Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс «Школа России»»
Рабочая программа
по русскому языку 2 класс
«Школа России»
Составила: Спиридонова Валентина Ивановна
Красноярский край
Г..Шарыпово
МБОУ СОШ № 1
Т. Г. Рамзаева Русский язык.
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по курсу русского языка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. УМК «Школа России»: Рамзаева Т.Г. «Русский язык. Рабочие программы» – М. Просвещение, 2012 год.Рамзаева Т.Г. , учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г. – М., Дрофа,2011
Место курса «Русский язык» в учебном плане.
Во 2 классе на уроки русского языка отводится по 175ч (5 ч в неделю, 35учебных недель).
В классе обучаются дети нормы, 2 ученика с ТНР. Программа является адаптированной для детей с ОВЗ, что предусматривает индивидуальный подход к обучению, дифференциации нагрузки с учётом АООП.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
первоначальные умения проверять написанное;
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлятьзвуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать слово как единство звучания и значения;
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
устанавливать связи слов между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
разделительный мягкий знак (ь);
знаки препинания конца предложения (. ? !);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание частицы не с глаголами;
— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Повторяем то, что знаем
Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.
Речь
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слова с буквой Э. Согласный звук [й] и гласный звук [и].
Шипящие согласные звуки
Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩЧ, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Алфавит, или азбука
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Слово и слог. Перенос слов
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Предложение и текст
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении.
Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.
Заголовок. Опорные слова в тексте.
Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка(ознакомление). Красная строка в тексте.
Мягкие и твердые согласные звуки
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Звонкие и глухие согласные звуки
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Обозначение гласных звуков
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.
Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.
Слово и предложение. Имя существительное
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).
Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).
Предлог
Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО
Родственные (однокоренные слова)
Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.
Безударные гласные в корне
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.
Парные согласные в корне
Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Предложение
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).
Повторение в конце учебного года
Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Обозначение мягкости согласных звуков буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. Разделительный Ь. Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие у школьников навыков грамотного письма. В программе и учебниках представлены четыре группы правил: 1) обозначение звуков буквами; 2) перенос слов; 3) раздельное написание слов; 4) написание заглавной буквы.
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела
Кол-во часов
Обучающие изложение
Диктанты
Списывание
Комплексные работы
1
Повторяем то, что знаем.
5
2
Речь.
4
1
3
Звуки и буквы.
9
1
4
Буквы И, А, У после букв шипящих. Сочетание ЧН-ЧК
12
1
5
Алфавит
2
6
Слово и слог. Перенос слов.
6
1
7
Предложение и текст
7
1
8
Предложение и текст
(Продолжение)
5
1
9
Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме
8
1
10
Звонкие и глухие согласные звуки
5
1
11
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах
11
1
1
12
Разделительный мягкий знак
6
1
13
Двойные согласные
3
14
Слово и предложение. Имя существительное
14
1
1
1
1
15
Глагол
9
16
Имя прилагательное
8
1
17
Предлог
7
1
1
18
Родственные (однокоренные) слова
9
1
19
Безударные гласные в корне
5
1
20
Парные звонкие и глухие согласные в корне
6
21
Предложение
5
22
Повторение
24+5
1
1
Итого
175
3
11
6
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (170ч; 5 ч в неделю)
дата
Тема
часы
план
факт
Повторяем то, что знаем.
5
1
Слово — единица речи
1
2
Слово и слог
1
3
Слово и предложение – единицы речи
1
4
Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте
1
5
Текст и предложение.
1
Речь.
4
6
Речь устная и письменная.
1
7
Тема текста. Связь слов в предложении.
1
8
Знаки препинания в конце предложений.
1
9
Восстановление деформированных предложений.
1
Звуки и буквы.
9
10
Особенности звуков и букв.
1
11
Гласные и согласные звуки и обозначение их буквами.
1
12
Слова с буквой Э в начале слова
1
13
Речевой этикет. Слова- приветствия.
1
14
Согласный звук [й] и буква «й»
1
15
Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения.
1
16
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
1
17
Гласные и согласные звуки и буквы.
1
18
Гласные и согласные звуки и буквы.
