Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Приказ Министерства науки и образования Донецкой Народной Республики «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Примерной программы по русскому языку основного общего образования.
УМК:
1 Учебник: _Т.А.Ладыженская, М.Т. Ьаранов, Л.А. Тростенцова. Русский язык.Учебник для общеобразовательных организаций. В 2х ч.
2. Примерная программа: Русский язык : 5-9 кл. : примерная программа для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / Сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 4-е изд., доп. и дораб. – Донецк: Истоки, 2018. – 165 с.
Условия реализации программы
Программа по русскому языку для 5 класса основной школы реализует основные идеи Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Метапредметные
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Предметные.
Пятиклассник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Пятиклассник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, доклады, доверенности и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать её, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условие и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владения всеми видами речевой деятельности и основами культурами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.
Учебно-методическое обеспечение
С.И.Львова. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – М., 2000
С.И.Львова. Уроки словесности: 5-9 классы. – М., 1996
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 5 класс: пособие для учащихся/ Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2008. (Лингвистический тренажер)
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
Единый государственный экзамен: Контрольно-измерительные материалы/ В.И.Капинос и др. – М., 2002-2010
Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В.В.Леденева.— 3-е изд.— М., 2006.
Лимонад ТВ. С изложением на «ты». - М.: Школьная Пресса, 2011
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 5-9 кл. М.ТЦ Сфера, 2011г.
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды.Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение изученного в начальных классах (23 ч.)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Части речи.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (32 ч.)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (16 ч.)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи. (10 ч.)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица, членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (24 ч.)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи. (47 ч.)
Имя существительное (19 ч.)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (11 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор имен прилагательных.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (17 ч.)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Время глагола.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. (10 ч.)
Тематическое планирование курса
Изучение языковых тем
133 часа
Введение
2 часа
Контрольные работы
10 часов + 2 КРР
Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в начальной школе)
18 часов
Уроки развития речи и текстоведения
14 часов + 6 часов
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
27 часов
Всего
165 часов
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
12 часов
Лексика. Культура речи
7 часов
Морфемика. Орфография. Культура речи
21 час
Морфология. Орфография. Культура речи
36 часов
Повторение и систематизация изученного
10 часов
Количество контрольных работ
Виды контроля
В год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Контрольный диктант
2
1
1
Контрольный диктант с ГЗ
2
1
1
Контрольные тесты
6
2
2
2
Контрольные изложения
1
1
Контрольные сочинения
1
1
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся: упражнения, письменные ответы на вопросы, сочинения, изложения, планы статей учебников, тезисы, конспекты, рефераты, лингвистические миниатюры и т.д. По русскому языку проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
после изучения наиболее значительных тем программы,
в конце учебной четверти,
в конце полугодия/семестра.
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями-предметниками. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия/семестра. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти или семестра, в первый день после праздника, в понедельник. Проверочные работы в рамках мониторинга рекомендуется проводить на 2-м или 3-м уроках по расписанию.
Контрольными письменными работами являются: контрольный диктант, контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольное изложение, контрольное сочинение, контрольная работа по теме, тематический разноуровневый тест/тест и анализ текста.
Контрольный диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами на изученные правила.
Требования к тексту диктанта
Класс
Количество
слов (самост., служебных)
орфограмм
пунктограмм
слов с непроверяемыми орфограммами
5
90-100
12
2-3
5
Изложение
Материалом для изложения может быть
текст, который читается учителем;
предварительно проработанный текст;
самостоятельно прочитанный материал из газеты, журнала;
эпизод кинофильма или телепередачи;
рассказ другого человека об определённых событиях, народных традициях и др.
Когда материал читается непосредственно перед контрольной работой, объем текста (ориентировочно) составляет предложенное в таблице количество страниц.
Требования к объему изложений
Примерный объем текста
5 класс
Подробное изложение (количество слов)
100-150
Сочинение
Материалом для сочинения могут быть:
тема, сформулированная на основе предварительно обсужденной проблемы, жизненной ситуации, прочитанного и проанализированного художественного произведения; а также предлагаемые для отдельных учеников вспомогательные материалы.
