку

поступкам с позиций моральных норм.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.

Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

1.3. Учебно–методический комплекс

Для учителя

  1. Бройде Н.М. . Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

  2. Богданова Г.А.. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Прсвещение, 2011.

  3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактическик материалы по русскому языку: 5-6 классы. М.: АРКТИ, 1999.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. Москва.: Вако, 2015.

  5. Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс. М.: Просвещение, 2005.

  6. Кригина М.П. Русский язык. 65класс. Тесты. Саратов: Лицей, 2006.

  7. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.

  8. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2010.

Для учащихся

1. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык:5 класс. М.: Просвещение, 2005.

2. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс. М.: Просвещение, 2004.

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для прверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. М.,2006.

5. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии. М.: Просвещение, 2006.

6. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.

Интернет-ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

1.4 Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно ре­шать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку тео­ретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурныхценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческихспособностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного об­разования;

2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободно­го выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативнойустановки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видамиаудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовойинформации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоватьсясловарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

•овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и пере­даче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

•умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

•  способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и кол­лективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

•  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свер­нутости (план, пересказ);

•  умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с уче­том замысла, адресата и ситуации общения;

•  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствиетеме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•  владение различными видами монолога и диалога;

•  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основ­ных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

•  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватноиспользовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

•  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в по­вседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее со­держания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недоче­ты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

•  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средстваргументации;

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способностьиспользовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметномуровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе ре­чевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсужденияхактуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различныхситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио­нального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рас­суждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребле­ния в речи;

5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7)проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловойстили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовойинформации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

фонетика и орфоэпия:

    • проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;

    • правильно произносить широко употребляемые служебные слова.

морфемика и словообразование:

по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;

    • определять способы образования слов различных частей речи;

    • анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

    • составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.

лексикология и фразеология:

  • соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение общеупотребительных слов;

  • проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.

морфология:

  • различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;

  • правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;

  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

орфография:

  • владеть правильным способом применения изученных правил;

  • учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;

  • различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

  • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

  • объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений

2. Содержание тем учебного курса

Язык и общение (3 часа)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи

Повторение изученного в 1-4 классах. (24 часа)

  1. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непро­веряемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв ы, а, у после шипящих. Разде­лительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ъ на конце суще­ствительных после шипящих.Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях при­лагательных.

Местоимения 1, 2-го и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряже­ния; буква ъ во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -тъея; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (27 часов).

I.Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделе­ния (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Пред­ложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простомпредложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побу­дительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Культура речи (17 часов).

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и соглас­ные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонор­ные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозна­чения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпи­ческих).

III.  Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (10 часов).

I.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое зна­чение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы.
Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика (26 часов).

I.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных сло­вах. Роль окончаний в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правопи­сание чередующихся гласных о и о в корнях -лож      лаг-, -рос— -раст-. Буквы ё и о после ши­пящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться
орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (56 часов).

Имя существительное как часть речи (21 час)

  1. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собст­венные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и пло­щадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существитель­ных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

П. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существитель­ными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс­лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное как часть речи (11 часов).

  1. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в пред­ложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилага­тельных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и чис­лам.

  1. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

  1. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол как часть речи (24 часа).

  1. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -тъ (-тъся), -ти (-тисъ), -чь (-чься)). Право­писание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в без­ударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е –и в корнях глаголов –бер - бир-, -дер - дир-, -мер- мир-, -пер- пир-, -тер- тир-, -стел- стил-  Правописание не с глаголами.

  1. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются
    ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, пе­ремещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

  1. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе.
    Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение (9часов).

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Правописание о-е после шипящих и ц.

Употребление букв ь и ъ. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.


3.Календарно – тематическое планирование

1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

3

Стили речи

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание

5

Орфограмма

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

9

Буквы и, у, а после шипящих

10

Разделительные ъ и ь.

11

Раздельное написание предлогов с другими словами

12

Текст

13

Р.Р. Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому, упр. 70)

14

Части речи.

15

Глагол.

16

Правописание -тся и -тъся в глаголах

17

Личные окончания глаголов. Не с глаголами

18

Р. Р. Тема текста.

19

Имя существительное.

20

Падежные окончания существительных

21

Имя прилагательное

22

Обучающее сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом»

23

Местоимение как часть речи

24

Р.Р. Основная мысль текста

25

Повторение и обобщение изученного в начальных классах.

26

Контрольный диктант с грамматическим заданием


27

Анализ диктанта и работа над ошибками


28

Синтаксис и пунктуация.

29

Словосочетание

30

Разбор словосочетаний

31

Предложение.