1
Буквы И, А, У после букв шипящих. Сочетание ЧН-ЧК
12
19
Шипящие согласные ж, ш, ч, щ.
1
20
Шипящие согласные. Сочетания жи -ши-же-ше
1
21
Слова с сочетаниями ча- ща- чу- щу ;
1
22
Слова с сочетаниями ; чк- чн- щн
1
23
Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
1
24
Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
1
25
Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
1
26
Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
1
27
Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
1
28
Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
1
29
Диктант с грамматическими заданиями
1
30
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.
1
Алфавит
2
31
Алфавит
1
32
Алфавит
1
Слово и слог. Перенос слов
6
33
Понятие слога и слова
1
34
Деление слов на слоги.
1
35
Правила переноса слов.
1
36
Перенос слов с ь, ъ, й.
1
37
Диктант с предварительной подготовкой.
1
38
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.
1
Предложение и текст.
7
39
Коммуникативная функция предложения.
1
40
Главные члены предложения (грамматическая основа).
1
41
Правописание заглавной буквы в начале предложения.
1
42
Знаки препинания в конце предложения.
1
43
Предложение, как составляющая текста.
1
44
Диктант с грамматическими заданиями
1
45
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.
1
Предложение и текст.
5
46
Текст — единица речи. Признаки текста.
1
47
Деление текста на части. План текста.
1
48
Типы текста- описание, повествование.
1
49
Тип текста- рассуждение
1
50
Изложение зрительно воспринятого текста.
1
Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме
8
51
Обозначение мягкости и твердости согласных звуков.
1
52
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю,я
1
53
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю,я
1
54
Мягкий знак – показатель мягкости согласного на конце слова.
1
55
Мягкий знак – показатель мягкости согласного в середине слова.
1
56
Перенос слов с мягким знаком. Словарный диктант
1
57
Обучающее изложение текста по вопросам
1
58
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.
1
Звонкие и глухие согласные звуки
5
59
Парные звонкие и глухие согласные звуки.
1
60
Парные звонкие и глухие согласные.
1
61
Способы проверки слов парными согласными.
1
62
Способы проверки слов парными согласными. С.Р.
1
63
Контрольное списывание.
1
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах
11
64
Ударение. Ударный и безударный слог.
1
65
Различение ударного и безударного слога.
1
66
Проверка безударных гласных
1
67
Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах
1
68
Контрольное списывание. Словарный диктант
1
69
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.
1
70
Проверка безударных гласных в словах
1
71
Проверка безударных гласных в словах. С.Р.
1
72
Проверка безударных гласных в словах
1
73
Диктант по теме «Безударная гласная в слове»
1
74
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.
1
Разделительный Ь
6
75
Разделительный мягкий знак.
1
76
Слова с разделительным мягким знаком.
1
77
Ь- для обозначения мягкости согласных звуков
1
78
Слова с разделительным мягким знаком. Письмо под диктовку.
1
79
Диктант с грамматическими заданиями
1
80
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.
1
Двойные согласные
3
81
Написание слов с двойными согласными.
1
82
Написание слов с двойными согласными.
1
83
Перенос слов с двойными согласными.
1
Слово и предложение. Имя существительное
14
84
Слова — названия предметов Понятие имя существительное
1
85
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
1
86
Собственные и нарицательныеимена существительные
1
87
Правила написания заглавных букв в именах, отчествах и фамилиях.
1
88
Правила написания заглавных букв в кличках животных, географических названиях.
1
89
Правила написания заглавных букв для существительных.
1
90
Закрепление изученного материала.
1
91
Контрольное списывание.
1
92
Изложение текста по вопросам.
1
93
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.
1
94
Комплексная работа по структуре текста (озаглавить, работа с деформированнымипредложениями)
1
95
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.
1
96
Диктант по теме «Имя существительное»
1
97
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала
1
Глагол
9
98
Глагол - слово, обозначающие действие предмета.
1
99
Начальная форма глагола
1
100
Употребление глагола в форме ед. и мн.числа.
1
101
Формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола.
1
102
Формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола.
1
103
Главные члены предложения (основа).
1
104
Структура повествовательного текста.
1
105
Письмо под диктовку. С.Р.
1
106
Закрепление пройденного материала
1
Имя прилагательное
8
107
Слова, обозначающие признаки предмета.
1
108
Имя прилагательное. Его использование в речи
1
109
Употребление прилагательных в форме ед. и мн.числа.
1
110
Употребление прилагательных в форме ед. и мн.числа.
1
111
Прилагательные противоположные по смыслу (антонимы)
Предложение. Установление связи слов в предложении
1
162
Текст. Виды текста
1
163
Итоговый диктант
1
164
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала
1
165
Итоговое списывание.
1
166
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала
1
167
Закрепление изученного материала
1
168
Закрепление изученного материала
1
169
Закрепление изученного материала
1
170
Закрепление изученного материала
1
171
Закрепление изученного материала
1
172
Закрепление изученного материала
1
173
Закрепление изученного материала
1
174
Закрепление изученного материала
1
175
Закрепление изученного материала
1
Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности
только полноценное решение задачи, показывающее умения по использованию знаний.
За каждую учебную задачу или их группу, демонстрирующую овладение учеником отдельным умением, ставится своя, отдельная отметка.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.
За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени (четверть, полугодие, год). Формы проведения итогового контроля - проверочное и контрольное списывание и контрольные диктанты.
Проверочное списывание проводится в начале года и в конце первого полугодия, контрольное списывание - в конце года. Объём текстов - 50, 55 и 60 слов соответственно. Цель: проверка умения правильно, без ошибок и пропусков списывать текст.
Диктанты проводятся для проверки уровня развития правописных умений и навыков. Дополнительные задания во время диктанта не предлагаются. В оставшееся время дети проводят самопроверку, графически обозначают изученные орфограммы, находят и исправляют ошибки.
Критерии оценки письменных работ по русскому языку
Норма
«5» («отлично»)
«4» («хорошо»)
«3» («удовлетворительно»)
«2» («плохо»)
Диктант
1 полугодие25-30 слов
Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного, отсутствие ошибок.
Уровень выполнения требований выше удовлетворительного, не более 2 ошибок.
Достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5 ошибок.
Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или более.
2 полугодие
35 - 45слов
Списывание
25-35 слов
Безукоризненно выполненная работа без исправлений.
1-2 исправления или одна ошибка.
2-3 ошибки.
4 и более ошибок.
Словарный диктант
8-10 слов
Без ошибок.
1 ошибка.
2 ошибки.
3 и более ошибок.
К ошибкам в диктантах относятся: - нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;
- наличие ошибок на изученные правила орфографии.
К недочётам в диктантах относятся: - отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные контрольные работы (диктанты, списывания, словарные диктанты
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Диктант
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
¨ нарушение правил орфографии при написании слов;
¨ пропуск и искажение букв в словах;
¨ замену слов;
¨ отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
¨ неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и 1-2 исправления (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможности их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям учащихся, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (например, однородные члены предложения).
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Объём словарных диктантов
Класс
1 полугодие
2 полугодие
2 класс
8 слов
10 слов
3 класс
10 слов
12 слов
4 класс
12 слов
15 слов
Примечание: контрольный словарный диктант проводится 1 раз в 2 недели в тетрадях для контрольных работ.
Объём изложений
Объём текстов изложений должен быть на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов.
Примерный объём текстов:
Класс
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.
2 класс
35 – 45 слов
40 – 50 слов
45 – 55 слов
50 – 60 слов
3 класс
55 – 65 слов
60 – 70 слов
65 – 75 слов
70 – 80 слов
4 класс
75 – 85 слов
80 – 90 слов
85 – 95 слов
90 – 100 слов
Примечание:
На проведение изложения рекомендуется отводить не менее одного часа. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п. В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце II-III классов и два изложения в IV классе.
Объём сочинений
Примерный объём сочинений:
Класс
Количество предложений
Количество слов
3 класс
9 – 10 предложений
50 – 60 слов
4 класс
11 – 12 предложений
70 – 80 слов
Примечание:
На проведение сочинения рекомендуется отводить не менее одного часа. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.