Требования к объему сочинений
Примерный объем текста
5 класс
Классное сочинение
(количество страниц)
0,5-1
Положение о ведении ученических тетрадей и их проверке
Количество ученических тетрадей
Предмет
Кол-во тетрадей 5 класс
Русский язык
Две рабочие тетради.
Одна – для контрольных работ.
Одна – для работ по развитию речи
Большую роль в изучении языковых тем имеют уроки развития речи. В 5 классе предлагается распределить темы таким образом:
5 класс (20 часов) (14 часов Р.р. и 6 часов текстоведения)
№
Тема
Кол-во часов
Осваиваемые понятия
1.
Ситуация общения. Понятие о тексте.
1
Язык, речь, устная, письменная речь, монолог, диалог.
2.
Тема и основная мысль.
1
Признаки текста. Тема. Основная мысль.
3.
Развернуть пословицу в рассказ.
1
Тема и основная мысль высказывания.
4.
Составление диалогов на заданную тему.
1
Реплики в диалогической речи. Общение на тему.
5.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
1
Содержательная и композиционная структура этих типов речи.
6.
Основные нормы построения текста. Абзац как часть текста. План текста (простой и сложный).
1
Абзац как микротема в тексте, его роль в раскрытии темы текста. План текста.
7
Редактирование текста по смысловым компонентам – микротемам. Составление простого плана.
1
Абзац как микротема в тексте, его роль в раскрытии темы текста. План текста.
8.
Стили речи.
1
Книжные и разговорные, научный и художественный стили.
9.
Разговорный стиль речи.
1
Разговорный стиль. Выразительные средства устной речи.
10.
Повествование как тип речи.
1
Изложение повествовательного текста.
11.
Повествование как тип речи.
1
Рассказ по картине. Анализ повествовательного текста
12.
Описание как тип речи.
1
Описание. Структура описания. Приёмы различения описания и повествования. Морфологические признаки описания. Сфера употребления описания.
13.
Описание как тип речи.
1
Описание. Структура описания. Приёмы различения описания и повествования. Морфологические признаки описания. Сфера употребления описания.
14.
Описание как тип речи.
1
Выборочное изложение.
15.
Описание как тип речи.
1
Словарь синонимов. Презентация. Сбор материала. Описание игрушки.
«Смешанный текст». Варианты комбинаций. Цель комбинаций. Комбинирование разных типов речи при создании собственных текстов.
Учитывая все требования образовательного стандарта, календарно-тематическое планирование русского языка в 5х классах будет выглядеть следующим образом:
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
_____________________ Т.А. ЛЕШАН
«___» сентября 2018 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК , 5-А, 5-Б, 5-В классы
(5 часов в неделю, 165 часов)
Дата
№ урока
Содержание учебного материала
Учебные достижения учащихся
Домашнее задание
Примечания
По плану
По факту
Тема № 1 (2 часа).Язык и общение
03.09
1
Язык и его роль в жизни человека.
Уважительное отношение к русскому языку, осознание необходимости владения русским языком для учебной деятельности;
мотивация к обучению и познавательной деятельности; стремление к речевому совершенствованию
Осознанное использование речевых средств для выражения мыслей и чувств;
Осознание роли родного языка в жизни общества и в деятельности человека; знание особенностей устной и письменной речи;
Уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности;
Умение осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств;
владение устной и письменной речью, построением сообщения в устной и письменной форме, в том числе научного характера, соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил;
извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов;
умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем;
высказывать и обосновывать свою точку зрения
Актуализация, закрепление и совершенствование знаний, полученных при обучении в начальной школе, и применение их в речевой практике; развитие представлений о тексте и его признаках;
совершенствование способностей создавать сочинение на заданную тему
Изучить пар.6, выполнить упр.24
06.09.
4
Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
Изучить пар.7,
Выполнить упр.28
07.09
5
Р.Р. № 1. Язык, речь, устная, письменная речь, монолог, диалог.
Выучить понятия, составить монолог
10.09
6
Правописание согласных в корне слова.
Изучить пар. 8, выполнить упр.33
11.09
7
Правописание согласных в корне слова.
Изучить пар. 9, выполнить упр.44
12.09
8
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Изучить пар.10, выполнить упр.47,49
13.09
9
Буквы И, У, А после шипящих.
Изучить пар.11, выполнить упр.52,53
14.09
10
Разделительные Ъ и Ь.
Изучить пар.12, выполнить упр.57
17.09
11
Разделительные Ъ и Ь.
Повторить правила, выполнить упр.58
18.09
12
Раздельное написание предлогов.
Изучить пар. 13, выполнить упр.64
19.09
13
Р.Р. № 2. Признаки текста. Тема. Основная мысль.
Выучить правила, выполнить упр.69
20.09
14
Части речи. Глагол.
Изучить пар.15, выполнить упр.73
21.09
15
Правописание -тся, -ться в глаголах.
Изучить пар.17,выполнить упр.85
24.09
16
Личные окончания глаголов.
Изучить пар.19, выполнить упр. 92
25.09
17
Имя существительное.
Изучить пар. 20, выполнить упр.97
26.09
18
Имя прилагательное.
Изучить пар.21, выполнить упр.108,110
27.09
19
Местоимение.
Изучить пар.22, выполнить упр.114
28.09
20
Контрольный диктант № 1.
Повторить тему «Части речи», выполнить упр.116
Тема № 3 (22 часа). Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Часть 1.
01.10
21
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
Уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; осознание ответственности за написанное и произнесенное; способность применять полученные знания на практике
преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения Знание предмета изучения синтаксиса и пунктуации, строения словосочетания и предложения; разграничение синтаксических и пунктуационных ошибок; различение словосочетания и грамматической основы; знание порядка разбора словосочетания и предложения; распознавание видов предложений по цели высказывания и интонации и умение составлять предложения разных видов, знание способов выражения подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения; знание условий постановки знаков препинания между однородными членами предложения, при обобщающих словах, при обращениях, в сложных предложениях, при прямой речи; развитие представлений о тексте и его признаках; совершенствование способностей создавать сочинение на заданную тему, писать сжатое изложение
Изучить пар.24,25 выполнить упр.120,125
02.10
22
Средства грамматической связи слов в словосочетании.
Изучить пар.26, выполнить упр.130
03.10
23
Разбор словосочетания.
Изучить пар.27, выполнить упр.139
04.10
24
Разбор словосочетания.
Повторить правила,выполнить упр.140
05.10
25
Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
Изучить пар.28, выполнить упр.142
08.10
26
Восклицательные предложения.
Изучить пар.29-30, сставить 10 восклиц.предлож.
09.10
27
Р.Р. № 3. Реплики в диалогической речи. Общение на тему.
Тема № 3 (15 часов). Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Часть 2
07.11
43
Предложения с однородными членами.
Уважительное отношение к русскому языку, понимание его роли в развитии нравственных качеств личности; мотивация к обучению и познавательной деятельности; осознание ответственности за написанное и произнесенное; способность применять полученные знания на практике
преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения Знание предмета изучения синтаксиса и пунктуации, строения словосочетания и предложения; разграничение синтаксических и пунктуационных ошибок; различение словосочетания и грамматической основы; знание порядка разбора словосочетания и предложения; распознавание видов предложений по цели высказывания и интонации и умение составлять предложения разных видов, знание способов выражения подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения; знание условий постановки знаков препинания между однородными членами предложения, при обобщающих словах, при обращениях, в сложных предложениях, при прямой речи; развитие представлений о тексте и его признаках; совершенствование способностей создавать сочинение на заданную тему, писать сжатое изложение
Изучить пар. 40, выполнить упр.200
08.11
44
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Изучить пар.41, выполнить упр.207
09.11
45
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Повторить правила, выполнить упр.208
12.11
46
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Стр.98 выучить правило, выполнить упр.210
13.11
47
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Стра.98 повторить правило, выполнить упр.212
14.11
48
Предложения с обращениями.
Изучить пар.42, выполнить упр.217,218
15.11
49
Синтаксический разбор простого предложения.
Изучить пар.44, выполнить упр.228
16.11
50
Пунктуационный разбор простого предложения.
Изучить пар. 45, выполнить упр.231
19.11
51
Р.Р. № 6. Стили текста. Книжные и разговорные, научный и художественный стили.
Выучить стили речи, выписать по одному отрывку текста на каждый стиль
20.11
52
Простые и сложные предложения.
Изучить пар. 46, выполнить 235, 240
21.11
53
Синтаксический разбор сложного предложения.
Изучить пар.47, выполнить упр.243
22.11
54
Прямая речь.
Изучить пар. 48, выполнить упр. 248
23.11
55
Диалог.
Изучить пар.49, выполнить упр.253
26.11
56
Текстоведение № 2 . Абзац как микротема в тексте, его роль в раскрытии темы текста. План текста.
Составить план текста сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»
27.11
57
Тестовые контрольные задания № 2.
Повторить тему «Предложение»
Тема № 4 (14 часов). Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
28.11
58
Фонетика.
Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи, к расширению лексического запаса; способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью Извлечение фактуальной информации из учебных текстов; осуществление самоконтроля за произношением звуков и слов в потоке речи; воспроизведение прочитанного художественного текста в письменной форме; создание собственного текста; соблюдение при создании письменного текста логичности, связности, следование основным нормам русского литературного языка; осознание роли письма в жизни человека и обществаЗнание предмета изучения фонетики, графики, орфоэпии; знание групп и подгрупп звуков русского языка, смыслоразличительной функции звуков, образования гласных и согласных звуков, слабых позиций звуков, различия между буквами и звуками; знание особенностей произношения сочетаний звуков и слов; знание роли буквы Ь, звукового значения букв Е, Ё, Ю, Я; знание о повествовании и описании как функционально-смысловых типах речи, особенностях их строения; умение работать с орфографическим и орфоэпическим словарями, располагать слова в алфавитном порядке, писать сочинение-повествование и сочинение-описание, редактировать сочинение ученика, соблюдать орфоэпические нормы, находить и исправлять орфоэпические и орфографические ошибки
Изучить пар.50, выполнить упр.на карточке
29.11
59
Гласные звуки.
Изучить пар.51, выполнить упр.265
30.11
60
Согласные звуки.
Изучить пар.52, выполнить упр.272
03.12
61
Изменение звуков в потоке речи.
Изучить пар.53, выполнить упр. 276
04.12
62
Текстоведение № 3.Абзац как микротема в тексте, его роль в раскрытии темы текста. План текста
Составить план рассказа А.Погорельского «Черная курица»
05.12
63
Твердые и мягкие согласные.
Изучить пар. 54, выполнить упр.279
06.12
64
Звонкие и глухие согласные.
Изучить пар.56, выполнить упр. 286
07.12
65
Графика. Алфавит.
Изучить пар.57,выполнить упр.288
10.12
66
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Изучить пар. 60, выполнить упр.307
11.12
67
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Изучить пар.61, выполнить упр.310
12.12
68
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Повторить правила, выполнить упр. 314
13.12
69
Орфоэпия.
Изучить пар.62, выполнить упр. 316
14.12
70
Фонетический разбор слова.
Изучить пар. 63, выполнить упр. 320
17.12
71
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1.
Повторить тему «Фонетика», выполнить упр.324
Тема № 5 (11 часов). Лексика. Культура речи
18.12
72
Слово и его лексическое значение.
Осознание лексического богатства русского языка
Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения; осознание роли слова в выражении мыслей и чувств; умение пользоваться толковым словарем; работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения; преобразование визуальной информации в текстовую; Знание предмета изучения лексикологии, функций слова в языке, основных способов толкования лексического значения слова; знание содержания понятий «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматическое значение слова», «однозначные слова», «многозначные слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы», значение функций синонимов и антонимов в речи; умение толковать лексическое значение слова, разграничивать лексические и грамматические значения слова, распознавать однозначные и многозначные слова, определять прямое и переносное значение слов, отличать омонимы от многозначных слов; умение использовать в собственной речи синонимы и антонимы
Изучить пар. 64, выполнить упр.331,336
19.12
73
Однозначные и многозначные слова.
Изучить пар.65, выполнить упр.340,341
20.12
74
Однозначные и многозначные слова.
Повторить правила, выполнить упр.345
21.12
75
Прямое и переносное значение слов.
Изучить пар.66, выполнить упр.347
24.12
76
Прямое и переносное значение слов.
Повторить правила, выполнить упр. 351,352
25.12
77
Р.Р. № 7. Разговорный стиль. Выразительные средства устной речи.
Составить текст в разговорном стиле
26.12
78
Синонимы.
Изучить пар.68, выполнить упр.362, 363
27.12
79
Антонимы
Изучить пар. 69, выполнить упр. 369
28.12
80
Омонимы.
Изучить пар.67 выполнить упр.357,358
81
Тренировочные упражнения
Стр. 167 ответить на вопросы, выполнить упр.375
82
Тестовая контрольная работа № 3
Повторить тему «Лексикология»
Тема № 6 19( часов). Морфемика. Орфография. Культура речи
83
Морфема.
Уважительное отношение к русскому языку; осознание лексического богатства русского языка, гордость за родной язык; стремление к речевому совершенствованию Извлечение фактуальной информации из учебных текстов; создание письменного текста с соблюдением норм его построения и норм русского литературного языка; коммуникативное взаимодействие с одноклассниками; способность определять последовательность действий; умение вести самостоятельный поиск информации; умение пользоваться словарями; вычитывание информации из таблиц Знать предмет изучения морфемики; знать содержание понятий морфема, варианты морфем; знать определения частей слова и их смысловое значение, грамматическое значение окончаний; делать морфемный разбор слов; знать виды чередований гласных и согласных в корнях слов; распознавать слова с беглыми гласными; знать правила правописания: гласных и согласных в приставках, гласных в корнях -лаг- –
-лож-, -раст- – -рос-, написания букв Ё–О после шипящих в корне, букв И-Ы после Ц; знать о рассуждении как функционально-смысловом типе речи.
Изучить пар.70, выполнить упр. 376
84
Изменение и образование слов.
Изучить пар. 71, выполнить упр. 378
85
Окончание.
Изучить пар. 72, выполнить упр.382
86
Основа слова
Изучить пар.73, выполнить упр.389
87
Корень слова. Суффикс.
Изучить пар.74, выполнить упр.395, 396
88
Приставка.
Изучить пар.77, выполнить упр. 419
89
Чередование звуков.
Изучить пар.78, выполнить упр.424
90
Беглые гласные.
Изучить пар.79, выполнить упр. 430
91
Варианты морфем.
Изучить пар. 80, выполнить упр. 431
92
Морфемный разбор слова.
Изучить пар. 81, выполнить упр. 432
93
Правописание гласных и согласных в приставках.
Изучить пар.82, выполнить упр.436
94
Буквы З, С на конце приставок.
Изучить пар. 83, выполнить упр.442,443
95
Буквы А-О в корне -лаг- – -лож-.
Изучить пар. 84, выполнить упр. 447
96
Буквы А-О в корне -лаг- – -лож-.
Выполнить упр.450
97
Буквы А-О в корне -раст- – -рос-.
Изучить пар.85, выполнить упр.455
98
Р.Р. № 8. Повествование как тип речи. Изложение повествовательного текста.
Выполнить упр.456
99
Буквы Ё-О после шипящих в корне.
Изучить пар. 86, выполнить упр.463
100
Буквы И-Ы после Ц.
Выучить правила в тетради, выполнить упр. 463
101
Тестовая контрольная работа № 4.