32

Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева

33

Виды предложений по цели высказывания

34

Восклицательные предложения.

35

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

36

Сказуемое

37

Тире между подлежащим и сказуемым

38

Нераспространённые и распространённые предложения

39

Второстепенные члены предложения. Дополнение

40

Определение.

41

Обстоятельство.

42

Предложения с однородными членами

43

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

44

Обобщающие слова при однородных членах

45

Предложения с обращениями

46

Письмо

47

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

48

Простые и сложные предложения

49

Прямая речь.

50

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

51

Диалог.

52

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

53

Контрольный диктант с грамматическим заданием

54

Анализ диктанта и работа над ошибками

55

Фонетика.

Гласные звуки.

56

Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие

57

Изменение звуков в потоке речи.

58

Повествование Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»)

59

Согласные звонкие и глухие

60

Графика. Алфавит

61

Описание предмета

62

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

63-64

Двойная роль букв е, ё, ю, я

65

Орфоэпия

66

Фонетический разбор слова

67

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

68

Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

69

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

70

Р.Р.Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

71

Р.Р.Сочинение - описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

72

Слово и его лексическое значение

73

Однозначные и многозначные слова

74

Прямое и переносное значение слов

75

Омонимы

76

Синонимы

77

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

78

Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». 

79

Антонимы.

80

Повторение изученного в разделе «Лексика».

81

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи»

82

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

83

Изменение и образование слов.

84

Р.Р.Подготовка к изложению по рассказу К.Г. Паустовского «Первый снег»)

85

Р. Р. Контрольное изложение  по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег».

86

Окончание. Основа слова.

87

Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.

88

Корень слова.

89

Р.Р. Рассуждение

90

Суффикс.

91

Приставка.

92

Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица.

93

Чередование звуков

94

Беглые гласные

95

Варианты морфем

96

Морфемный разбор слова

97

Правописание гласных и согласных в приставках

98

Буквы З и С на конце приставок.

99

Буквы а – о в корнях -лаг-(-лож-).    

100

Буквы а – о в корнях -раст-, -рос-,  -ращ-.    

101

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

102

Буквы ы-и  после ц

103

Повторение по теме «Морфемика»

104

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

105

Анализ диктанта и работа над ошибками

106

Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

107

Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

108

Имя существительное как часть речи

109

Доказательства в рассуждении

110

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

111

Имена существительные собственные и нарицательные.

112

Род имен существительных.

113

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

114

Сжатое изложение (упр. 513) (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»).

115

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

116

Три склонения имен существительных

117

Падежи имен существительных

118


Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

119

Существительные на –ия, -ие, -ий.

120

Р. Р. Подробное изложение с изменением лица (упр. 547)

121

Множественное число имён существительных.

122

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

123

Морфологический разбор имени существительного

124

125

Повторение по теме «Имя существительное»


126

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

127

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

128

Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

129

Имя прилагательное как часть речи

130

Роль имён прилагательных в речи.

131

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

132

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных

133

Р.Р.Описание животного

134

Прилагательные полные и краткие

135

Синтаксическая роль кратких прилагательных.

136

Морфологический разбор имени прилагательного

137

Повторение по теме «Имя прилагательное»

138

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

139

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

140

Глагол как часть речи

141

Не с глаголами

142

Р. Р. Рассказ.

143

Неопределенная форма глагола.

144

Правописание -ться и –тся в глаголах

145

Виды глагола

146

Видовые пары глагола

147

Правописание букв  е – и в корнях с чередованием.

148

Правописание букв  е – и в корнях с чередованием.

149

Р.Р.Невыдуманный рассказ (о себе)

150

Время глагола. Прошедшее время

151

Настоящее время

152

Будущее время

153

Спряжение глаголов

154-155

Правописание безударных личных окончаний глагола

156

Морфологический разбор глагола

157



Р. Р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).

158

Р.Р. Написание сжатого изложения.

159

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

160

Употребление времен

161-162

Повторение по теме «Глагол»

163

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

164

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

165

Разделы науки о языке.

166-167

Р.Р. Контрольное сочинение «Однажды в детстве»

168

Орфограммы в приставках и в корнях слов

168-169

Орфограммы в окончаниях слов

170

Правописание о-е после шипящих и ц.

171

Употребление букв ь и ъ

172-173

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

174

Итоговый контрольный диктант

175

Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте





Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту





























































Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла

Протокол №14 от 30.08. 2019




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Автор: Шинкаренко Наталья Васильевна

Дата: 19.08.2021

Номер свидетельства: 585496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа " Русский язык". 9 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "257848"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448389055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа русскому языку, 5 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_proghramma_russkomu_iazyku_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "422770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1498040879"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа  "Русский язык 5 класс" "
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444739262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства