Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 4 класса»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Русский язык» разработана на основании следующих нормативных документов:
выписка из Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Гимназия №5». Принята Педагогическим советом гимназии (Протокол № 1 от 28.08.2013г.); утверждена Приказом директора гимназии Борисовой Т. К. (№ 258 от 28.08.2013г.) с учетом изменений, одобренных федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1) и внесенных в ООП НОО Педагогическим советом гимназии (Протокол№1 от 31.08.2016г.); утверждены Приказом директора гимназии Борисовой Т. К. (№259 от 6.09.2016г.)С изменениями, внесенными в ООП НОО Педагогическим советом гимназии (Протокол №1 от 31.08.2017г.); утверждены Приказом директора гимназии Борисовой Т. К. (№271 от 6.09.2017г.)С изменениями, внесенными в ООП НОО Педагогическим советом гимназии (Протокол №1 от 31.08.2018г.); утверждены Приказом директора гимназии Борисовой Т. К. (№260 от 31.08.2018г.)С изменениями, внесенными в ООП НОО Педагогическим советом гимназии (Протокол №1 от 31.08.2018г.); утверждены Приказом директора гимназии Борисовой Т. К. (№260 от 31.08.2018г.)
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 06.10.2009 № 373»
приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 06.10.2009 № 73»
приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 06.10.2009 № 373»
приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 06.10.2009 № 373»
приказ Министерства образования и науки РФ от 18.05.2015 №507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 06.10.2009 № 373»
приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом от 06.10.2009 № 373»
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Федеральный перечень учебников Русский язык 4 класс авторы: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Москва, «Просвещение»,2019г.
ООП НОО МБОУ Гимназия №5
Общая характеристика курса:
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной образовательной программы начального общего образования (УМК «Школа России») научный руководитель А. А. Плешаков, Москва «Просвещение» 2012г., авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. «Русский язык» (УМК «Школа России») для 1 – 4 классы, Москва «Просвещение» 2015 год.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитания младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития
личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение
Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание программы по учебному предмету «Русский язык», 1-4 класс (ФГОС НОО) для 4 класса рассчитано на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
В результате программный материал учебного предмета «Русский язык» для 4 класса в течение учебного года будет выполнен полностью.
Формы организации учебного процесса
Для изучения предмета применяется классно – урочная форма обучения, основу которой составляет системно – деятельностный подход. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание программы (136 часов)
Повторение
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.
Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имён существительных (общее представление).
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок)и правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).
Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).
Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Гпагол
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.
Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление).
Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).
Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.
Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Развитие речи
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.
План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).
Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Календарно- тематический план 136 часов.
№п/п
№
У
Тема
Предметные знания
Характеристика деятельности учащихся
Раздел «Повторение» (8 час.)
1.
1
Диалогическая и монологическая речь.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам.
уточнить представление о речи.
уточнить представление об особенностях текста
Анализировать высказывания о русском языке. Составлять текст по выбранной пословице, по рисунку с включением в него диалога.
Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, выделять части. составлять план. Нормы построения текста.
2.
2
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.
Развивать умения определять тему текста
Работать с памяткой
3.
3
Работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста. Обучающее изложение.
Развивать умения определять тему текста.
Работать с памяткой.
4.
4
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; восклицательные и невосклицательные.
Развивать умения распознавать предложения
Находить в тексте предложения, составлять , обосновывать использование знаков препинания в конце предложений.
5.
5
Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.
Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями
Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Находить обращение в предложении, составлять предложения с обращением, выделять обращение на письме.
6.
6
Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Развивать умения разбирать предложения по членам
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. различать главные и второстепенные члены предложения, анализировать схемы предложений.
7
7
Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование предложений. Разбор предложений по членам.
Актуализировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях
Моделировать предложения. Разбирать предложение по членам.
8.
8
Проверочная работа.
Упражнять в умениях устанавливать связь слов в предложении
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь, между словами в словосочетании.
Раздел «Предложение» (9час.)
9.
1
Представление о предложениях с однородными членами.
Научатся распознавать предложения с однородными членами и расставлять в них знаки препинания.
Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.
10.
2
Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, союзов (и,а,но)
Дать представление о видах связи однородных членов предложения.
Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова
11.
3
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но
Развивать умения находить однородные члены в предложении.
Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами.
12
4
Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.
Совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами
Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.
13.
5
Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.
Совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами
Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.
14.
6
Различение простых и сложных предложений.
Учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения
Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.
15.
7
Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами.
Учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения
Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Составлять сложные предложения.
16.
8
Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях.
Проверить знания, умения и навыки по теме.
Ставить запятые между простыми предложениями, входящих в состав сложного. Оценивать результаты выполненного задания « Проверь себя» по учебнику.
17
9
Проверочная работа.
Проверить знания, умения и навыки по теме.
Ставить запятые между простыми предложениями, входящих в состав сложного. Оценивать результаты выполненного задания « Проверь себя» по учебнику.
Раздел «Слово в языке и речи» (18 час.)
11.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке.
Выявлять слова, значение которых требует уточнения.
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
18.
1
Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов,о синонимах, антонимах, омонимах.
Актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения в которых слово употребляется.
19.
2
Работа с лингвистическими словарями.
Умение работать со словарями
Объяснять принцип построения толкового словаря.составлять собственные толковые словарики.
20.
3
Значимые части слова. Корень. Приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок.
Определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов.
Объяснять значение слова. Роль и значение суффиксов и приставок
21.
22.
23.
24.
25 -26
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
4
5
6
7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (ся), основы.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Разбор слов по составу. Моделирование слова с определённым составом.
Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости- звонкости согласным, с непроизносимым согласным.
Правописание двойных согласных в словах.
Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ик, -ек.
Правописание ъ и ь разделительных знаков. Работа с орфографическим словарём.
Повторить правила правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.
Упражнять в различении частей речи.
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омономичными корнями.
Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.
Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.
Моделировать слова.
Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.
Работать с орфографическим словарём.
Сочинять объявление.
Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.
Высказывать своё суждение и сочинять собственный текст- отзыв. Анализировать признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Подбирать примеры изученных частей речи.
.
Раздел «Имя существительное» (33 час.)
36 - 37
1-2
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Формировать умения склонять имена существительные, определять падеж существительных.
Различать имена существительные, определять признаки присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам.
38-39
3-4
Различение падежных и смысловых ( синтаксических) вопросов.
Учить распознавать падежи имён существительных по вопросам.
Различать падежные и смысловые вопросы.
40
5
Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме.
Повторить понятие несклоняемые имена существительные
Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.
41
6
1-скл. имён существительных.
Развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения
Определять принадлежность имён существительных к 1 склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры сущ. 1 склонения.
42
7
Падежные окончания имён существительных 1- скл.
Развивать умения писать безударные окончания имён сущ. 1 скл.
Сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1 скл.
43
8
Падежные окончания имён существительных 1- скл.
Развивать умения писать безударные окончания имён сущ. 1 скл.
Сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1 скл.
44
9
2-скл. имён существительных.
Познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения
Определять принадлежность имён существительных ко 2 склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры сущ. 2 склонения.
Развитие умения распознавать имена существительные в в.п.
67
32
Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных.
Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имён существительных. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.
Познакомить со способами различения имён существительных в д.п. ТВ.п. предл.п. Обобщить знания об имени существительном.
Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных множественного числа
68
33
Контрольный диктант
Проверить знания умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Раздел «Имя прилагательное» (23 час.)
69
1
Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных.
Научатся точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи
Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.
70
2
Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в ед.ч.).
Научатся определять род, число, падеж.
Определять род и число имён прилагательных.
71
3
Начальная форма имён прилагательных.
Учить составлять текст-описание игрушки.
Различать начальную форму имени прилагательного. согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного.
72
4
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.
Учить изменять прилагательные по падежам.
73
5
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника
Работать с памяткой «как подготовиться к составлению текста- рассуждения».Составлять текст- рассуждение о своём впечатлении от картины.
74
6
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.
Учить писать падежные окончания имён прилагательных м.р. и ср.р. в ед.ч.
75
7
Родительный падеж.
76
8
Дательный падеж
77
9
Именительный, винительный, родительный падежи.
78
10
Творительный и предложный падежи
79
11
Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.
Учить писать падежные окончания имён прилагательных м.р. и ср.р. в ед.ч.
Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.
80
12
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.
Учить склонять имена прилагательные ж.р., и определять их падеж
Сравнивать падежные окончания имён прилагательных ж.р. по таблице.
81
13
Именительный и винительный падежи.
Учить правильно писать окончания имён прилагательных ж.р. и .п и в.п.
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных ж.р.
82
83
14
15
Родительный, дательный, творительный падежи.
Учить правильно писать окончания ж.р.в р.п. д.п. т.п
Проверять правильность написанного
84
16
Представление об окончаниях имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.