Ответить на вопросы стр. 41
Морфология. Орфография. Культура речи
Тема № 7 (22 часа). Имя существительное
102
Имя существительное как часть речи.
Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; гордость за героическое прошлое народа и его язык; стремление к речевому совершенствованию Извлечение фактуальной информации из учебных текстов; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск информации; владение речевым этикетом; переработка информации; воспроизведение прослушанного/прочитанного текста в письменной форме Знать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль, правило употребления заглавной буквы, правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных, правило правописания О–Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, порядок морфологического разбора существительного, структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении; уметь определять род имен существительных, распознавать существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, находить начальную форму и определять склонение, верно употреблять предлоги, правильно писать падежные окончания, графически обозначать условия выбора окончания, образовывать формы именительного и родительного падежей существительных во множественном числе, находить ключевые слова
Изучить пар.88, выполнить упр.479, 480
103
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Изучить пар.90, выполнить упр. 487
104
Имена существительные собственные и нарицательные.
Изучить пар.91, выполнить упр.500,501
105
Род имен существительных.
Изучить пар.92, выполнить упр.506
106
Род имен существительных.
Повторить правила, выполнить упр. 507
107
Р.Р. № 9. Рассказ по картине. Анализ повествовательного текста
Выполнить анализ текста на карточке
108
Р.Р. № 10. Описание. Структура описания. Приёмы различения описания и повествования. Морфологические признаки описания. Сфера употребления описания.
Выписать текст в стиле описания
109
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Изучить пар. 93, выполнить упр.511,512
110
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Изучить пар. 94, выполнить упр.517
111
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2.
Повторить пар. 94-95
112
Три склонения имен существительных.
Выучить правила в тетради, выполнить упр. 520
113
Три склонения имен существительных.
Выполнить упр. 521
114
Падеж имен существительных.
Изучить пар. 96, выполнить упр. 529
115
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Повторить пар.97, выполнить упр. 540
118
Множественное число имен существительных.
Изучить пар. 98, выполнить упр.553
119
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Изучить пар.99, выполнить упр. 559
120
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Ответить на вопросы стр. 78 письменно
121
Морфологический разбор имени существительного
Изучить пар. 100, выполнть упр. 563
122
Творческая мастерская «Паспорт Имени существительного»
Составить паспорт имени существительного
123
Тематическая тестовая контрольная работа № 5
Повторить тему «Имя существительное»
Тема № 8 (12 часов). Имя прилагательное
124
Имя прилагательное как часть речи.
Понимание русского языка как национально-культурной ценности народа; стремление к речевому совершенствованию Извлечение фактуальной информации из учебных текстов; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск информации; преобразование визуальной информации в текстовую Знать морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль, особенности употребления в речи, грамматические особенности кратких форм прилагательных, правила правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных, О–Е после шипящих в окончаниях прилагательных, порядок морфологического разбора имени прилагательного, структуру описания, задачи художественного описания животного; уметь правильно ставить ударение в кратких формах прилагательных, графически обозначать условия выбора правильного написания падежных окончаний прилагательных, кратких прилагательных с основой на шипящий, составлять текст-описание животного на основе картины и на основе личных впечатлений
Изучить пар.101, выполнить упр.572
125
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
Изучить пар.102, выполнить упр.583
126
Р.Р. № 11. Описание. Структура описания. Приёмы различения описания и повествования. Морфологические признаки описания. Сфера употребления описания.
Выполнить упр. 586
127
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
Повторить пар.102,выполнить упр.585
128
Прилагательные полные и краткие.
Изучить пар.104, выполнить упр.596,597
129
Р.Р. № 12. Выборочное изложение.
Выполнить упр.598
130
Текстоведение № 5.Пересказ текста на основе его анализа.
Повторить пар.104-105
131
Прилагательные полные и краткие.
Выполнить задание на карточке
132
Тренировочные упражнения
Составить 10 тестовых заданий по теме
133
Морфологический разбор имени прилагателььного.