Работать с памяткой. Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму. Высказывать своё мнение о картине.
Познакомить с особенностями местоимения как части речи.
Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений.
93
2
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа
Познакомить с грамматическими признаками личных местоимений.
Определять лицо, род у личных местоимений
94
3
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.
Познакомить с изменениями местоимений 1-,2-лица по падежам.
95
4
Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.
Развивать умения склонять личные местоимения.
96
5
Окончания личных местоимений в косвенных формах..
Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.
97
6
Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Морфологический разбор личных местоимений.
Выполнять разбор личного местоимения как части речи, алгоритмом, данным в учебнике.
98
7
Проверочная работа.
Проверить знания, умения ,навыки
Оценивать результаты выполненного задания « Проверь себя»
Раздел «Глагол» 28 час.
99
1
Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов(настоящее, будущее, прошедшее)
Развивать умения распознавать глаголы
Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки.
100
2
Изменение глаголов по временам.
Развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.
Трансформировать текст, изменяя время глагола.
101
3
Неопределённая форма глагола.
Развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним.
Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омономичных имён существительных. Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола
102
4
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам..
103
5
Лицо и число глаголов.
Развивать умения определять лицо глаголов и изменять глаголы по числам.
Определять лицо и число у глаголов
104
6
Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени.
Знакомство с глаголами которые не употребляются в 1 лице ед.ч.
105
7
2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.
Определять роль мягкого знака в окончаниях глаголов 2 лица ед.ч. в н.в. и б.в
106
8
Спряжение глаголов в настоящем времени.
Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени
107
9
Спряжение глаголов в будущем времени.
Определять спряжение глаголов
108
10
Спряжение глаголов в будущем времени.
109
11
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения
Наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах 1,2 спряжения
110
111
12
13
Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
Развивать умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к ним, писать окончания.
Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.
112
113
14
15
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Учить правильно писать безударные личные окончания глаголов 1- 2- спр.
Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
114
16
Возвратные глаголы (общее представление).правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Познакомить с понятием возвратные глаголы развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами
Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола.
115
17
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.
Развивать умение распознавать глаголы в форме 3-лица и в неопределённой форме, познакомить с правилом правописания –тся, -ться в возвратных глаголах.
Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 30го лица ед.и мн.ч. настоящего и будущего времени.
116
18
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.
117
19
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.
Развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени и писать родовые окончания глаголов прошедшего времени.
Развивать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов
Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.
Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.
Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.
Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.
Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.
126
28
Контрольный диктант.
Проверка знаний умений по теме.
Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.
Повторение 10 часов
127
1
Язык. Речь. Текст.
128
2
Предложение и словосочетание.
129
3
Лексическое значение слова
130
131
4-5
Состав слова
132
6
Части речи.
133
7
Склонение имён прилагательных
134
8
Спряжение глаголов.
135
136
9
10
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2015
Канакина В.П. и др. Русский язык. 1- 4 класс. Электронные пособия.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
Речь и её назначение. Виды речи.
Признаки текста. Построение текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Связь слов в словосочетании
Однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы. Значение фразеологизмов. Понятие «имя числительное». Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь.
Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Разбор слова по составу. Правила проверки слов с проверяемой безударной гласной, парными по звонкости –глухости согласными, непроизносимой согласной). Правописание приставок и предлогов.
Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Род, число, падеж имён существительных и прилагательных. Текст-описание. Личные местоимения 1,2,3 лица. Род, число, формы, времена глагола. Правописание НЕ с глаголами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Различать язык и речь. Составлять текст по рисунку.
Различать текст и предложения. Определять тему и главную мысль текста. Различать типы текстов и выделять его части. Восстанавливать деформированный текст. Обосновывать знаки препинания в конце предложения. Находить обобщение в предложении. Устанавливать связь слов в предложении. Определять главные и второстепенные члены предложения.
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по словарю. Находить синонимы, антонимы, омонимы. Различать слово и словосочетание. Находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение. однокоренные слова, выделять корень. Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Узнавать изученные части речи среди других слов в предложении. Распознавать имя числительное по вопросам.
Различать и группировать однокоренные слова, выделять корень. Находить чередующиеся звуки в корне. Выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс, основу. Определять в слове наличие изученных и изучаемых орфограмм. Работать с орфографическим словарём.
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду. Изменять имена существительные и прилагательные по падежам. Распознавать художественное и научное описание текста. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: род, лицо, число, заменять существительные местоимениями. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Распознавать род, число и форму глаголов. Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.