Изучить пар. 105, выполнить упр.600
134
Урок-мастерская «Паспорт Имени прилагательного»
Изготовить паспорт имени прилагательного
135
Тематическая тестовая контрольная работа № 6
Выполнить упр.602
Тема № 9 (17 часов). Глагол. Часть 1
136
Глагол как часть речи.
Осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное; стремление к речевому совершенствованию Извлечение фактуальной информации из учебных текстов, считывание информации, представленной в форме таблицы; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск нужных сведений, пользоваться различными словарями; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую Знать морфологические признаки глагола (вид, время, спряжение) и его синтаксическую роль, порядок морфологического разбора; особенности употребления глаголов в речи; перечень корней с чередованием Е–И; способы образования форм будущего времени; правила написания НЕ с глаголами, Ь после Ч в неопределенной форме, безударной гласной перед суффиксом -л- в прошедшем времени, -тся, -ться, гласные в безударных личных окончаниях глаголов, Ь после шипящих во 2-м лице единственного числа;
Изучить пар.106, выполнить упр.606
137
НЕ с глаголами.
Изучить пар. 107, выполнить упр.614
138
НЕ с глаголами.
Повторить правила, выполнить упр. 617
139
Неопределенная форма глагола.
Изучить пар.109, выполнить упр.630
140
Р.Р. № 12. Сочинение-рассуждение.
Написать мини-сочинение «Кем я стану в будущем»
141
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Изучить пар.110, выполнить упр.633
142
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Повторить правила, выполнить упр. 636,637
143
Виды глагола.
Изучить пар.111, выполнить упр.642
144
Р.Р. № 13. Контрольное сочинение.
Выполнить упр. 644
145
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Изучить пар.112, выполнить упр. 646
146
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Повторить правила, выполить упр. 649
147
Время глагола
Изучить пар114, выполнить упр.654
148
Прошедшее время.
Изучить пар.115, выполнить упр. 656
149
Настоящее время.
Изучить пар. 116, выполнить упр.660
150
Будущее время.
Изучить пар. 117, выполнить упр. 665
151
Тренировочные упражнения
Составить тесты по теме «Время глагола»
152
Контрольный диктант № 2.
Повторить па.114-117
Тема № 10 (10 часов). Глагол. Часть 2
153
Спряжение глагола.
знать композицию рассказа; уметь правильно ставить ударение в формах настоящего и прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний глаголов, составлять рассказ по личным впечатлениям, по данному началу, на основе изображенного
Осознание богатства русского языка, его эстетической ценности; способности к самооценке Преобразование информации в форму таблицы, извлечение информации из таблиц; определение успешности своей работы Систематизация изученного по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации; обобщение сведений о функционально-смысловых типах речи
Изучить пар.118, выполнить упр. 670,671
154
Спряжение глаголов с безударным личным окончанием
Выполнить упр. 678
155
Р.Р. № 14. Словарь синонимов. Презентация. Сбор материала. Описание игрушки.
Описать игрушку письменно
156
Текстоведение № 6.«Смешанный текст». Варианты комбинаций. Цель комбинаций. Комбинирование разных типов речи при создании собственных текстов
Выполнить упр. 684
157
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Выучить правила в тетради, выполнить упр.686
158
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Выучить правила в тетради, выполнить упр. 688
159
Употребление времен.
Изучить пар.122, выполнить упр. 697
160
Морфологический разбор глагола
Изучить пар.121, выполнить упр.692
161
Творческая мастерская «Паспорт Глагола»
Изготовить паспорт глагола
162
Тематическая контрольная работа № 7
С.135 ответить на вопросы
Тема № 11 (3 часов). Повторение и систематизация изученного
163
Разделы науки о языке.
Обобщить знания по языковым темам учащегося за 5 класс
Подготовиться к изучению языковых тем 6 класса
Изучить пар.123, выполнить упр.711
164
Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь.
Изучить пар. 124, выполнить упр.723,725
165
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью